Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 1. ∆изнь и пример Ѕудды




ясный, жаркий, солнечный день; густые листь€ деревьев сала сверкают цветами и гнутс€ под т€жестью плодов. ¬ этом скалистом и диком месте с множеством пещер, которое находитс€ на рассто€нии более сотни миль от города, в нескольких пещерах живут йогины с длинными спутанными волосами; они облачены лишь в тонкие белые одежды из хлопка. Ќекоторые из них сид€т на оленьих шкурах и медитируют; другие занимаютс€ особыми упражнени€ми йоги, например, медитируют, окруженные костром; это хорошо известна€ аскетическа€ практика. ≈ще другие повтор€ют нараспев мантры или девоционные песнопени€. ћесто сохран€ет атмосферу уединени€, мира и спокойстви€, но, вместе с тем, вызывает какой-то благоговейный страх.  ажетс€, что оно осталось неизменным с самого сотворени€ мира. «десь царит полный покой, совершенное безмолвие; даже птицы не поют. ¬близи течет широка€ река, но ни одного рыбака не видно. –ека разлилась широко; ее ширина не менее семи миль. Ќа берегу аскеты совершают св€щенный ритуал очищени€; видно, как они медитируют и купаютс€. “ака€ сцена открылась бы перед нами две с половиной тыс€чи лет назад в местечке Ќайранджана в индийской провинции Ѕихар.

» вот сюда приходит некий принц по имени —иддхартха. ќбладающий аристократической внешностью, он лишь недавно сбросил корону, серьги и украшени€, а потому чувствует себ€ как бы обнаженным. ќн только что отослал назад кон€ и слугу, а сейчас облачаетс€ в чистое белое оде€ние из хлопка. √л€д€ вокруг, он пытаетс€ подражать аскетическому образу жизни, и дл€ этого мен€ет одежду; но ничто не приносит ему истинного преображени€.

ѕосле нескольких лет такой жизни Ѕудда решил покинуть это место. ¬ некотором смысле он научилс€ очень многому; но пришло дл€ него врем€ распрощатьс€ со своими учител€ми, с индийскими риши, и отправитьс€ своим путем. ќн ушел оттуда в другое место, расположенное довольно далеко, хот€ все еще на берегу Ќайранджаны; там он уселс€ под деревом пинала (также известным, как дерево бо). ќн оставалс€ там несколько долгих лет; он сидел на большом камне, ел и пил совсем немного, Ц но не потому, что считал необходимым следовать практике строгого аскетизма, а просто потому, что действительно почувствовал необходимость остатьс€ в одиночестве и вы€снить нечто самосто€тельно, не следу€ примеру какого-нибудь другого человека. ћожет быть, он пришел к этим выводам иными методами; но это не важно. ƒело здесь в другом: что бы мы ни пытались изучить, нам необходимо знание из первых рук, а не сведени€ из книг, не поучени€ учителей, не простое приспособление к уже существующему образцу. »менно этот принцип он открыл; и в этом смысле Ѕудда в силу своего образа мышлени€ оказалс€ великим революционером. ќн даже отрицал существование Ѕрахмы, бога, как творца мира. ќн решил не принимать ничего такого, чего сперва не открыл сам. ћы не хотим этим сказать, что он отрицал древнюю традицию »ндии; наоборот, он относилс€ к ней с большим уважением. ≈го отношение не было анархическим в каком бы то ни было отрицательном смысле; не был он революционером и в коммунистическом понимании. ≈го революци€ была действительной, позитивной революцией. ќн развил творческую сторону революции, котора€ заключаетс€ в том, чтобы не пытатьс€ получить помощь от кого-то, а вы€сн€ть все самому. Ѕуддизм €вл€етс€, пожалуй, единственной религией, котора€ не основываетс€ ни на откровении, полученном от Ѕога, ни на вере, ни на поклонении, будь то поклонение одному Ѕогу или каким-нибудь божествам. Ёто не значит, что Ѕудда был атеистом, или еретиком. ќн вообще старалс€ никогда не оспаривать теологические или философские доктрины, а шел пр€мо к сути дела, к тому, как увидеть истину, Ц и никогда не тратил времени на бесплодные спекул€ции.

¬ыработав такой революционный подход, мы узнаем очень многое.   примеру, вообразим себе, что однажды мы не пообедали. ¬озможно, нам и не хочетс€ есть, мы основательно позавтракали; но вот сама мысль о том, что мы пропустили обед, оказывает на нас особое воздействие. Ќекоторые стандарты сформированы в рамках общества, и мы склонны принимать их без проверки. ¬ самом ли деле мы голодны, или просто хотим наполнить желудок в это врем€ дн€? Ёто очень простой и €сный пример. Ќо то же самое в значительной мере можно применить и к вопросу о существовании "€", когда мы к нему подходим.

Ѕудда открыл, что така€ вещь, как "€", личность, не существует. ѕожалуй, лучше говорить именно о "€" Ц нет "€"! ќн открыл, что все эти пон€ти€, идеи, надежды, страхи, эмоции, умозаключени€ созданы из нашего спекул€тивного мышлени€, из нашего психологического наследства, от родителей, воспитани€ и т.д. ћы просто стремимс€ соединить все это; разумеетс€, это частично €вл€етс€ следствием недостатков нашей системы воспитани€. Ќам говор€т, о чем мы должны думать, вместо того, чтобы поощр€ть действительно исследование внутри самих себ€. “ак что в данном смысле аскетизм, означающий переживание телесной боли, никоим образом не €вл€етс€ существенной частью буддизма. “о, что важно, Ц это выйти за предел шаблона, мыслительных пон€тий, которые мы сформировали. Ёто не значит, что нам нужно создавать новый шаблон, или становитьс€ какой-то особенной, из р€да вон выход€щей личностью, всегда отказыватьс€ от обеда, или делать что-нибудь в этом роде. ¬ своем стандарте поведени€ и в отношени€х с другими людьми нам не нужно переворачивать все с ног на голову. Ёто, оп€ть-таки, не окажет особой помощи в религиозных проблемах. ≈динственный способ решени€ проблемы Ц тщательное рассмотрение. — этой точки зрени€ мы всегда испытываем желание, вернее, испытываем некоторое чувство, не такое сильное, как желание, Ц мы хотим к чему-то приспособитьс€. » мы даже не думаем об этом; нас просто что-то ведет в данном направлении. ѕоэтому необходимо ввести идею внимательности. “огда мы сможем вс€кий раз проверить себ€ и выйти за пределы просто мнений и так называемых выводов здравого смысла. Ќужно научитьс€ быть искусным ученым и вообще ничего не принимать на веру. ¬се необходимо рассмотреть сквозь собственный микроскоп, прийти своим путем к собственным выводам. ѕока мы этого не сделали, никакой спаситель, никакой гуру, никакое благословение, никакое руководство не смогут нам ни в чем помочь.

 онечно, всегда существует дилемма: если нет никакой помощи, тогда что же мы такое? »ли мы ничто? –азве мы не стремимс€ к достижению чего-то более высокого? » что такое Ц это более высокое состо€ние? „то такое, например, состо€ние Ѕудды? „то такое просветление? »ли все это Ц просто ничто? »ли все-таки нечто? Ќо, боюсь, € не обладаю достаточным авторитетом дл€ того, чтобы отвечать на эти вопросы; € всего лишь один из путешественников, как и любой присутствующий здесь. Ќо на основании собственного опыта, Ц а мое знание, как говорит об этом ѕисание, "подобно зерну песка с берегов √анги", Ц € сказал бы, что, когда мы говорим о чем-то "высшем", мы склонны думать о нем со своей собственной точки зрени€; а эта точка зрени€ представл€ет собой лишь большую версию нас самих.  огда мы говорим о Ѕоге, мы стремимс€ думать в пон€ти€х собственного образа, представл€€ этот образ только более крупным, колоссальным, своеобразным расширением нас самих Ц подобно тому, как если бы мы смотрели на себ€ в увеличивающее зеркало. ћы все еще мыслим в пон€ти€х двойственности: € Ц здесь, ќн Ц там. » единственный способ общени€ с Ќим Ц это пытатьс€ просить ≈го помощи. »ногда мы, возможно, чувствуем, что находимс€ в соприкосновении с Ѕогом; но так или иначе, а общатьс€ по-насто€щему подобным образом дл€ нас никогда не бывает возможным. ћы не в состо€нии установить единени€ с Ѕогом, потому что у нас существует устойчивое пон€тие, заранее сфабрикованное заключение, которое мы уже прин€ли; и мы просто стараемс€ втиснуть это великое €вление в какое-то маленькое вместилище. Ќо нельз€ провести верблюда сквозь игольное ушко. ѕоэтому нам нужно искать другие средства. » единственный способ найти их Ц вернутьс€ к самому простому пути, к проверке самих себ€. ¬опрос здесь не в том, чтобы старатьс€ стать "религиозным" человеком, не в том, чтобы про€вл€ть доброту к соседу, жертвовать как можно больше денег на благотворительные цели. ’от€, разумеетс€, и эти вещи могут быть очень хорошими. √лавное здесь в том, что мы не должны принимать все вслепую, стара€сь лишь удобно классифицировать €влени€; нам надо постаратьс€ увидеть все на основании своего личного опыта.

Ёто подводит нас к весьма важной практике медитации. Ѕеда здесь в том, что обычно мы находим, что книги, поучени€, лекции и тому подобное, зан€ты более доказательствами своей правоты, нежели тем, чтобы показать, как производитс€ така€ практика, а это существенно. ћы не особенно заинтересованы здесь в распространении ”чени€, а заинтересованы в том, чтобы использовать его и претворить в действие. ћир движетс€ с такой быстротой, что на доказательства нет времени; все, чему мы научаемс€, надо брать с собой, варить и немедленно съедать. ¬се дело в том, что нам необходимо видеть собственными глазами, не принимать никакой установленной традиции, €кобы обладающей скрытой в ней магической силой. “аких магических средств нет Ц ничто не в состо€нии преобразить нас механическим способом. “ем не менее, мы, облада€ механическим умом, всегда ищем чего-то такого, что произведет действие, если мы просто нажмем кнопку. ¬ идее сокращенного пути имеетс€ огромна€ привлекательность, и если существует какой-то глубокий метод, который предлагает быстрый путь, мы охотнее последуем ему, чем возьмемс€ за утомительные странстви€ и трудные упражнени€. “аким образом, здесь мы видим истинную важность аскетизма: мучительство самого себ€ никуда не ведет; однако, необходима кака€-то работа руками, какое-то физическое усилие. ≈сли мы идем куда-то пешком, мы в совершенстве узнаем дорогу; а если мы поедем туда на поезде, в автомобиле или на самолете, мы вообще почти не заметим пути: все окажетс€ просто сном. “очно также, дл€ того, чтобы видеть непрерывный узор развити€, нам необходимо соткать его своими руками. Ёто один из самых важных принципов. » здесь дисциплина становитс€ незаменимой. ћы должны дисциплинировать себ€. Ѕудь то практика медитации или повседневна€ жизнь, но и там, и тут существует склонность к нетерпению. ћы начинаем нечто, и нам хочетс€ просто чуть-чуть попробовать, а затем бросить все дело. ” нас никогда не оказываетс€ времени на то, чтобы все съесть, переварить как следует и увидеть последстви€.  онечно, все надо попробовать самому и вы€сн€ть, подлинна€ ли это вещь, полезна ли она; однако, прежде чем отбросить ее, нужно немножко подождать, так, чтобы, по крайней мере, получить из первых рук опыт предварительной стадии. Ёто абсолютно необходимо.

Ѕудда пон€л также и эту необходимость. ¬от почему он сидел на берегу Ќайранджаны и медитировал несколько лет, почти не сдвига€сь с места. ќн медитировал по-своему и нашел, что единственным ответом будет возвращение в мир.  огда он открыл пробужденное состо€ние ума, он пон€л, что аскетическа€ жизнь и самоист€зание не оказывают помощи; поэтому он подн€лс€ с места и пошел попросить еды. ѕервым человеком, которого он встретил около Ѕоддхагайи, была богата€ женщина, владелица большого стада коров. ќна поднесла ему сгущенного кип€ченого молока с медом; он выпил, и еда показалась ему восхитительной на вкус. » не только это Ц он обнаружил, что молоко значительно повысило его здоровье и энергию, благодар€ чему он сумел добитьс€ большого прогресса в практике медитации. “о же самое произошло и с великим тибетским йогином ћиларепой. ¬ первый же раз, когда он вышел к люд€м и получил хорошо приготовленную пищу, он обнаружил, что еда сообщила ему новую силу, и теперь ему можно медитировать как следует.

«атем Ѕудда огл€делс€ вокруг, чтобы найти удобное место дл€ сидени€, ибо он решил, что камень слишком жесток дл€ того, чтобы на нем сидеть, и сидение на нем чересчур болезненно.  акой-то кресть€нин дал ему охапку травы куша; Ѕудда расстелил ее под деревом в Ѕоддхагайе и сел в этом месте. ќн открыл, что попытки добитьс€ чего-то силой не дают результата; фактически, он впервые согласилс€ с тем, что в действительности ему нечего достигать. ќн полностью отказалс€ от вс€кого честолюби€; у него было питье, было место дл€ сидени€, и он устроилс€ возможно более удобно. ¬ ту же самую ночь он, наконец, достиг самбоддхи, состо€ни€ полного пробуждени€. Ќо этого оказалось недостаточно, он преодолел не все преграды. ≈го скрытые опасени€ и искушени€, его желани€, последние путы "€" Ц все они пришли к нему в форме ћары Ц владыки зла. —начала ћара послал соблазнить его своих прекрасных дочерей, но безуспешно. «атем нахлынули его свирепые полчища: то была последн€€ тактика "€". ќднако, Ѕудда уже достиг состо€ни€ майтри Ц люб€щей доброты. »ными словами, он не был просто сострадательным человеком в том смысле, чтобы смотреть на ћару, как на глупца, Ц ибо ведь ћара был его собственной проекцией, но достиг состо€ни€ непротивлени€, ненасили€, в котором отождествил себ€ с ћарой. ѕисани€ утверждают, что кажда€ стрела ћары превращалась в дождь цветов, падавших на Ѕудду. ¬ конце концов "€" подчинилось; Ѕудда достиг состо€ни€ пробужденного ума. ѕожалуй, мы сами могли бы иметь такое переживание в виде краткого проблеска €сности и мира, открытости ума; но, повтор€ю, этого недостаточно. Ќам необходимо научитьс€ претвор€ть его в действие, использовать в виде центра, от которого мы могли бы отправл€тьс€ далее. —ледует создать вокруг себ€ такую обстановку, когда нет нужды говорить: "я Ц пробужденный человек". ј если кому-то нужно повтор€ть подобные слова и как-то демонстрировать этот факт, тогда такой человек не €вл€етс€ пробужденным.

«атем в течение почти семи недель Ѕудда странствовал. ¬ некотором смысле, он просто оставалс€ в уединении; вообще можно сказать, что он был весьма одиноким человеком, ибо оставалс€ единственным, кто увидел нечто, кто чего-то достиг. ќн узнал некоторые ответы на вопросы о том, как вести себ€ в жизни, как найти истинный смысл в мире сансары, его сущность. Ќо он еще не вполне понимал, как передать свое знание, Ц и почти был склонен к тому, чтобы не говорить ничего. ¬ одной из сутр есть гатха Ц короткое стихотворение, содержащее его собственные слова: "√лубокий, безграничный мир Ц таково найденное мною учение. Ќо никто не сможет пон€ть его; поэтому останусь безмолвным в джунгл€х". ќднако, затем восторжествовало истинное и высочайшее сострадание, и он увидел, что будет способен создавать правильную обстановку. ƒо самой последней минуты он продолжал чувствовать желание учить: поскольку он достиг чего-то, он понимал, что должен спасти мир, если вообще можно употребл€ть такое выражение. Ќо ему пришлось отбросить эту мысль о спасении всех живых существ. » в то самое мгновение, когда он решил оставить мир и вернутьс€ в джунгли, в нем пробудилось подлинное безличное сострадание. ќн более не ощущал себ€ учителем, больше не думал о том, что ему надо спасать людей; кака€ бы ситуаци€ ни возникала перед ним, он действовал в ней спонтанно.

ќн проповедовал и учил еще более сорока лет и провел остаток жизни в странстви€х от одного конца »ндии до другого ее конца. ќн не ездил на слонах, на лошад€х или на колесницах, а исходил всю »ндию просто босиком. ƒумаю, что если бы кто-то из нас увидел его или услышал, как он говорит, это не показалось бы похожим на знакомые дл€ нас лекции. «десь просто велась беседа. » важными были не сами слова, а созданна€ Ѕуддой обща€ обстановка; не потому, что он достиг высокой духовной силы и с ее помощью господствовал над всеми окружающими: просто он говорил правду, подлинную правду Ц совершенно так же, как мог бы ее говорить любой из нас. ѕоэтому учение усваивалось еще до того, как он открывал рот. ¬от почему мы читаем в сутрах, что его беседы посещали божества, асуры и люди всех родов из разных частей »ндии; все видели его, встречались с ним Ц и все могли его пон€ть. »м не нужно было задавать вопросы; они получали ответ автоматически. “о был удивительный пример общени€. Ѕудда никогда не провозглашал себ€ воплощением Ѕога, или каким-либо божественным существом. ќн был всего лишь простым человеком, который прошел через некоторые обсто€тельства и достиг состо€ни€ пробужденного ума. »меть такое переживание можно, Ц по крайней мере, частично, Ц и каждому из нас.

Ќа этом примере мы видим, что одна речь не €вл€етс€ единственным методом общени€. ќбщение существует еще до того, как мы сказали что-нибудь; оно есть, если вы даже сказали только: "«дравствуйте!" или " ак поживаете?". ќбщение каким-то образом продолжаетс€ и после того, как мы кончили говорить. ¬есь разговор следует вести очень искусно; в разговоре надо быть правдивым и не быть эгоцентричным. “огда отсутствует пон€тие двойственности, тогда устанавливаетс€ правильный пор€док беседы. ќн достигаетс€ лишь благодар€ тому, что мы сами ощущаем стремление установить его, а не в силу копировани€ какого-то чужого примера. Ќи аскетизм, ни какой бы то ни было предвз€тый образ мыслей не дадут правильного ответа. Ќам нужно самим дать первый толчок и не ожидать его от феноменального мира или от других людей. ≈сли мы медитируем, и при этом живем на оживленной улице, мы не сможем остановить движение по ней из-за того лишь, что нам нужны мир и спокойствие. ќднако, мы могли бы остановить себ€; мы могли бы прин€ть этот шум. »бо шум также включает в себ€ безмолвие. ћы должны погрузитьс€ в него, ничего не ожида€ извне, как это сделал Ѕудда. » нам нужно принимать любую возникающую ситуацию. ѕока мы не уклон€емс€ от нее, она всегда представитс€ в виде некоторого средства; и мы можем воспользоватьс€ этим средством.  ак сказано в ѕисани€х: "ƒхарма хороша в начале, дхарма хороша в середине, дхарма хороша в конце". »ными словами, дхарма никогда не бывает устаревшей, поскольку в основе своей обстановка всегда одна и та же.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 363 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

1965 - | 1939 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.