В отечественной психологии дискутируется вопрос о соотношении понятий "произвольная" и "волевая" регуляции.
Волевая и произвольная регуляция могут рассматриваться синонимично, как отмечает Иванников В.А. (5), если критерием воли выступает способность к преднамеренной регуляции различных параметров действия, физиологических и психических процессов, торможения (активации) неадекватных (адекватных) процессов, организации психических процессов в соответствии с ходом деятельности. Согласно другой точке зрения (18), воля и произвольность имеют как общее (функции преодоления сложившихся стереотипов, торможения спонтанной активности; направленность на цель и ее осознанность) так и различное (в содержании, проявлениях, направленности, осознании цели и ее соотношении с мотивом или со средствами деятельности). Развитие воли связывается со становлением мотивационной сферы (содержание мотивов и устойчивость их иерархии) субъекта, а развитие произвольности – с развитием средств овладения (уровни осознания деятельности и средств ее опосредования) собственным поведением. В третьем варианте (6) говорится о произвольном управлении, частным случаем которого является волевая регуляция.
Большинство исследователей используют понятие "произвольная регуляция" для обозначения широкого класса сознательного поведения и действий, включающего специфические подуровни, в том числе и волю. В этом контексте воля обнаруживает общие и специфические характеристики, объединяющие ее с произвольной регуляцией, и, одновременно, выделяющие ее в специфический подуровень произвольной регуляции. В общем плане критерием разграничения разных уровней (непроизвольного и произвольного, включая волю) психической регуляции поведения и деятельности человека является наличие (отсутствие) сознательной подконтрольности субъекту собственных внутренних регуляторов (мотивов и целей) его поведения, действий и состояний, а также внешних проявлений последних.
Термин "произвольность" используется для обозначения всех видов поведения, процессов, действий субъекта, характеризующихся неинстинктивностью, намеренностью, осознанностью причин поведения, регуляцией и контролем хода действий. Иванников В.А. (5) предлагает следующие характеристики произвольного процесса:
формирование и проявление только в ситуации актуальной потребности или жизненной необходимости, средством разрешения которой этот процесс и является;
приобретение каким-либо процессом (движением, психическим процессом, вегетативной реакции) нового жизненного значения, когда сам этот процесс становится средством достижения желаемых жизненных результатов;
отсутствие вынужденности, определенности поведения субъекта средой;
наличие ощущаемости или осознаваемости субъектом этого процесса.
С учетом этих характеристик произвольный процесс определяется Иванниковым В.А. как "ощущаемый или осознаваемый процесс с приобретенным новым жизненным значением (смыслом) и направленный на достижение избранного субъектом результата, процесс, начало, окончание, задержка или изменение которого определяется жизненной необходимостью, но не вынуждается ею" (5, с. 101). При произвольном действии, задаваемом актуальной потребностью или социальной необходимостью, произвольного создания нового, дополнительного мотива не требуется.
Под произвольным уровнем регуляции поведения и деятельности человека понимается интеграция процессов и механизмов, обеспечивающих в той или иной степени сознательности и осознанности приведение поведения и деятельности субъекта в соответствие с его мотивами и поставленной им целью. В качестве характеристик произвольного уровня регуляции поведения и деятельности человека рассматривают опосредованность; сознательность; осознанность, намеренность, особенности выбора субъектом мотива, цели и способа поведения, а также управляемости субъектом собственного поведения. Каждая из этих характеристик своеобразно проявляется на специфических подуровнях произвольной регуляции: подуровне произвольных процессов на основе потребностного побуждения (в поведении животных); подуровне вербально опосредованных произвольных процессов на основе сознательного отражения их необходимости и возможности (в поведении человека); подуровне волевых процессов как личностном подуровне произвольной регуляции.
К условиям актуализации волевой регуляции (включая ее конкретные проявления: действия, качества, усилие), как специфического подуровня произвольной регуляции, в различных психологических исследованиях относят наличие следующих моментов:
1. конфликта внутренне противоречивых тенденций вследствие сложной иерархии противоречивых побуждений человека (12);
2. недостатка (избытка) актуального побуждения, преодолеваемого посредством получения дополнительного побуждения (торможения) от произвольно построенного процесса мотивации (5);
3. внешних и внутренних препятствий на пути к достижению целей (6; 13; 14; 16) или преграды на пути удовлетворения потребности (17);
4. необходимости выбора из как минимума двух уровней иерархически организованных регуляционных процессов (т.е. разных по уровням обобщенности когнитивных и эмоционально-нравственных психических структур) по критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности (4);
5. необходимости обеспечения в условиях трудного мира реализацию всей совокупности взаимосвязанных жизненных отношений личности (3).
К характеристикам волевой регуляции отнесем вовлеченность личности в процесс регуляции, опосредованность, преднамеренность, сознательность, осознанность, субъектность выбора мотивов, целей и способов действия, полная управляемость личностью своим поведением и деятельностью на всех этапах их осуществления.
К конкретным проявлениям воли относят волевые процессы, волевые состояния, волевые действия, волевые качества, волевые усилия.