Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 6. ћедитаци€




ћедитаци€ Ц обширный предмет; на прот€жении веков развилось много ее систем и вариаций среди разных религиозных традиций. Ќо, вообще говор€, по своему основному характеру медитаци€ принимает одну из двух форм. ѕерва€ €вл€етс€ отпрыском учений, зан€тых раскрытием природы существовани€; а втора€ касаетс€ общени€ со вселенской, внешней концепцией Ѕога. ¬ каждом случае медитаци€ €вл€етс€ единственным способом осуществить учение на практике.

“ам, где налицо концепци€ "внешнего" высшего —ущества, там налицо также и внутренн€€ личность, называема€ "€". ¬ таком случае практика медитации становитс€ способом развити€ общени€ с внешним —уществом. Ёто значит, что мы чувствуем себ€ низшими и стараемс€ соприкоснутьс€ с чем-то более высоким, с чем-то великим. Ёта медитаци€ основана на поклонении. ¬ основе своей она €вл€етс€ внутренней, интровертной практикой; она хорошо известна в индийских учени€х, где упор делаетс€ на вхождение во внутреннее состо€ние самадхи, в глубины сердца. —ходную технику мы находим в практике учений православного христианства, где используетс€ так называема€ "сердечна€ молитва" и главной целью €вл€етс€ сосредоточенность на сердце. Ёто средство представл€ет собой отождествление себ€ и с некоторым внешним —уществом, дл€ чего необходимо самоочищение. ќсновное верование здесь заключаетс€ в том, что мы отдельны от Ѕога, однако между этими двум€ €влени€ми все еще остаетс€ св€зь: мы все-таки €вл€емс€ частью Ѕожества. »ногда при этом возникает путаница, и дл€ того, чтобы вы€снить положение, приходитс€ вести внутреннюю работу, повышать качество индивидуальности и доводить ее до уровн€ высшего сознани€. Ётот подход к делу использует эмоции и девоционные практические приемы, имеющие целью соприкосновение с Ѕогом, божествами или каким-нибудь особым св€тым. ƒевоциониые приемы могут также включать в себ€ повторение мантр.

ƒруга€ принципиальна€ форма медитации почти полностью противоположна такому подходу, хот€ в конце концов может привести к тем же результатам. «десь не существует веры в высшее и низшее, нет идеи разных уровней или состо€ни€ недоразвитости. ѕрактикующий не чувствует себ€ низшим существом; и то, чего он стремитс€ добитьс€, не есть нечто более высокое, нежели он сам. ѕоэтому практика такой медитации не требует внутренней сосредоточенности на сердце; при ней вообще нет централизующего пон€ти€; даже к таким приемам, как сосредоточение на чакре или психических центрах тела, здесь относ€тс€ по-иному. ’от€ в некоторых учени€х буддизма упоминаютс€ пон€ти€ чакра, указываютс€ св€занные с ними приемы, последние не стро€тс€ на развитии внутреннего центра. “аким образом основна€ форма этого вида медитации зан€та старанием увидеть то, что есть. —уществует множество вариантов этой формы медитации, но все они обычно основаны на различных технических приемах самораскрыти€. ѕоэтому достижени€ медитации этого типа не €вл€ютс€ результатом долговременной, трудной практики, при помощи которой мы перестраиваем себ€ в "высшее" состо€ние; не требует она и вхождени€ в особого рода внутреннее состо€ние транса. Ёто нечто такое, что можно скорее назвать "рабочей", или экстравертной медитацией, где, подобно двум крыль€м птицы, должны сочетатьс€ искусные средства и мудрость. «десь не поднимаетс€ вопрос о том, чтобы удал€тьс€ от мира. ‘актически без внешнего мира, без мира видимых феноменов практика медитации была бы почти невозможной, ибо индивид и внешний мир нераздельны; они просто сосуществуют друг с другом. ѕоэтому иде€ о попытках общени€ с каким-то высшим —уществом, о попытках стать единым с ним даже не возникает.

¬ практике медитации подобного рода очень важную роль играет пон€тие насто€щего момента. ‘актически оно представл€ет собой самую сущность этой медитации. ¬се, что мы делаем, все, что стараемс€ практиковать, не имеет особой цели, такой как достижение некоторого, более высокого состо€ни€, следование какой-то теории или идеалу; это просто старание увидеть то, что существует здесь и сейчас. Ќам нужно стать способными осознавать насто€щий момент при помощи таких средств, как сосредоточенность на дыхании; эта практика получила развитие в буддийской традиции; она основана на знании данного момента, ибо каждое дыхание единственно в своем роде: оно €вл€етс€ выражением "теперь", текущего мгновени€.  аждое дыхание отдельно от следующего; оно целиком видно и ощутимо Ц не в видимой форме, не как лишь вспомогательное средство дл€ сосредоточени€; но с ним нужно обращатьс€ с надлежащей полнотой, самым серьезным образом.   примеру, очень голодный человек во врем€ еды даже не сознает, что ест какую-то пищу: он настолько поглощен едой, что полностью отождествил себ€ с тем, что делает, стал почти единым со вкусом пищи, с наслаждением, которое она ему доставл€ет. “ак и с дыханием: вс€ иде€ здесь в том, чтобы испытать его и увидеть в это самое мгновение. “аким образом, в подобном случае вообще не возникает пон€тие о том, что мы становимс€ чем-то высшим; и различные мнени€ по данному вопросу не имеют большого значени€. ¬ некотором смысле, мнени€ создают возможность уйти от действительности, создают особого рода леность, неотчетливость зрени€. ясность сознани€ затемнена ранее построенными пон€ти€ми, и мы стараемс€ положить на готовые полочки все, что видим; мы каким-то образом стремимс€ привести все видимое в соответствие с нашей предвз€тостью, с нашими иде€ми. “аким образом концепции и теории Ц в этом отношении также и теологи€ Ц могут стать преп€тстви€ми. ѕоэтому кто-нибудь спросит: а есть ли смысл в том, чтобы изучать буддийскую философию? ѕоскольку там существуют писани€ и тексты и, разумеетс€, существует некотора€ философи€, как верование, не будет ли и это всего лишь концепцией? ¬се здесь зависит от данного индивида, но и по существу дело обстоит иначе. »бо с самого начала мы стараемс€ выйти за пределы концепций, мы стараемс€, пожалуй, весьма критическим образом, вы€снить то, что есть. Ќам нужно развивать критический ум, как стимул дл€ понимани€. ¬ начале это может стать причиной, чтобы отвергнуть сказанное учител€ми, написанное в книгах; но затем мы постепенно начинаем чувствовать и находить нечто самосто€тельно; это и есть так называема€ встреча воображаемого и реальности, где ощущение определенных слов и концепций встречаетс€ с интуитивным знанием, может быть, несколько не€сным и неточным образом. ћожно испытывать неуверенность по поводу правильности того, что мы изучаем; но общее чувство здесь таково, что мы вот-вот должны открыть нечто. ѕо-насто€щему мы не можем начинать с состо€ни€ совершенства; а с чего-то начинать надо. » если мы культивируем разумное, интуитивное прозрение, тогда понемногу, ступень за ступенью, развиваетс€ подлинное интуитивное чувство, а воображаемый или галлюцинаторный элемент мало-помалу про€сн€етс€ и в конце концов отмирает. Ќаконец это не€сное чувство раскрыти€ становитс€ очень отчетливым, так что не остаетс€ почти никаких сомнений. ƒаже на этой стадии может случитьс€ так, что мы не будем в состо€нии словесно объ€снить свое открытие или в точности записать его на бумаге; фактически, если бы мы попытались сделать это, мы ограничили бы объем подлинного переживани€, что было бы даже опасным. “ем не менее, по мере роста и развити€ этого чувства мы наконец достигаем непосредственного знани€, а не приобретаем что-то отдельное от себ€.  ак в приведенной выше аналогии, вы становитесь единым с предметом. Ётого можно достичь только благодар€ практике медитации. ѕоэтому медитаци€ Ц это в большой степени дело упражнений, она представл€ет собой рабочую практику. «десь нет речи о том, чтобы входить в некоторую внутреннюю глубину; имеет место расширение и распространение вовне.

“аковы основные различи€ между двум€ типами медитационной техники. ƒл€ некоторых людей может оказатьс€ более подход€щим первый из них, а дл€ других Ц второй. ¬опрос здесь не в том, что один из этих типов выше или точнее другого. Ќо дл€ любой формы медитации нам прежде всего необходимо преодолеть то огромное чувство требовательности и честолюби€, которое действует, как главное преп€тствие. ѕредъ€вление требований к какому-то человеку, например, к гуру, или честолюбивый замысел приобрести что-то из наших зан€тий возникают из сложившегос€ желани€ или потребности; и эта потребность есть централизовавшеес€ представление. ¬ основе своей оно слепо; оно похоже на то, как если бы мы имели только один глаз, расположенный на груди: когда вы пытаетесь идти, вы не можете повернуть голову назад и способны увидеть только ограниченное пространство, потому что вашему обозрению доступно только одно направление, потому что вам не хватает возможности повернуть голову. —ледовательно, существует больша€ опасность падени€. ѕотребность действует подобно завесе и становитс€ преп€тствием дл€ открыти€ данного момента, дл€ открыти€ "теперь", ибо она основана либо на будущем, либо на стремлении продлить нечто, существовавшее в прошлом, так что насто€щий момент оказываетс€ полностью забыт. ћожет существовать некоторое усилие сосредоточитьс€ на мгновении насто€щего, но, пожалуй, лишь двадцать процентов сознани€ основано на насто€щем, а остальна€ часть рассе€на в прошлом и будущем. ѕоэтому у нас нет достаточно силы, чтобы непосредственно увидеть то, что есть.

«десь очень важную роль также играет учение об отсутствии "€". » дело не только в том, чтобы отрицать существование "€", потому что "€" есть нечто относительное. “ам, где существует какой-то другой человек, высшее —ущество, или концепци€ чего-то отдельного от нас, мы склонны думать, что поскольку есть нечто вне нас, нечто, существующее "там", должно существовать нечто и "здесь". »ногда внешнее €вление как будто про€вл€ет всевозможные соблазн€ющие или агрессивные качества и становитс€ настолько подавл€ющим, что мы создаем против него своего рода защитный механизм, не вид€, что сам этот механизм есть продолжение того же внешнего €влени€. ћы стремимс€ отделить себ€ от внешнего, и это создает нечто вроде гигантского пузыр€ внутри нас, состо€щего только из воздуха и воды, т.е., в данном случае, из страха и отражени€ внешнего €влени€. “акой гигантский пузырь не дает войти свежему воздуху, и этот пузырь Ц личность, "€". ѕоэтому в данном смысле "€" обладает существованием, но фактически оно иллюзорно. ”становив этот факт, мы обычно хотим создать какой-нибудь внешний идол, какое-то убежище. ѕодсознательно мы знаем, что "€" Ц не более чем пузырь; он может лопнуть в любой момент. ј поэтому мы стараемс€ но возможности предохранить его Ц сознательно или бессознательно. Ќа самом деле мы достигли такого искусства в охранении этого "€", что нам удаетс€ сберегать его сотни лет.  ак будто бы у человека есть пара очень дорогих очков, и он пр€чет их в коробку или в разные футл€ры, чтобы не потер€ть; так что даже если все другие вещи сломаютс€, очки останутс€ в —охранности. ќн, веро€тно, чувствует, что другие вещи могут выдержать все непри€тности, а эта вещь, как ему известно, их не выдержит, так что в футл€ре она сохран€етс€ дольше. “очно также и "€" сохран€етс€ дольше просто потому, что мы чувствуем: оно может лопнуть в любое врем€. —уществует бо€знь, что оно будет разрушено, и дл€ нас это окажетс€ чрезмерным ударом: мы будем слишком раскрытыми. » существует такой характер, такой гипнотизирующий стандарт, установленный вне нас, хот€ на самом деле это наше собственное отражение. ¬от почему вопрос об отсутствии "€" Ц в действительности вопрос не о том, существует ли душа; здесь скорее отбрасываетс€ пон€тие этого пузыр€. ƒела€ это, мы не об€зательно должны преднамеренно разрушить "€" или намеренно отрицать Ѕога. ј когда эта преграда удалена, можно идти куда угодно и плыть по воле волн. Ќо это можно осуществить лишь при помощи практики медитации, к которой надо подойти весьма просто и практически. “огда мистическое переживание радости или благодати Ц называйте его как хотите Ц может быть найдено в любом объекте. »менно это мы стараемс€ осуществить при помощи медитациониой практики випассана, или "прозрени€". ≈сли мы установим основной стандарт дисциплины, выработаем регул€рный способ подхода к ситуации, будь то дыхательные упражнени€, ходьба или все, что угодно, тогда на некоторой ступени техника постепенно отмирает. –еальность мало-помалу распростран€етс€ так широко, что нам уже вообще не нужно пользоватьс€ какой бы то ни было техникой. » в этом случае излишним становитс€ внутреннее сосредоточение, мы можем все больше и больше распростран€тьс€ вовне Ц и все ближе подходить к постижению существовани€, лишенного центра.

“аков основной уклад этого вида медитации, который базируетс€ на трех фундаментальных факторах: во-первых, на отсутствии централизации, направленной внутрь; во-вторых, на отсутствии стремлени€ стать чем-то большим; в-третьих, на полном отождествлении себ€ с тем, что происходит здесь и сейчас. Ёти три элемента проход€т через всю практику медитации от ее начала до момента понимани€.

¬опрос: ¬ беседе вы упом€нули о "насто€щем моменте", и € не пойму, как можно осознать абсолютное через осознание какого-то относительного мгновени€ времени.

ќтвет: „то же делать, нам надо начать с работы внутри относительного аспекта, пока, наконец, этот насто€щий момент не приобретет такое качество жизненности, что уже более не будет зависеть от относительного способа выражени€ насто€щего времени. ћожно сказать, что "теперь" существует все врем€, вне св€зи с пон€тием относительности. Ќо поскольку все идеи основываютс€ на идее относительности, невозможно найти какие бы то ни было слова, выход€щие за ее пределы. “аким образом, насто€щий момент Ц единственный способ видеть непосредственно. ѕрежде всего, он находитс€ между прошлым и будущим Ц сейчас. «атем мы постепенно открываем, что насто€щий момент вообще не зависит от относительности. ћы обнаруживаем, что прошлого не существует, как не существует и будущего: все происходит теперь. ѕодобным же образом дл€ того, чтобы выразить идею пространства, можно было бы сперва сделать какой-нибудь сосуд, а потом разбить его, тогда мы увидим, что пустота внутри сосуда Ц та же сама€, что и вне него. ¬от весь смысл техники. —начала этот насто€щий момент €вл€етс€ в некотором смысле несовершенным; или можно даже сказать, что медитаци€ несовершенна, ибо это практика чисто человеческого производства: мы сидим, стараемс€ быть спокойными, сосредоточиваемс€ на дыхании и тому подобное. Ќо, начав таким образом, мы затем постепенно открываем нечто большее, чем все это. —ледовательно, усили€, вложенные нами в то, чтобы, например, открыть сущность насто€щего момента, не будут истрачены понапрасну, хот€ в то же врем€, пожалуй, видно, что сами по себе они довольно глупы. Ќо это Ц единственный способ начать.

¬опрос: ƒолжен ли изучающий дл€ медитации освободитьс€ от "€" еще до ее начала, или это наступает естественно, в ходе практики?

ќтвет: Ёто наступает естественно, потому что начать без "€" вы не можете. » в своей основе "€" не €вл€етс€ плохим. ’орошее и плохое в действительности не существуют; мы пользуемс€ "€", а затем оно постепенно изнашиваетс€, как пара обуви. Ќо вам нужно пользоватьс€ этой парой, полностью износить ее, так, чтобы она не сохран€лась. »наче, если вы попытаетесь отбросить "€" и начать практику, будучи совершенным, ваше совершенство может оказатьс€ все более и более односторонним; а на другой стороне в это же самое врем€ будет воздвигатьс€ такое же количество несовершенства Ц точно так же, как €ркий свет создает столь же интенсивную тьму.

¬опрос: ¬ы сказали, что существуют две основные формы медитации: девоционна€ практика, или попытки общени€ с чем-то более высоким, и друга€ Ц просто осознание того, что есть. Ќо ведь така€ девоционна€ практика играет некоторую роль и в буддизме: у вас есть девоционные песнопени€ и тому подобное. ћне не вполне €сно, как совмещаетс€ одно с другим. я хочу сказать, что эти две формы кажутс€ разными; как же в действительности они могут сочетатьс€ одна с другой?

ќтвет: ƒа, верно. Ќо тот тип девоционной практики, который встречаетс€ в буддизме, представл€ет собой всего лишь процесс раскрыти€ и покорени€ "€". Ёто процесс создани€ вместилища. я не хочу сказать, что осуждаю другие формы девоционной практики, однако, если смотреть на них с точки зрени€ человека, который неискусно пользуетс€ этой техникой, тогда девоционна€ практика становитс€ страстным желанием освобождени€. ћы видим себ€ совсем отдельными, заключенными в тюрьму, несовершенными. ћы считаем себ€ в глубокой основе дурными и стараемс€ как-то выбитьс€ из этого положени€. »ными словами, наша несовершенна€ часть отождествлена с "€", а нечто совершенное отождествлено с каким-то внешним существом, так что остаетс€ лишь одно: вырватьс€ из тюрьмы. Ётот вид девоционной практики представл€ет собой преувеличенное осознание "€", вернее, его отрицательного аспекта. ¬се же в буддизме существуют сотни вариаций девоционной практики, имеютс€ сотни рассказов об учениках, преданных гуру, о способах общени€ с гуру и о достижении при помощи девоционной практики состо€ни€ пробуждени€ ума. Ќо в этих случа€х девоционна€ практика всегда начинаетс€ без централизованного "€". Ќапример, во всех песнопени€х или церемони€х, пользующихс€ символикой или визуализацией будд, прежде чем создавать зрительный образ, производитс€ медитаци€, лишенна€ формы, котора€ создает полностью открытое пространство. » в конце практикующий всегда повтор€ет формулу так называемого "тройного колеса": "я не существую, внешний видимый образ не существует и действие визуализации не существует". »де€ здесь та, что любое чувство достижени€ отбрасываетс€ в открытое пространство, а потому практикующий не чувствует, что он собирает нечто. я думаю, в этом заключено самое главное. ћы можем чувствовать огромное благоговение, но это благоговение будет особого рода абстракцией его формы, а потому оно не вызовет образовани€ внутреннего центра. ћы просто отождествл€ем себ€ с этим чувством благоговени€; это и все. ѕожалуй, это ина€ форма благоговени€, ина€ его концепци€, при которой не существует никакого центра, а существует только благоговение. Ќо вот в других случа€х благоговение заключает в себе требование; там существует ожидание: практикующий ждет, что получит нечто в ответ.

¬опрос: Ќе возникает ли в этом случае огромный страх Ц когда мы открываемс€ и отдаемс€?

ќтвет: —трах Ц одно из орудий "€". ќн предохран€ет "€". ≈сли мы достигаем такой ступени, где начинаетс€ состо€ние прозрени€, где виден факт безуми€ "€", тогда возникает страх перед утратой этого "€"; и страх €вл€етс€ одним из последних его средств. ѕосле этого пункта страха более нет, потому что цель страха Ц в том, чтобы кого-то испугать; а если этого "кого-то" не существует, страх утрачивает свою функцию. ¬идите ли, ваши реакции посто€нно придают жизнь страху, а когда нет того, кто реагирует на страх, когда утрачено "€", Ц тогда перестает существовать и страх.

¬опрос: —ледовательно, вы говорите о "€", как об объекте?

ќтвет: ƒа.

¬опрос: ¬ том смысле, что оно €вл€етс€ частью внешнего окружени€?

ќтвет:  ак € уже сказал, "€" похоже на мыльный пузырь. ќно объективно до определенного пункта, ибо, хот€ в действительности и не существует, Ц это нечто непосто€нное, Ц фактически про€вл€етс€ как объект в большей степени, нежели €вл€етс€ им. Ёто другой способ самозащиты, стремлени€ сохранить "€".

¬опрос: “ак это аспект "€"?

ќтвет: ƒа.

¬опрос: “огда вы не можете уничтожить это "€" Ц или вы утратите силу узнавани€, способность познавать.

ќтвет: Ќет, это не об€зательно. ѕотому что "€" не содержит в себе понимани€, в нем не «аключено никакого прозрени€. ќно все врем€ существует ложным образом и способно только на то, чтобы создавать путаницу, тогда как прозрение Ц это нечто большее.

¬опрос: Ќе хотите ли вы сказать, что "€" представл€ет собой скорее вторичное, а не первичное €вление.

ќтвет: ƒа, в значительной степени это так. ¬ некотором смысле "€" Ц это мудрость; но ему также случаетс€ бывать и незнающим. ¬идите ли, когда вы понимаете, что вы не знаете, это Ц начало раскрыти€ мудрости, это сама мудрость.

¬опрос:  ак же можно самому решить, что такое наше "€" Ц неведение или мудрость?

ќтвет: ¬ действительности вопрос не "в том, чтобы решать что-то. ћы просто видим. ѕонимаете, здесь в основе нет прочной субстанции, хот€ мы говорим, что "€" существует в виде устойчивого €влени€ с различными аспектами. Ќо фактически оно просто живет во времени, как непрерывный процесс созидани€. ќно посто€нно умирает и все врем€ возрождаетс€. ѕоэтому реально "€" не существует. ќднако, оно также совершает действи€ мудрости: когда "€" умирает, это сама мудрость, а когда "€" впервые сформировалось, это начало самого незнани€. “аким образом, "€" и мудрость в действительности совсем не €вл€ютс€ отдельными друг от друга. ќпределить это кажетс€ довольно затруднительным; мы в какой-то степени были бы счастливее, если бы все отчетливо раздел€лось на черное и белое; но это, увы, не €вл€етс€ естественным пор€дком существовани€. Ќет никакого точного разделени€ между черным и белым и все вещи взаимозависимы. “ьма Ц это аспект света, а свет Ц аспект темноты; так что нельз€ по-насто€щему осуждать одну сторону и строить все на другой. —амому индивиду целиком предоставл€етс€ найти свой путь; и это вполне возможно. “очно так же поступает собака, котора€ никогда не плавала: если ее внезапно бросить в воду, она способна плавать. ѕодобным же образом мы обладаем своеобразным внутренним духовным инстинктом; и если мы захотим открытьс€, тогда каким-то образом непосредственно найдем свой путь. «десь дело только в раскрытии; и нам совсем не нужны отчетливые определени€.

¬опрос: Ќе затруднит ли вас суммирование целей медитации?

ќтвет: “ак вот, медитаци€ и есть выражение самой цели. ћедитаци€ не предназначена дл€ чего-нибудь, она сама есть цель. ќбычно мы имеем цель в том, что делаем: что-то произойдет в будущем; и потому то, что € делаю сейчас, очень важно. — этим св€зано все понимание. ј иде€ медитации состоит в том, чтобы выработать совершенно иной образ действий с вещами, при котором вас совсем не касаетс€ цель. ‘актически медитаци€ имеет дело с вопросом о том, существует ли така€ вещь, как цель. » когда мы усваиваем этот иной способ действий в св€зи с ситуацией, нам более не нужно иметь цель. ћы никуда не идем. ¬ернее, мы на пути и одновременно у цели. »менно дл€ этого в действительности существует медитаци€.

¬опрос: Ќе хотите ли вы сказать, что это будет погружением в реальность?

ќтвет: ƒа, потому что реальность существует все врем€. –еальность Ц это не отдельное €вление, поэтому все дело в том, чтобы стать единым с реальностью, чтобы находитьс€ в реальности, Ц не достигать единства с реальностью, а отождествитьс€ с ней. ћы уже €вл€емс€ частью реальности, поэтому все, что нам остаетс€ сделать Ц это устранить сомнени€. “огда мы обнаруживаем, что находились там все врем€.

¬опрос: ѕравильно ли называть этот факт постижением нереальности видимого?

ќтвет: ¬идимого? Ќельз€ ли выразитьс€ немного точнее?

¬опрос: я имею в виду теорию ”иль€ма Ѕлэйка о сли€нии наблюдател€ с объектом наблюдени€ и о том, что видимое совсем не имеет реальности.

ќтвет: ¬идимые вещи в известном смысле есть реальность. Ќет ничего за пределами насто€щего момента; поэтому то, что мы видим, есть реальность. Ќо вследствие нашего обычного способа видеть вещи, мы не видим их такими в точности, каковы они есть.

¬опрос: “огда не хотите ли вы сказать, что каждый человек Ц это отдельна€ индивидуальность, что ему надо найти свой индивидуальный путь к реальности?

ќтвет: я думаю, этот пункт возвращает нас как раз к вопросу о "€"; а мы об этом только что говорили. ¬идите ли, существует, между прочим, така€ вещь, как личность. ¬ действительности, мы не €вл€емс€ индивидами, отдельными от окружающей среды, от внешних €влений. ¬от почему тут необходимо пользоватьс€ другим подходом. ¬едь если бы мы были индивидами, никак не св€занными с остальными вещами и €влени€ми, тогда не было бы необходимости дл€ какой-то другой техники, котора€ приводит к единству. ƒело здесь в том, что существует лишь видимость индивидуальности; но эта индивидуальность имеет лишь относительную основу. ≈сли есть индивидуальность, тогда должно быть также и единство.

¬опрос: ƒа, но ведь именно индивидуальность обеспечивает единство. Ќе будь мы индивидами, мы не могли бы достичь единства. –азве это не так.

ќтвет: ƒело в том, что слово "индивидуальность" довольно сложно и двусмысленно. ¬ начале индивидуальность может быть чересчур подчеркнута, поскольку существуют различные индивидуальные аспекты. ƒаже когда мы достигли стадии освобождени€, там, пожалуй, есть элемент сострадани€, элемент мудрости, элемент энергии и всевозможные разнообразные вариации. ќднако то, что мы называем индивидом, есть нечто большее, нежели все это. ћы склонны видеть здесь один характер, на основе которого построено много €влений Ц в качестве способа найти какой-нибудь вид безопасности.  огда налицо мудрость, мы стараемс€ вложить в нее все; и тогда она становитс€ как бы совершенно отдельным существом, отдельной личностью; но на самом деле это не так. ¬се же остаютс€ индивидуальные аспекты, индивидуальный характер. “ак, в индуизме мы находим различные аспекты Ѕога, различные божества и разнообразную символику.  огда мы достигаем единства с реальностью, эта реальность не есть просто одна-единственна€ вещь; мы просто способны видеть под очень широким углом.

¬опрос: ≈сли изучающий обладает восприимчивым умом и желает стать единым с природой, может ли он научитьс€ медитировать, или ему нужно развить свою собственную форму медитации?

ќтвет: — природой? „то вы хотите этим сказать?

¬опрос: ≈сли он желает учитьс€, может ли он принимать поучени€ от других? »ли ему можно развить медитацию самосто€тельно?

ќтвет: ƒействительно, устные наставлени€, устное учение необходимо. ’от€ изучающему, прежде чем он сможет что-нибудь получить, необходимо научитьс€ давать, отдаватьс€. ¬о-вторых, он обнаруживает, что вс€ иде€ учени€ стимулирует его понимание. ѕри этом также устран€етс€ создание сильного чувства достижени€, как если бы все было приобретено "моим собственным трудом" Ц это пон€тие свойственно человеку, который всего добилс€ сам.

¬опрос:  онечно, это недостаточна€ причина дл€ того, чтобы получать наставлени€ от какого-нибудь учител€: просто потому, что необходимо избавитьс€ от чувства "все сделано своими руками". я имею в виду случай какого-то похожего на –амана ћахариши, который достиг понимани€ без помощи постороннего учител€; разумеетс€, такому человеку не стоит идти и искать гуру только дл€ того, чтобы у него не закружилась голова.

ќтвет: Ќет. Ќо тут исключительный человек, в том-то все и дело. ≈сть путь; он возможен. », по существу, никто не может ничего передать другому человеку, не может ничего вложить в него. Ќужно раскрывать все внутри самого себ€; пожалуй, в некоторых случа€х люди способны сделать это самосто€тельно. Ќо возводить нечто на самом себе в какой-то мере свойственно характеру "€", не так ли? ћы оказываемс€ на довольно опасной почве. Ёто легко может стать де€тельностью "€", потому что здесь уже имеетс€ пон€тие "€"; а затем нам захочетс€ построить на этой стороне еще больше. я думаю, Ц возможно, это покажетс€ простым, но в действительности как раз в этом все дело, Ц что мы научаемс€ самоотдаче постепенно, и така€ самоотдача "€" Ц весьма обширный предмет. “очно так же учитель действует в качестве своеобразного зеркала; он возвращает нам наше собственное отражение. “огда вы впервые способны увидеть, как вы прекрасны или как уродливы.

ѕожалуй, здесь стоит упом€нуть еще об одной или двух мелочах, касающихс€ медитации, хот€ общую основу предмета мы уже рассмотрели.

¬ообще говор€, наставлени€ в области медитации нельз€ давать в каком-то классе; между учителем и учеником должны существовать личные отношени€. “акже внутри каждой определенной техники имеютс€ определенные вариации, например, осознание дыхани€. Ќо мне, веро€тно, нужно вкратце коснутьс€ основного способа медитации; а затем, если вы захотите пойти дальше, вы, конечно, сможете это сделать и сможете получить дальнейшие указани€ от какого-нибудь учител€ медитации.

 ак мы уже упом€нули, эта медитаци€ не зан€та попытками выработать сосредоточенность. ’от€ многие книги о буддизме говор€т о такой практике, как саматха, развитие сосредоточенности, мне думаетс€, что этот термин как-то вводит в заблуждение. ћы могли бы вообразить, что практику медитации можно использовать в коммерческих цел€х, что мы могли бы сосредоточиватьс€ на подсчете денег или на чем-то вроде этого. Ќо медитаци€ существует не просто дл€ коммерции; там другое пон€тие о сосредоточенности. ¬идите ли, обычно мы не можем сосредоточиватьс€ по-насто€щему. ≈сли мы очень усердно стараемс€ сосредоточиватьс€, тогда нам необходима мысль, котора€ сосредоточиваетс€ на предмете, а также еще нечто дл€ ускорени€ этого процесса. »так, существуют два процесса, включенные в сосредоточение; а второй процесс играет роль надзирател€, который удостовер€етс€, что вы выполн€ете дело как следует. Ёту часть процесса необходимо убрать, иначе мы кончаем тем, что становимс€ еще более самосознающими и просто видим, что сосредоточиваемс€, а не находимс€ в действительном состо€нии сосредоточенности. ¬озникает порочный круг. ѕоэтому мы не в состо€нии развивать только сосредоточенность, не устранив централизующую бдительность, стремлени€ быть внимательным, которое есть "€". “аким образом, практика саматха осознани€ дыхани€ не зан€та сосредоточением на дыхании.

Ќа ¬остоке обычно прин€та поза со скрещенными ногами; и если вы можете сидеть в таком положении, предпочтительнее пользоватьс€ им. “огда мы сможем приучить себ€ садитьс€ и медитировать в любом месте, даже посреди пол€; при этом не надо и беспокоитьс€, где или на чем сесть. ‘изическа€ поза также имеет известную важность: например, если мы легли, это положение может вызвать у нас сонливость, а если мы стоим, такое положение может вызвать желание ходить. Ќо дл€ тех, кто найдет трудной посадку со скрещенными ногами, вполне хорошо будет сидеть на стуле; действительно, в буддийской иконографии известна сид€ча€ поза на стуле, "майтрей€-асана", так что и она вполне приемлема. ¬ажно только держать спину выпр€мленной, чтобы не возникло напр€жени€ при дыхании. „то же касаетс€ самого дыхани€, то, как мы уже сказали, здесь нет речи о сосредоточенности; мы стараемс€ стать едиными с чувством дыхани€. ¬ начале требуетс€ некоторое усилие; но после непродолжительной практики осознание просто удерживаетс€ на грани дыхательного движени€; оно лишь естественно следует за дыханием; и мы не особенно стараемс€ св€зать ум с дыханием. ћы стремимс€ почувствовать дыхание Ц выдох, вдох, выдох, вдох, Ц и обыкновенно бывает так, что выдох оказываетс€ длиннее вдоха. Ёто помогает нам осознавать пространство и распространение дыхани€ наружу.

“акже очень важно избегать торжественности, избегать настроени€ участи€ в каком-то особом ритуале. Ќужно чувствовать себ€ вполне естественно и непринужденно, просто старатьс€ отождествить себ€ с дыханием. Ёто и все, что требуетс€; в процесс не включены никакие идеи, никакой анализ. ¬с€кий раз, когда возникают мысли, просто наблюдайте за ними, как за мысл€ми, а не как за предметом. ќбычно выходит так, что когда у нас по€вл€ютс€ мысли, мы вообще не осознаем, что это мысли. ѕредположим, мы планируем очередную воскресную прогулку Ц и мы настолько поглощены этими мысл€ми, что уже почти находимс€ на прогулке, даже не осознава€, что тут только мысли. ј если мы видим, что такую картину создает всего лишь мысль, мы начинаем открывать, что она обладает меньшим качеством реальности. ¬о врем€ медитации не следует пытатьс€ подавл€ть мысли; нужно лишь старатьс€ увидеть их преход€щую, прозрачную природу. Ќе надо увлекатьс€ ими; не надо и отбрасывать их; просто наблюдайте их и потом возвращайтесь к осознанию дыхани€. ¬есь смысл здесь в том, чтобы культивировать при€тие всего; мы не должны проводить различий, не должны быть вовлечены в какую бы то ни было борьбу. “акова основа техники медитации; она вполне проста и непосредственна. ¬ ней не должно быть никаких преднамеренных усилий, никаких попыток контрол€, никакого старани€ стать спокойным. ¬от почему при этом пользуютс€ дыханием. ≈го легко ощутить; не надо следить за собой, старатьс€ делать что-то или производить какие-то действи€. “акова причина, почему дл€ начала важна техника. Ёто первоначальный способ, это начало; и обычно медитаци€ продолжаетс€ и развиваетс€ по-своему. »ногда оказываетс€, что мы медитируем несколько иначе по сравнению с тем, как мы ее впервые начинали, и это происходит совершенно спонтанно. “ехника медитации не классифицируетс€, как продвинута€ техника или техника начинающего. ѕросто медитаци€ сама постепенно растет и развиваетс€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 365 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

526 - | 451 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.057 с.