Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ предназначении и свойствах философии и философского мышлени€




‘илософи€ существует более двух с половиной тыс€ч лет. —прашиваетс€: что сделала она дл€ человечества за это долгое врем€?  акие блага она ему дает? ќт каких зол избавл€ет?

Ћюди св€зывают со словами "философи€" и "философ" чаще всего весьма нелестные представлени€. ƒл€ ‘амусова из комедии ј.—. √рибоедова "√ор€ от ума" философствование имеет значение гастрономическое. —удь€ “€пкин-Ћ€пкин из гоголевского "–евизора", который "своим умом дошел" до решени€ вопросов о мироздании, есть карикатурный философ. "я вам не —пиноза какой-нибудь", - утверждал один из персонажей ј.ѕ. „ехова. ” нас люб€т называть философом того, кто ведет себ€ не так, как другие. "ѕрошу не философствовать, а делать", - говорит начальник подчиненному, осмелившемус€ возражать.

Ќе случайно Ќ.ј. Ѕерд€ев считал, что положение философа "поистине трагично". ¬ самом деле, на прот€жении всей истории культуры обнаруживаетс€ вражда к философии, причем с самых разнообразных сторон.  онфуций долгое врем€ провел в изгнании и нелегких странстви€х. —ократа принудили прин€ть €д. ѕлатон был продан в рабство, и лишь счастливый случай спас его от худшего. —енека, обвиненный в участии в заговоре, был вынужден покончить самоубийством. ƒж. Ѕруно, преследуемый церковью, после восьмилетнего пребывани€ в тюрьме сожжен на костре. “. ћор был обвинен в государственной измене и казнен. Ѕ. —пиноза, изгнанный из религиозной общины и спаса€сь от преследований, жил в деревне, занима€сь шлифовкой линз. ¬ынужден был оставить университет и переселитьс€ в деревню Ћ. ‘ейербах. ѕосле революции 1917 г. несколько дес€тков русских философов покинули –оссию, не име€ возможности жить и творить на родине.

‘илософи€ - одна из самых незащищенных сторон культуры (как, впрочем, и многие другие). ѕосто€нно подвергаетс€ сомнению сама возможность философии, каждый философ вынужден начинать свое дело с защиты философии и оправдани€ ее возможности и необходимости. ‘илософи€ не пользуетс€ тем, что называетс€ общественным престижем. ќна практически никогда не стремилась к конструированию жестко-императивных познавательных схем мирового развити€, предполагающих радикальное изменение общественных форм человеческого быти€. Ќапротив, ее интерес был направлен скорее на объ€снение, расшифровку происход€щих изменений с целью обретени€ человеком устойчивости в мен€ющемс€ мире. »стинный философ всегда был далек от того, чтобы выполн€ть политический заказ.

— термином "философи€" у людей нередко соседствует представление о чем-то темном, трудном, смутном, доступном лишь дл€ специалистов. ѕротив этого, пожалуй, нелегко возразить. —ухие лекции множества преподавателей и написанные трудным €зыком учебники и книги немало способствовали такому представлению. » совершенно справедливо те, с кем разговаривают таким образом о философии, чуждаютс€ ее.

ћежду тем философи€, будучи нераздельной с нашим существом, присутствует в жизни каждого человека. Ћюди философствуют без специального обучени€, при каждом диалоге и осмысленном действии, философствуют - хорошо или плохо, но посто€нно и неудержимо, независимо от уровн€ их философского знани€. ‘илософи€ же вносит смысл и человеческое значение во все, куда она входит.

¬ообще у великих философов всегда существует соотнесенность с изначальным жизненным смыслом. язык великих пон€тен, и человек обычный, не философ, без труда может в отвлеченных пон€ти€х узнать их изначальный смысл. » тем самым в рассуждени€х высокой философии узнать самого себ€, свои состо€ни€ и проблемы.

ћы осмысливаем нашу жизнь, нашу де€тельность настолько, насколько вносим в нее элемент философии. Ќасколько человек об€зан себе отдавать €сный отчет в каждом своем слове, мысли, чувстве, действии, настолько он об€зан философствовать. ѕренебрежение философией есть искажение в себе человеческого сознани€, поскольку философи€ и есть сознание, делающее человека человеком. “ребование сознательной философии равнозначно требованию развити€ человека [1]

—ущность философии - не предмет (который сделал бы философию похожей на науку), а свободное философское мышление. –ождение философского знани€ - всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосреду€ собой другие действи€. »менно поэтому подлинна€ философи€ личностна, несет в себе особенности мышлени€ философа, его я. ‘илософи€ ѕлатона отличаетс€ от философии его учител€ —ократа, как и идеи ћ. ’айдеггера от философии ∆. ѕ. —артра. ¬ силу же того, что философи€ есть внутренний акт познани€ и самопознани€, "пауза неде€ни€". ‘илософи€ пытаетс€ разобратьс€ в установках мысли, способах рассуждени€, которые нос€т личностный характер.

‘илософи€ раскрываетс€, или обнаруживает себ€, в самых различных проекци€х:

Ј знание о наиболее общих законах природы, общества и познани€

Ј как отражение, и как надстроечное €вление

Ј как форма общественного сознани€ и т.д.

Ќо только потому, что она не столько "знание о...", сколько "бытие в...", в специфическом измерении сознани€, собственного присутстви€ человека, субъекта в знании, что и делает это знание философским. » уж если мы говорим о философии и философском мышлении, употребл€€ пон€тие "предмета", необходимо раскрывать и личностный момент такой предметности[2], поскольку предмет "излучает" особенности философа как индивида, "светитс€" интересом субъекта. ј коль скоро здесь столь силен субъективный момент, то философи€ окрашиваетс€ в его тона: это область мнений, споров, борьбы концепций. Ёто знание динамичное и всегда открытое.

ѕо своей сути и жизненному предназначению философска€ мысль всегда есть, с одной стороны, проблематизаци€ действительности, с другой - попытка ее " депроблематизации ", отрицани€ проблемы в виде идеального решени€. ѕоэтому философи€ и философское мышление одновременно и прагматичны (проблемы истины, свободы, смысла жизни, блага, ответственности, выбора, власти и т.д.), и проективны (проекты гражданского общества “. √оббса, правового государства ƒж. Ћокка, разделени€ власти Ў. ћонтескье, "всеобщего мира" ».  анта и др.). ¬ принципе таково вс€кое мышление, однако отличие философии в том, что она есть самосознающее мышление.

»стинна€ философи€ - почти всегда источник социального беспокойства. »бо, будучи по природе неудовлетворенной и самокритичной, она оказываетс€ дестабилизирующим фактором любой консервативной социальности. ¬ то же врем€ философи€ оказываетс€ вполне созвучной динамической социальности, способной посто€нно мен€тьс€ и нуждающейс€ в средстве от окостенени€, поскольку сама (философи€) €вл€етс€ динамичной внутренне и сущностно. ¬ философии, как и в искусстве, нет последнего слова.

‘илософи€ вносит свой вклад в социализацию индивидов - как на пути превращени€ мысли в систему знаний, котора€ затем может быть трансформирована в идеологические, социальные и даже политические программы и руководства к действию, так и посредством диалога и дискурса.

ѕри всей своей неповторимой индивидуальности - биологической и культурной - человек есть существо и "родовое", и "общественное". ќн может сохран€тьс€ в этом мире только при условии воспроизведени€ себ€. ‘илософи€ выступает как момент социализации индивидов, момент эволюции человечества, поскольку позвол€ет не начинать снова и снова с "нул€" культуры мышлени€ и познани€, не допускать тех же ошибок, которых не избежали другие народы и конкретные люди. » это сообщает философии гуманистически-антропологическое измерение.

Ёта и другие "способности" философии оказываютс€ возможными потому, что она есть прежде всего свободное мышление, не стесненное никакими оковами, продуктивное, рискующее, сомневающеес€, критичное и самокритичное, и потому - никогда не успокаивающеес€ ни в каком своем результате.

¬ этом, собственно, и состоит тайна философского мышлени€. ѕренебрежение же к философской культуре и философскому мышлению рано или поздно оборачиваетс€ квазибытием народа и социума, беспомощностью при столкновении с серьезными проблемами. «ато в сохранившем философскую культуру народе даже кризис его социальности - еще не "конец истории", поскольку возможно рождение новой социальности на пути самоорганизации и восстановлени€ "порождающих структур", которые в общей форме воплощены в мировой и национальной философии.

‘илософи€, как и искусство, позвол€ет преодолевать ущербную особенность человека учитьс€ только на собственном опыте, когда опыт других проходит бесплодно. ќт эпохи к эпохе, от человека к человеку, восполн€€ его короткое земное врем€, философи€ переносит груз чужого жизненного и интеллектуального опыта со всеми взлетами и падени€ми, воссоздает опыт, добытый другими - и позвол€ет усвоить его как собственный. Ёто относитс€ и к целым странам и народам: перенос€ жизненный, социальный, духовный опыт, нередко трудный и многовековой, от одной нации к другой, философи€ в удачном случае способна оградить от избыточного, ошибочного или губительного пути.

” вечно критического отношени€ значительной части общества к философии как будто есть свои видимые основани€. ‘илософи€ Ц (трансцендентна) это порыв человека выйти на новый уровень миропостижени€, за пределы необходимости и наличного быти€, претензи€ на способность подниматьс€ до более высоких ценностей, погружатьс€ своими смыслами и действи€ми в глубины прошлого и контуры будущего. ѕопытки реализовать эти претензии всегда проблематичны и могут быть неадекватными вызовам времени, что влечет критику философии со стороны общества. ¬прочем, тем самым философи€ получает новый импульс дл€ самоуглублени€, поиска новых путей истории, формировани€ новых парадигм мышлени€.

¬ыработанные в истории общества философские идеи, социальные проекты €вл€ютс€ критери€ми масштабов, глубины, специфики этапов освоени€ человеком реальности. ќни отражают уровень и способность людей формировать человеческий мир, т.е. мир, осваиваемый людьми. "‘илософи€ есть эпоха, постигнута€ в мысли" (√.¬.‘. √егель). ”ровень освоени€ конкретно-исторических форм мышлени€ (в том числе опережающего), прин€ти€ решений, формировани€ смыслов в обществе фиксирует способность социума обеспечить собственную выживаемость вопреки угрожающим ему тенденци€м дезорганизации, распада, опасности логического и смыслового хаоса, следовательно, разрушени€ общества.

ќбщество всегда обладает определенной (достаточной или недостаточной) способностью нейтрализовывать опасность. ќно также обладает (или не обладает) потенциалом повышать свои возможности воспроизводить себ€ и развиватьс€ на фоне беспрерывно по€вл€ющихс€ опасностей и роста сложности. Ётот возрастающий по своей важности процесс, определ€ющий "быть или не быть" народам, странам, государствам, человечеству, включает в себ€ способность к философствованию, которое можно назвать формой этого процесса.

—верхзадача философствовани€ заключаетс€ в том, чтобы адекватно возникающим опасност€м усложн€ющейс€ реальности формулировать вопросы на каждом этапе развити€ человечества и искать на них ответы, которые, во-первых, дают шанс выживаемости, жизнеспособности, стабильности общества, во-вторых, способствуют его развитию, в-третьих, обеспечивают человеку возможность творческой самореализации, сублимации в сфере духа, выхода за пределы имеющихс€ представлений о необходимости.

‘илософи€ как наиболее обобщенный ответ человечества на вызовы истории, хот€ и всегда преломленный через личный опыт философа, по€вл€етс€ тогда, когда становитс€ очевидной недостаточность прежних ответов, традиционных типов знани€ и поведени€.

‘илософи€ не может спасти мир, но в единстве "добывани€" истины и следовани€ нравственному долгу она посто€нно ищет пути этого спасени€, особенно на переломах человеческой истории. ћасштабы, формы, темпы этого процесса определ€ютс€ исторически сложившимс€ уровнем рефлексии, творческой способностью преодолевать ее ограниченность, отвечать на вызовы стремлением наращивать этот потенциал.

‘илософи€ - высшее воплощение поиска целей и смыслов, обеспечивающих выживание и развитие общества и человечества. ¬ философствовании про€вл€ютс€ глубинное творческое стремление человека искать новые пути самоутверждени€ в мире, несогласие на бесследное исчезновение в бездне небыти€. ¬ этом обнаруживаетс€ глубокий гуманистический потенциал этой формы самосознани€ человечества. ‘илософствование - стремление выйти за пределы необходимости и превратить немыслимое вчера в мыслимое сегодн€.

¬ этом смысле каждый философский проект, каждое философское решение представл€ют собой попытку выхода на более высокий уровень обобщений и освоени€ возрастающей сложности человеческого быти€ и его отношений с окружающим миром.

¬ обыденном мышлении, в том числе социальном, люди часто совершают роковую ошибку. “о, что в действительности €вл€етс€ предельным смыслом, никогда не реализуемым в пространстве и времени, они пытаютс€ вместить в мир в виде желаемого образца и ход€чего идеала. ѕосле этого многие из них, например, говор€т: покажите нам вполне справедливый закон, и тогда мы будем жить по закону. Ќо был ли когда-нибудь и где-нибудь такой конкретный закон, при применении которого всегда торжествовала бы справедливость?  огда же им не могут показать и идеального совершенного общества, то в их мышлении и действии начинает доминировать нигилизм, проистекающий из непонимани€ того, как устроены сами люди и их нравственность. Ќигилизм сначала есть требование того, чтобы было "высокое". —ледующий шаг - формирование убеждени€, что истинно высокого никогда не было: где он, истинно честный человек? ” каждого можно найти какой-то недостаток, какую-то корысть. ѕоследн€€ ступень - утверждение, что все высокое - сплошной обман, лицемерие, тонкий слой лакировки на весьма низменных вещах. ќтсюда один шаг до известного: "¬се дозволено, раз Ѕога нет" [3]

≈сли общество намерено жить социально грамотно, составл€ющие его люди должны доставить себе труд понимать относительно себ€ некоторые отвлеченные истины, свои предельные возможности. ќни должны проходить свой путь до конца, извлекать опыт, разрешать смысл, грамотно отрабатывать структуры сознани€. “ем самым избавл€€сь от инфантилизма и обрета€ достоинство и ответственность.

¬ вы€влении этих отвлеченностей и их смысла и состоит призвание философии и философов.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2328 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

786 - | 640 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.