Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“еории воли в современной отечественной психологии




–азличные определени€ воли представлены в соответствии с развиваемыми в отечественной психологической науке основными подходами к ее изучению: овладени€, регул€ции, управлени€ поведением; мотивационного; выбора.

¬ рамках первого подхода рассмотрим концепцию ¬ыготского Ћ.—. о воле как высшей психической функции; концепции —еливанова ¬.»., ѕуни ј.÷. о воле как сознательном уровне регул€ции поведени€ и де€тельности человека; концепцию »льина ≈.ѕ.о воле как разновидности произвольного управлени€.

¬ыготский Ћ.—. (6) относит волю к высшим психическим функци€м человека, развитие которых осуществл€етс€ как овладение человеком собственным поведением при помощи различных средств. ’арактерные признаки овладени€ собственным поведением про€вл€ютс€, главным образом, в свободном выборе действи€. —вободный выбор между двум€ возможност€ми, определ€емый не извне, а самим испытуемым (ребенком), экспериментально моделировалс€ путем создани€ многозначности мотивов действи€ и их борьбой. ¬ результате было установлено, что в сложных, затруднительных дл€ ребенка случа€х (лимит времени выбора, неизвестность, индифферентность, уравновешенность или разнообразие мотивов выбираемых действий) он добровольно прибегает к жребию дл€ осуществлени€ выбора. “ем самым, ребенок "вводит в ситуацию новые стимулы, совершенно нейтральные по сравнению со всей ситуацией, и придает им силу мотива" (6, с. 277); он воздействует на собственный выбор действий, создав вспомогательный мотив.

–азбира€ известный волевой акт, описанный ƒжемсом ”. на примере утреннего вставани€ с постели, ¬ыготский Ћ.—. выдел€ет следующий моменты: "1) надо встать (мотив), 2) не хочетс€ (мотив), 3) счет самому себе: раз, два, три (вспомогательный мотив) и 4) на три подъем. Ёто и есть введение вспомогательного мотива, создание ситуации извне, котора€ заставл€ет мен€ встатьЕ. Ёто и есть вол€ в истинном смысле слова. Е€ овладел своим поведением через дополнительный стимул или вспомогательный мотив" (6, с. 279-280). ¬ыготский Ћ.—. видит своеобразие воли в том, что человек измен€ет своей внешней де€тельностью окружающую обстановку, т.е. заставл€ет служить своим цел€м, подчин€ет, направл€ет по-своему "власть вещей" над поведением, и, таким образом, воздействует на свое собственное поведение, подчин€€ его самому себе (там же, с. 281). ¬ол€ означает те средства, при помощи которых мы овладеваем действием. "¬ этом смысле вол€ означает господство над действием, выполн€емым само собой; мы создаем только искусственные услови€ дл€ того, чтобы оно было выполнено; поэтому вол€ есть всегда не пр€мой, непосредственный процесс" (там же, с. 288).

¬ концепции —еливанова ¬.». (16; 17) вол€ понимаетс€ как психологический инструмент, позвол€ющий личности справл€тьс€ с импульсивностью и не поддаватьс€ рутине привычке. ¬ол€ определ€етс€ как сознательный уровень регул€ции человеком своего поведени€ и де€тельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние преп€тстви€ при совершении целенаправленных действий и поступков. ¬олева€ регул€ци€ рассматриваетс€ —еливановым как высша€ форма активности (сознательно направленна€ активность) личности, в которой про€вл€етс€ способность человека властвовать над собой, боротьс€ за достижение поставленной цели. “ака€ регул€ци€ совершаетс€ с помощью волевых усилий (19), конкретизиру€сь в волевых процессах, состо€ни€х, свойствах, действи€х. ѕо мнению —еливанова ¬.». волева€ регул€ци€ не может считатьс€ завершенной, если она не выразилась вовне исполнением.

¬ концепции ѕуни ј.÷. вол€ определ€етс€ как "де€тельна€ сторона разума и моральных чувств, позвол€юща€ человеку управл€ть самим собой, особенно в услови€х преодолени€ преп€тствий различной степени трудности" (14, с. 29). ѕо мнению ѕуни ј.÷., преп€тстви€ Ц необходимое условие актуализации и развити€ воли. ќни возникают вследствие несоответстви€ возможностей человека (его представлений, мыслей, чувств, действий) объективным услови€м и особенност€м де€тельности и дел€тс€ на внешние и внутренние. ѕод внешними преп€тстви€ми понимались любые объективные услови€ и особенности внешней среды и де€тельности, которые станов€тс€ помехой в достижении цели, в решении частных задач; под внутренними преп€тстви€ми - возникающие под вли€нием внешних условий жизни и де€тельности человека объективные изменени€ и состо€ни€ внутренней среды его организма, служащие помехой в достижении целей. ѕо мнению ѕуни ј.÷., понимание внутренних преп€тствий только как чисто психических €влений (неблагопри€тных эмоциональных и конфликтных психических состо€ний) не всегда обоснованно, т.к. психические €влени€ - вторичные, производные, субъективна€ сторона объективных изменений и состо€ний внутренней среды организма. ¬нешние и внутренние преп€тстви€ взаимодействуют, про€вл€€сь в трудност€х различной степени (13).

¬ концепции »льина ≈.ѕ. (11, с. 41) вол€ понимаетс€ как разновидность произвольного управлени€, реализуемого посредством волевых действий, существенным признаком которых €вл€етс€ наличие волевого усили€. ќбъ€вл€€ главной сущностью воли самость, автор определ€ет ее как самодетерминацию и сознательное преднамеренное планирование человеком своих действий, включа€ самокоманду, самостимул€цию, самоконтроль за своими действи€ми и состо€ни€ми. —обственно вол€, по мнению »льина ≈.ѕ., есть самоуправление поведени€ с помощью сознани€, предполагающее самосто€тельность человека в прин€тии решени€, инициации, осуществлении и контроле собственных действий.

»так, несмотр€ на имеющиес€ различи€ в регул€ционных теори€х воли можно выделить несколько общих моментов. ¬о-первых, вол€ св€зываетс€ со средством овладени€ личностью, главным образом, собственного поведени€. ¬о-вторых, обращаетс€ внимание на опосредованность волевого поведени€. ¬-третьих, решающее значение придаетс€ исполнению волевого действи€.

¬ мотивационно-де€тельностной теории »ванникова ¬.ј. вол€ определ€етс€ как "способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации" (10, с. 93). ƒополнительные побуждени€, зачастую, оказываютс€ личностными, этическими, эстетическими мотивами, т.е. не св€занными со специфической де€тельностью с предметным результатом. ¬ этом плане »ванников рассматривает волю как "последнюю стадию в овладении человеком собственными процессами, а именно как овладение собственным мотивационным процессом" (9, с. 26).

’арактерные черты волевого поведени€ рассматриваютс€ »ванниковым в св€зи с ситуацией, психическим статусом и организацией (способами осуществлени€ и мотивации) действий. ¬ этом плане волевое поведение актуализируетс€ при недостатке или нежелательности побуждени€ к действию (необходимо совершить действие, не св€занное с актуальной потребностью, при наличии внутренних и внешних преп€тствий). ѕо психическому статусу волевое действие рассматриваетс€ как действие с двум€ смыслами (один из этих смыслов задаетс€ мотивом воображаемой ситуации), а по его организации Ц как дважды произвольное.

“аким образом, сущность воли, а точнее, волевого действи€ заключаетс€ в преобразовани€х его мотивационной части.

¬ рамках анализа выбора как специфического признака воли рассмотрим признаки волевого выбора в концепции ¬ыготского Ћ.—. и в теории регул€ционно-волевых процессов ¬еккера Ћ.ћ.

Ќа основе результатов анализа опытов Ћевина  . ¬ыготский (6, с. 282) выдел€ет в волевом действии две самосто€тельных части:

замыкательную часть волевого процесса или момент решени€ человека поступить определенным образом в зависимости от выпадени€ жреби€; эта часть строитс€ по механизму привычки, как "искусственно созданный условный рефлекс";

исполнительную часть или выполнение волевого действи€ (после метани€ жреби€); эта часть функционирует как готовый условный рефлекс, как действие по инструкции.

¬ыделение двух частей волевого действи€ позволил ¬ыготскому акцентировать внимание на парадоксе воли, заключающемс€ в создании при ее помощи непроизвольно действующего механизма (6, с. 283).

¬олевой выбор понимаетс€ ¬ыготским как сложный, свободный (а не извне заданный по инструкции экспериментатора) выбор, которому присущи следующие характеристики. ¬о-первых, волевой выбор и есть "действие замыкательного механизма, т.е. замыкание св€зи между данным стимулом и реакцией (6, с. 285); далее все совершаетс€ как при извне заданном выборе. ¬о-вторых, "при волевом выборе борютс€ не стимулы, а реактивные образовани€, целые системы установок" (там же, с. 284), мотивы (там же, с. 285). ¬-третьих, борьба мотивов сдвигаетс€ во времени и осуществл€етс€ задолго до наличной актуальной ситуации, в которой человеку надо действовать (там же). ¬-четвертых, мотивы борютс€ не за исполнение, а за замыкательную часть действи€ (там же). ¬-п€тых, при волевом выборе имеет место иллюзи€ (у самого испытуемого и у психологов), что волевое действие направлено по линии наибольшего сопротивлени€ (там же, с. 286), а на самом деле имеет место свобода человека как познанна€ необходимость. ¬-шестых, при волевом выборе человек сам создает инструкцию дл€ исполнительских механизмов (там же, с. 288).

¬ теории регул€ционно-волевых процессов ¬еккера Ћ.ћ. (3) вол€ рассматриваетс€ как высшее специфическое произвольное регулирование человеком поведени€ и де€тельности, услови€ми актуализации которого €вл€ютс€: 1) наличие как минимум двух уровней регул€ционных процессов (т.е. разных уровней обобщенности когнитивных и эмоционально-нравственных психических структур); 2) необходимость разведени€, соотнесени€ и выбора того уровн€ регул€ционных процессов, который отвечает критери€м интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности (3, с. 195-196). ¬ол€, по мнению ¬еккера, хот€ и требует энергии и силы, но функционирует по принципу энергетического самообеспечени€, может подчин€ть себе все нижележащие уровни психической регул€ции человеческой де€тельности вплоть до самых исходных, элементарных.

¬еккер подчеркивает, что выбор конкретного варианта действи€ характерен только дл€ психической организации; в то же врем€ на каждом из уровней психической регул€ции - непроизвольном, произвольном и волевом Ц выбор имеет свои специфические особенности. “ак на психическом непроизвольном уровне движени€ контролируютс€ сенсорно-перцептивными образами, но без вс€кого предварительного намерени€, подотчетного и подконтрольного целостному субъекту. Ќепроизвольный выбор того или иного двигательного решени€ осуществл€етс€ без предварительного перебора вариантов программы действи€, фактически принима€сь при исполнении действи€, детерминирован извне, чисто статистически.

Ќа произвольном уровне регул€ции программы действий подотчетны и подконтрольны субъекту де€тельности, "который предвар€ет здесь практическое исполнение регулируемого действи€ речевым оформлением его программ" (3, с. 194); однако в процесс произвольной регул€ции целостна€ личность может и не вовлекатьс€. ѕроизвольный выбор субъектом того или иного двигательного решени€ включает предварительный перебор вариантов программ действи€ до его фактического исполнени€, €вл€етс€ психологически свободным в рамках заданных вариантов возможных решений, но относ€щихс€ к одному и тому же уровню психически отраженных социальных ценностей.

Ќа волевом уровне регул€ции поведени€ и де€тельности, характерном дл€ целостной личности, выбор осуществл€етс€ по критери€м интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности между альтернативами программ действий; а сами эти программы относ€тс€ к разным уровн€м психической регул€ции. ¬олевой выбор характеризуетс€ высокой степенью свободы, т.к. он осуществл€етс€ в рамках многоуровневой иерархии психической регул€ции.

“аким образом, в теори€х, рассматривающих волевой выбор, фиксируетс€ внимание на переживании человеком свободы при осуществлении этого выбора до начала исполнени€ действи€.

»так, в различных концепци€х, воли, развиваемых в отечественной психологии, даютс€ различные ее определени€, обращаетс€ внимание на ее различные функции, признаки, услови€ актуализации. ѕо существу имеюща€ место в современной отечественной психологии теори€ воли представлена р€дом следующих оппозиций:

1) изучение воли в контексте овладени€ человеком собственным поведением (5; 6; 19) - изучение воли в контексте особенностей мотивационной сферы человека (10; 21);

2) анализ воли на модели волевых действий (10) Ц анализ воли на модели волевой (7), целостной (2) личности;

3) завершение волевого акта в мотивационной части действи€ до непосредственного исполнени€ действи€ (10) Ц завершение волевого акта только после исполнени€ действи€ (17-19);

4) описание волевого усили€, выбора как специфических признаков воли (13; 14; 18; 19) Ц отрицание специфичности дл€ воли этих признаков (7; 12; 22);

5) акцентирование внимание на борьбе мотивов и исходе этой борьбы в волевом акте (4; 8) - акцентирование внимание на функции воли Ц борьбы с борьбой мотивов (2);

6) акцентирование внимани€ на внешних и внутренних преп€тстви€х как услови€х актуализации воли (13; 14; 18; 19) Ц акцентирование внимание на внутреннем преп€тствии как условии актуализации воли (1);

7) рассмотрение воздействий воли, прежде всего, на поведение и де€тельность человека (10; 14; 19) - рассмотрение воздействий воли в пределе жизнестроительства личности (2; 7);

8) акцент на воспитании воли посредством тренировки самоконтролировани€ действий - акцент на воспитании воли посредством культивировани€ внутренней (интринсивной) мотивации (7);

9) описание интрапсихических техник воли в формах самоприказов (14; 20) - описание интрапсихических техник воли в формах просьбы, обещанного вознаграждени€, угрозы, интриги по отношению человека к самому себе (2).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 829 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

2004 - | 1876 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.