Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕолитогенез как становление властной асимметрии




ƒл€ понимани€ как природы властного общени€ вообще, так и специфики современных от ношений между людьми по поводу государственной власти, необходимо коснутьс€ вопроса о се происхождении и публичном характере. Ќередко упускаетс€ из виду, что политическа€ власть в се современной форме, как власть государственно-публична€, имеет не такую уж длительную историю (всего около 5 тыс€челетий) по сравнению с догосударственными (так называемыми 'потестарными', от позднелатинского 'potestas' - власть) структурами управлени€ и самоорганизации, существовавшими, начина€ с по€влени€ в эпоху позднего (или верхнего) палеолита около 40 тыс€ч лет назад кроманьонского человека (Homo Sapiens)7.  роме всего прочего, в пользу того, что видовое пон€тие государственной власти по объему значительно уже, чем родова€ категори€ 'власть', свидетельствуют и новейшие процессы по€влени€ на рубеже третьего тыс€челети€ органов 'надгосударственной' власти в лице законодательных (≈вропарламент) и исполнительных ( омисси€ ≈вропейского —ообщества) институтов, властные полномочи€ которых распростран€ютс€ на территорию почти полутора дес€тка европейских стран. »так, можно сделать предварительный вывод о том, что в широком смысле категори€ 'власть' включает в себ€ и догосударственную (потестарную), и государственную (публичную), а возможно даже и 'надгосударственную' (пост-государственную) формы властной организации людей.

√енезис власти как механизма, регулирующего социальное общение, интересен дл€ анализа природы и феноменологии властных отношений. ¬едь политической этнографии известны примеры, когда общественные структуры, хот€ и довольно примитивные, управл€лись на началах относительно симметричного равенства, избега€ при этом резкой асимметрии и отчуждени€, присущих современным отношени€м власти. ¬стречаютс€ и такие случаи, когда общины и вовсе обходились без власти старейшины, существу€ как бы на основе полного самоуправлени€ (и в этом, смысле самовласти€), а также саморегулировани€ коллективной жизни при помощи традиций и обычаев, правил и норм.

ƒвижение общества к современной публичной власти начинаетс€ с постепенного нарушени€ этой природной симметрии и равенства, причем эта тенденци€ просматриваетс€ уже в самых примитивных обществах, в рамках сегментированных и автономных семейных и родовых общин. ≈ще в услови€х политогенеза, то есть процесса перехода общества к новому типу управлени€, к государственной организации и институтам публичной власти, мы сталкиваемс€ с так называемой потестарной властью и такими догосударственными формами ее организации, как 'линейный' и 'конический' кланы 'линидж' (lineage) и 'рэмедж' (ramagе), 'протогосударство-вождество', 'чифдом' (chiefdom). ¬ результате их изучени€ нагл€дно прослеживаетс€ постепенное расслоение общества на властвующих и подвластных, усиление неравенства и асимметрии в отношении между ними, приведшее, в итоге, к господству и подчинению, и, наконец, перераспределение управленческих функций и формирование обычаев и регламентов, фиксирующих и закрепл€ющих властные отношени€8.

ѕервоначально отношени€ власти и вли€ни€ локализуютс€ в рамках кровно-родственных св€зей, основыва€сь на половозрастном разделении труда. «начительна€ часть управленческих функций осуществл€етс€ еще самим семейно-родовым коллективом, представл€ющим еще во многом и субъект, и объект управлени€. «атем начинаетс€ постепенное обособление властно-управленческих функций внутри изначально эгалитарного сообщества в пользу определенной группы лидеров. ќсобенно €рко это про€вл€етс€ в отношени€х внутри так называемого 'конического' клана 'рэмедж' (от англ. ramage - ветвь), в котором властный статус и сила вли€ни€ отдельного индивида при еще однолинейном варианте родства определ€ютс€ как функци€ родственной близости и генеалогического старшинства по отношению к предку-основателю и линии его пр€мых потомков, €вл€ющейс€ старшей по властному рангу. ¬ то же врем€ лидеры-руководители клана в целом еще не сто€т 'над' р€довыми общинниками, €вл€€сь скорее исполнител€ми общественных об€занностей, то есть 'слугами общества', а не его 'господами'.

—имметричность отношений между руководител€ми, вожд€ми и р€довыми общинниками особенно нагл€дна в такой форме формирующихс€ властных отношений как потестарна€ структура 'военной демократии'. ¬ этой племенной форме, изученной еще Ћ. ћорганом и описанной в работе 'ƒревнее общество' на примере лиги ирокезов, власть и вли€ние наход€тс€ в достаточно сбалансированном состо€нии, когда еще отсутствуют присущие государственным формам общени€ асимметричное неравенство и отчужденное противосто€ние управл€ющих и управл€емых. ѕроцесс прин€ти€ решений в совете лиги по процедуре и традиции должен учитывать волю как 'властвующих' (совета старейшин и военного вожд€), так и 'подвластных' (народного собрани€ общинников), вли€ние которых в р€де важных вопросов было примерно равным по своему значению.

Ќо уже в первых ранних государствах асимметри€ в отношени€х между властью управл€ющих и вли€нием управл€емых начинает резко усиливатьс€. Ёто €рко видно на примере государственной истории ƒревнего ≈гипта, когда вчерашний вождь племени постепенно становитс€ кн€зем-номархом, а затем и фараоном, 'живым богом', отношени€ которого с р€довым кресть€нином образно можно выразить как отношени€ 'между небом и землей'. ¬ результате процесса политогенеза формируетс€ государственна€ власть, как асимметричное и амбивалентное отношение между управл€ющими и управл€емыми, сразу поставившее государство и его подданных в разные 'весовые категории' с точки зрени€ их силы. ѕолитическое общение близких по крови, еще относительно равных по потестарному статусу и вли€нию людей, смен€етс€ отчужденными отношени€ми господства и подчинени€, опирающимис€ на административный аппарат принуждени€ и насили€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1326 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

2242 - | 1999 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.