К юридическим фактам, связанным с прекращением уголовно-правовых отношений можно отнести следующие:
1) факты, свидетельствующие об исполнении назначенного судом наказания;
2) юридические факты, с которыми уголовный закон связывает освобождение от уголовной ответственности и наказания:
- истечение срока давности (ст. 78 УК);
- в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК);
- изменение обстановки, в результате которого совершенное лицом деяние потеряло характер общественно опасного или само лицо перестало быть общественно опасным (ст. 80.1. УК);
- давность обвинительного приговора (ст. 83 УК - “лицо, осужденное за совершение преступления, освобождается от отбывания наказания, если обвинительный приговор суда не был приведен в исполнение);
- истечение испытательного срока при условном осуждении (ст. 73 УК РФ говорит о том, что “при назначении условного осуждения суд устанавливает испытательный срок, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление. В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а в случае назначения лишения свободы на срок свыше одного года - не менее шести месяцев и не более пяти лет.”);
- акт амнистии или помилования как основание освобождения от наказания (ст. 84, 85 УК РФ);
- сюда можно отнести и факты, с которыми уголовный закон связывает освобождение от уголовной ответственности по основаниям, указанным в Особенной части УК (например, примечание к ст. 275 УК РФ - Государственная измена - “Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления”.
Итак, уголовная ответственность возникает с момента вступления в законную силу обвинительного приговора суда, а прекращается с момента прекращения уголовно-правового отношения. [12] Подобный взгляд на момент возникновения уголовной ответственности не является общепризнанным в науке уголовного права. Многие авторы считают, что уголовная ответственность возникает на более ранних стадиях - с момента совершения преступления, возбуждения уголовного дела, задержания или ареста подозреваемого (обвиняемого) и др. Например, профессор А.Н. Игнатов и профессор Ю.А. Красиков полагают, что “уголовная ответственность наступает для определенного лица (субъекта преступления) и за определенное преступление (по конкретной статье УК).[13] Поэтому при обнаружении преступления, например трупа с признаками насильственной смерти, возбуждается уголовное дело. Когда же устанавливают лицо, совершившее преступление, его привлекают к уголовной ответственности, предъявляя обвинение в совершении преступления, предусмотренного определенным уголовным законом. При привлечении к уголовной ответственности возможно применение мер процессуального принуждения, например содержание под стражей или подписки о невыезде. Возникая с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, уголовная ответственность прекращается вместе с прекращением уголовного правоотношения”.
Об уголовной ответственности можно говорить в трех аспектах:
1) о ее установлении в законе,
2) о возникновении уголовной ответственности
3) о ее реализации.
В соответствии со ст. 2 УК уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность. Это значит, что законодатель формулирует определенные уголовно-правовые запреты, за нарушение которых любое лицо подлежит уголовной ответственности. Предусмотренная уголовным законом ответственность имеет абстрактный характер: она не имеет ни юридического факта, порождающего реальную ответственность, ни конкретного адресата. По сути, она представляет запрет-предупреждение, извещает о том, что любое лицо, нарушившее запрет, окажется в сфере действия уголовного закона.
Возникновение уголовной ответственности связанно с фактом совершения преступления конкретным лицом. В этот момент между ним и государством возникает уголовно-правовое отношение и уголовная ответственность. Последняя с момента совершения преступления существует в виде единственного своего элемента – обязанности правонарушителя отчитаться перед государством в содеянном, подвергнуться осуждению и мерам принуждения уголовно-правового характера.
Если преступление не будет зафиксировано правоохранительными органами или не будет раскрыто, то возникшее правоотношение не наполнится реальным содержанием, а уголовная ответственность останется нереализованной, т.е. не получит своего развития в остальных элементах. Она останется нереализованной и в тех случаях, когда правоохранительные органы, установив обстоятельства совершения преступления, сочтут возможным на основании уголовного закона и при наличии необходимых условий освободить лицо, совершившее преступление, от уголовной ответственности. В этом случае уголовная ответственность прекращается (т.е. искусственно прерывается), не получив логически естественного развития и объективной реализации.
Реализация уголовной ответственности означает, что после возникновения уголовного правоотношения, права и обязанности его субъектов были реализованы в точном соответствии с предписаниями закона. Этому предшествуют сложные фактические отношения между субъектами, направленные на установление характера и пределов, взаимных прав и обязанностей и осуществляемые в определенной процессуальной форме. После уточнения содержания и объема прав и обязанностей субъектов уголовная ответственность лица, совершившего преступление, находит свое объективное воплощение в тех или иных мерах государственного принуждения, избираемых по воле государства в лице его компетентного органа. Эти меры называются формами реализации уголовной ответственности.
Рассмотрение взаимосвязи уголовно-правового отношения и уголовной ответственности позволяет сделать вывод, что уголовная ответственность может быть реализована в следующих трех формах:
1) вынужденное претерпевание виновным государственного осуждения, выраженного в обвинительном приговоре суда, не связанного с назначением судом уголовного наказания. (Так, в ст. 76 УК указывается, что “лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред”). В этом случае уголовная ответственность реализуется только в двух своих элементах: 1) обязанность отчитаться в содеянном, 2) официальное признание совершенного деяния преступлением и порицание лица, его совершившего.
В соответствии со ст. 92 УК осуждение без назначения возможно и в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление небольшой или средней тяжести. При этом к осужденным, освобожденным от наказания, обязательно применяются принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные в ч. 2 ст. 90 УК, либо помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.
В случае применения принудительных мер воспитательного воздействия уголовная ответственность проявляется в трех ее элементах: 1) обязанность отчитаться в содеянном, подвергнуться осуждению и принуждению, 2) порицание, осуждение, выраженное в обвинительном приговоре, 3) государственное принуждение в виде принудительных мер воспитательного воздействия. Последний элемент уголовной ответственности – судимость – в этом случае отсутствует. Следует подчеркнуть, что принудительные меры воспитательного воздействия являются формой реализации уголовной ответственности только в том случае, когда они применяются вместо наказания на основании обвинительного приговора суда.
2) претерпевание виновным государственного осуждения, соединенного с назначением ему конкретной меры наказания, от реального отбывания которого, однако, осужденный освобождается (так, в соответствии с ч. 1 ст. 73 УК “Если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до 8 лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным);
3) вынужденное претерпевание виновным государственного осуждения и лишений либо ограничений личного, имущественного или иного характера, составляющих содержание назначенного ему судом наказания.
Оно заключается в том, что лицу, совершившему преступление, выносится обвинительный приговор, в котором совершенному деянию от имени государства дается отрицательная правовая оценка, а подсудимому, признанному виновным в совершении преступления, выражается порицание и назначается наказание как наиболее репрессивная форма уголовно-правового воздействия.
При последних двух формах реализации уголовной ответственности ее обязательным правовым последствием является судимость виновного. В этих формах уголовная ответственность проявляется во всех своих четырех элементах:
1) обязанность отчитаться в содеянном и подвергнуться осуждению и принуждению,
2) осуждение, порицание,
3) применение меры государственного принуждения в форме наказания,
4) судимость.
Пределы судимости есть в то же время и пределы уголовной ответственности. Поэтому момент погашения или снятия судимости определяет момент прекращения уголовной ответственности и уголовно-правового отношения.
Рассмотрение форм реализации уголовной ответственности позволяет отграничить ее от наказания:
1) понятие уголовной ответственности отражает факт реального претерпевания виновным неблагоприятных последствий совершенного преступления, и, в первую очередь, государственного осуждения. Понятие наказания отражает лишь вид и меру тех лишений и ограничений прав и свобод осужденного, которые определяются ему судом;
2) уголовная ответственность реализуется в нескольких формах, где реальное отбывание виновным наказания является лишь одной из них;
3) основанием уголовной ответственности выступает совершенное преступление, а основанием наказания - убеждение суда в целесообразности назначения осужденному наказания, а также в необходимости его реального отбывания.