Порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних определяется ст. 420–432 УПК РФ. Студент должен уяснить, что уголовное судопроизводство по делам в отношении несовершеннолетних – это снабженная дополнительными гарантиями процессуальная форма производства в отношении лиц, не достигших на момент совершения преступления восемнадцати лет, предназначенная для более полного обеспечения их прав и законных интересов. Уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних осуществляется в особом порядке, с момента выполнения с их участием первоначальных следственных действий и на последующих стадиях уголовного процесса.
Студенту следует усвоить содержание ст. 433–446 УПК РФ, которые определяют порядок производства о применении принудительных мер медицинского характера, процессуальной формы производства в отношении лиц, страдающих болезненным состоянием психики, обеспеченной дополнительными гарантиями соблюдения их законных интересов. Студент должен уяснить значительное положение действующего законодательства, соответствующее самым демократическим общемировым нормам, о невозможности применения принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим алкоголизмом и наркоманией. Следует также усвоить, что решение о применении принудительных мер медицинского характера, принимается на основании заключения судебно-медицинской (судебно-психиатрической) экспертизы. Причем дознаватель, следователь, прокурор или судья руководствуются не только нормами УПК РФ, но и УК РФ и Федеральными Законами, определяющими порядок оказания медицинской помощи и другими нормативными актами.
Содержание ст. 447–452 УПК РФ рассматривают особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, обладающих депутатским, служебным или судейским иммунитетом. Служебный иммунитет гарантирует должностным лицам эффективное выполнение ими важнейших государственных и общественных функций путем установления усложненного порядка их уголовного преследования, выраженного получением разрешений определенных инстанций на проведение в отношении этих лиц процессуальных действий.
В соответствии со ст. ст. 150, 151, УПК РФ форма предварительного расследования по делу в отношении несовершеннолетнего зависит от совершенного им деяния. То есть расследование по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего возможно как в форме следствия, так и дознания.
Исходя из положения, что гл. 50 УПК РФ не заменяет, а дополняет общие правила судопроизводства предварительного расследования в отношении несовершеннолетних необходимо рассмотреть особенности, предусмотренные законодателем для данного производства. Они касаются, в первую очередь, предмета доказывания, представительства интересов несовершеннолетнего, проведения следственных действий с участием несовершеннолетнего, избрания меры пресечения, прекращения уголовного дела.
Предмет доказывания по делам в отношении несовершеннолетних представляет собой обстоятельства подлежащие установлению по уголовному делу в соответствии со ст. 73 УПК РФ (обстоятельств устанавливаемых по всем уголовным делам) и обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних (ст. 421 УПК РФ). При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по делу о преступлении несовершеннолетнего наряду с доказыванием обстоятельств, перечисленных в статье 73 настоящего Кодекса, устанавливается:
· возраст несовершеннолетнего число, месяц, год рождения;
· условия жизни и воспитания;
· влияние на несовершеннолетних старших по возрасту лиц;
· при наличии данных об отставании в умственном развитии несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Производство по уголовным делам по применению принудительных мер медицинского характера регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ – статьями 433 – 446, содержание которых основывается на положениях международного права и уголовном законодательстве Российской Федерации.
Статья 21 УК РФ устанавливает, что не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Такому лицу судом могут быть назначены предусмотренные ст. 99 УК РФ принудительные меры медицинского характера, не являющиеся уголовным наказанием.
Применение принудительных мер медицинского характера возможно также к лицу, совершившему преступление в состоянии вменяемости, но у которого до вынесения судом приговора наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать цели и значение наказания, руководить своими действиями.
О невменяемости как критерии освобождения от уголовной ответственности говорилось еще в Соборном уложении 1649 года, где указывалось, что психически больные люди не отвечали за совершенное убийство. В Уголовном уложении 1903 года критерий вменяемости основывался на условиях виновности: «Не вменяется в вину преступное деяние, учиненное лицом, которое во время учинения деяния не могло понимать свойства или значения, им совершаемого или руководить своими поступками». Указанное положение свидетельствует о том, что лицо, совершившее общественно опасное деяние, не может быть привлечено к уголовной ответственности, соответственно и подвергнуто наказанию, если оно при совершении общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости.
С невменяемостью связан ряд ситуаций, имеющих значение для правильного применения принудительных мер медицинского характера. Так, если общественно опасное деяние совершено невменяемым лицом, которое затем выздоровело, то такое лицо не субъект преступления, а значит, оно не может быть привлечено к уголовной ответственности и подвергнуто наказанию. Ему также не могут быть назначены и меры принудительного медицинского характера, ибо оно не страдает психическим расстройством и не нуждается в лечении. В отношении данного лица уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).
Еще одна ситуация, на которую следует обратить внимание, связана с совершением преступления лицами, нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании, а также в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости. В этом случае производство по делу ведется в общем порядке, а принудительные меры медицинского характера назначаются судом наряду с наказанием при постановлении приговора и исполняются в порядке, установленном Уголовно-исправительным кодексом РФ.
Описанные ситуации не регулируются нормами главы 51 УПК РФ, посвященной производству о применении принудительных мер медицинского характера, поэтому не рассматриваются в данной главе.
Исходя из сказанного, применение принудительных мер медицинского характера возможно в отношении 2-х категорий лиц:
· в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, т.е. в состоянии психического расстройства, вследствие которого такое лицо не могло действовать осознано либо руководить своими действиями во время совершения опасного деяния.
· В отношении лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение.
Цели применения принудительных мер медицинского характера носят двоякий характер. Это связано с двумя направлениями деятельности по применению принудительного лечения: медицинским и правоохранительным. Цель медицинского характера законодатель обозначает как излечение психически больных лиц или улучшение их психического состояния. Целью юридического характера является предупреждение совершения данными лицами новых деяний, предусмотренных статьями Общей части Уголовного кодекса.
В качестве принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 433 УПК РФ могут быть применены следующие виды принудительных мер медицинского характера:
· принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
· принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;
· принудительное лечение в психиатрическом стационаре с интенсивным наблюдением.
Помещение в психиатрический стационар лица, не содержащегося под стражей, производится судом по ходатайству следователя, согласованному с прокурором в порядке ст. 165 УПК РФ.
Получив уголовное дело о применении принудительной меры медицинского характера, судья тщательно изучает его материалы, выясняя при этом следующее:
· нет ли обстоятельств, влекущих прекращение дела производством;
· соблюдены ли требования материального и процессуального закона при производстве предварительного следствия;
· достаточно ли доказательств для рассмотрения дела в судебном заседании;
· правильно ли составлено постановление о направлении дела в суд;
· вручены ли копии постановления;
· подлежат ли удовлетворению ходатайства и жалобы, приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного общественно опасным деянием и возможной конфискации имущества;
· имеются ли основания для проведения предварительного слушания.
В УПК РФ вопрос о подсудности уголовных дел данной категории не решается так однозначно. Из смысла ст. 440 УПК РФ вытекает, что уголовное дело по применению принудительных мер медицинского характера может рассмотреть лишь судья районного суда. Такое положение в известной мере противоречит ч. 1 ст. 47 Конституции о том, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Учитывая это, а также то, что наиболее опасные дела рассматриваются в вышестоящих судах, судьи которых обладают большим опытом и знаниями, следует признать, что правом рассмотрения дел о применении принудительной меры медицинского характера не пользуется мировой судья. Данные дела могут рассматривать судьи районных и вышестоящих судов, Верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа, Верховного Суда РФ и военных судов всех уровней.
Основаниями для проведения предварительного слушания по делам о применении принудительных мер медицинского характера являются следующие:
· наличие ходатайства стороны об исключении доказательства, заявленного в соответствии с требованиями закона.
· Ходатайство об исключении доказательства может быть заявлено после ознакомления с материалами уголовного дела. Либо после направления уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера в течение 7 суток со дня получения защитником или законным представителем копии постановления;
· наличие оснований для приостановления или прекращения уголовного дела.
· Если в ходе изучения уголовного дела судья выявляет наличие обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 24 и 27 УПК РФ, он вправе назначать предварительное слушание и вынести постановление о прекращении дела по установленному им основанию. В случае отсутствия в уголовном деле сведений о длительном характере течения психического заболевания лица, судья имеет право приостановить производство по уголовному делу;
· наличие основания для возвращения уголовного дела прокурору.
· Придя к выводу, что невменяемость лица, о котором рассматривается дело, не установлена или что психическое заболевание, которым лицо, совершившее преступление, заболело после его совершения, не устраняет применения к нему меры наказания, суд своим постановлением направляет дело прокурору для составления обвинительного заключения или обвинительного акта.
Особый порядок производства предусмотрен по уголовным делам в отношении лиц, обладающих определенным статусом неприкосновенности.
В целях обеспечения дополнительных гарантий соблюдения прав и законных интересов некоторых категорий граждан УПК РФ, а также ряд других законов РФ предусмотрел дополнительные требования к порядку возбуждения в отношении них уголовного дела. Обычно данные дополнительные условия вынесения процессуального решения применяются при возбуждении уголовного дела. Однако если уголовное дело было возбуждено не в отношении данного, а в отношении другого лица или же по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, эти условия должны соблюдаться при привлечении лица, обладающего статусом неприкосновенности в качестве обвиняемого.
Особый порядок привлечения лица к уголовной ответственности распространяется не только на лиц, перечисленных в ст. 448 УПК РФ. Статусом неприкосновенности, хотя и временным, обладает также инспектор Счетной палаты. Без согласия Коллегии Счетной палаты он не может быть привлечен к уголовной ответственности в дни, когда им выполняются служебные обязанности.
Досудебное производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий должностных и иных лиц имеет свои особенности, которые выражаются дополнительных условиях принятия следующих процессуальных решений:
· задержания в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ;
· избрания меры пресечения;
· производства отдельных следственных действий и сопутствующих им мер процессуального принуждения;
· привлечения в качестве обвиняемого;
· направления уголовного дела в суд.
Так, в соответствии с требованиями ст. 449 УПК РФ, не подлежит задержанию в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления:
· член Совета Федерации,
· депутат Государственной Думы,
· судья федерального суда,
· мировой судья,
· Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ,
· Уполномоченный по правам человека в РФ,
· Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий,
· прокурор.
Однако неприкосновенность должностных лиц применительно к институту задержания урегулирована не только УПК РФ, а по некоторой категории лиц вообще не УПК РФ, а другими нормативно-правовыми актами.
Порядок рассмотрения уголовного дела в суде не зависит от того, какую должность занимает или занимал обвиняемый. Однако некоторая категория должностных лиц в определенной степени имеет право решить, какой суд будет рассматривать его уголовное дело.