В 1906 году была опубликована брошюра, которая называлась «господство права и административное принуждение». Речь шла в ней о различиях в подходах к административному принуждению в Великобритании и в странах континентальной Европы. Основная идея автора сводилась к тому, что при осуществлении гражданских прав в отношении частных лиц современное общество давно пережило этап допустимости самоуправства – принудительные меры частное лицо в отношении другого частного лица самостоятельно предпринять не может, оно должно прибегнуть к помощи суда, ходатайствуя перед ним о применении ограничительных мер.
В то же время государственная администрация реализуя свои властные полномочия, сохранила за собой полномочия действовать не прибегая к помощи суда. Довольно интересная мысль, потому что она выявляет один из шаблонов современного мышления, продиктованный восприятием государства и его принудительной власти как чего-то само собой разумеющегося, очевидного, в существовании чего даже не приходится сомневаться. Мысль о том, что государство в реализации своих принудительных полномочий должно прибегать к роли судов, для многих представителей государственных органов и традиционной науки административного права вызвала бы большое недоумение.
В 2008 году Медведев Д. А. выступал на президиуме Государственного совета и заявил, что нужно ограничивать полномочия контрольно-надзорных органов, поставив возможность проведения проверок в отношении частных предпринимателей в зависимость от получения соответствующей санкции со стороны суда или прокуратуры. Сама по себе постановка этого вопроса в таком ключе заставляет говорить о том, что в определенных случаях, руководствуясь определенными конституционными в том числе соображениями, возможностью и необходимостью непосредственной реализации властных полномочий без соблюдения специальной судебной процедуры, законодатель допускает, что органы могут реализовать меры административного принуждения самостоятельно.
В каком-то смысле здесь идет речь о расстановке приоритетов, о том, что считать общим правилом, а что – исключением. Наверное можно говорить, что в принципе реализация любого принуждения требует определенной взвешенности, определенной процедуры, которая может и должна предполагать участие судебных инстанций, но в качестве определенного исключения можно допустить применение мер административного принуждения в тех случаях, когда прибегнуть к суду невозможно в виду необходимости немедленно реагировать на угрозу причинения вреда, немедленно совершать действия по защите жизни, здоровье, имущества, государства. И вот в этом случае появляется собственно административное принуждение.