Очевидно, что понятие уголовной ответственности отражает факт реального взаимодействия лица, совершившего преступление, и специальных органов государства. Такое взаимодействие урегулировано нормами уголовного права и поэтому протекает в рамках определенных правоотношений, которые называются уголовно-правовыми отношениями.
Под уголовно-правовыми отношениями следует понимать вытекающие из факта совершения преступления и регулируемые нормами уголовного права общественные отношения между лицом, совершившим преступление, и государством, направленные на реализацию взаимных прав и обязанностей этих субъектов в связи с применением уголовного закона по факту совершения данного преступления.
Юридическим фактом, порождающим возникновение уголовно-правового отношения, является совершение конкретным лицом уголовно-наказуемого деяния. Именно в этот момент возникает уголовно-правовое отношение, хотя не во всех случаях оно реализуется, т.е. наполняется фактическим содержанием (этого не происходит, например, если факт преступления не зафиксирован правоохранительными органами или если не установлено лицо, совершившее преступление).[9]
С момента, когда лицо совершило преступление, между этим лицом и государством возникают взаимные права и обязанности:
- Преступник обязан подвергнуться осуждению за совершенное преступление, а также претерпеть лишения и ограничения, предусмотренные уголовным законом;
- Преступник в то же время имеет право на то, чтобы к нему была применена именно та статья УК, которая запрещает совершенное им деяние; назначено наказание лишь в пределах санкции данной статьи; учтены соответствующие положения Общей и Особенной части УК и др.;
- Государство имеет право потребовать от правонарушителя отчета в содеянном, осудить преступника и совершенное им деяние, а также ущемить его правовой статус в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности и сроков погашения или снятия судимости. Этому праву государства соответствует обязанность правонарушителя отчитаться перед государством в содеянном;
- Государство обязано обеспечить правильную квалификацию содеянного, назначение наказания в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части УК с учетом характера и степени общественной опасности совершенного, личности виновного, а также обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность, и др.[10]
Содержание уголовного правоотношения составляют взаимные права и обязанности сторон. Они объективно возникают с момента совершения преступления. Поэтому реальность прав и обязанностей субъектов уголовно-правового отношения не зависит от того, обнаружено преступление органами государства или нет.[11] Процессуальные акты возбуждения уголовного дела, привлечения лица в качестве обвиняемого или вынесения обвинительного приговора не порождают, не создают уголовно-правового отношения, а лишь констатируют его, ибо и до вынесения этих актов между преступником и государством уже возникло реальное юридическое отношение. Понятно, что право и обязанность государства потребовать от правонарушителя отчета и подвергнуть его осуждению и принуждению не составляет сущности уголовной ответственности, хотя и обеспечивает ее реализацию.
Не охватывается понятием уголовной ответственности и право лица, совершившего преступление, отвечать лишь в ограниченных рамках, поскольку оно лишь обеспечивает определение объема уголовной ответственности.
Сущность же уголовной ответственности как неблагоприятных для виновного правовых последствий совершения преступления выражается именно в обязанности лица, совершившего преступление, дать отчет перед государством в содеянном, подвергнуться осуждению, наказанию и иным неблагоприятным юридическим последствиям, предусмотренным уголовным законодательством. Следовательно, уголовная ответственность составляет лишь часть содержания уголовно-правового отношения.
Субъектами уголовно-правового отношения являются, с одной стороны, лицо, совершившее преступление, а с другой - государство в лице, прежде всего органов дознания, следствия и прокурора.
Уголовно-правовое отношение, как и любое правоотношение всегда возникает в связи с юридическим фактом. Для уголовно-правового отношения таким фактом является совершение лицом преступления. Данное правоотношение все время развивается, уточняется и изменяется в результате действий субъектов по реализации их взаимных прав и обязанностей (например, преступник может явиться с повинной, активно способствовать раскрытию преступления, возместить причиненный ущерб и т.д., что, в свою очередь, порождает у соответствующих органов обязанность учесть эти обстоятельства при определении меры ответственности).
На следующем этапе развития правоотношения органом, представляющим государство, выступает суд, поскольку в соответствии со ст. 49 новой Конституции РФ “каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда”. Приговор является формой выражения государственного осуждения преступника и учиненного им деяния. Он конкретизирует вид и меру тех лишений и ограничений, которым должен быть подвергнут осужденный. Таким образом, с момента вступления в законную силу обвинительного приговора правоотношение достигает своего полного объема и определенности.
Объектом такого правоотношения являются те личные, имущественные или иные блага, ущемления которых предусматривается в санкции статьи Особенной части УК, по которой лицо признается виновным в совершении преступления.
В дальнейшем, при отбывании осужденным наказания, субъектами, представляющими государство в уголовно-правовых отношениях, выступают органы, ведающие исполнением назначенного судом наказания.
Уголовно-правовое отношение не всегда проходит все указанные выше этапы. Оно может быть прекращено и на более раннем этапе. Основания такого прекращения могут быть различными:
1) смерть лица;
2) истечение сроков давности (ст. 78 УК РФ);
3) освобождение лица от уголовной ответственности;
4) издание акта амнистии или помилования (ст. 84, ст. 85 УК РФ).