Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»деальный ученик и идеальный учитель




 

„арака посв€тил вопросу обучени€ јюрведе первые шлоки восьмой главы ¬иманастханы Ц третьей части своей —амхиты. ќн пишет („.—.3.8.1-14):

Ђћудрый человек, желающий стать врачом, должен внимательно изучать соответствующие тексты, обраща€ внимание на их серьезность и авторитетность относительно возможности использовать полученные знани€ в практической де€тельности в соответствии со временем, местом и обсто€тельствами. ¬ мире существует множество медицинских трактатов, но среди них необходимо выбрать наиболее авторитетные, те, которыми пользуютс€ знаменитые и успешные врачи, которые наполнены мудростью, уважаемы учител€ми, пон€тны и полезны дл€ всех трех типов учеников, лишены ошибок и повторов, поведаны великими мудрецами, имеют хорошо написанную вводную часть, основной текст и заключение, содержат правильный философский стержень, лишены воды и трудных слов, состо€т из развернутых предложений, наполнены традиционными иде€ми, посв€щены описанию возможности достижени€ практических результатов, последовательны, со строго разграниченными главами, легко постижимы и иллюстрированы правильно подобранными примерами. “акой трактат, словно €сное солнце полностью освещает описываемый предмет, разгон€€ тьму. (3)

«атем необходимо проверить ”чител€. ”читель должен иметь выдающиес€ знани€ в теории преподаваемого предмета и его практической стороны, обладать огромным практическим опытом, быть высококвалифицированным, дружелюбным, чистым, добродетельным, разумным, знатоком человеческого тела и души, хорошо сведущим в законе действи€ и противодействи€, преисполненным знани€ми, лишенным тщеслави€, зависти и гнева, аскетичным, по отечески относ€щимс€ к ученикам, быть хорошим педагогом и способным учить даже самого нерадивого ученика. ”читель, обладающий этими качествами, быстро привьет качества насто€щего врача своему ученику, словно весенний дождь, несущий урожай плодородной земле. (4)

ѕриблизившись к ”чителю, стрем€сь угодить ему, необходимо рассматривать его с величайшей осторожностью[79], словно огонь, Ѕога, цар€, отца или мать, ибо только удовлетворив его, можно получить полное понимание трактатов, а дл€ усвоени€ знаний необходимы посто€нные усили€, св€занные с повторением, беседами и размышлени€ми. (5)

—редства дл€ этого Ц учеба, изложение материала и дискуссии с другими специалистами. (6)

—ейчас Ц о методах учебы. “от, кто физически крепок и здоров, дождавшись благопри€тного момента, должен встать на рассвете или даже чуть раньше, выполнить необходимые процедуры и очистительные ритуалы, поклонитьс€ Ѕогам, св€тым мудрецам, корове, брахманам, наставникам, старшим, достойнейшим из людей и ”чителю. “олько после этого он должен сесть на чистую землю, прин€ть удобную позу и начать читать трактат, без запинок, снова и снова внимательно повтор€€ (указанную ”чителем шлоку), одновременно вдумыва€сь, понима€ смысл ради избавлени€ от собственного невежества и понимани€ невежества других. “ак он должен продолжать учебу, не тер€€ драгоценное врем€ даром ни в полдень, ни днем, ни ночью. Ёто Ц способ учебы. (7)

“еперь Ц о методах обучени€. ”читель, перед тем, как начать учить, должен тщательно проверить ученика, ибо необходимо определить, обладает ли он необходимыми качествами Ц достоин ли он учитьс€. ”ченик должен быть спокойным, благородного характера, не иметь склонности к совершению недостойных поступков, с красивыми глазами, ртом и переносицей, с тонким, красным и чистым €зыком, с крепкими ровными зубами и ровными губами, не гнусавым, сдержанным, без тщеслави€, разумным, обладающим способностью анализировать и крепкой, цепкой пам€тью, €сным умом, рожденным в семье врачей или обладающим качествами прирожденного врача, отстаивающим правду и говор€щим правду, без физических изъ€нов или нарушени€ работы органов чувств, скромным, ненадменным, имеющим дар проникать в самый корень, в саму суть предмета, не гневливым и не увлекающимс€, наделенным скромностью, чистотой, хорошим поведением, прив€занностью, ловкостью и искренностью, заинтересованным в обучении и стрем€щимс€ к пониманию теоретического знани€ и практического умени€, не отвлекающимс€, не жадным, не бездельником, сострадающего всем живым существам. “акой ученик, получив соответствующие наставлени€ учител€, может быть прин€т дл€ обучени€. (8)

 огда такой ученик, исполненный желани€ учитьс€ и преданностью учителю, приблизитс€, ”читель должен сказать ему: Ц когда —олнце движетс€ на север, в две светлые недели мес€ца, в благопри€тный день, во врем€ благопри€тной лунной станции Ц когда луна соедин€етс€ со звездой ѕушь€, ’аста, Ўравана или јшвини, в благопри€тное число мес€ца и ћайтра мухурту вы пребываете здесь, обрив свою голову, попостившись, совершив омовение, одевшись в шафрановые одежды, надев св€щенный шнур, с благовони€ми в руках. ¬ы должны принести дрова, огонь, топленое масло, растительное масло, сосуды с водой, гирл€нду, веревку, лампу, золотую посуду, золото, серебро, драгоценные камни, жемчуга, кораллы, шелковую ткань, метелочку дл€ разглаживани€ земли под жертвенник, св€щенной травы куша, риса пэдди, сем€н горчицы, зерно €чмен€, сплетенные в венок или разложенные по отдельности белые цветы, чистую пищу[80] и пасту из ароматических пород деревьев. (9)

”ченик должен в точности выполнить указание. (10)

«на€, что ученик прибыл, учитель должен соорудить пр€моугольную платформу, длинной в четыре локт€, установленную на чистой земле, направленную на восток или, в крайнем случае, на север. ≈е смазывают коровьим навозом, окружают травой куша, а по кра€м став€т защитные коль€ (паридхи). «атем к ней став€т принесенные предметы - сандалии, сосуды с водой, шелковую ткань или одежду, золотую посуду, золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг и кораллы, украшают чистой пищей, ароматическими маслами, белыми цветами, воздушным рисом пэдди, семенами горчицы и €чменными зернами. “олько после этого, очистившись предписанным образом, разводитс€ жертвенный огонь. ≈го развод€т на дровах из бути односем€нной, баланетиса египетского, фикуса клубочкового или мадхуки индийской, дождавшись порыва восточного ветра. ќн, пользу€сь установленными правилами и предписани€ми, соответствующими случаю, должен провести жертвоприношение меда и топленого масла огню, вознос€ молитвы и чита€ гимны, последовательно призыва€ Ѕраму, јгни, ƒханвантари, ѕраджапати, јшвини  умаров, »ндру и св€тых мудрецов, авторов древних писаний, три раза произнос€ Ђсвахаї (после призвани€ каждой личности). (11)

”ченик должен повтор€ть (гимны и молитвы) вслед за ”чителем. ѕосле проведени€ жертвоприношени€ он должен обойти вокруг жертвенного огн€ так, чтобы костер был все врем€ с правой стороны[81], затем собравшиес€ брахманы читают благословл€ющие молитвы. ¬ конце церемонии ученик должен засвидетельствовать свое почтение собравшимс€ врачам. (12)

“еперь ”читель в присутствии жертвенного огн€, брахманов и врачей должен дать следующие наставлени€ своему ученику: Ђ“ы должен жить в целибате, отрастить бороду и усы, говорить правду, не принимать в пищу м€са[82], есть только чистую и укрепл€ющую разум пищу, не завиду€ и не име€ никакого оружи€. “ы всегда должен бесприкословно повиноватьс€ моим указани€м за исключением случаев, если они могут привести к царскому гневу, смерти, большой несправедливости или другому подобному несчастью. “ы должен всегда быть предан мне, счита€ мен€ своей головой, быть покорным мне и жить принципами, которые будут удовлетвор€ть мен€ и будут полезны мне. “ы должен жить со мной, словно мой сын, мой слуга и мой проситель. “ы должен ходить без надменности, медленно, собранно, скромно, сосредоточенно, без ревности и только с моего разрешени€. ѕолучив разрешение собиратьс€ в дорогу, ты в первую очередь и с максимальной скрупулезностью должен собрать все необходимое дл€ мен€.

 огда ты присоединишьс€ к числу практикующих врачей, в поисках успеха в работе, богатства, славы и освобождени€, ты всегда должен думать о благе дл€ всех живых существ, в первую очередь дл€ брахманов и коров. “ы, во что бы то ни стало должен предпринимать попытки дл€ поддержани€ здоровь€ своих пациентов. “ы не должен плохо думать о своих пациентах, даже угрожающих твоей жизни. “ы не должен приближатьс€ к чужой жене и чужой собственности даже в своем воображении. “ы сам, тво€ одежда и личные вещи должны быть скромными. “ы не должен увлекатьс€ винопитием, грешить и поддерживать отношени€ с греховодниками. “ы должен говорить только добрые, чистые, справедливые, благостные, благодарные, правдивые, полезные и взвешенные слова. “ы должен всегда помнить о времени, месте и обсто€тельствах, иметь хорошую пам€ть, посто€нно стремитьс€ к знани€м, исследовани€м и усовершенствованию медицинских инструментов.

“ы никогда не должен прописывать лекарства тем, кого не любит царь и его приближенные или кто не любит цар€ и его приближенных, а также всем, кто очень сильно болен или очень слаб, имеет не диагностируемое состо€ние, неадекватное поведение и неправедную жизнь, кто отказываетс€ от лечени€ и тем, кто находитс€ на грани смерти; женщине в отсутствии мужа или опекуна. “ы никогда не должен принимать пищи, предлагаемой женщиной без разрешени€ ее мужа или опекуна.

¬ход€ в дом, где живет больной, “ы должен вз€ть с собой известного семье пациента человека, который вхож в этот дом. “ы должен быть хорошо одет, входить со склоненной головой, хорошей пам€тью, не торопливо, двига€сь размеренно и плавно, а дума€ Ц тщательно. ¬ойд€, ты должен контролировать свою речь, ум и органы чувств, забот€сь о благе пациента, о его благоденствии и здоровье его организма. «на€ о приближающейс€ кончине больного, ты не должен раскрывать эту тайну за пределами его дома, ибо ты не должен делать того, что повлечет вред больному или другим люд€м.

ƒаже познав все тайны и секреты мастерства, ты не должен хвастатьс€ или гордитьс€ своими знани€ми, ибо хвастовство раздражает и сердит людей, даже если оно исходит от величайшего авторитета. (13)

Ќет конца аюрведическим знани€м, следовательно, необходимо всего себ€ отдать посто€нному, непрерывному изучению этой науки, не допуска€ небрежности. “олько этим путем можно достичь успеха.

”читьс€ надлежит без чувства превосходства и гордости, даже по отношению к недоброжелател€м, ведь дл€ мудрого человека весь мир €вл€етс€ учителем, в то врем€ как дл€ глупца весь мир €вл€етс€ врагом. —ледовательно, мудрый, после глубокого размышлени€, должен Ђуслышатьї и выполнить совет, который €вл€етс€ разумным, улучшит знани€ и опыт, подарит долголетие, силу и известность, даже если он исходит из уст недоброжелател€ї.

«атем он должен сказать: Ђ“ы должны всегда вести себ€ должным образом по отношению к богам, огню, брахманам, наставникам, старшим, коллегам и своему ”чителю. ѕусть этот жертвенный огонь вместе с благовонными маслами, пищей, драгоценными камн€ми, зерном и вышеупом€нутыми богами благословит теб€ на благоденствие. ¬ противном случае они все прокл€нут теб€[83]ї.  огда ”читель произнес свое наставление, ученик должен ответить: Ђƒа, ”чительї. ≈сли ученик следует этим наставлени€м, он учитс€ у ”чител€, в противном случае Ц нет. ”читель, обучающий такого достойного ученика, пожинает величайшие плоды мудрости и, вместе с учеником приобретает божественные качества личности. “ак описываетс€ метод обучени€ ученикаї. (14)

ƒругие аюрведические мудрецы (особенно —ушрута,  ашь€па и ¬ангасена) очень серьезно подходили к вопросу выбора ученика и предъ€вл€ли к нему большие требовани€ Ц он должен был физически и психологически соответствовать следующим требовани€м:

 

- у него не должно быть физических изъ€нов или лишних членов.

- не должно быть обезображивающих болезней, кожных болезней, психических болезней, геморро€, болезней сердца, дурного запаха изо рта, болезней органов чувств, неизлечимых или трудноизлечимых болезней, наследственных болезней и мистических болезней.

- тело должно быть пропорциональным.

- уши и глаза должны быть пропорциональными, а нос Ц пр€мым или с небольшой горбинкой.

- €зык должен быть чистым и розовым, не толстым и не тонким.

- зубы должны быть ровными, не большими и не маленькими, без изъ€нов.

- губы и пальцы должны быть тонкими.

- кожа не должна быть сухой или потрескавшейс€.

- он должен быть соответствующего своей касте возраста.

- не должен происходить из атеистической семьи.

- не должен быть изгоем или преступником.

- он должен иметь живого брата.

- над его семьей не должно т€готеть прокл€тье.

 

- он должен быть глубоко религиозен.

- он должен обладать хорошей пам€тью.

- он должен обладать стабильным рассудком.

- должен стремитьс€ познать всю глубину сокровенного знани€.

- он должен быть м€гок, интеллигентен, обходителен и чист.

- должен уважать богов, учителей, брахманов, мудрецов и пожилых людей.

- должен быть понимающим, рассудительным и мудрым.

 

- должен быть лишенным эгоизма и ст€жательства.

- должен быть расположенным к изучению медицинской науки и магических техник.

- должен быть лишенным алчности, жадности, страха, гневливости, влюбчивости.

- должен быть сдержанным, скромным и лишенным показушничества.

- должен быть целостным и гармоничным.

- не должен быть ленивым и в€лым.

- не должен впадать в иллюзию.

- не должен находитьс€ под вли€нием гун страсти и невежества.

 

јюрведические тексты описывают три типа ученика в соответствии с доминирующими над его сознанием гунами Ц ленивый, посредственный и быстро схватывающий материал.

≈сли учитель находит ученика, достойного быть его преемником, он проводит огненное жертвоприношение (зерно, масло, фрукты, камфара и цветы), в результате которого происходит таинство прин€ти€ всей цепью ученической преемственности этого человека, и перед ним открываютс€ возможности лечить больного, причем не только травами или терапевтическими процедурами, но и особым, мистическим способом, не подлежащем разглашению.

«а некоторое врем€[84] до проведени€ церемонии учитель накладывает на будущего ученика определенные аскезы, которые не подлежат разглашению и которые он должен строго выполн€ть. ѕомимо аскез предписываютс€ следующие регулирующие принципы:

 

- половое воздержание (брахмачари€, или целибат).

- воздержание ото лжи.

- воздержание от нечистой пищи.

- воздержание от м€са, рыбы и €иц.

- воздержание от одурманивающих напитков, курени€, наркотиков.

- ненасилие, или ахимса.

- внешн€€ чистота (регул€рное совершение омовени€, короткие убранные волосы, коротко подстриженные ногти, чиста€, каждый день мен€юща€с€ одежда, чиста€, каждый день перестеленна€ постель и т.д.).

- внутренн€€ чистота (чтение молитв, регул€рное посещение храма, поломничество по св€тым местам, раздача милостыни, отказ от излишеств и т.д.).

- служение учител€м, св€щеннослужител€м, пожилым люд€м.

- не ношение оружи€, зонта, палки или посоха.

- не общение с падшими людьми, преступниками и т.д.

- выполнение всех законов и указов, изданных правителем.

 

¬ любом процессе обучени€ есть две стороны Ц обучаемый и обучающий. „тобы ученик не совершил ошибки и прин€л правильного, истинного ”чител€, древние тексты привод€т описани€ идеального √уру, или јчарии:

 

- он должен находитьс€ в цепи ученической преемственности.

- он должен иметь благословение своего учител€ на обучение учеников.

- он должен обладать полнотой знаний, полученных от своего учител€ и из личной практики.

- он должен обладать неизмеримым практическим опытом.

- он должен быть чист, как внешне, так и внутренне.

- он должен быть предан знанию.

- он должен обладать €сным умом.

- он должен быть глубокой, сформированной личностью.

- он должен быть любим своими учениками.

 

»стинный ”читель Ц идеальна€ личность, обладающа€ высочайшими морально-нравственными, духовными и человеческими качествами. ќн Ђнаполненї, Ђот€гощенї[85] огромным сокровищем Ц «нани€ми, которыми он, с радостью и без остатка, готов поделитьс€ со своим истинным учеником. ћежду учителем и учеником возникает незрима€ св€зь, основанна€ на Ћюбви и «нании, очень хрупка€, ведь все мы люди, но, в то же врем€, и очень прочна€, ведь она выше мирского, будничного понимани€ и относитс€ к тонким, духовным сферам быти€. » как ученик служит своему учителю, также, даже намного больше, учитель служит своему ученику, ибо обучение Ц процесс взаимного служени€ и взаимной самоотдачи.

“радиционно, аюрведическую науку могли изучать люди любой из четырех каст.  ашь€па пишет ( .—.3.2.13): ЂЅрахман должен изучать ≈е ради получени€ знани€, ради укреплени€ собственного достоинства и дл€ блага человечества; кшатрий Ц дл€ защиты подданных; вайшь€ Ц дл€ соискани€ средств к существованию, а все остальные Ц дл€ служени€ люд€м и ради достижени€ праведностиї.

≈сли истинный учитель нашел истинного ученика, начинаетс€ процесс обучени€. ќбучение будущего врача заключаетс€ в проведении классов Ц теоретических зан€тий, сопровождающихс€ чтением аюрведических текстов, комментари€ми на них, передаче личного опыта учител€ и дискусси€х с другими учениками, а также в практической части Ц работе с пациентами Ц уходу за больными, сбору материалов дл€ анализов, выдаче лекарств и помощи в проведении процедур; работе с лекарственными субстанци€ми Ц сбору и сушке лекарственных растений, обработке растительного, животного и минерального сырь€, приготовлению лекарственных форм; работе с собой Ц размышлений, зан€тий јштанга-йогой и медитативными практиками. ћистический аспект обучени€ заключаетс€ не только в проведении последней инициации, но и в передаче ритуальных и мистических знаний. ¬о врем€ общени€ и обучени€ ученика, учитель, вид€ его те или иные наклонности, делает акцент на тот или иной раздел аюрведических знаний, дела€ из него специалиста в одной из областей јюрведы, готов€ врача дл€ цар€ или дл€ спасени€ раненых на поле бо€. ѕосле завершени€ обучени€ проводитс€ заключительный обр€д[86], во врем€ которого ученику присваиваетс€ титул Ђ¬айдь€ї.

—ушрута пишет (—.—.1.4.2-6): Ђ„еловек, изучивший все тексты, но не способный применить знани€ на практике, похож на спину, котора€ несет древесину сандала.

√лупец, прочитавший великое множество книг[87], но не получивший практического понимани€ этих знаний, похож на спину, нагруженную древесиной сандала и потеющую под ее т€жестью, но не имеющую возможности насладитьс€ его ароматом.

»менно поэтому учитель должен €сно и тщательно разъ€сн€ть каждую шлоку, или половину шлоки, или ее четвертую часть, как они изложены в данном тексте, разделенном на сто двадцать глав[88], а ученик должен внимательно слушать объ€снени€ и вопрошать о непон€тных местах. ќчень трудно пон€ть и запомнить сведень€ о препаратах, вкусах, гуннах, энерги€х, послевкусах, семи ткан€х, нечистотах, полых органах, жизненных точках, сосудах, энергетических каналах, сочленени€х, кост€х и репродуктивных ткан€х, о типах, природе и локализации €зв или переломов, о паллиативных терапевтических методах, о принципах излечимости или неизлечимости той или иной болезни, а также о других вещах, ибо они порой озадачивают даже несравненные головы, не смотр€ на посто€нные размышлени€ и исследовани€ их сути, не говор€ уже о коллегах с не столь развитым интеллектом, поэтому ученик должен внимательно слушать объ€снени€, которые дает учитель дл€ каждой шлоки текста, или половины шлоки, или ее четверти.

–ади понимани€ истин и принципов, проистекающих от других парампар или школ, но затронутых в ходе рассуждений или дискуссии, ученик должен обратитьс€ к соответствующим учител€м, ибо невозможно знать или описать в одном тексте все существующие ветви знани€.

— помощью изучени€ только одной шастры человек никогда не сможет получить полноту этих знаний, поэтому врач должен изучить максимальное количество его сопредельных ветвей. ¬рач, пьющий нектар чистого знани€ с губ своего учител€ и не оставл€ющий ни на миг практических зан€тий, €вл€етс€ истинным врачом, в то врем€ как любой другой человек, лишь балующийс€ этим искусством, €вл€етс€ самозванцемї.

ќдним из важных правил в работе врача €вл€етс€ предоставление бесплатной медицинской помощи определенным категори€м больных.   ним относ€тс€ брахманы (св€щеннослужители), ”чител€, друзь€, неимущие и мудрецы.

»стинный врач Ц глубоко религиозна€, но надконфессиональна€ личность. ¬не зависимости от своих религиозных воззрений, леча того или иного пациента, он, уважа€ его религиозные убеждени€, наставл€ет его на путь —вета Ц на соблюдение заповедей, данных √осподом в той религиозной системе, в которой находитс€ больной, и на безгрешную, чистую жизнь, полную добродетели.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1367 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

2349 - | 2083 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.034 с.