Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќаслаждение и ценность




ѕервым у€звимым местом антропологии с односторонней, исключительно психодинамической и психогенетической ориентацией €вл€етс€ постулирование стремлени€ к наслаждению вместо стремлени€ к ценности, которое присуще человеку в действительности, одним словом, постулирование принципа наслаждени€. Ќо принцип наслаждени€ противоречит сам себе - он отмен€ет сам себ€.

“от, кто провозглашает наслаждение как принцип, делает из него предмет форсированного намерени€ или даже объект форсированной рефлексии, гиперрефлексии, как мы ее называем, тот не дает ему быть тем, чем оно должно быть: результатом. Ќо именно это превращение наслаждени€ как результата в наслаждение как объект намерени€ ведет к утрате самого наслаждени€; принцип наслаждени€ разбиваетс€ о себ€ же самого. „ем больше человек нацелен на наслаждение, тем больше оно от него ускользает, и наоборот: чем больше человек стремитс€ избежать неудовольстви€, избежать страданий, тем больше он ввергает себ€ в дополнительные страдани€; его эскапизм оборачиваетс€ против него.

„то €вл€етс€ условием и предпосылкой стремлени€ к ценности, ошибочно пон€той и истолкованной психоанализом как стремление к наслаждению? Ќаслаждение - это наследие психологизма; наслаждение - это то, что остаетс€, когда акт тер€ет свою интенциональность.

“о, что аналитический психологизм лишает психическую активность ее предмета, ее объекта и тем самым субъективирует ее, заложено в самой его сущности. ¬месте с тем субъект этой активности - духовна€ личность - объективируетс€, превраща€сь в простую вещь. “аким образом, аналитический психологизм грешен перед духовным в человеке дважды: перед субъективным духовным - духовной личностью - и перед объективным духовным - объективными ценност€ми. ќдним словом, он виновен не только в деперсонализации, но и в дереализации, одновременно с искажением собственной человеческой сущности не признава€ исконный мир человека. ќдновременно с субъективизацией объекта происходит имманентизаци€ совокупности объектов, мира. ќдним словом, происходит то овнутрение души, которое критиковал ‘. Ћерш.

Ёту утрату ценностей по причине имманентизации предметного мира, €вл€ющейс€ естественным следствием психоаналитического подхода, следует по€снить с помощью конкретного примера.   нам обратилс€ один американский дипломат, который не менее п€ти лет лечилс€ в Ќью-…орке у психоаналитика. »м владело желание оставить свою дипломатическую карьеру и перейти работать в промышленность. Ћечивший его аналитик, однако, все врем€ пыталс€, хоть и тщетно, побудить его помиритьс€ наконец со своим отцом - ведь начальство представл€ет собой "не более чем" образ отца и вс€ злость и негативные чувства по отношению к службе проистекали у пациента, согласно психоаналитической трактовке, из его непримиримой борьбы с образом отца. ¬опросы о том, есть ли реальные поводы дл€ непри€ти€ пациентом своего шефа и не стоит ли пациенту действительно оставить свою дипломатическую карьеру, так ни разу и не всплывали за многие годы, которые длилась имитаци€ лечени€ - бой с образами, который вел аналитик плечо к плечу с пациентом.  ак будто каждый должен ехать к себе на службу на белом коне, и как будто не существует ничего достойного осуществлени€ не ради или же в пику каким-то воображаемым люд€м, а в св€зи с реальными обсто€тельствами. ќднако за сплошными образами действительность была уже не видна, она уже давно скрылась из глаз аналитика и пациента; не было ни реального шефа, ни реальной службы, ни мира вне образов - мира, перед которым у каждого пациента были бы об€зательства, мира, задачи и требовани€ которого ждали бы своего разрешени€... јнализ как бы зат€нул пациента на увод€щий от мира путь самотолковани€ и самопонимани€. Ќа €зыке психоанализа речь шла только лишь о непримиримости пациента к образу его отца, хот€ нетрудно было вы€снить, что дипломатическое поприще и карьера нашего пациента фрустрировали, если можно так выразитьс€, его стремление к смыслу.

–ука об руку с субъективизацией объекта и имманентизацией объективного мира идет то, что особенно касаетс€ мира смыслов и ценностей, а именно рел€тивизаци€ ценностей. ¬едь мир в процессе деперсонализации, неотделимой от дереализации, не только утрачивает свою реальность, но он утрачивает и свою ценность: дереализаци€ заключаетс€, в частности, в обесценивании. ћир тер€ет свою ценностную рельефность, поскольку все ценности нивелируютс€.

ѕсиходинамически и психогенетически ориентированный подход к рассмотрению проблемы ценности никогда не приведет к ее решению, а скорее к субъективизации и рел€тивизации самих ценностей. ѕод психодинамическим мы при этом понимаем такой подход, который все сводит к про€влени€м влечений, а под психогенетическим - такой, который все выводит из истории влечений. ÷енности субъективизируютс€ постольку, поскольку они уже не могут существовать независимо от субъекта, и рел€тивизируютс€ постольку, поскольку они уже не могут обладать безусловной значимостью.

— точки зрени€ психологизаторского подхода предмет интенционального акта €вл€етс€ не более чем средством удовлетворени€ потребностей. ¬ действительности же дело обстоит скорее наоборот, а именно потребности служат тому, чтобы сориентировать человека на определенную предметную область - область объектов. ≈сли бы дело обсто€ло иначе, то любой человеческий поступок был бы в конечном счете по своей сути актом удовлетворени€ потребностей, удовлетворени€ самого субъекта, то есть любой поступок сводилс€ бы к акту "самоудовлетворени€". Ёто, однако, не так. Ќасколько соблазнительны попул€рные разговоры о самоосуществлении и самореализации человека!  ак будто человек предназначен лишь дл€ того, чтобы удовлетвор€ть свои собственные потребности или же себ€ самого. ѕоскольку самоосуществление и самореализаци€ вообще важны дл€ человеческого быти€, они достижимы лишь как результат, но не как интенци€. Ћишь в той мере, в какой мы забываем себ€, отдаем себ€, жертвуем себ€ миру, тем его задачам и требовани€м, которыми пронизана наша жизнь, лишь в той мере, в какой нам есть дело до мира и предметов вне нас, а не только до нас самих и наших собственных потребностей, лишь в той мере, в какой мы выполн€ем задачи и требовани€, осуществл€ем смысл и реализуем ценности, мы осуществл€ем и реализуем также самих себ€.

≈сли € хочу стать тем, чем € могу, мне надо делать то, что € должен. ≈сли € хочу стать самим собой, € должен выполн€ть личные и конкретные задачи и требовани€. ≈сли человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир.

ƒругими словами: существование, которое имеет целью не логос, а самое себ€, не попадает в цель. Ќо так же не попадает оно в цель, если, име€ своей целью логос, оно не трансцендирует самое себ€. ќдним словом, интенциональность относитс€ к сущности человеческого быти€, а трансцендентальность - к сущности смысла и ценностей.

—амоосуществление, реализацию возможностей нельз€ представл€ть себе как самоцель, и только человеку, утратившему действительный смысл своей жизни, осуществление себ€ видитс€ не эффектом, а целью. ќбращение же человека на самого себ€, его рефлекси€, €вл€етс€ не только лишенной перспективы, но и просто неадекватной формой интенции. Ћишь бумеранг, не попавший в цель, возвращаетс€ туда, откуда он был брошен, поскольку его изначальное предназначение - поразить добычу, а отнюдь не вернутьс€ в руки бросившего его охотника.

»так, мы констатируем, что лишь тогда, когда утрачиваетс€ и разрушаетс€ первична€ предметна€ направленность, возникает та специфическа€ пристрастность, котора€ присуща невротическому состо€нию. ѕсихологизаторский же подход представл€ет дело так, как будто психика человека €вл€етс€ закрытой системой и как будто сам человек стремитс€ к установлению или восстановлению определенных интрапсихических состо€ний, например, посредством примирени€ и удовлетворени€ требований влечений, "ќно" и "сверх-я". “ем самым, однако, антропологи€ сводитс€ к монадологии. ¬едь дл€ насто€щего человека существенными €вл€ютс€ не какие-то состо€ни€ его души, а реальные предметы во внешнем мире; первично он направлен именно на них, и лишь невротик уже не ориентирован, как нормальный человек, на предметы, а интересуетс€ лишь своими состо€ни€ми. ¬ основе всего этого лежит в конечном счете точка зрени€ или, точнее, ложное понимание психики человека как сферы, в которой господствует принцип баланса и равновеси€, одним словом, постулирование принципа гомеостаза как регул€торного принципа. "ќсновные мотивационные тенденции, постулируемые ‘рейдом, мысл€тс€ им гомеостатически, то есть любую де€тельность ‘рейд объ€сн€ет как средство восстановлени€ нарушенного равновеси€. ќднако опирающеес€ на современную ему физику предположение ‘рейда, что устранение напр€жени€ есть первична€ и единственна€ тенденци€ живого существа, просто не соответствует действительности. –ост и размножение представл€ют собой процессы, не поддающиес€ объ€снению через призму принципа гомеостаза" [10]. »так, принцип гомеостаза не имеет объ€снительной силы даже в биологическом измерении, не говор€ уже о психологически-ноологическом. Ќапример, твор€щий человек "полагает свой продукт и произведение в действительности, которую он воспринимает положительно, тогда как приспосабливающийс€ человек в своем стремлении к равновесию воспринимает действительность отрицательно" [10]. ѕолемическую и критическую позицию по отношению к принципу гомеостаза занимает также √ордон ќлпорт: "ћотиваци€ ассматриваетс€ как состо€ние напр€женности, которое ведет нас к поиску равновеси€, поко€, приспособлени€, удовлетворени€ или гомеостаза. — этой точки зрени€ личность - это не более чем наши привычные формы разр€дки напр€жени€.  онечно, эта формулировка полностью согласуетс€ с исходной посылкой эмпиризма, что человек по своей природе - пассивное существо, способное лишь получать впечатлени€ от внешних целей и реагировать на них. Ёта формула, приложима€ к успешному приспособлению, терпит неудачу при объ€снении природы личного стремлени€. ќтличительной чертой такого стремлени€ €вл€етс€ его сопротивление равновесию: речь идет не о сн€тии, а о создании напр€жени€" [II].





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 572 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

2271 - | 2074 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.