Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—ознание и символическа€ ¬селенна€




 

’от€ развитое эстетическое чувство и хорошие манипул€тивные навыки необходимы дл€ создани€ произведений искусства, одних их недостаточно. ќтличие подлинной художественной экспрессии от поведени€ животного, такого как беседкова€ птица, котора€ украшает свое гнездо, чтобы привлечь брачного партнера, состоит в том, что экспресси€ требует сознани€ высшего пор€дка. —ознание высшего пор€дка предполагает, что художники осознают не только эстетические различи€, но также собственное осознание и, следовательно, возможность того, что другие раздел€ют это осознание или мироощущение. ќдин из способов пон€ть эволюцию сознани€ высшего пор€дка Ч провести филогенетическое сравнение.

Ќемецкий ученый якоб фон Ёйкскулл (Von Uexkull, 1909) использовал термин Umwelt (окружающий мир) дл€ описани€ перцептивного мира, который ощущаетс€ разными видами.   примеру, перцептивный мир гончей собаки будет в намного большей степени определ€тьс€ информацией, св€занной с обон€нием, чем информацией, относ€щейс€ к другим сенсорным модальност€м, включа€ зрение. Ёйкскулл полагал, что по мере того как у организмов по€вл€етс€ больше органов чувств и они станов€тс€ все более сложными в неврологическом отношении, повышаетс€ их общее осознание. “ем самым Umwelt дождевого черв€ будет иметь очень рудиментарный характер, состо€ из простой соматосенсорной информации. ”величение количества органов чувств неизбежно вызывает определенное усложнение нервной системы. ќднако когда у позвоночных развились известные нам чувства, впереди еще была длительна€ эволюци€ головного мозга. –ешающим аспектом этой неврологической эволюции была система перекрестной св€зи между различными сенсорными модальност€ми. Ќапример, звук ломающейс€ ветки мог быть локализован с целью визуального сканировани€, а затем могли быть приведены в действие обон€тельные органы, чтобы определить, действительно ли чужак находитс€ поблизости. »меютс€ данные, что определенные кросс-модальные св€зи могли образоватьс€ дл€ того, чтобы повысилась перцептивна€ эффективность и уменьшилось врем€ реакции. јнглийских детей сравнивали с детьми из  ении при выполнении задани€, в котором они должны были соотнести какое-то бессмысленное слово с графическим образом (Davis, 1961). ƒети из обеих групп соотнесли слово Ђмалумеї с изогнутой формой, а Ђтакетеї Ч с остроконечной формой.

 ак было указано в главах, посв€щенных развитию мозга и €зыку, трудности функционировани€ в социальной среде значительно ускорили эволюцию мозга и, соответственно, заметно повысили общий уровень сознани€ и понимани€. ¬ысказывалось предположение, что развитие теории разума (theory of mind) Ч т. е. усвоение идеи, что другие мысл€т схожим образом, и использование этой идеи, с тем чтобы попытатьс€ манипулировать поведением других, Ч €вилось ключевым фактором в эволюции высших приматов.   сожалению, пока трудно продемонстрировать существование теории разума у высших приматов, не принадлежащих к человеческому роду. ≈сли теори€ разума свойственна и другим видам приматов, она может находитьс€ в зачаточной форме, т. е. быть совершенно неосознаваемым процессом. ѕоскольку в насто€щее врем€ теори€ разума считаетс€ полностью осознаваемым процессом, возможно, нам понадобитс€ другой термин дл€ описани€ того, что в действительности делают мартышки и человекообразные обезь€ны, когда пытаютс€ манипулировать поведением других.

ѕервым необходимым условием владени€ подлинной, т. е. сознательной, теорией разума €вл€етс€ самосознание. ѕод самосознанием мы подразумеваем то, что индивидууму присущ ментальный конструкт самого себ€ как вполне определенной сущности, отличной от всех остальных и всего остального. ¬ 1970 году √ордон √эллап сообщил об эксперименте, который, по его утверждению, демонстрирует наличие зачатков самосознани€ у шимпанзе. ≈го эксперимент €вл€лс€ вариантом теста с красным цветом, который в течение многих лет психологи развити€ использовали дл€ демонстрации того момента в человеческом развитии, когда у очень маленьких детей впервые про€вл€етс€ самосознание. ¬ этом тесте развити€ на лбу у ребенка незаметно делают метку красного или какого-то другого €ркого цвета. «атем ребенка став€т перед зеркалом. ќчень маленькие дети, в возрасте около одного года, как правило, смотр€т на образ в зеркале и реагируют на него так, как будто они вид€т другого ребенка. ќни пытаютс€ зав€зать игру с этим другим ребенком, которого вид€т в зеркале. Ѕольшинство детей в возрасте 18 мес€цев демонстрируют иную реакцию. ќни смотр€т в зеркало, замечают у себ€ на лбу цветную метку и затем стараютс€ ее стереть. ѕолагают, что эта реакци€ свидетельствует о пон€тии Ђ€ї. Ѕолее консервативные критики говор€т, что в действительности это демонстрирует не пон€тие Ђ€ї, а только узнавание в зеркале, которое может иметь иное качество.

√эллап (Gallup, 1970) использовал ту же процедуру, когда шимпанзе подвергли анестезии во врем€ периодического медицинского осмотра; на лоб обезь€ны, пока она находилась без сознани€, нанесли лишенную запаха красную краску.  огда животное пришло в сознание, р€дом с его клеткой поставили зеркало и шимпанзе продемонстрировал весь набор действий, которые указывают на узнавание себ€ в зеркале. ∆ивотное попыталось стереть краску со лба, а также располагалось под различными углами перед зеркалом, с тем чтобы видеть те участки собственного тела, которые иначе нельз€ было увидеть. ѕосле начального эксперимента √эллапа тесту с зеркалом подвергали множество других шимпанзе, а также другие виды человекообразных обезь€н, включа€ орангутана и некоторых горилл, которые были воспитаны людьми (Gallup & Suarez, 1986; Patterson & Cohn, 1994; Patterson, 1984; Povinelli, 1993). ¬виду наследуемых адаптивных различий у морских видов, обладающих развитым интеллектом, таких как бутылконосые дельфины, применение к китообразным процедур, используемых дл€ демонстрации зачатков самосознани€ у приматов, очень проблематично (Marino, Reiss & Gallup, 1994). “ем не менее исследовани€, использующие зеркала и телевизионные мониторы в качестве зеркал, неопровержимо доказывают, что бутылконосы себ€ узнают (Marten & Psarakos, 1994). — зеркальным тестом быстро справл€ютс€ не все человекообразные обезь€ны; часто им требуетс€ пробыть р€дом с зеркалом длительное врем€, прежде чем они поймут, что разгл€дывают. ќднако независимо от того, сколько времени индивидуумы наход€тс€ перед зеркалом, ни один из представителей любых других видов, кроме людей, человекообразных обезь€н и, возможно, бутылконосов, не сумел пройти этот тест на узнавание в зеркале (Gallup, 1994). ћартышки могут находитьс€ р€дом с зеркалом тыс€чу часов, так и не достигнув этого уровн€ осознани€ (Gallup, 1977). —начала они реагируют на зеркало как на представител€ собственного вида, вторгнувшегос€ на их территорию, но в конце концов привыкают к нему и совершенно перестают его замечать. Ќа основании этих результатов думаетс€, что лучше всего проверить, не присуща ли теори€ разума другим видам, обратившись к нашим ближайшим родственникам Ч шимпанзе.

¬ 1978 году ƒэвид ѕремак (Premack) и √ай ¬удрафф (Woodruff) сообщили о результатах наблюдени€ за взрослой самкой шимпанзе по имени —ара. »сследователи показывали —аре р€д видеозаписей, в которых люди-актеры сталкивались с различными проблемами. Ќапример, мог быть показан человек, совершающий подскоки в попытке достать гроздь бананов, котора€ свисала с потолка и находилась вне пределов дос€гаемости. ѕосле этой видеозаписи —аре давали несколько фотографий, на одной из которых было показано решение проблем; в данном случае пр€мо под гроздью бананов друг на друга ставили несколько коробок. —ара раз за разом выбирала фотографию, на которой было изображено практическое решение проблемы, показанной в видеозаписи. Ћюбопытно, что —ара намного чаще выбирала Ђхорошийї, т. е. правильный, вариант, если актер в видеозаписи был дрессировщиком, которого она любила. ≈сли в видеозаписи был засн€т человек, который, предположительно, —аре не нравилс€, она обычно выбирала снимок, на котором актер был изображен в каком-то непри€тном положении, например лежащим под цементными плитами. Ќа основании этих результатов исследователи заключили, что —ара воспринимала видеозапись как изображающую какую-то проблему, понимала намерение актера и выбирала решени€, совместимые с этим намерением, за исключением тех случаев, в которых участвовал конкретный индивидуум, который ей не нравилс€. —огласно утверждению ѕремака и ¬удраффа, это демонстрирует, что шимпанзе присуща теори€ разума.   сожалению, дополнительные данные, которые подтвердили бы теорию разума у шимпанзе, пока не получены.

ƒэниел ѕовинелли активно работает над проблемой демонстрации теории разума у шимпанзе, но в целом его результаты пока нулевые (Povinelli & Preuss, 1995). ’от€ он раз за разом подтверждает оригинальные открыти€ √эллапа, свидетельствующие о зачатках самосознани€ у шимпанзе или, по крайней мере, о том, что они узнают себ€ в зеркале (Povinelli, Gallup, Eddy & Bierschwale, 1997), результаты исследований теории разума у шимпанзе не подтверждают предшествующие открыти€ ѕремака (Premack, 1978). ѕовинелли и Ёдди (Povinelli & Eddy, 1996) исследовали теорию разума у шимпанзе, заставив своих подопытных обезь€н наблюдать за двум€ людьми-дрессировщиками, которые находились р€дом, когда пищу пр€тали в какое-то укромное место. Ўимпанзе могли видеть дрессировщиков, но не местонахождение пищи. ” одного дрессировщика на глазах была пов€зка, а у второго матери€ прикрывала нижнюю часть лица, наподобие кл€па. ¬се проверенные шимпанзе не делали никаких различий между двум€ дрессировщиками и просили пищу у индивидуума с пов€зкой на глазах, который не знал, где находитс€ пища, столь же часто, как и у Ђзр€чегої индивидуума. — другой стороны, дети уже в двухлетнем возрасте легко различали двух экспериментаторов и предпочитали выбирать того, кто мог беспреп€тственно видеть подкрепители (вознаграждени€), в данном случае этикетки.

  четырем годам пон€тие теории разума у детей уже хорошо развито. Ќапример, ребенку дают коробку с цветными мелками, в которой он обнаруживает вместо мелков свечки.  огда экспериментатор спрашивает ребенка, что в той же коробке рассчитывает найти другой ребенок, ребенок старше четырех лет ответит Ђмелкиї, а более маленький ребенок Ч Ђсвечкиї. Ќа основании этих результатов предполагают, что у детей в возрасте до четырех лет пон€тие теории разума еще не полностью развито. »ндивидуумы, страдающие аутизмом, как правило, не справл€ютс€ с этим тестом на ошибочное представление, и, как предполагаетс€, отсутствие теории разума объ€сн€ет многие симптомы аутизма.

јутизм характеризуетс€ сильными изъ€нами в социальном поведении и понимании. ƒети с аутизмом демонстрируют эмоциональное равнодушие к окружающим и относ€тс€ к близким членам семьи в точности так же, как к совершенно незнакомым люд€м. ќтмечаютс€ т€желые нарушени€ в вербальной и невербальной коммуникации. Ёти индивидуумы также не про€вл€ют воображени€ или творческих способностей. ќни предпочитают однообразие рутины и испытывают сильное беспокойство при малейших изменени€х. »ндивидуумы-аутисты интерпретируют речь буквальным образом; например, если ребенка с аутизмом спрашивают: Ђ“ы не можешь передать соль?ї, он может ответить: Ђћогуї, как будто другой человек интересуетс€ его способностью выполнить эту операцию, а не просит фактически передать ему соль (Mitchell, 1997). Ќекоторые индивидуумы с аутизмом, отличающиес€ высокой функциональностью, про€вл€ют большие способности в математических вычислени€х или в запоминании огромного объема, казалось бы, бесполезной информации, например содержани€ телефонных справочников. Ёти способности характеризуютс€ очень механическим, машиноподобным качеством.   примеру, два юных художника-аутиста, —тивен ”илтшайр и Ќадиа, создают очень реалистичные и детализированные карандашные рисунки. Ёти рисунки отличаютс€ крайне фотографическим качеством, как будто они получены с помощью фотокамеры, а не созданы мысл€щим, чувствующим существом. ћногие из подобных недостатков, по-видимому, напр€мую св€заны с отсутствием у аутистов теории разума. Ќеспособность пон€ть представлени€ других людей вынуждает ребенка интерпретировать речь окружающих избыточным, буквальным образом. ѕроблемы аутистов в установлении отношений с другими людьми и понимании их эмоций могут также быть пр€мо св€заны с их неспособностью пон€ть теорию разума.

’от€ некоторые из симптомов аутизма могут иметь пр€мую причинную св€зь со слабо развитой теорией разума, веро€тно, будет правильнее рассматривать дефицит этой теории и другие недостатки как часть одного глобального нарушени€. Ётот глобальный дефицит обусловлен неврологическими аномали€ми, в частности в отделе мозга, известном как мозжечок.  ак указывалось в главе 2, мозжечок участвует в точном упор€дочении моторики, в частности баллистических движений. Ќа этом была построена так называема€ баллистическа€ гипотеза  алвина, а именно: что развитие мозжечка, обусловленное выбором более правильных движений при бросании, обеспечивает необходимый неврологический субстрат дл€ эволюции €зыка. ћозжечковые аномалии, которые привод€т к аутизму, показывают, что мозжечок играет важнейшую роль не только в баллистической моторной организации, но также в организации €зыка, социального интеллекта, воображени€ и творчества, теории разума и намеренности. ѕо-видимому, все эти черты прошли длительную историю совместного эволюционного развити€.

Ќе принима€ во внимание усили€ немногих художников-аутистов, ключевыми особенност€ми творческой де€тельности, которые характеризовали наш вид начина€ с позднего плейстоцена, были сознание высшего пор€дка, теори€ разума и намеренность. –азвитое эстетическое чувство и символическое рассуждение, конечно же, также €вл€ютс€ необходимыми элементами в продуцировании искусства, но сами по себе они не достаточны.  ак мы видели, эстетическое чувство развиваетс€ непосредственно из адаптивных предпочтений, которые присущи и другим видам животных. Ќаши филогенетические кузены, человекообразные обезь€ны, очень умело манипулируют символами и понимают их, но хот€ имеютс€ примеры картин, нарисованных шимпанзе, подобные попытки не €вл€ютс€ частью нормального репертуара этого вида. “олько нашему виду свойственны усили€, состо€щие в творческой манипул€ции элементами внешнего мира, с тем чтобы они могли выразить нечто из нашего внутреннего субъективного состо€ни€ как индивидуумов, или коллективно, как группы индивидуумов.

 ак мы отметили ранее, имеетс€ тесна€ св€зь между искусством, игрой и ритуалом. Ёти элементы Ч искусство, игра и ритуал Ч описывают полный круг, когда мы превращаем игру в ритуал атлетических соревнований, а эти соревновани€ оцениваем как выражение искусства в самом реальном смысле.  огда поклонник американского футбола получает наслаждение, наблюда€, как принимающий игрок выт€гиваетс€ в струнку, чтобы поймать м€ч, посланный через середину пол€, перед тем как на этого игрока наброситс€ пара полузащитников, это така€ же форма эстетической оценки, как и та, которую выражают тыс€чи любителей живописи, ежедневно посещающие парижский Ћувр. —ущность искусства в его способности очаровывать. —овременный спорт делает именно это, демонстриру€ грацию и из€щество, часто сочетающиес€ с насилием. ¬рожденные предпочтени€, которые поддерживают сложные культурные традиции, обнаруживающие себ€ в виде спортивных сост€заний, веро€тно, сформировались благодар€ адаптивному преимуществу, полученному за счет про€влени€ активного интереса к межплеменным столкновени€м. ÷ентральна€ функци€ спортивных соревнований, с точки зрени€ развити€ адаптационных способностей, Ч не пробуждение эстетических реакций, но эти реакции, определенно, €вл€ютс€ общим феноменом.

“о же самое можно сказать о развлечени€х. Ќесмотр€ на €рлык Ђразвлекательные виды искусстваї, первична€ функци€ развлечений состоит не в продуцировании искусства, хот€ последнее часто €вл€етс€ побочным результатом продуцировани€ развлечений, а иногда и неотъемлемо от них. –азвлечени€ используют наш врожденный интерес к социальному поведению наших собратьев. ¬ особенности нас интересуют секс, ухаживани€, сост€зани€ и опасности. ѕовествование, или рассказывание историй, веро€тно, столь же древнее €вление, как и сам €зык. ѕро€вление живого интереса при слушании историй было необходимо дл€ ассимил€ции культурной информации. Ѕольшое адаптивное преимущество получали те индивидуумы, которых отличал подобный интерес к рассказам, тогда как индивидуумы, у которых такой интерес отсутствовал, напротив, оказывались в очень невыгодном положении. —уществование тыс€ч мифов, легенд, народных сказок, повестей, пьес и кинофильмов €вл€етс€ следствием нашего происхождени€ от предков, которые отдавали €вное предпочтение слушанию рассказов. ¬опрос, какой процент Ђразвлеченийї относитс€ к искусству, остаетс€ открытым. ≈сли мы воспользуемс€ определением искусства, предложенным ƒиссаниейк Ч Ђнечто сделанное особеннымї, Ч тогда €вна€ банальность большинства развлечений исключает их из категории искусства.

»скусство обогащает буквально каждый аспект человеческого существовани€. ќно может существовать как нечто самодостаточное. Ќо чаще оно включено в другие особенности человеческой жизни. –азвлечени€, религи€, украшение тела, архитектура, средства сообщени€, игра Ч все это усиливаетс€ искусством. ƒаже наука обогащаетс€ за счет содержательной творческой де€тельности. »скусство становитс€ возможным благодар€ комбинации внутренних эстетических ценностей (особенность, которую мы раздел€ем с другими видами) и сознани€ высшего пор€дка (особенность, существующа€, насколько известно, только у людей), котора€ надел€ет нас способностью намеренного действи€. ¬ысоко развитый человеческий мозг способен генерировать комплексные ментальные представлени€, включа€ сложные визуальные образы. —ознание высшего пор€дка надел€ет нас способностью осознавать наши собственные ментальные представлени€, а также то, что сознание и ментальные атрибуты могут быть присущи и другим. Ёто дает толчок к тому, чтобы придать материи такую форму, котора€ позволит передать другим нечто из нашего внутреннего опыта. —пособов, какими можно придать материи форму, необходимую дл€ этой цели, Ч несметное множество. ∆ивопись, скульптура, музыка и повествование Ч все это категории художественной экспрессии, имеющие очень древнюю историю. ѕо мере усложнени€ наших технологий добавл€ютс€ все новые и новые категории художественной экспрессии. Ќезависимо от того, €вл€етс€ ли материалом-посредником краска, фотопленка или электронно-цифрова€ информаци€, базова€ мотиваци€ к творческой экспрессии заключена в нашей эволюционирующей психологии.

 

 

–езюме

 

Ќаш успех как вида обусловлен главным образом использованием нами технологии с целью освоени€ физической среды. Ётот вид утилитарной технологии отличаетс€ от неутилитарной технологии искусства. ”тилитарна€ технологи€, т. е. использование орудий, свойственна не только люд€м Ч она имеет широкое, хот€ и не всеобщее распространение в царстве животных. ≈динственными приматами, не принадлежащими к человеческому роду, которые регул€рно пользуютс€ оруди€ми, €вл€ютс€ наши ближайшие филогенетические родственники, шимпанзе. Ёто показывает, что инструментальна€ де€тельность существует в человеческом роду более п€ти миллионов лет, восход€ к общему предку людей и шимпанзе.

ƒревнейшие оруди€ труда, которые можно определенно идентифицировать как таковые, датируютс€ временем более чем в 2,5 миллиона лет. Ёто галечные оруди€ олдовайской культуры. Ќа смену ей пришла ашельска€ инструментальна€ индустри€, характеризуема€ двусторонними формами, такими как рубило. јшельска€ индустри€, сохран€вша€с€ в период с 1,7 миллиона до 200 тыс. лет назад, демонстрирует существование культурной традиции, почти не подвергавшейс€ изменени€м. Ќаиболее сложные индустрии каменных орудий совпадают с по€влением в ≈вропе человека разумного современного типа (Homo sapiens sapiens) примерно 40 тыс. лет назад. ¬ тот момент темп нововведений резко увеличилс€ и с тех пор продолжает прогрессивно возрастать.

–уки и мозг людей отличаютс€ особыми анатомическими адаптаци€ми, показывающими, что использование орудий было селективным фактором в нашей эволюционной истории. Ќаш вид также демонстрирует уникальный паттерн предрасположенности к праворукости (около 90%), который может €вл€тьс€ следствием культурной передачи приемов инструментальной де€тельности на прот€жении длительного времени. ¬озможно, что учитьс€ у наставника процедурам изготовлени€ орудий было намного легче, если и наставник, и ученик были праворукими. ѕереход к конструированию более симметричных каменных орудий примерно 300 тыс. лет назад может свидетельствовать о повышении общей когнитивной способности с дооперационального (дологического) уровн€ к конкретно-операциональному (логическому).

’от€ имеютс€ данные о зарождающемс€ эстетическом чувстве на основании артефактов, датируемых временем примерно 200 тыс. назад, согласованные данные о произведени€х искусства по€вл€ютс€ не ранее 50 тыс. лет назад. ¬ период между 35 и 100 тыс. лет назад устойчиво сохран€лась пещерна€ живопись, отличавша€с€ большим из€ществом и стилистической сложностью. ѕосто€нство художественных форм на прот€жении столь длительного периода показывает, что они составл€ли часть ритуальной традиции.

»спользование творческих новшеств с целью произвести более сильное впечатление на окружающих и разрешить проблемы Ч филогенетически древн€€ черта, котора€, веро€тно, присутствовала у общих предков людей и шимпанзе. ѕервоначальной формой искусства, веро€тно, были новации в украшении тела, движении или использовании €зыка, с тем чтобы сделать себ€ более привлекательным дл€ возможных брачных партнеров или повысить свой социальный статус. ѕозже искусство стали использовать дл€ развити€ ритуалов и традиций, которые облегчали групповую сплоченность и эффективность.

ѕодлинна€ художественна€ экспресси€ требует сознани€ высшего пор€дка, понимани€ собственного осознани€ и, следовательно, возможности того, чтобы другие раздел€ли это осознание. ѕредварительным шагом к сознанию высшего пор€дка €вл€етс€ самосознание, зачатки которого вы€влены у человекообразных обезь€н и бутылконосых дельфинов, узнающих себ€ в зеркале. ƒети начинают узнавать себ€ в зеркале к 18-мес€чному возрасту.   четырем годам нормальным дет€м присуще хорошо развитое пон€тие теории разума, т. е. понимание того, что мышление других подобно их собственному, и регулирование своего поведени€ в соответствии с этим взгл€дом. —уществование теории разума у видов, не принадлежащих к человеческому роду, пока еще не было надежно продемонстрировано. »скусство становитс€ возможным благодар€ комбинации внутренних эстетических ценностей (особенность, которую мы раздел€ем с другими видами) и сознани€ высшего пор€дка (особенность, существующа€, насколько известно, только у людей), котора€ надел€ет нас способностью намеренного действи€.

 

¬опросы дл€ обсуждени€

 

1. ќбсудите развитие технологии в период с 2,5 миллиона до 10 тыс. лет назад.  акую информацию, касающуюс€ культуры и когнитивного развити€, принос€т археологические находки?

2.  акие аспекты пещерной живописи плейстоцена указывают на ее ритуальное значение?  аким образом искусство способствует выживанию группы?

3.  ак иде€  арла ёнга о коллективном бессознательном св€зана с идеей об общей нервной архитектуре и энтоптических образах?

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 412 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

2301 - | 2010 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.026 с.