Египетская наука административного права исходит из того, что организация и деятельность исполнительной власти (публичной администрации) основаны на сочетании централизации и децентрализации. Причем принцип централизации находит свое выражение не только в системе центральных исполнительных органов, включающей президента, правительство, министерства и иные государственные ведомства и службы, но и в институте представителей центральной администрации на местах. В этом качестве прежде всего выступают главы административно-территориальных единиц - губернаторы провинций, начальники районов, мэры городов и городских кварталов, старосты деревень и шейхи деревенских кварталов. Характеризуя их правовой статус, наука административного права использует понятие "деконцентрация", понимая под ней передачу (делегирование) отдельных полномочий центральных органов исполнительной власти на места.
Рассмотрим принятый в административном праве Египта принцип административной деконцентрации на примере правового положения губернатора.
Система местных государственных органов (включая губернатора) регулируется Законом № 43 от 1979 г. о местной власти (с последующими изменениями и дополнениями). Закрепленный указанным законом правовой статус губернатора прямо отражает его роль в качестве звена исполнительной власти. Причем, как отмечают египетские юристы, должность губернатора является не просто административной, а в значительной мере политической. В частности, губернатор назначается и освобождается декретом президента. Занимающее этот пост лицо не может быть членом Народного собрания, Консультативного совета или местного народного совета любого уровня. Показательно, что с прекращением полномочий президента губернаторы автоматически освобождаются от должности и продолжают исполнять свои обязанности лишь до назначения новых губернаторов.
Закон квалифицирует губернатора как представителя центральной исполнительной власти, осуществляющего контроль за реализацией общегосударственной политики и общее руководство всеми государственными службами в границах провинции. Детализируя общие задачи, решаемые губернатором, Закон предусматривает, что он несет ответственность за обеспечение продовольственной безопасности и рост эффективности сельскохозяйственного и промышленного производства. В этих целях губернатор вправе принимать любые исполнительные меры с учетом действующего законодательства. Одновременно губернатор отвечает за состояние безопасности, порядка и общественной нравственности в провинции в рамках общей политики, разрабатываемой министром внутренних дел. В осуществлении данных полномочий губернатору помогает директор безопасности провинции. Кроме того, губернатор наделен правом принимать любые меры по охране публичной и частной государственной собственности и пресечению посягательств на нее, используя все необходимые для этого административные полномочия.
В соответствии с Законом в отношении публичных служб, входящих в сферу полномочий местной власти, губернатор обладает всеми исполнительными полномочиями на уровне министра и является главой всех местных служб и административных органов. В частности, он наделен властью министра по отношению ко всем решениям, принимаемым правлениями публичных служб, которые действуют в сфере услуг в границах провинции. Одновременно губернатор осуществляет контроль за общегосударственными публичными службами, действующими в провинции, а также за органами министерств, чьи полномочия не переданы на места, за исключением судебных органов.
Правовой статус губернатора характеризуется и тем, что он считается начальником всех государственных служащих тех учреждений в провинции, полномочия которых переданы на места, пользуясь по отношению к ним властью министра. Что же касается государственных учреждений, полномочия которых не переданы на места (за исключением судебных органов), то губернатор вправе высказывать свое мнение при переводе или повышении работающих в них служащих, а также при привлечении их к дисциплинарной ответственности.
За осуществление своих полномочий губернатор несет ответственность перед премьер-министром, а также готовит регулярные отчеты о состоянии дел в провинции для министра по делам совета министров и местной власти.
Являясь представителем центральной исполнительной власти в провинции, губернатор вместе с тем возглавляет провинциальный административный орган - исполнительный совет, в состав которого входят помощники губернатора (они назначаются премьер-министром по рекомендации губернатора), начальники районов, мэры городов и городских кварталов в составе провинции, а также главы некоторых исполнительных органов на уровне провинции. Полномочия исполнительного совета включают контроль за работой исполнительного аппарата провинции, подготовку проекта бюджета провинции и проектов решений провинциального народного совета, а также проведение в жизнь таких решений.
С полномочиями губернатора сравнимы функции глав иных административно-территориальных единиц - начальников районов, мэров городов, городских кварталов и деревень. На уровне деревни исполнительными полномочиями обладают также старосты и шейхи, чей правовой статус закреплен Законом № 58 от 1978 г. В соответствии с ним в деревнях из числа грамотных граждан, достигших 30-летнего возраста и владеющих земельной собственностью площадью не менее 5 федданов (1 феддан = 0,4 га), местным населением на пятилетний срок избираются старосты деревень и шейхи деревенских кварталов, выполняющие главным образом функции полицейского надзора и контроля за обеспечением безопасности. Старосты и шейхи являются государственными служащими центрального исполнительного аппарата, непосредственно подчиняющимися министру безопасности.
Наряду с принципом деконцентрации в организации местных государственных органов, считают египетские правоведы, реализуется и другой принцип -административная децентрализация, которая выражается в системе местного самоуправления. В соответствии с конституцией Египта в административно-территориальных единицах - провинциях, районах, городах, городских районах и деревнях - путем прямых выборов формируются местные народные советы. Их организация и деятельность регулируются уже упоминавшимся Законом № 43 от 1979 г. о местной власти. Дадим общую характеристику правового статуса органов местного самоуправления на примере провинциального народного совета.
В соответствии с законом местный народный совет провинции формируется путем прямых выборов по смешанной системе: большая часть его членов избирается по партийным спискам, а меньшая - из числа независимых кандидатов, выдвинутых индивидуально. При этом установлено, что не менее половины членов совета должны составлять рабочие и крестьяне. По действующему египетскому законодательству крестьянином признается лицо, для которого основным источником дохода является занятие сельским хозяйством, которое постоянно проживает в сельской местности и вместе со своим супругом и несовершеннолетними детьми является собственником или арендатором земельного надела площадью не более 10 федданов. К рабочим относятся лица, занятые физическим или интеллектуальным трудом в сфере сельского хозяйства, промышленности или услуг, для которых такой труд является основным источником дохода и которые не входят в профсоюз творческих работников или свободных профессий, не зарегистрированы в торговом реестре в качестве предпринимателя и не имеют диплома о высшем образовании (исключение сделано лишь для членов указанного профсоюза, не имеющих диплома о высшем образовании, а также для лиц, которые ранее являлись рабочими в соответствии с приведенными критериями и по получении диплома о высшем образовании остались в рабочем профсоюзе).
Предусмотрено, что от каждого района в границах провинции в совет избирается по восемь членов, из которых один - по индивидуальным спискам, а остальные - по партийным. Последние выборы по такой схеме состоялись в ноябре 1992 г.
Формально функции совета охватывают осуществление общего контроля за деятельностью любых органов, служб и учреждений, отнесенной к компетенции провинции, в рамках общегосударственной политики, а также за выполнением утверждаемого им плана социально-экономического развития провинции. С учетом действующего законодательства и принимаемого им провинциального бюджета совет утверждает конкретные проекты в сфере производства и услуг, принимает решения о создании местных предприятий и служб, вводит местные налоги и сборы. Во исполнение своих полномочий совет принимает правовые акты - решения, ответственность за реализацию которых несут губернатор и исполнительный совет.
Однако на практике все основные прерогативы по управлению провинциальными делами находятся не у совета, а, как уже отмечалось, в руках губернатора, который наряду с центральными органами исполнительной власти осуществляет по отношению к совету функции строгой опеки и контроля. Так, губернатор фактически обладает правом вето на решения совета. Если последний настаивает на решении, с которым губернатор не согласен, спор передается в правительство, которое принимает по нему окончательное решение. Кроме того, по предложению министра по делам совета министров и местной власти правительство своим решением вправе распустить совет.