Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 7. ћудрость




—лово "праджн€" означает "мудрость". ѕожалуй, английское слово имеет несколько иной смысл; но тибетское слово "шераб" вполне точно: "ше" Ц знание, познание; "раб" Ц конечный. «начит, "шераб" Ц это не какое-то специальное знание в техническом или образовательном смысле, это не знание буддийской теологии, не умение делать некоторые вещи, не знание методов логического аспекта учени€. «десь слово означает познание ситуации, проникновение в нее, а не фактическое знание. Ёто Ц знание без "€", без эгоцентрического осознани€ того, что мы знаем, которое св€зано с "€". »так, праджн€ или шераб, Ц это обширное и далеко идущее знание, хот€ в то же врем€ оно обладает колоссальной проницательностью и точностью; и оно входит в каждый аспект нашей жизни. ѕоэтому оно играет весьма важную роль в нашем развитии, как и "упа€", метод, т.е. искусное средство, правильный подход к ситуации. Ёти два качества действительно иногда сравнивают с двум€ крыль€ми птицы; а в ѕисани€х упа€ также уподобл€етс€ искусной руке, тогда как праджн€, остра€ и проницательна€, напоминает топор. Ѕез топора дерева не срубить, мы просто разобьем себе руки. “ак, можно располагать искусными средствами, но не уметь ими действовать. Ќо если при этом существует и праджн€, подобна€ глазу или свету, тогда мы способны действовать правильно и умело. »наче искусные средства могут стать глупыми, потому что мудрым сделает человека только знание. ‘актически упа€ сама по себе может сделать человека величайшим глупцом, ибо все будет еще основано на "€". ћожно видеть ситуацию до мельчайшего пункта и частично уметь справл€тьс€ с ней; но мы не увидим ее с полной €сностью без вли€ни€ прошлого и будущего; а тогда мы упустим ее сиюминутную данность.

Ќо, пожалуй, нам стоит рассмотреть вопрос о том, как развить эту проницательность, или шераб, до того, как мы углубимс€ в дальнейшие детали. “ак вот, есть три метода, необходимые дл€ культивировани€ шераб, и в тибетской традиции или называютс€ те-па, сам-па и гом-па. "“е-па" означает изучение предмета, "сам-па" Ц это размышление о нем, и "гом-па" Ц медитаци€ о предмете, развивающа€с€ в самадхи. “аким образом, те-па Ц это прежде всего изучение, обычно св€занное с техническим знанием, чтением писаний и тому подобным. Ќо подлинное, как мы уже видели, идет гораздо дальше. » первое условие, необходимое дл€ те-па, выработать, своего рода храбрость, сделатьс€ великим воином. ћы раньше упоминали об этом пон€тии; но, может быть, лучше рассмотреть его более детально. “ак вот, когда воин идет на битву, он не думает о прошлом, не вспоминает о своем прошлом величии и могуществе, не думает он и о последстви€х дл€ будущего, не занимает себ€ мысл€ми о победе и поражении, о боли и смерти. ¬еличайший воин знает себ€, и он обладает огромной верой в себ€. ќн просто сознает и своего противника; он совершенно открыт и полностью осознает ситуацию, не дума€ о ней в пон€ти€х хорошего или дурного. ” него нет мнений, и это именно делает его великим воином; он просто бдителен. ј в это врем€ его противники оказываютс€ эмоционально захваченными ситуацией; и они не в состо€нии усто€ть против него, потому что он действует правильно, движетс€, преодолева€ их страх; он способен успешно напасть на врага. ѕоэтому те-па, изучение и понимание, требует качества великого воина. Ќадо старатьс€ развивать теоретическое знание, не дума€ ни о прошлом, ни о будущем. —начала наши теории могут быть следствием вдохновл€ющего действи€ прочитанных книг, так что мы не совсем отказываемс€ от учени€ и изучени€, которые очень важны и могут стать источником душевного подъема. Ќо книги также могут стать всего лишь способом бегства от реальности; они могут превратитьс€ в оправдание того обсто€тельства, что мы не делаем самосто€тельного усили€ дл€ подлинной детальной проверки вещей. „тение может походить на еду: до какого-то пункта мы едим в силу физической необходимости, но далее делаем это ради удовольстви€, потому что нам нравитс€ вкус пищи или просто возможность чем-то заполнить врем€, будь то завтрак, второй завтрак, обед или ужин. ясно, что в процессе развити€ мы читаем не просто ради накоплени€ информации. Ќам нужно читать, будучи широко открытыми, не вынос€ суждений, просто стара€сь получить. »ногда здесь можно провести аналогию с ребенком, который попал в магазин игрушек. ≈го так все интересует, что он становитс€ как бы единым со всеми игрушками в магазине, и в конце концов дл€ него оказываетс€ очень трудным решить, что же купить. ќн утратил самое пон€тие о мнении и не может сказать: "ћне хочетс€ купить то-то, а этого € покупать не хочу". ќн до такой степени стал единым со всем окружающим, что просто не в состо€нии решить, что ему нужно. ”чение должно быть таким же Ц без мнений ("мне нравитс€ это, мне не нравитс€ то"), Ц мы просто принимаем; и не потому, что мы прочли это в писани€х, или так говорит некий учитель, а нам необходимо принимать его слова в качестве авторитета, не потому, что мы не имеем права критиковать. ћы принимаем в силу полнейшей открытости, отсутстви€ преп€тствий. ѕоэтому читайте, учитесь, получайте от этого своеобразное вдохновение. ¬ы можете получить многое от всевозможных книг; но здесь есть некоторый предел; и когда вы выработали особого рода общее вдохновение и доверие к себе, вы должны затем прекратить чтение.

Ёто перва€ стади€ те-па, когда мы развиваем теоретическое знание. » часто бывает, что в известном пункте така€ теори€ кажетс€ почти облеченной в опыт, так что мы можем почувствовать, что достигли состо€ни€ духовного экстаза или просветлени€. «десь налицо большой подъем, мы почти ощущаем, что увидели саму реальность. ћы можем даже оказатьс€ настолько захваченными этим подъемом, что начнем писать большие труды по данному предмету. ќднако на этой стадии следует соблюдать большую осторожность и старатьс€ избежать чрезмерного подчеркивани€ своей уверенности в том, что мы сделали какое-то новое, замечательное открытие. ”влеченность не должна приобрести чрезмерную силу; здесь главное Ц воплотить знание в действие, иначе мы станем похожи на нищего бедн€ка, который только что нашел мешок с золотом. ќн охвачен возбуждением по поводу находки, ибо в его уме золото как-то не€сно св€зано с пищей. Ќо у него нет никакого представлени€ о том, как воспользоватьс€ золотом, покупа€ и продава€ товары, чтобы по-насто€щему обеспечить себе пропитание. –аньше он никогда не имел дела с этой стороной жизни, так что дл€ него правильный образ действий, пожалуй, €вл€етс€ проблемой. “очно так же не следует приходить в возбуждение по поводу своих откровений. Ќужно про€вл€ть некоторую сдержанность, хот€ переживани€ могут быть даже более захватывающими, чем достижение состо€ни€ Ѕудды. Ѕеда здесь в том, что мы придаем этому знанию чрезмерную ценность; будучи чересчур возбуждены, мы, таким образом, преп€тствуем своему выходу за пределы двойственного подхода к ситуации. ћы приписываем своим достижени€м слишком большую важность, и в результате возбуждение все еще базируетс€ на личности, на "€". ѕоэтому нам надо подойти к делу с умением и даже примен€ть шераб, мудрость, дл€ понимани€ ситуации. “ак что все, что мы нашли, необходимо немедленно претвор€ть в действие; оно не должно стать своеобразным инструментом, который мы только показываем другим. Ќельз€ и прив€зыватьс€ к нему; нужно пользоватьс€ им лишь при возникшей необходимости.

 онечно, это теоретическое знание очень интересно. ќ нем можно говорить так много, употребл€€ множество слов; в том, чтобы рассказывать обо всем этом другим люд€м, есть большое удовольствие. ћожно тратить на разговоры целые часы, можно спорить, демонстрировать свою теорию и доказывать ее прочность. ћы даже вырабатываем у себ€ род евангельского подхода Ц стараемс€ обратить в свое открытие других, ибо мы опь€нены.

Ќо это все еще теори€. » отсюда мы переходим к сам-па, т.е. к медитации с размышлением, созерцанию предмета и его обдумыванию. —ам-па Ц это не медитаци€ в смысле развити€ внимательности и тому подобного; здесь имеет место медитирование о предмете и правильное его усвоение. »ными словами, изученное нами не получило еще развити€, достаточного дл€ того, чтобы сделать нас способными справл€тьс€ с практическими вещами в своей жизни. Ќапример, мы можем начать разговор о своем великом открытии, когда произошла кака€-то непри€тность, Ц допустим, сбежало молоко или случилось что-нибудь похожее. Ќепри€тность может быть совсем обычной, однако она каким-то образом покажетс€ нам довольно волнующим и ужасным событием. » переход от обсуждени€ высокого предмета к наблюдению за молоком будет слишком резким. ќдно столь возвышенное, а другое столь обычное, столь земное! Ц так что мы как-то найдем весьма трудным воплотить знание в действие на этом уровне.  онтраст чересчур велик, и в результате мы испытываем потр€сение, отключаемс€ и возвращаемс€ к обычному уровню "€". —ледовательно, в ситуации такого рода существует большой разрыв между двум€ вещами, и нам нужно научитьс€ тому, как быть в подобных случа€х, как установить св€зь с повседневной жизнью, отождествить нашу де€тельность с тем, что мы усвоили на пути мудрости и теоретического знани€.  онечно, наша теори€ представл€ет собой нечто, далеко превосход€щее любую обычную теорию, котора€ могла быть выведена математическим путем, чтобы создать приемлемые положени€. «десь мы сами вовлечены в теорию и в ней присутствует наше большое чувство. “ем не менее, это всего лишь теори€, и по этой самой причине ее оказываетс€ трудно воплотить в жизнь, в действие. ќна кажетс€ правильной; она как будто дает нечто, когда вы только думаете о предмете; но она имеет тенденцию оставатьс€ статичной. “ак что оказываетс€ необходимой сам-па, медитаци€ с размышлением, потому что нам надо успокоитьс€ после первоначального возбуждени€ при открытии, надо найти способ св€зать с собой вновь найденное знание на практическом уровне. ѕредположим, например, что вы просто сидите дома, в кругу семьи, за чашкой ча€. ¬се идет обычным образом, вы окружены удобством, испытываете полное довольство. » вот как вы св€жете свое волнующее открытие трансцендентного знани€ с этой частной ситуацией, с чувством данного особого момента?  ак можно применить шераб, мудрость в нынешней обстановке? –азумеетс€, мы обычно св€зываем "мудрость" с какой-то специальной де€тельностью и немедленно отвергаем теперешнюю обстановку. ћы склонны думать так: "„то же, то, что € делал до насто€щего момента, не есть нечто реальное; потому € должен оставить все это и уйти в такое-то место, уйти из дома и зан€тьс€ практикой, усваива€ знание в пустынных местах Ўотландии, в каком-нибудь тибетском монастыре." Ќо в этом рассуждении что-то не совсем правильно, потому что рано или поздно вам будет необходимо вернутьс€ на эту же знакомую улицу, к тем же знакомым люд€м; повседневна€ жизнь продолжаетс€, и от нее нельз€ уйти. “аким образом, все дело здесь в том, что мы не должны пытатьс€ изменить положение, да фактически это и невозможно. ѕоскольку вы Ц не король, который может просто отдать приказ и прекратить все происход€щее вокруг, вы можете иметь дело только с тем, что ближе всего к вам, т.е. с самим собой. » все же вы обладаете некоторым объемом видимой свободы, чтобы принимать решени€; вы можете решить уйти. Ќо в действительности это Ц лишь другой способ пытатьс€ остановить мир, хот€, конечно, все зависит от вашего отношени€. ≈сли мы мыслим лишь в пон€ти€х стремлени€ к чему-то новому, в пон€ти€х желани€ еще чему-то научитьс€, а не отвергаем свое окружение, тогда все прекрасно. “рудность возникает потому, что мы склонны к уходу после какого-нибудь отдельного случа€, когда обсто€тельства показались нам в какой-то степени нереальными и непри€тными; а мы думаем, что если бы только находились в особом окружении или в особой ситуации, мы видели бы все €сно. Ќо это значит целиком отбрасывать то, что происходило до сегодн€шнего дн€; так поступать совсем не годитс€.  онечно, это не значит, что не нужно посещать центр медитации и учитьс€, что не надо на некоторое врем€ удал€тьс€ от людей и от дел; не должно быть только попыток уйти. ’от€ мы, возможно, сумели бы больше раскрытьс€ в этом особом месте, это не значит, что одна только внешн€€ обстановка могла бы сделать нас способными к изменению и развитию. Ќе надо осуждать свое окружение, не надо осуждать людей, внешние услови€; не пытайтесь что-либо изменить, просто вступите в ситуацию и постарайтесь наблюдать. Ёто и есть сам-па в подлинном смысле, насто€щее созерцание предмета. » когда мы способны продолжать работу по преодолению романтического и эмоционального отношени€, мы открываем истину даже в кухонной раковине. “аким образом, все дело в том, чтобы ничего не отвергать, чтобы использовать этот самый момент, любую возможную ситуацию, принимать ее и уважать.

≈сли вы способны настолько раскрытьс€, тогда вы безошибочно чему-то научитесь, это можно гарантировать Ц и не потому, что это говорю €, как некий авторитет, а, потому что это факт, такой факт, который проверен на прот€жении тыс€ч лет; он был доказан и подтвержден на практике всеми великими адептами прошлого. Ёто знание не €вл€етс€ чем-то таким, что было достигнуто только самим Ѕуддой; существует долга€ традици€, созданна€ многими учител€ми, традици€ исследовани€, изучени€ и проверки, подобна€ длительному процессу очищени€ золота при помощи ковки и плавлени€. Ќо все-таки принимать это на основании лишь чьего-то авторитета недостаточно. Ќужно углубитьс€ в проблему и вы€снить все самосто€тельно. »так, единственное, что нам нужно делать, Ц это воплотить теорию в действие и начать медитацию на тему праджн€, что здесь очень важно, потому что одна только праджн€ сможет освободить нас от эгоцентризма, от "€". ”чение без праджн€ все еще будет св€зывать нас, ибо окажетс€ лишь прибавкой к миру сансары, к миру см€тени€. ћожно даже практиковать медитацию, читать писани€ или посещать церемонии, однако без праджн€ освобождени€ не будет, ибо без праджн€ мы не сможем €сно видеть ситуацию. »ными словами, без праджн€ мы начинаем не с того конца, начинаем с мысли: "ћне хотелось бы достичь того-то и того-то, и если € узнаю нечто, € буду так счастлив!" Ќа этой стадии праджн€ это Ц критическое прозрение, которое противоположно незнанию, непониманию своей истинной природы. „асто незнание символически изображаетс€ в виде свиньи, потому что свинь€ никогда не поворачивает головы, а только продолжает хрюкать и жрать все, что оказываетс€ перед ней. »так, именно праджн€ дает нам способность не просто поглощать все, что оказываетс€ перед нами, а видеть это при помощи критического прозрени€.

Ќаконец, мы приходим к гом-па, медитации. —перва у нас была теори€, затем размышление, а теперь Ц медитаци€ в смысле самадхи. ѕерва€ стади€ гом-па Ц спросить себ€: " то € такой?". ’от€ по-насто€щему это не вопрос. »бо фактически здесь налицо утверждение, потому что вопрос " то € такой?" уже заключает в себе ответ. ƒело не в том, чтобы начинать с "€", а затем желать достичь чего-то; нужно начинать пр€мо с предмета. »ными словами, мы начинаем подлинную медитацию без какой-либо цели, без мысли: "ћне хочетс€ достичь". ѕоскольку мы не знаем "кто € такой", мы совсем не будем начинать с "€", и мы даже только начинаем учитьс€ после этого пункта. ќстаетс€ лишь одно: просто начать с предмета, начать с того, что есть; а это в действительности не "€". »так, мы идем пр€мо к "этому", к тому, "что есть". Ёто может звучать несколько не€сно и таинственно, потому что такие термины уже столько раз были в употреблении у множества людей, но нам следует постаратьс€ вы€снить их смысл в приложении к себе. ѕервый пункт Ц не думать в пон€ти€х "€", в пон€ти€х "€ хочу достичь". ѕоскольку нет того, кто достигает, и мы даже не уловили, кто же это такой, нам вообще не надо пытатьс€ подготавливать что-то дл€ будущего. ¬ “ибете есть рассказ о воре, который был большим дураком. ќднажды он украл большой мешок €чмен€ и был вполне доволен собой. ќн подвесил мешок над кроватью, под самым потолком, дума€, что это место окажетс€ самым безопасным от крыс; все же одна крыса ухитрилась пробратьс€ и туда. ј вор тем временем размышл€л: "¬от продам € кому-нибудь этот €чмень, может быть, соседу; получу за него несколько серебр€ных монет; а тогда куплю еще что-нибудь и продам с прибылью. Ѕуду продолжать это и дальше, разбогатею, смогу вз€ть жену и построить хороший дом. ј после этого у мен€, может быть, родитс€ сын. ƒа, у мен€ будет сын!  акое же им€ € ему дам?".  ак раз в этот момент взошла луна, и он увидел, как ее свет упал сквозь окно на кровать. ѕоэтому он подумал: "ј, назову его ƒава!" (по-тибетски "луна"). ¬ то же мгновение крыса кончила грызть веревку, на которой висел мешок; мешок упал на вора и убил его. “очно так же, поскольку у нас нет сына, и мы даже не знаем "кто € такой", нам нельз€ погружатьс€ в подобные фантастические исследовани€. ћы не должны начинать с ожидани€ какой бы то ни было награды. Ќе должно быть борьбы, старани€ достичь. Ќо тогда мы, возможно, почувствуем: "ѕоскольку не существует установленной цели, поскольку нечего достигать, не будет ли вообще все дело скучным и утомительным? Ќе похоже ли оно на то, что мы никуда не придем?". ƒа, в этом-то все дело. ќбычно мы делаем что-то потому, что хотим чего-то достичь; мы никогда ничего не сделаем, не подумав сначала: "ѕотому что"... "я собираюсь отдохнуть потому что устал, потому что хочу успокоитьс€, потому что мне нужен отдых"... "я сделаю то-то и то-то потому что думаю, что это будет интересно." “аким образом, каждое действие, каждый шаг обусловлены "€", т.е. иллюзорным представлением о "€", которое даже не было поставлено под сомнение. ¬се построено вокруг этого пон€ти€ и все начинаетс€ "потому что"... »так, в этом все дело. ћедитаци€ без какой бы то ни было цели может показатьс€ утомительной; но в действительности у нас просто нет достаточной храбрости, чтобы зан€тьс€ ею и попробовать, что из этого выйдет. Ќам нужно как-то про€вить смелость, поскольку нас интересует эта практика и мы хотим идти дальше, лучше всего будет выполн€ть ее в совершенстве и не начинать со слишком большого числа предметов, а начать с одного и по-насто€щему в него углубитьс€. Ёто может показатьс€ неинтересным; сама практика, возможно, не будет всегда волнующей; но возбуждение не €вл€етс€ единственной вещью, достойной приобретени€; нам необходимо вырабатывать также и терпение. Ќужно охотно пользоватьс€ случаем и в этом смысле про€вл€ть силу воли.

Ќадо идти, не страшась неизвестного, и если мы действительно шагнем немного вперед, мы найдем возможность начинать без мыслей "потому что", без мыслей о каком бы то ни было достижении, без того, чтобы просто жить в будущем. Ќе следует строить фантазий вокруг будущего и пользоватьс€ ими, как стимулом, как источником бодрости; необходимо постаратьс€ получить полное ощущение насто€щего момента.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 363 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

2011 - | 1870 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.