Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ принципе относительности, эфире, т€готении




ѕредисловие к третьему немецкому изданию.

Ќасто€щее издание дополнено особым приложением соответственно состо€нию рассматриваемого вопроса в данное врем€ (окт€брь 1920 г.). ¬ остальных част€х оно почти без изменений повтор€ет предыдущее издание марта.1920 года.

 

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈.

Ќа этих страницах принцип относительности, в противоположность установившемус€ способу его трактовани€, рассматриваетс€ не без некоторой критики и с той, именно у нас в √ермании бывшей до сих пор обычной, осторожностью, котора€ никогда бы не должна была покидать естествоиспытател€. ѕри этом изложение должно остатьс€ доступным дл€ каждого читател€, хот€ бы до некоторой степени осведомленного в естественных науках.  ак и при вс€ком другом вглубь идущем познании, здесь в основе речь идет о простых вещах, и последовательное проведение точки зрени€ здравого рассудка представл€лось нам важным прп рассмотрении трактуемого вопроса.

√овор€ о точке зрени€ здравого рассудка, мы имеем в виду разум естествоиспытател€, хот€ и в его первоначальной простоте, но дисциплинированный в процессе посто€нного изучени€ во всех област€х положительного знани€ и всегда стрем€щийс€ внести в последнее единство и возможно большую простоту. ƒл€ этого простого, или, как его можно также назвать, здравого рассудка, факты внешнего мира, о которых он узнает при посредство чувств, имеют большее значение, чем его внутренние потребности. ќснование дл€ этого не в признании ограниченности человеческого духа, а, напротив, в признании его слишком большой широты, в силу которой даже и с некоторой веро€тностью нельз€ ждать a priori, чтобы потребности человеческого духа согласовались со свойствами неодушевленной природы, которую он стремитс€ пон€ть: бесконечно многообразно мыслимое, но действительность одна, и только ее одной должен придерживатьс€ естествоиспытатель.

» все же стремление смело предвосхищать факты, создава€ гипотезы, всегда останетс€ одним из прекраснейших и плодотворнейших преимуществ естествоиспытател€. “олько он не должен при этом идти напролом, а, напротив, должен быть готовым каждую минуту преклонитьс€ перед фактами, никогда не забыва€, что если кака€-либо из его гипотез длительно выдерживает проверку на фактах действительности и, следовательно, знаменует собою некоторое открытие, то это €вл€етс€ только случайностью. » раз он хочет остатьс€ добросовестным, то лишь после долгих колебаний может он признать и выдать за истину то, что сначала было только гипотезой и творчеством его духа.

„ем Дсмелее" про€вл€ет себ€ какой-либо естествоиспытатель, тем больше мест в опубликованных им работах оказываетс€, по общему правилу, недолговечным. ћожно привести немало тому примеров из старого и нового времени (особенно из последнего). ≈ще и потому смелость естествоиспытател€, в противоположность смелости воина, не заслуживает высокой оценки, что отважный воин рискует своей жизнью, а смелого естествоиспытател€ в случае его неудачи ждет только удобное дл€ него снисходительное забвение. »ной раз приписываема€ естествоиспытателю Дсмелость" в действительности состоит в достаточно беззастенчивой уверенности в своей безнаказанности, и это, конечно, вовсе не способствует чистоте научной литературы.   числу немецких свойств така€ смелость не принадлежит.

ѕам€ту€ об этом, мы поймем, конечно, и всю заманчивость обобщенного принципа относительности в его стремлении охватить все €влени€ материального мира, и законность желани€ видеть этот принцип, без каких-либо ограничении и дополнений, оправдавшим себ€, как новое достижение. ћы и стараемс€ всему этому воздать должное на этих страницах (–азумеетс€, мы все же хотели бы, чтобы защитники и глашатаи принципа относительности мыслили всегда, как естествоиспытатели, а не как Дрел€тивисты" —м. примеч. *) на стр. 5). Ќо вместе с тем, пока мы видим несоответствие между принципом и внешним миром, которое оставл€ет неудовлетворенным здравый рассудок, мы не можем признать указанное желание исполн€вшимс€. ≈стествоиспытатель не только может, но даже и об€зан самым тщательным образом обращать внимание на несоответстви€, где бы он их ни нашел, и проследить их до конца. ¬ этих противоречи€х Ч залог его будущих надежд, ибо до сих пор они всегда указывали пути к новым познапи€м, при достижении которых уже и здравый рассудок чувствовал себ€ действительно удовлетворенным. ¬спомним хот€ бы теорию флогистона или материальную
теорию теплоты, отвергнутую в виду противоречий, которые сначала, под вли€нием достигнутых этими теори€ми успехов, их
приверженцы старались прикрыть при помощи подсобных гипотез.

»так, если попытки искусственным путем примирить теорию с внешним миром должны быть, по справедливости, признаны недопустимыми, то уместно будет, как мы постараемс€ показать в насто€щей работе, потребовать ограничени€ обобщенного принципа относительности. Ёто повлечет за собой, разумеетс€, не только отрицание за принципом Дфилософского значени€", вызывающего среди некоторых особое восхищение, но и пр€мое признание, что обобщенный принцип относительности в строгом смысле ложен, т. е. нар€ду с правильным заключает в себе и ложное. ѕоследнее не мешает, конечно, сохранившемус€ после указанного ограничени€ остатку теории, а именно простому принципу относительности и принципу т€готени€, Ч в виду его важности, быть признанным в качестве крупного завоевани€.

Ќаше ограничение обобщенного принципа относительности прежде всего позволит нам оставить в стороне то спутывание времени и пространства, которое дл€ математического исследовани€ представл€ет могущественное вспомогательное орудие, но которое, поскольку обобщенный принцип относительности пытаетс€ его ввести как одну из основ понимани€ природы, можно назвать, если угодно, сплошной фантазией. «ато мы получим возможность вновь, обратить внимание на заполн€ющую пространство среду, эфир. ¬о вс€ком случае придетс€ дать себе отчет в том, что попытка приверженцев обобщенного принципа относительности молчаливо перекрестить эфир в Дпространство" ни мало не устран€ет эфира и не делает его излишним. Ќапротив, когда будет постигнут механизм эфира, он позволит нам, вместо того чтобы приписывать св€зь времени и пространства нашему сознанию, как логическую необходимость, т.-е. нав€зывать ее таким образом простому, здравому рассудку, Ч объ€снить эту св€зь объектами внешнего мира.

  механизму того же эфира придетс€ прибегнуть и дл€ установлени€ св€зи с прочими представлени€ми, которые, как, например, кванты энергии, хот€ и приобрели уже в наше врем€ характер научной необходимости, но все еще отделены темной пропастью от других св€занных с ними областей знани€. “аким образом до сих пор еще ими можно пользоватьс€ только ощупью, все врем€ чувству€, как вплотную касаешьс€ основной св€зи эфира и материи, но не имеешь возможности в нее проникнуть. Ёто имеет место, например, при рассмотрении превращени€ наход€щегос€ в атоме избыточного кванта эпергии в квант лучистой энергии, который затем покидает атом, как вереница эфирных волн.

–аз иде€ эфира нашла свое оправдание в подавл€ющей массе научных данных, то уже a priori не приходитс€ сомневатьс€, что т€готение должно осуществл€тьс€ при посредстве эфира п всего того, что еще может быть с ним св€зано. Ќо на этих страницах это особенно подчеркиваетс€, так как слишком уж часто высказываетс€ взгл€д о безнадежности попытки познать в детал€х механизм этого эфира. Ќо, конечно, вс€кие попытки иначе, с другой стороны, подойти к этой посто€нно нам сопутствующей и все же столь мало пон€тной дл€ нас силе т€готени€ можно только всемерно приветствовать. ¬едь, помимо всего прочего, в этих попытках можно видеть возможность подхода к пониманию эфира. ƒействительно, г. Ёйнштейн воздвиг мощное математическое сооружение, способное оказать такого рода услуги. » если сооружение окажетс€ безупречным, то в скором, можно наде€тьс€, времени опыт покажет, до какой высоты оно может быть использовано (некоторые из частей сооружени€, в виду недостаточной их прочности, придетс€ разобрать), и как велика в отдельных случа€х ценность открывающегос€ с него кругозора.

ќ принципе относительности, эфире, т€готении





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 408 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

492 - | 492 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.