Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ребовани€ к результатам освоени€ дисциплины




 

ѕроцесс изучени€ дисциплины Ђќсновы теории литературыї направлен на формирование у обучающегос€ следующих компетенций:

 

є п/п  од компетенции —одержание компетенции
  ќ -1 готовность уважительно и бережно относитьс€ к историческому наследию и культурным традици€м, толерантно воспринимать социальные и культурные различи€, руководствоватьс€ ими в профессиональной де€тельности
  ќ -2 способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной де€тельности
  ќ -3 способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
  ќ -4 культура мышлени€, способность к обобщению, анализу, воспри€тию информации, постановке цели и выбору путей еЄ достижени€, умение логически верно, аргументировано и €сно строить устную и письменную речь
  ќ -8 способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развити€, расшир€ть кругозор, обновл€ть знани€, готовность к посто€нному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта
  ќ -11 готовность и способность работать в коллективе, творческой команде
  ќ -13 способность основыватьс€ на базовых знани€х в области общегуманитарных наук (философи€, культурологи€, истори€) в процессе формировани€ своего мировоззрени€, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосв€зь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расшир€ть свой кругозор в контексте полученного культурологического знани€; умение использовать гуманитарные знани€ в своей социальной и профессиональной де€тельности
  ѕ -5 знание основных этапов и процессов развити€ отечественной литературы и журналистики, понимание значени€ их опыта дл€ практики современных российских —ћ»
  ѕ -6 знание основных этапов и процессов развити€ зарубежной литературы, понимание значени€ их исторического и современного опыта дл€ практики российских —ћ»
  ѕ -25 знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создани€ журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики

 

1.5. ѕеречень знаний, умений и навыков, сформированных у студента в результате освоени€ дисциплины.

¬ результате освоени€ дисциплины студент должен:

ориентироватьс€ в основных процессах и тенденци€х развити€ литературы;

быть знакомым с лучшими образцами литературы, профессиональными стандартами;

понимать значение опыта литературы (отечественной и зарубежной) дл€ практики современных —ћ» и работы журналиста;

воспитать в себе неодолимую т€гу к научным знани€м и качества, необходимые студенту-журналисту;

знать:

1. основные категории, пон€ти€ и термины основ теории литературы;

2. современную научную методологию и методы исследовани€ литературного произведени€ и литературного процесса;

3. основные аспекты литературоведческого анализа и интерпретации художественного текста;

4. основные современные подходы к изучению литературы;

5. важнейшие концепции современного литературоведени€;

6. содержание и особенности повествовательной структуры и техники самосто€тельно прочитанных художественных произведений (см. список художественных текстов дл€ об€зательного прочтени€);

7. специфику типов художественного сознани€ и художественного мышлени€;

уметь:

1. анализировать художественные тексты с точки зрени€ глубины содержани€, драматургии построени€, жанровой палитры;

2. использовать опыт крупнейших отечественных и зарубежных писателей дл€ освоени€ профессии журналиста как "человековедческой" - "философии" человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений;

3. использовать полученные знани€ дл€ развити€ своего творческого потенциала, умени€ при подготовке материалов использовать палитру разнообразных €зыковых изобразительно-выразительных средств;

4. анализировать процесс становлени€, развити€ и дальнейшую судьбу литературных жанров; определ€ть их роль и место на различных этапах истории общества;

5. раскрывать наиболее важные особенности художественного мастерства в пределах основных жанров и их крупнейших национальных представителей;

6. идентифицировать писателей и их произведени€ по их специфическим признакам;

7. характеризовать художественные произведени€ (жанр, форму и технику повествовани€, персонажей и приемы их создани€, позицию автора и формы ее представлени€, структуру художественного пространства и времени, различные формы художественной типизации и условности, формы психологизмы);

8. сопоставл€ть различные историко-литературные факты и €влени€ и давать им оценку;

9. выдвигать обоснованные предположени€ и давать им оценку;

владеть:

1. знани€ми в области теории, истории и современного состо€ни€ литературы (отечественной и зарубежной) как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста.

2. навыками сравнительно-сопоставительного и системно-структурного анализа художественных произведений;

3. базовыми навыками, составл€ющими коммуникативную компетентность личности: умение вести диалог, дискуссию, формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, аргументировать свою позицию, представл€ть результаты индивидуальной и групповой работы, выстраивать целостное речевое высказывание.

 


“ематический план

–азделы дисциплины и виды зан€тий (почасовое планирование)

є п/п Ќаименование тематического блока  оличество часов и зачетных единиц ‘орма контрол€
всего в том числе
лекции п/з сам. раб.
1 курс 1 семестр
  ¬ведение. “еори€ литературы как наука. ѕроисхождение искусства         ѕо результатам практических зан€тий
    ’удожественный образ. ќбраз и знак. Ћитература как вид искусства         ѕо результатам практических зан€тий
  »сторико-литературный процесс     -    
  «акономерности историко- литературного развити€     -    
  Ћитературные роды и виды.  атегори€ жанра         ѕо результатам практических зан€тий
  Ћитературное произведение         ѕо результатам практических зан€тий
  —одержание литературного произведени€         ѕо результатам практических зан€тий
  “еори€ стиха         ѕо результатам практических зан€тий
  »скусство и —ћ»     -    
¬сего часов в семестре         «ачЄт (8)
»того часов в семестре,включа€  —– и зачЄт    
2 «≈
»того часов по дисциплине    
2 «≈

 

 


—одержание дисциплины

—одержание тематических разделов дисциплины

ѕланируетс€ чтение лекций следующих видов: информативна€ лекци€; проблемна€ лекци€ (основной объем лекционного курса), основными признаками которой €вл€ютс€ концептуальность, целостность изложени€ материала с выделением ведущей идеи, высокий научный уровень, методологическа€ и мировоззренческа€ направленность; лекци€-диалог.

є Ќаименование тематического блока —одержание раздела  од формируемых компетенций ќсн. уч. лит.
1 курс 1 семестр
  ¬ведение. “еори€ литературы как наука. ѕроисхождение искусства ћесто литературы в р€ду других искусств. ѕредмет и задачи теории литературы. Ћитературна€ критика как синтез науки, искусства и публицистики. ѕоэтика в составе теории литературы как наука об изобрази≠тельно-выразительных средствах и о строении литературных произ≠ведений: обща€ поэтика (исследование €зыка литературно-художественного высказывани€ и принципов Ђлитературностиї текста в их звуковом, словесном, образном строении, Ђмеханизмаї их порождени€), историческа€ поэтика (рассмотрение эволюции поэтических форм в св€зи с эволюцией художественного сознани€), частна€ или функциональна€ поэтика.ѕроисхождение искусства из первобытного синкретического творчества. ≈го св€зь с ритуалом, магией, мифологией (их общность и различи€ в принципах образного освоени€ действительности). –оль мифологем в развитии художественной образности. »скусство как создание новых (Ђкультурныхї) мифов. »скусство и игра (јристотель, ‘.Ўиллер, …. ’ейзинга об игровом начале в искусст≠ве). »скусство и пограничные сферы духовной культуры, их взаимо≠вли€ние.¬иды искусства, их классификаци€. ¬иды (пространственные, временные и пространственно-временные) искусства (аполлонические/дионисийские). Ёкспрессивные и пластиче≠ские начала в фактуре художественного образа, их смысловое значе≠ние. ¬заимонезаменимость и самоценность видов искусства. ћесто художественной литературы в их р€ду. »скусство в системе культуры. —пецифика искусства и его предмет. ќ -1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ѕ -5,6,25 1 - 9
  ’удожественный образ. ќбраз и знак. Ћитература как вид искусства ƒвойственна€ природа художественного образа как формально-содержательной категории, отражающей эстетические свойства мира в их конкретно-чувственном многообразии. ќбраз и знак, модель, схема. ѕодвижность границ между ними. ќбраз - представление - пон€тие. —пецифический обобщающий и ценностный смысл художе≠ственного образа. ≈го целостность. ’удожественна€ литература - искусство слова. —воеобразие ее Ђматериалаї. Ёстетические свойства звучащего слова; его Ђмузыкальностьї. »нтонационна€ экспрессивность и ритмичность художественной речи как факторы эстетического впечатлени€. «наковость слова, его Ђневещественностьї (Ћессинг). ќтсут≠ствие нагл€дности и конкретно-чувственной достоверности в словес≠ном изображении. ѕреодоление знаковости слова в художественной речи; ее обращенность к Ђвнутреннему окуї (Ќ. √оголь) читател€. Ћитература как временное искусство, воспроизвод€щее €влени€ жизни в их развитии. Ћитература как отражение действительности, форма ее художе≠ственного познани€, осмыслени€, оценки, претворени€. јристотель о поэзии как искусстве Ђмимесисаї, подражающем не тому, что было, но что Ђвозможної. ”ниверсальный охват жизни в ее динамике, об≠щественных и частных конфликтах, св€занных с ними событий и поступков, целостных человеческих характеров и обсто€тельств в литературе. ќ -1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ѕ -5,6,25 1 - 9
  »сторико- литературный процесс Ћитературный процесс в контексте культурно- исторического развити€ и проблема его периодизации. Ёпохи литературного развити€ и типы художественного сознани€ (архаическое, традиционалистское и индивидуально-творческое). ѕон€тие художественной системы, творческого метода, литера≠турного направлени€ и течени€. Ћитературные течени€ и направлени€ в XX веке: реализм, модернизм и другие. Ћитературный процесс и читатель. »сторико- функциональное изучение литературы. ќсновные этапы развити€ теоретико-литературной мысли. ќ -1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ѕ -5,6,25 1 - 9
  «акономерности историко- литературного развити€ ѕон€тие метода, стил€. –иторическое и искусствоведческое пон€тие стил€. —тиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведе≠ни€. —одержательна€ обусловленность такого единства. Ёлементы формы как носители стил€. —тилеобразующие факторы в их взаимо≠действии. —тиль как показатель эстетического совершенства произ≠ведени€. Ќормативные стили канонических жанров. »спользование термина Ђстильї применительно к произведению, творчеству писател€, группы писателей (стилевое течение), направ≠лению. ”стойчивые признаки стил€. —тиль как закономерность. —тилевое вли€ние, стилизаци€, пароди€, эпигонство. ќ -1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ѕ -5,6,25 1 - 9
  Ћитературные роды и виды.  атегори€ жанра Ћитературные роды как формально-содержательна€ категори€. ѕринцип делени€ литературы на роды как теоретическа€ проблема. ѕлатон и јристотель о Ђспособах подражани€ї в поэзии. ‘илософское обоснование √егелем и ¬. Ѕелинским различи€ между литературными родами по содержательным и формальным призна≠кам. ќдносторонность их трактовки, игнорирующей единство субъективной и объективной сторон (предмета и авторского подхода к нему) в художественном содержании и в творческом процессе. ƒискуссионность пон€ти€ литературного рода в XX веке. Ёпос как изобразитель≠ный вид, Ћирика как экспрессивно-изобразительный вид, ƒрама как изобразитель≠ный вид искусства. ѕограничные межродовые €влени€: лиро-эпика, лирическа€ драма, драма дл€ чтени€ и др. Ћитературные жанры как формально-содержательна€ категори€. ∆анрова€ классификаци€ литературных произведений. Ќе≠устойчивость терминов, обозначающих жанры, и разнообразие то≠чек зрени€ на их сущность в современном литературоведении. ∆анр как Ђпам€ть искусстваї (ћ. Ѕахтин), фиксирующа€ в целостной ти≠пологической структуре опыт предшествующего творчества. ”стой≠чивость жанровых образований и их историческа€ изменчивость. ∆анры эпоса, лирики, драмы. ∆урналистские (художественно- публицистические) жанры: стать€, очерк (портретный, путевой, событийный), эссе, фельетон, памфлет, инвектива, открытое письмо, эпистолографи€. ќ -1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ѕ -5,6,25 1 - 9
  Ћитературное произведение ’удожественна€ форма. —ловесный строй. ’удожественна€ речь и еЄ элементы. Ћексико-семантические особенности художественной речи. “ропы как средства изобразительности и выразительности. »нтонационно-синтаксическа€ выразительность художественной речи. Ёмоционально-речевые интонации, риторические фигуры (вопросы, восклицани€, обращени€). —интаксическа€ инверси€ и исторические нормы литературного €зыка. —ловесные антитезы. Ёллипсис. —ловесные повторы. »х разновидности в поэзии (анафора, эпифора, стык, рефрен). —интаксический параллелизм. √радаци€. ќрганизаци€ художественного текста. —южет, фабула, композици€. —южет как форма воспроизведени€ общественных и личных конфликтов. ¬нешние и внутренние действи€ персонажей в сюжете. —обытие и действие. јристотель о единстве сюжетного действи€. —итуаци€, конфликт, коллизи€, интрига. –азвитие сквозного кон≠фликта: зав€зка, перипетии, кульминации, разв€зка. ¬оспроизведе≠ние устойчивых конфликтов в сюжетах. —южетные и внесюжетные эпизоды. —южетные линии и их сопр€жение. ѕролог и эпилог. ’ро≠никальное и концентрическое строение сюжетов. —южетные мотивы и их мотивировки. ќ -1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ѕ -5,6,25 1 - 9
  —одержание литературного произведени€ ≈динство содержани€ и формы. ѕон€тие художественного приема и его функции. ѕоэтическа€ иде€, художественна€ тема, проблематика.  атегори€ пафоса и его виды: героический, трагический, идиллический, сентиментальный, романтический, юмористический, сатирический, саркастический, трагикомический, драматический. Ёпичность, лиризм, драматизм - типологические свойства ху≠дожественного содержани€. ’удожественный мир и композици€ произведени€. ∆изнеподобие и условность. ѕервична€ и вторична€ условность. ѕерсонаж и структура его образа. ¬нешний и внутренний облик персонажа. –ечь персонажа и ее формы. “ипологи€ литературных персонажей. —истема персонажей в произведении. ѕон€тие хронотопа. ≈го виды. —южет и жанр. ’удожественный мир и композици€ сюжета в произведени€х: эпического, драматического и лирического родов. ќ -1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ѕ -5,6,25 1 - 9
  “еори€ стиха —тихова€ форма. —тихотворна€ речь. –итмические определители стиха. –ифма и строфика. –итмическа€ организаци€ художественной речи. ѕон€тие словесного ритма (в отличие от музыкального). –итм в поэзии и прозе. –ифма в поэзии и ее роль. –азновидности рифмы (точные, неточные, приблизительные, богатые, бедные рифмы). ¬иды рифмовки. јллитераци€ и ассонанс. «вукопись и звукоподражание. »сторически возникающие системы стихосложени€. ѕесенные тонические стихи. Ѕылинный стих. —иллабические стихи. ¬опрос об их происхождении в русской поэзии. ¬озникновение и развитие силлабо-тонической системы сти≠хосложени€. ƒвухсложные и трехсложные размеры. »х вариации.—трофа как форма организации стихотворной речи. ¬иды строф и способы рифмовки. —интаксически- тематическа€ законченность строфы. —лово в стихе. Ђ“еснота стихотворного р€даї (ё. “ын€нов). √раницы поэзии и прозы. —ловесный текст произведени€ как эстети≠чески организованное целое, как форма существовани€ художе≠ственного мира. ќ -1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ѕ -5,6,25 1 - 9
  »скусство и —ћ» »скусство и средства массовой информации. Ћитература в услови€х масс-медиа. –оль литературоведческих знаний в журналистской де€тельности. «нание журналистом литературной нормы. Ћитература в информационном обществе. ќ -1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ѕ -5,6,25 1 - 9

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1370 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1870 - | 1851 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.