Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ёшкевич ѕавел —оломонович о сущности философии




II

—равнива€ научные истины с философскими, мы замечаем прежде всего следующую особенность: научные пон€ти€ если и не все поддаютс€ мере и числу, то все определены и однозначны. ” них резко очерченные контуры, €сный, отчетливый диск.  ак ни трудно подчас определить такие пон€ти€, как Ђматери€ї, Ђсилаї, Ђэнерги€ї, но объем и охват их не вызывают никаких сомнений и не порождают никаких надежд. ќни чисто познавательного типа. ћатери€ есть матери€, энерги€ есть энерги€ Ц и ничего больше: никакого другого, особенного смысла, отличного от логического, с ним не св€зываетс€. Ќаучные пон€ти€ Ц это сухие деловые бумаги, в которых каждое слово, каждый знак имеют свое, точно взвешенное и раз навсегда установленное значение.

—овсем иной характер нос€т философские пон€ти€. ќни какие-то мерцающие, точно звезды, то сжимающие свой пучок света, то снова разжимающие его. ќни полны намеков и обетований: Ђсущееї, Ђбытиеї, Ђстановлениеї Ц это не сухие отвлеченные термины логики, это сложные символы, под которыми, помимо их пр€мого смысла, скрываетс€ еще особенное богатое содержание. » если научное пон€тие можно сравнить с деловой бумагой, то философское похоже на поэтическое произведение с его метафорами и уподоблени€ми.

Ёта расплывчатость, Ђмерцаниеї философских пон€тий, благодар€ которому на строгий логический смысл их налагаетс€ еще какой-то другой Ц менее определенный, но чем-то ценный и значительный, Ц не есть случайный признак их, продукт недостаточного расчленени€ и обработки. Ќаоборот, это их существенна€ составна€ черта.  оренные философские пон€ти€ суть всегда пон€ти€-образы, пон€ти€-эмоции. ќни двучленные, бипол€рны, как электрические термоэлементы, и достаточно обломать у них образно-эмоциональный конец, чтобы в них перестал течь философский ток и чтобы они превратились в немерцающие, с четкими контурами, термины науки.

ќсобенному характеру философских пон€тий соответствуют и специфические черты философии. –азличие между философией и наукой нередко объ€сн€ют тем, будто предметы исследовани€ у них различны, будто философи€ направлена на общее, а наука Ц на частное, или же будто перва€ занимаетс€ абсолютной сущностью вещей, а втора€ относительными €влени€ми и т.п. ƒело, однако, не в этом. Ќаука занимаетс€ не только частным, но и обобщением вс€ких родов и степеней, вплоть до высочайших, и нет оснований ставить ей в этом отношении какие бы то ни было границы и относить наиболее крупные обобщени€ к ведению философии. “очно так же если существует такой предмет познани€, как Ђабсолютноеї, то он рано или поздно будет вт€нут в сферу научного анализа. ¬ообще все познаваемое Ц тем самым, что оно познаваемое, Ц €вл€етс€ досто€нием науки.

ƒуалистический разрез человеческой психики проходит не через сферу познани€, дел€ ее на две разнокачественные области (Ђабсолютноеї познание и Ђотносительноеї и т.д.), а вне ее. » если что-нибудь стоит за границами науки, то или потому, что в рассматриваемом случае дело не идет вовсе о познании, или же потому, что оно идет не о нем одном только. ‘илософию от науки отличает поэтому не предмет исследовани€, а то, что она не есть вовсе чистое познание и подходит к миру совсем иначе, чем наука. ≈е корни заложены не в уме, а в нижних этажах душевной жизни, часто в глубине бессознательного. <Е>

„еловек ведет, собственно говор€, два существовани€, резко отличных друг от друга, живет как бы в двух мирах: с одной стороны, в мире повседневной реальности, мире дел, социальных отношений, житейской прозы; с другой Ц в мире воображени€, игры, мечты, €вл€ющемс€ как бы пережитком поры детства. Ётот второй, внутренний мир бывает обыкновенно оттеснен на задний план, атрофиру€сь у многих людей почти до степени зачатка. »х взрослое Ђ€ї, своего рода социальна€ личина, поглощает у них почти без остатка интимную личность.   каждому из нас рано или поздно плотно пристает кака€-нибудь социальна€ маска из богатого запаса их, имеющегос€ в данном обществе, и каждый более или менее добросовестно играет ту роль, котора€ досталась ему в пьесе общественной жизни: роль купца, врача, инженера, писател€, люб€щего отца, супруга и т.д. »ной так срастаетс€ с этой своей ролью, что уходит из жизни в полном неведении того, что он был собственно не собой, а социальным манекеном, ход€чим воплощением некоторой категории коллективной жизни. ƒругих же только житейска€ катастрофа выбивает из колеи профессионального автоматизма, и тогда они вдруг с изумлением огл€дываютс€ на себ€ и окружающих точно сомнамбула, пробужденный из своего странного состо€ни€ и увидевший себ€ в какой-то незнакомой обстановке. <Е>

IV

»деологический характер философии, ее глубока€ св€зь с миром чувств и настроений объ€сн€ет и ее исторические судьбы, своеобразный характер ее развити€, не укладывающегос€ в такой пр€молинейный р€д, как эволюци€ науки. “очное знание приобрело в целом такую независимость от движущих сил общественной жизни, что его развитие определ€етс€ Ц если не во всем, то в основном Ц его собственной, внутренней закономерностью. —осто€ние науки в любой данный момент зависит от ее состо€ни€ в предшествующий момент, €вл€етс€, как говор€т математики, функцией прошлого науки. —осто€ние же философии в известную эпоху €вл€етс€ функцией не только ее состо€ни€ в предыдущую эпоху, но и социальных отношений в целом. <Е>

ћы видим, таким образом, что судьбы философии определ€ютс€ взаимоотношени€ми трех различных факторов. ћомент индивидуально-психологический (характерологический) дает ту сравнительно посто€нную и, во вс€ком случае, крайне медленно измен€ющуюс€ совокупность интуиций, из которой развертываетс€ пестрый клубок философских систем. ќбщее состо€ние и уровень науки определ€ют очертани€ тех логических построений, которые выдвигаютс€ на основе этих интуиций. Ќаконец, социальный момент приносит с собой отбор тех или иных реакций на сущее, характерный дл€ известной эпохи. <Е>

ёшкевич ѕ.—. ќ сущности философии. (  психологии философского миросозерцани€). ќдесса, 1921. —.7-23

¬опросы к тексту.

1. „ем отличаютс€ термины науки от философских пон€тий?

2.   каким област€м человеческого сознани€ обращаетс€ наука, к каким философи€?

3. —овпадает ли сущность человека с его социальной функцией?

4.  акими факторами определ€етс€ сущность философии?  акие из этих факторов завис€т от времени, от исторической эпохи, а какие нет?

“ема: Ђќсновной вопрос философииї

”ниверсальной проблемой философии €вл€етс€ проблема всеобщего в системе Ђмир Ц человекї, издавна философы стремились выделить в этой универсальной проблеме главную ее составл€ющую, так называемый основной вопрос философии, особого внимани€ заслуживает формулировка основного вопроса философии данна€ ‘. Ёнгельсом: основной вопрос философии есть вопрос об отношении мышлени€ к бытию. ¬о-первых, этот вопрос решалс€ философами начина€ с античности, а во-вторых, от решени€ этого вопроса, так или иначе, зависит решение остальных философских вопросов.

јвтор: Ёнгельс ‘ридрих (1820 Ц 1895) Ц немецкий философ, одни из основоположников марксизма.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2034 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2235 - | 2111 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.