Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—оциальное видение политики




ћарксистска€ теори€ политики, в своем ортодоксальном варианте сформировавша€с€ в середине XIX века, выступила в качестве некоего 'моста', обеспечившего линию преемственности в понимании политической сферы между классическими концепци€ми прошлого и современными ее интерпретаци€ми,  онцепци€ политической сферы (или 'политической надстройки') в классическом марксизме исходит из нескольких предпосылок. ¬о-первых, из идеи 'экономической редукции', то есть в основном из сведени€ базовых механизмов функционировани€ политики к ее экономическим детерминантам, например, к материальным интересам людей, участвующих в процессе производства и обмена.  . ћаркс пишет о том, что политика это про€вление экономического потенциала (Politik als цekonomische Potenz), поскольку в структуре общественной формации 'способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовные способы жизни вообще'7. —ледует отметить, что, нар€ду с определ€ющей ролью экономического базиса, классиками марксизма все же упоминаетс€ и активна€ роль политической надстройки (‘. Ёнгельс особо подчеркивает этот момент в последние годы жизни в своих письмах 90-х гг. XIX в.),

¬о-вторых, политика это борьба классов (Politik аls Klassenkampf). —огласно марксистской доктрине, политика св€зана с разрешением антагонистических противоречий между классами, имеющими пр€мо противоположные экономические интересы, что про€вл€етс€ в форме классовой борьбы и социальных революций. «а любым политическим действием, €влением политической жизни сто€т те или иные 'интересы' тех или иных 'классов': рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных кресть€н, буржуа и пролетариев. ќтсюда вытекают все возможные определени€ и типологизации институтов политической системы, как, к примеру, 'государство это комитет по управлению долами буржуазии', 'коммунистическа€ парти€ есть авангард рабочего класса' и т. д. » наконец, в-третьих, важным компонентом марксистской интерпретации сферы политических отношений стало учение об организованном насилии и классовом господстве как основе вс€кой государственной власти и политики в услови€х антагонистического общества. ƒо последнего времени в ———– именно такое видение политической сферы было едва ли не единственным8.

Ќесмотр€ на то, что марксизм, рассмотрев макромеханизмы социально-экономической детерминации, добилс€ важных теоретических результатов, вскрывающих глубинные факторы политического процесса и некоторые мотивы политического поведени€, он совершенно не обратил внимани€ на более тонкий механизм политической активности и де€тельности, включающий в себ€ и социально-психологические, и социо-культурные, и правовые, и даже демографические и биологические факторы. »сход€ лишь из экономических причин, ни в коем случае нельз€ пон€ть механизмы консервации в политической жизни тех или иных институтов, например, конституционных монархий в таких развитых странах, как ¬еликобритани€, Ўвеци€, Ѕельги€ или япони€. ƒа и в самом политическом поведении его агенты (индивиды и группы) руководствуютс€ далеко не только одними экономическими интересами, например, в тех случа€х, когда избиратели на выборах отдают голоса парти€м, выступающим за национальное возрождение, и где социокультурный, идеологический и политико-психологический компоненты превалируют над чисто материальными мотивами. Ѕольшинство критиков марксистской концепции политики сход€тс€ в одном пункте, а именно в том, что на политические механизмы экономические отношени€ несомненно оказывают вли€ние, но политика €вно несводима к действию экономических факторов, поскольку обладает своей собственной органикой, имеющей специфические законы функционировани€ и развити€.

ћарксистские взгл€ды на политику как про€влени€ классовой борьбы (Klassenkampf) повли€ли на возникновение теории расовой борьбы (Rassenkampf) австрийских ученых Ћ, √умпловича и √. –атценхофера, на становление многих коифликтологических концепций политической сферы ( . Ўмитт, –. ƒарендорф, Ћ.  озер и др.). ѕолитика, к примеру, по  . Ўмитту, представл€ет собой особый тип социального отношени€ 'врага-друга', 'вертикальную ось', как бы проникающую сквозь всю общественную структуру, и, в частности, экономическую и духовно-культурную жизнь, другими словами, специфическую форму соединени€ или разъединени€ людей. 'ѕолитическое,-пишет ≈. Ўмитт,- может извлекать свою силу из различных сфер человеческой жизни, из религиозных, экономических, моральных и иных противоположностей; политическое не означает никакой собственной предметной области (курсив мой.- ј. ƒ.), но только степень интенсивности, ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными (в этническом или в культурном смысле), хоз€йственными или же мотивами иного рода и, в разные периоды они влекут за собой разные соединени€ и разъединени€'9.

 рупнейша€ по размаху и одна из наиболее известных в XX веке концепций политики как сферы де€тельности человека и общества, повли€вша€ впоследствии практически на все основные разработки современных моделей политической жизни, св€зана с трудами ћ. ¬ебера.  ак и классики марксизма, ћ. ¬ебер считает, что политика - это область общественных отношений по поводу власти, 'стремление к участию во власти или к оказанию вли€ни€ на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает'10.

Ќаиболее существенна€ иде€ веберовской теории состоит в том, что политика €вл€етс€ особым видом человеческой де€тельности (так же как и экономика, котора€ св€зана с хоз€йственной де€тельностью), представл€€ собой, с одной стороны, предпри€тие, аппарат легитимного господства (Herrschaftsbetrieb), а с другой, специфическую профессиональную де€тельность (Politik als Beruf), пронизывающую всю общественную жизнь. ¬се общество и люди дел€тс€ в зависимости от своего места в этом общесоциальном 'предпри€тии' на: 1) 'политиков по случаю' (например, все мы, как р€довые избиратели, в нем участвуем); 2) 'политиков по совместительству' (партийные активисты, дл€ которых политика еще не составл€ет главной области де€тельности) и 3) 'профессиональных политиков' (государственных де€телей и чиновников, освобожденных партийных функционеров и т. д.). “аким образом, по ћ. ¬еберу, политика как сфера общественной жизни формируетс€ лишь с возникновением государственно-административного аппарата как 'штаба политического предпри€ти€' всего общества, а также с обособлением управленческой де€тельности в особую профессию людей, св€занную с контролем и распределением власти.

¬еберовска€ модель политики как общественного предпри€ти€, то есть определенной макросоциальной структуры, в которой всем гражданам задаетс€ то или иное место и роль во властных отношени€х, повли€ла на современные структурно-функциональные подходы к интерпретации политики и, в частности, на системную концепцию “. ѕарсонса. “. ѕарсонс рассматривает общество как глобальную систему, совокупность социальных действий всех людей, элементы которой обладают специфическими функци€ми и статусами. ќбщественна€ система состоит из четырех подсистем, кажда€ из которых выполн€ет определенную функцию: 1) экономика- адаптации к внешней среде; 2) политика - целедостижени€; 3) право - интеграции и 4) культура - 'латентного' поддержани€ стереотипов и образцов. ѕолитическа€ подсистема, таким образом, благодар€ своей опоре на власть св€зана со способностью обеспечивать организацию людей дл€ эффективного коллективного действи€ с тем, чтобы достигать общих целей. ¬ласть в политике дл€ “. ѕарсонса представл€ет такое же средство обмена и мобилизующий стимул, каким в экономике €вл€ютс€ деньги.

ѕолитика включает в себ€, с одной стороны, социальный механизм, состо€щий из: 1) определени€ коллективных целей, 2) прин€ти€ решений и 3) мобилизации необходимых ресурсов дл€ достижени€ целей, а с другой стороны, обеспечивающую его институциональную структуру, раздел€ющуюс€ на три компонента: 1) институты лидерства, 2) органы власти и 3) нормы и правила регламентации, которые соедин€ютс€ в единую систему политических действий. ѕолитическа€ жизнь как подсистема общества - это весьма сложна€ совокупность воздействий лидеров на людей через органы власти в рамках регламента правовых правил политической игры, состо€ща€ из определени€ целей, прин€ти€ решений и их реализации посредством мобилизации, если необходимо, всех ресурсов страны11.

¬ соответствии с парсонсовской интерпретацией политической подсистемы общественной жизнеде€тельности 'место индивида, группы или института в социальной иерархии, с одной стороны, и выполн€емые ими функции, с другой, определ€ют их поведенческие установки, ориентиры и цели де€тельности в обществе. »зучение ролей и их изменений позвол€ет далее раскрыть процесс прин€ти€ решений, т. е. пон€ть механизм функционировани€ власти в обществе'12. ¬последствии идеи “. ѕарсонса о политике как относительно автономной подсистеме общественной жизни легли в основу системного анализа политической жизни и теории политической системы, принципы которых были разработаны в работах ƒ. »стона13, создавшего научную традицию рассмотрени€ политики через 'пр€мые' и 'обратные' св€зи и взаимодействи€ политсистемы с 'внешней' социальной средой.

¬ отличие от “. ѕарсонса, который демонстрирует 'дедуктивный' подход к общественной подсистеме, политике как к своего рода 'макромиру', классики бихевиорализма („. ћерриэм, √. Ћассуэлл, ƒж.  этлин и др.) подход€т к политической жизни скорее индуктивно. ѕо их представлени€м, она складываетс€ из совокупности политических действий и взаимодействий отдельных индивидов, то есть как бы из суммы векторов индивидуального политического поведени€. »ндивиды вступают между собой в отношени€ власти, их индивидуальные установки составл€ют основу целостной динамики политической жизни, котора€ поэтому становитс€ совокупным движением 'политических атомов', соедин€ющихс€ и разъедин€ющихс€, сталкивающихс€ и борющихс€ и т. д. ѕолитическа€ сфера понимаетс€ в этом случае, прежде всего, как совокупна€ политическа€ активность индивидов, формирующа€с€ из отдельных действий и взаимодействий (или в терминологии американских политологов 'акций' и 'интеракций'), то есть макрополитический срез общества есть интегральна€ 'сумма' всех микрополитических жизней индивидов. Ѕихевиоралистский подход заложил целую теоретико-методологическую традицию интерпретации политики на уровне ее микросоциальных механизмов.

¬ рамках этой методологической парадигмы были разработаны концепци€ обмена ресурсами на политическом рынке, игрова€ модель политики, опирающа€с€ на математическую теорию игр, и наконец, весьма попул€рна€ в насто€щее врем€ в западной политологии теори€ 'рационального выбора' (котора€ будет рассмотрена ниже при анализе активности субъектов политических отношений). ¬о всех трех, довольно широко распространенных сегодн€ подходах, политика предстает как совокупность поведений и отношений между акторами (или агентами, субъектами), ѕри этом данна€ целостность интерпретируетс€ либо как политический рынок (ѕ. Ѕлау), где идет обмен контролируемыми ресурсами, либо как политическа€ игра (—. Ѕрамс) или же как рациональный выбор политических субъектов (‘, ‘иорина). »так, политическа€ жизнь это совокупность индивидуальных политических жизней, 'сумма' линий де€тельности и векторов поведени€ политических акторов (индивидов и групп).

  новейшим интерпретаци€м политической сферы можно отнести 'коммуникативную' концепцию политики и также ее, так называемое, 'постмодернистское' понимание.   числу же авторов, разрабатывавших еще в 50-60-е гг. взгл€д на политику как систему коммуникаций и информационных потоков, можно было бы отнести X. јрендт и  , ƒойча. ѕоследние наиболее известные теоретические построени€, рассматривающие политическую сферу как мир коммуникаций и коммуникативных действий, св€заны с разработками ё. ’абермаса14. ё. ’абермас отмечает, что политика отражаетс€ в системе коммуникативных действий, которые выступают в качестве цепочки опосредований, например, во взаимоотношени€х между капитализмом и демократией, когда частна€ и публична€ сферы общества сообщаютс€ через такие механизмы этих каналов опосредовани€, как деньги и власть 14.

ѕостмодернисты же пытаютс€ выйти за рамки так называемой 'рациональности модерна', стро€ новейшую модель политики, при которой как бы разрушаютс€ такие системообразующие параметры политической жизни, как легитимность государственной власти и авторитет социального пор€дка, а также возрастает роль групповых ценностей по сравнению с традиционными общественными нормами. ¬с€ политическа€ матери€ 'декомпозируетс€' сквозь групповую призму воспри€ти€ политического мира, с точки зрени€ коллективных представлений так называемых 'воображаемых сообществ' политически эмансипированных людей, стрем€щихс€ сделать свободный выбор и добитьс€, опира€сь на коллективную солидарность, 'эмоциональной власти'15. ¬ свое врем€ јристотель дал определение политики как сферы регулировани€ человеческого общени€, области, ответственной за поддержание социального пор€дка и управление общественными делами. ¬ рамках постмодернизма это классическое понимание разрушаетс€, поскольку в современном постмодернистском обществе рел€тивизируетс€ сам смысл общественного пор€дка, ценностей и целей общества, а власть, институты и способы политического регулировани€ утрачивают четкость, €сность и определенность. Ѕолее чем двухтыс€челетн€€ эволюци€ представлений о политике в постмодернистский период вступает в принципиально новую фазу: политика из формы принудительного общени€ и механизма властного регулировани€ общественными делами превращаетс€ в способ эмансипации от власти, ухода от насили€ политического модерна и обеспечени€ свободы выбора личности.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1126 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

2103 - | 1832 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.