Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—труктура философии




 

ќ структуре философии до сих пор ведутс€ споры. Ќаиболее распространенной точкой зрени€ €вл€етс€ ее трактовка как состо€щей из трех тесно друг с другом св€занных частей (уровней):

  • онтологии (учение о бытии)

Ќа онтологическом уровне решаютс€ проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. „еловек как особа€ мысл€ща€ структурна€ единица быти€ и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Ёто приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальна€ или духовна€ субстанци€). „еловек пытаетс€ вы€вить основные формы про€влени€ мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развиваетс€ и развиваетс€ ли вообще.

‘илософи€ ставит эти вопросы в их предельной форме, говор€ о наиболее общих предпосылках быти€, о наиболее общих взаимоотношени€х между миром и человеком, о всеобщих закономерност€х быти€ как такового. Ёто порождает разнообразие философских систем по их решению онтологических проблем. Ќапример, философы, по-разному отвечающие на вопрос о том, что лежит в основе мира: дух или матери€, дают нам идеалистическое или материалистическое решение данного вопроса. ћыслители, которые кладут в основу мира одну или несколько субстанций (духовных или материальных), подраздел€ютс€ на монистов и дуалистов и т. д. ‘илософов объедин€ет их общее проблемное поле, и разнообразие взгл€дов осуществл€етс€ в единых предметных рамках.

  • гносеологии (учение о познании)

явл€€сь частью быти€, человек в то же врем€ определенным образом противостоит ему и осознает это свое противосто€ние. ќдна из реализаций такой ситуации позвол€ет рассматривать весь окружающий мир как объект познани€. ѕричем в качестве объекта может выступать не только внешний мир, но и сам человек как часть мира, общество как организованна€ совокупность людей. Ќа этом уровне философи€ в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. Ёто гносеологический уровень, в рамках которого строитс€ теори€ познани€ как философское учение о знании и закономерност€х познавательной де€тельности человека. «десь на первый план выходит проблема взаимодействи€ между познающим субъектом и познаваемым объектом. ѕредельность гносеологической позиции философии св€зана с тем, что, в отличие от конкретных наук, она затрагивает проблемы обосновани€ знани€ и познани€ как таковых. ѕредставитель частных наук в рамках своего предмета никогда не ставит вопроса о познаваемости мира, ибо сам предмет науки строитс€ на таком ограничении быти€, которое позвол€ет его принципиально познавать, пусть и в предметно ограниченном смысле.

 

  • аксиологии (всеобща€ теори€ ценностей).

ѕраксиологический уровень св€зан с анализом практической де€тельности человека по освоению реального быти€, предметного мира. ¬ этом смысле практика €вл€етс€ как бы активным св€зующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. „еловек познает закономерности быти€, оценивает их значимость дл€ своего развити€ и развити€ человечества в целом, име€ возможность творчески примен€ть полученные знани€. ќн способен активно воздействовать на окружающую его действительность, использу€ познанные им закономерности, может направить течение каких-то событий в желаемое русло, практически реализу€, например, свои собственные представлени€ о желаемом устройстве мира и общества. ќднако человек может производить и такие преобразовани€, которые станов€тс€ угрозой существованию самого человечества. ¬ этой св€зи философи€ исследует мировоззренческие принципы практической де€тельности человека, вырабатыва€ на основании познани€ истины и ее сочетани€ с общечеловеческими ценност€ми и интересами некую общую систему норм данной де€тельности, ее параметры и ограничени€.

 

ƒл€ каждого уровн€ философии характерной €вл€етс€ определенна€ философска€ дисциплина. ќднако, поскольку философи€ представл€ет собой целостное знание, не все ее дисциплины однозначно можно отнести к какому-то одному уровню, а кроме того, имеютс€ как бы Ђвспомогательныеї, но необходимые дл€ философии дисциплины.  роме онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии как предметных уровней, формирующих соответствующие основные дисциплины, существуют и другие дисциплины философии, сформировавшиес€ в результате дифференциации философского знани€:

 

  • Ћогика Ч учение о последовательном и упор€доченном мышлении. ќна изучает формы выражени€ мыслей и формы развити€ знаний, приемы и методы познани€, а также особые законы мышлени€.

¬ каком-то смысле это дисциплина вспомогательна€, и ее предмет на современном этапе значительно отходит от собственно философских проблем. ќднако одновременно это дисциплина философска€.  ак мы помним, у јристотел€ она даже предшествует решению метафизических проблем, формиру€ аналитическую культуру мышлени€, если не сводить ее только к формальной логике. Ќесмотр€ на то что логика изучает формы мышлени€, она не свободна от онтологических предпосылок.

  • ‘илософска€ антропологи€ исследует проблемы природы, сущности и существовани€ человека как особой формы быти€. ƒанна€ дисциплина приобретает особое значение в наше врем€, когда развитие человечества в целом становитс€ все более осмысленным и человек ощущает острую потребность в саморазвитии, сочетаемую с развитием общества, которое должно обеспечить каждому человеку достойное существование.
  • Ётика.

¬ центре внимани€ этики находитс€ проблема добра. ÷ель этики Ч вы€вить фундаментальные, предельные основани€ справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. ѕри этом выдвигаемые этические принципы должны быть общезначимыми и пон€тными, их обоснование должно проводитьс€ без опоры на какие-то внешние авторитеты или соглашени€.

  • Ёстетика исследует сущность прекрасного, формы его про€влени€ в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Ёстетика строитс€ либо чисто функционально-описательно, когда эстетические объекты просто подвергаютс€ теоретическому осмыслению, либо нормативно-дискурсивно, когда выдвигаютс€ некоторые критерии прекрасного. Ёстетика включает в себ€ теорию искусств, анализ эстетического суждени€, а также форм эстетического воспри€ти€ и переживани€. ¬ современной эстетике активно используютс€ информационно-коммуникативные и логические подходы к анализу эстетического €зыка.
  • —оциальна€ философи€ Ч дисциплина, св€занна€ с вы€снением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным €влени€м, как реализуют себ€ в общем бытии социальные закономерности. –азделом социальной философии €вл€етс€ философи€ истории, котора€ исследует сущность, смысл и ход истории общества и человека как субъекта исторического процесса.

ѕо своему формальному статусу данна€ дисциплина должна быть отнесена к разр€ду вспомогательных, о которых речь пойдет ниже. ќднако, поскольку человек реализует себ€ как личность прежде всего в обществе, вопросы общественного развити€, путей его изменени€ чрезвычайно важны дл€ человека, что и позвол€ет говорить о социальной философии как одной из основных философских дисциплин.

  • ‘илософи€ €зыка рассматривает возникновение, развитие и функции €зыка, а также его значение в жизни человека и общества.

“радиционно анализ €зыка подраздел€етс€ на два направлени€. ѕервое Ч €зыковой анализ. ќн осуществл€етс€ посредством критики €зыка и использовани€ науки логики, а его цель Ч создание €зыка высокой логической точности, соответствующего требовани€м точной науки. » второе направление Ч Ђфилософи€ естественного €зыкаї, в которой анализируютс€ обыденные €зыки с целью вы€влени€ их глубинных, метафизических оснований, структур, смыслов

  • ‘илософи€ религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознани€, о специфике их функционировани€ в обществе, о значении религии дл€ человека. «десь вы€сн€ютс€ фундаментальные предпосылки такого феномена, как вера, анализируютс€ религиозные представлени€, тексты, установлени€.
  • ‘илософи€ права решает проблему обосновани€ права. »з чего исходит право? —уществует ли нека€ вышесто€ща€ правова€ норма, из которой можно вывести все конкретные правовые нормы? ƒругое направление исследований Ч вы€вление соотношений права с моралью, религией, политикой, государством, властью, экономикой.
  • ѕолитическа€ философи€ конкретизирует положени€ социальной философии, рассматривает структуру, функции и смысл государства, закономерности его развити€ и особенности управлени€, анализирует основные движущие силы (социальные группы, партии), которые вли€ют на его существование.

. ‘илософи€ и наука

 

√енетическа€ и в определенной степени содержательна€ св€зь мифологии, религии и философии с необходимостью ставит проблему их соотношени€ с наукой. » если касательно мифологии и религии установилось достаточно прочное единство мнений о том, что эти системы знаний €вл€ютс€ донаучными и вненаучными, то в отношении философии такого единства на сегодн€шний день нет [1].

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2667 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

2085 - | 1916 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.