Необходимость тесного, прочного и постоянного международного сотрудничества в сфере контроля над преступностью обусловлена многими объективными факторами.
Среди этих факторов определяющими, на наш взгляд, являются следующие.
Во-первых, Российская Федерация настойчиво, хотя и противоречиво, непоследовательно, пытается освободиться от наследства советского режима и «развитого» социализма и стремится к развитию гражданского общества и построению правового государства.
В связи с этим Российское государство предпринимает серьезные усилия по интеграции в мировую экономику, политическую и идеологическую системы, международное правовое пространство и другие сферы международного сотрудничества.
Во-вторых, глобализация мировых экономических, политических и иных процессов, несмотря на многочисленные протесты ее противников, затрагивает все сферы жизни личности, общественной и государственной деятельности отдельных государств, в том числе в области негативных явлений, каковым является, в частности, преступность.
В-третьих, отдельные виды преступной деятельности приобрели и продолжают приобретать не только региональный, но и международный характер, не признавая государственных границ.
Яркими примерами совершения преступлений международными преступными сообщества являются террористические акты, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, незаконный оборот огнестрельного и иного оружия, радиоактивных материалов и некоторые другие преступные посягательства.
Перечисленные объективные факторы вынуждают международное сообщество укреплять, усиливать и углублять сотрудничество в сфере борьбы с различными видами преступлений, совершаемых международными преступными сообществами.
Международное сотрудничество России в правовой сфере базируется на нормах Конституции Российской Федерации; многочис-
35.
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
ленных международных конвенциях, декларациях, пактах и договорах; региональных и двусторонних международных договорах Российской Федерации; различных отраслей отечественного права, в том числе на нормах уголовно-процессуального законодательства. Среди них находятся, например:
а) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
б) Международный свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме (1988 г.);
в) Европейская конвенция о выдаче (1957 г.);
г) Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.);
д) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между членами Содружества Независимых Государств (1993 г.); и другие международные акты.
Актуальность международного сотрудничества в области уголовного судопроизводства нашла выражение в появлении в уголовно-процессуальном законе нового специального раздела, посвященного правовому регулированию вопросов взаимодействия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс, с соответствующими государственными органами и должностными лицами иностранных государств (ст. 453— 473 УПК РФ).
Отечественный законодатель на основе международных актов, ратифицированных Советским Союзом и Российской Федерацией, сформулировал основания, условия и порядок осуществления международного сотрудничества в области уголовного судопроизводства.
Формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью осуществляются в настоящее время на уровне деятельности:
1) различных международных организаций;
2) в рамках непосредственных контактов государств на основе многосторонних и двусторонних соглашений.
К международным организациям, занимающимся проблемами борьбы в сфере борьбы с преступностью и в области уголовного процесса, относятся:
а) Организация Объединенных Наций.
Эта организация учредила, в частности, Комитет по предупреждению и контролю над преступностью и Комиссию по предупреждению преступности и содействию уголовному правосудию;
IV. Особые производства и иные институты
б) международные суды.
В настоящее время действуют:
1) международные военные и уголовные трибуналы, учреждаемые Советом Безопасности ООН;
2) Международный уголовный суд в качестве постоянно действующего института, призванного рассматривать наиболее тяжкие преступления с точки зрения международного уголовного права;
3) Европейский суд по правам человека, призванный обеспечивать защиту законных интересов граждан в случаях нарушения положений Европейской конвенции о защите прав и основных свобод и не нашедших надлежащей охраны на национальном уровне.
Деятельность данного суда в 2006 году «обошлась» России больше чем в один миллион евро1;
в) международная организация уголовной полиции (Интерпол).
В МВД России имеется Национальное центральное бюро Интерпола, которое обеспечивает взаимодействие органов внутренних дел с полицией иностранных государств и Генеральным секретариатом Интерпола.
Таким образом, уголовно-процессуальный закон регулирует следующие основные, главные направления международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью:
1) оказание правовой помощи в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела;
2) выдачу лица, совершившего преступное посягательство, для уголовного преследования или исполнения судебного приговора;
3) передачу лица, виновного в совершении преступления и осужденного к лишению свободы, для отбывания этого вида наказания в государстве, гражданином или подданным которого оно является.
Таким образом, можно считать, что данное отдельное уголовно-процессуальное производство содержит как минимум три особых производства2.
1 От редакции: Зэка победил по закону // Невское время. 2007. 31 марта.
2 Другие авторы выделяют: 1) международно-правовую помощь по уголовным делам; 2) передачу производства по уголовным делам; 3) возбуждение уголовного преследования по просьбе иностранного государства; 4) экстрадицию (выдачу) лица для привлечения к уголовной ответственности; 5) передачу осужденных для отбывания наказания в государстве, гражданами или подданными которого они являются. См.: Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. Краткий курс. СПб., 2005. С. 257.
35.
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства