Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 5. “ерпение




“ерпение, санскр. "кшанти", обычно имеет смысл выносливости, терпеливого отношени€ к боли и трудност€м. Ќо в действительности это слово означает нечто большее. Ёто выносливость в том смысле, что мы видим обстановку и видим, что дл€ нас будет правильным терпеть и развивать терпение. “аким образом, кшанти имеет аспект разумности, так сказать, в противоположность терпению животного, нагруженного поклажей, которое может все шагать и шагать по дороге, пока не упадет замертво. “акого рода терпение Ц это терпение, лишенное мудрости, лишенное €сности. «десь же мы имеем в виду терпение с €сностью, энергию со взором понимани€. ќбычно, говор€ о терпении, мы подразумеваем какого-то отдельного человека, который его про€вл€ет; но терпение имеет также много точек соприкосновени€ с общением. “ерпение способно к развитию, если существует дисциплина и есть возможность создавать нужную ситуацию. “огда мы терпим не только потому, что это болезненно и непри€тно, не потому, что просто пытаемс€ как-то вынести эти ощущени€, Ц тогда открываетс€ возможность легкого развити€ терпени€ благодар€ вирь€, или энергии. Ѕез энергии развивать терпение нельз€, потому что тогда не будет силы оставатьс€ терпеливым, и эта энерги€ приходит из создани€ правильной ситуации, что св€зано с осознанием. ѕожалуй, слово "осознание" несколько двусмысленно, потому что оно часто подразумевает самосознание или просто осознание того, что мы делаем; но в данном случае осознание Ц это всего лишь способность видеть точно ситуацию. Ёто не означает какого-то особого наблюдени€ за собой во врем€ разговора и действий; это, скорее, умение видеть ситуацию как целое, подобно ландшафту, обозреваемому с самолета, когда открываетс€ расположение города и прочие детали. “аким образом, терпение родственно дисциплине, а она, в свою очередь, св€зана с осознанием.

¬ действительности, дисциплина есть ключ ко всему, а шила, или мораль, есть источник дисциплины и ее главна€ функци€. » вот существуют две школы мышлени€: согласно одной из них дисциплина €вл€етс€ необходимой, и только благодар€ ей можно учитьс€ и найти верный путь; согласно же другой школе мышлени€, нужно дать вещам возможность развиватьс€ своим путем; и если при этом будет поменьше дисциплины, если мы будем полагатьс€ на индивидуальный выбор или инстинкт, тогда у человека выработаетс€ личный интерес к предмету, и вообще не возникнет необходимость налагать на него какую-то дисциплину. ќбе эти точки зрени€ суть крайности. Ќе то, чтобы буддистам нравились компромиссы в каждом случае; здесь дело скорее в том, чтобы видеть обсто€тельства со всей €сностью. ¬о всех случа€х, когда налицо слишком много дисциплины, она неизбежно налагаетс€ кем-то другим. —уществуют правила и предписани€, и за человеком всегда наблюдают, говор€т ему, что ему нужно делать; в подобных обсто€тельствах человек Ц это не то, что он есть, Ц это кто-то другой расшир€ет свое "€", налага€ свой идеал на вас. Ёто Ц своего рода диктатура, а не дисциплина, ибо она будет старатьс€ силой вызвать рост Ц в противоположность тому, чтобы позволить практикующему расти естественно. — другой же стороны, если дисциплину всецело предоставить самому индивиду, сделать так, чтобы он сам чувствовал свой путь, он может найти ее весьма трудной; этого не происходит лишь в том случае (очень редком!), когда перед нами высоко интеллигентный человек, обладающий значительным самоконтролем, Ц в том смысле, что он не подвержен вли€нию неправильного или невротического стандарта мышлени€, мнени€ и эмоций. Ётим мы не хотим сказать, что в большинстве своем люди безумны, или страдают от психических расстройств; однако данный элемент присутствует в каждом человеке. ќбыкновенно существует некоторый невротический аспект, который заставл€ет нас тем или иным образом реагировать на конкретную ситуацию и вырабатывать у себ€ невротический подход к ней; а это совсем не истинный путь, это Ц действие в соответствии со своей обусловленностью, а не в соответствии с тем, что есть. ѕоэтому в таком случае человек не будет обладать способностью развити€ свободы, ибо свобода не представлена ему надлежащим образом. ј свобода должна быть представлена правильно. ‘актически и само слово "свобода" есть пон€тие относительное: это свобода от чего-то. »наче свобода не существует. » поскольку это свобода от чего-то, необходимо прежде всего создать правильную ситуацию, а это и есть терпение.

Ётот вид свободы не может быть создан кем-то посторонним, каким-либо высшим авторитетом. Ќам необходимо развить способность понимать ситуацию. »ными словами, мы должны выработать у себ€ панорамное осознание, осознание всепроникающее, понимание ситуации данного мгновени€. ¬есь вопрос и заключаетс€ в том, чтобы знать ситуацию и открыть глаза именно на этот момент насто€щего времени; и это не есть какое-то особое мистическое переживание, в нем вообще нет ничего таинственного; это просто пр€мое, открытое и €сное воспри€тие того, что есть сейчас. ј когда человек способен видеть то, что есть сейчас, не поддава€сь вли€нию прошлого или какому-то ожиданию в будущем, просто видеть данный момент насто€щего времени, тогда в это само мгновение не существует никаких преград. »бо преграда может возникнуть только вследствие ассоциаций прошлого или ожиданий будущего. “аким образом, насто€щий момент совсем не имеет преград. » тогда человек обнаруживает, что в нем заключена огромна€ энерги€, огромна€ сила дл€ практики терпени€. ќн становитс€ подобен воину, когда тот идет на войну: ему не нужно думать ни о прошлом, ни о своем предыдущем опыте войны, ни о будущих последстви€х; он просто идет в бой и сражаетс€; и это Ц верный способ быть воином. “очно также, когда существует какой-то гигантский, непрекращающийс€ конфликт, нужно развивать эту энергию в сочетании с терпением. Ёто и называетс€ правильным терпением со всевид€щим оком, терпением в €сности.

 онечно, дл€ нас может оказатьс€ возможным состо€ние открытости и вдумчивости по отношению к насто€щему моменту, когда мы находимс€ в уединении или оказываемс€ в правильной ситуации, скажем, в какой-то солнечный день, во врем€ при€тного вечера, в хорошей компании, или при чтении подход€щей книги, или в какой-то иной ситуации подобного рода, когда сама обстановка €вл€етс€ правильной или очень близкой к тому, что мы хотим сделать, Ц тогда все складываетс€ легче. Ќо часто этого не получаетс€. ћожет быть, мы оказались в дурной компании, может быть, мы находимс€ в состо€нии т€желой подавленности или сильнейшего беспокойства; однако нам нужно увидеть, что оба эти аспекта €вл€ют собой одно и то же. –азумеетс€, легко говорить об этом; а на практике все оказываетс€ довольно трудным. “рудность состоит в том, что даже тогда, когда ситуаци€ кажетс€ благопри€тной, например, такой, какова она здесь, в этой стране, где все спокойно, где нет шума, мы все-таки никогда не оказываемс€ способны ускользнуть от эмоциональных расстройств, от подавленности, от огромного скоплени€ вещей внутри своего ума. „астично они взаимно св€заны с другими людьми, а частично дело здесь в том, что мы неспособны быть открытыми и выработать у себ€ достаточную силу терпени€. ѕоэтому все €вление имеет наклонность к тому, чтобы отколотьс€ и стать отдельным существом вместо того, чтобы оказатьс€ частью модели в целом, частью некоторой мандалы. »ными словами, нам всегда нужно оставатьс€ в центре, а не просто реагировать на ситуацию. ≈сли мы считаем нечто неправильным и желаем, чтобы оно было сделано верно, эта мысль может быть весьма благожелательной; тем не менее, в ней заключен элемент "€". »бо ведь это "мне хотелось бы, чтобы он был счастлив" или "если это сделает его счастливым, тогда буду счастлив и €" Ц т.е. здесь налицо иде€ о том, что оба будут наслаждатьс€ счастьем. — другой же стороны, здесь своего рода упоение счастьем. ѕоэтому часто бывает, что мы как бы оказываемс€ не в центре гончарного колеса; случайно броса€ глину на его край, мы видим, как она отлетает прочь. Ќи глина, ни колесо не виноваты: просто вы бросаете глину не на то место. ≈сли же вы бросите ее в центр, получатс€ прекрасные горшки. »так, все дело в том, что вам необходимо посто€нно быть в центре ситуации и не ожидать, чтобы кака€-то посторонн€€ личность или ситуаци€ действовала за вас. »ными словами, тот, кто выработал терпение высокого качества, никогда ни от кого ничего не ждет, и не потому, что он никому не верит, а потому что знает, как быть и центре, потому что он сам и есть такой центр. —ледовательно, дл€ того, чтобы достичь молчани€, вы не станете прогон€ть прочь птиц, потому что они создают шум, не станете останавливать движение воздуха над бурной рекой, чтобы создать покой, а примете все эти €влени€; и тогда вы сами осознаете безмолвие. ѕросто примите их, как часть общей структуры безмолви€. » когда мы можем подойти к этой стороне €влени€, шум птиц становитс€ просто слышимым безмолвным. «начит, все дело здесь в том, чтобы ничего не ждать извне, не пытатьс€ изменить другого человека или противопоставл€ть ему свое мнение. Ќе следует старатьс€ убедить другого в неподход€щий дл€ этого момент, когда мы знаем, что у него есть сво€ собственна€ очень €сна€ иде€, или когда просто не пришел удобный момент дл€ того, чтобы ваши слова дошли до него. ¬от аналоги€: два человека шли босиком по каменистой дороге, и один из них подумал: " ак хорошо было бы, если бы всю дорогу покрыть кожей: тогда идти было бы так легко!" ј другой, более умный, сказал: "Ќет, € думаю, если бы мы покрыли кожей свои ноги, результат был бы тот же самый". “ак и с терпением: оно не означает недовери€, это умение ничего не ожидать и не старатьс€ изменить окружающую обстановку. » это Ц единственный способ дл€ того, чтобы создать мир во всем мире. ≈сли вы готовы вступить в это состо€ние и прин€ть то, что есть, тогда кто-нибудь другой сделает то же самое; а если бы это сделало сто человек, все устроилось бы наилучшим образом.

≈сть одна тибетска€ истори€.  ак-то раз собрались солдаты Ц сто один солдат! —лучилось, что один из них был сыном главнокомандующего; и он был еще совсем молод. ќтец сказал ему: "“ы что-то опаздываешь. ¬се уже оседлали лошадей; почему же ты медлишь?". “от отвечал: "Ќу, если сто человек могут так быстро оседлать своих сто лошадей, один человек не заставит себ€ ждать". Ќо, конечно, все они оседлали лошадей одновременно, так что он осталс€ позади. “ак, если мы ждем, когда изменитс€ внешн€€ обстановка, все дело оказываетс€ перевернутым с ног на голову; со всех сторон мы испытываем толчки и терпим поражение; это подобно хождению по льду.  онечно, иногда нам удаетс€ изменить обстановку и отношени€ с некоторыми людьми. ћожет быть, при этом окажетс€ необходимой цела€ сери€ болезненных шагов: придетс€ кому-то жаловатьс€, кому-то обсто€тельно объ€сн€ть, что нас беспокоит то-то и то-то, что-то дл€ нас неприемлемо и т.д. Ќо к тому времени, когда мы пройдем через этот довольно долгий процесс, окажетс€, что сама цель, которой мы старались добитьс€, т.е. мир и спокойствие, давно уже исчезла, и мы ничего не добились. ¬се дело превращаетс€ в посто€нную бесплодную де€тельность. ѕоэтому терпение Ц это способ показать пример мира. ≈сли нам хочетс€ создать где-то спокойную обстановку и атмосферу мира, тогда нам нужно развить терпение Ц не просто переносить боль, но видеть смешную сторону ситуации, где мы обнаруживаем у себ€ раздражение. » если мы способны видеть этот особый аспект, иронический (а также интересный!) аспект ситуации, Ц тогда вс€ ситуаци€ как-то более не будет вызывать раздражение, не будет вторгатьс€ в принадлежащее нам безмолвие. ≈сли мы способны прин€ть ее спокойно, без напр€жени€, это будет уже первым шагом к созданию мирного климата, атмосферы спокойстви€, а тогда, может быть, кто-то почувствует эту атмосферу даже без вс€ких слов.

»так, терпение представл€ет собой ключ к развитию открытого центра; это Ц закладывание прочной основы дл€ практики медитации. Ѕолее того, оно весьма важно, когда мы имеем дело с жизнью, с людьми; оно важно дл€ жизни в том мире, в котором вам приходитс€ жить. ƒл€ большинства людей терпение имеет довольно трудный смысл и представл€етс€ им почти пуританским качеством, холодным и наивным, которое говорит непон€тным дл€ нас €зыком: просто жизнь болезненна, а мы переносим ее с фальшивой улыбкой. Ќо это совсем не терпение, потому что если мы не подготовлены к тому, чтобы стать едиными с ситуацией и видеть ее забавный аспект, Ц тогда в один прекрасный день эта пуританска€ выносливость непременно разлетитс€ вдребезги, непременно взорветс€; и тогда вообще не останетс€ места дл€ терпени€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 441 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

2059 - | 1932 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.