Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“еори€ воли ƒжемса ”




¬ теории ƒжемса ”. (8) волевые движени€ рассматриваютс€ как преднамеренные, осознанные, произвольные, опосредованные опытом совершени€ непроизвольных (рефлексов, эмоций, инстинктов) движений. ¬ этом плане они вторичные и производные функции организма по сравнению с первичными непроизвольными движени€ми.

”слови€ми возникновени€ волевых движений €вл€ютс€: 1) предварительное накопление идей (представлений) в пам€ти от неоднократного осуществлени€ непроизвольных движений; 2) наличие предшествующей движению моторной идеи (мысленного предварени€ чувственных впечатлений) о результате этого движени€; 3) наличие в сознании нескольких противодействующих этой идее альтернатив или равно благопри€тных альтернативных идей; 4) особое решение, согласие воли посредством обеспечени€ доминировани€ в сознании одной идеи на осуществление этого движени€.

»сходным пунктом в объ€снении волевого действи€ или его прообразом выступает общий тип сознательных действий или идеомоторное действие, в котором мысль о движении непосредственно, без наличи€ в сознании противодействующих представлений, без особого согласи€ воли вызывает само движение. »деомоторное действие Ц это привычное, произвольное действие.

 огда же в сознании одновременно наличествует несколько альтернатив или несколько мотивов (по терминологии ƒжемса мотивом действи€ €вл€ютс€ объекты мыслей, задерживающие или благопри€тствующие окончательному действию), то это действие сопровождаетс€ обдумыванием (вплоть до нескольких недель, мес€цев), беспокойством, нерешительностью. ƒл€ осуществлени€ действи€ в таких услови€х требуетс€ особое решение воли.

Ќа основе самонаблюдени€ ƒжемс описывает 5 типов прин€ти€ решени€ (в современном значении 5 типов действий), которые осуществл€ютс€ в случа€х противодействующих мотивов. ƒл€ 1-го типа Ц разумной решимости - характерно осуществление действи€ по одному мотиву, который принимаетс€ без усилий и принуждени€, по привычке. ¬о втором типе решимости действие совершаетс€ также по одному мотиву под вли€нием внешних случайных обсто€тельств и прогноза человеком благопри€тного конечного результата. ¬ третьем типе решимости действие совершаетс€ по одному мотиву под вли€нием внутренних факторов (желани€ избежать непри€тного чувства смущени€ и нерешительности). ƒл€ четвертого типа решимости характерно осуществление действи€ по одному мотиву вследствие нравственных чувств, пробуждени€ совести. ¬о всех четырех типах решимости в момент выбора одной альтернативы человек упускает из виду все другие альтернативы. ¬ п€том типе решимости (собственно волевом) "импульсом нашей воли " сообщаетс€ сила "разумному мотиву, который сам по себе был бы не в состо€нии произвести нервный разр€д" (8, с. 330); человек осознает не только выбранную альтернативу, но также и отвергнутые им альтернативы. ƒжемс неоднократно подчеркивал, что психологи€ воли должна ограничитьс€ констатацией наличи€ в сознании моторной идеи, что внутреннюю сторону вс€кого волевого акта составл€ет только стремление удерживать в сознании подобную идею. "— по€влением идеи волени€ заканчиваетс€, и дл€ самого психического акта волени€ несущественно, совершилось или нет желанное движение" (там же, с. 345); "воление есть чисто психическое €вление, которое всегда налицо там, где есть известное устойчивое состо€ние сознани€ в виде моторной идеи" (там же, с. 346); "в большинстве случаев активность воли заканчиваетс€ в тот момент, когда она оказала достаточную поддержку объекту мысли, который обыкновенно сам по себе неохотно удерживаетс€ нами в области сознани€" (там же, с. 348).

ќбъ€снение волевому усилию ƒжемс дает на основе положени€ об импульсивном по природе сознании. ¬ обычных услови€х эта импульсивность про€вл€етс€ в случа€х инстинктивных реакций; положительных или отрицательных эмоций; привычек; сенсомоторных реакций; гипнотическом внушении; болезненном состо€нии. —обственно волевое усилие по€вл€етс€ в случа€х отдаленных соображений; отвлеченных концептов; непривычных доводов и мотивов, не соответствующих актуальной потребности; неинстинктивных мотивов; когда мотивы более идеального характера должны одержать перевес над мотивами более привычного импульсивного характера; необходимости подавлени€ порывистых стремлений; преодолени€ значительных преп€тствий к действию. ”силие воли про€вл€етс€ "в виде активного напр€жени€, сообщающего силу тем мотивам, которые, в конце концов, одерживают верх" (там же, с. 340). ¬олевое усилие Ц есть усилие, напр€жение внимани€, а его функци€ заключаетс€ в задержании и в обеспечении доминировани€ в сознании того представлени€, которое "само по себе непременно ускользнуло бы из области сознани€" (там же, с. 350). —убъективно волевое действие воспринимаетс€ как действие по линии наибольшего сопротивлени€; а степень волевого усили€, хот€ и обусловлена силой сопротивлени€ подавл€емой актуальной потребности, субъективно представл€етс€ как независима€ от окружающих обсто€тельств переменна€.

ƒжемс ставит вопрос о свободе воли как вопрос о (не)зависимости продолжительности и интенсивности этого усили€ от окружающих условий. ѕо его мнению, дл€ психологии вопрос о свободе воли неразрешим, т.к. научна€ психологи€ "должна иметь дело исключительно с общими законами волевых действий, с иде€ми", с услови€ми возникновени€ усилий. "ѕсихологи€ оставл€ет без внимани€ про€влени€ свободы воли, не отрица€, безусловно, их возможности" (там же, с. 353). ¬месте с тем ƒжемс подчеркивал этическое и познавательное значени€ волевого усили€. ¬ первом случае его наличие у конкретной личности выступает критерием социальной оценки этой личности; во втором Ц раскрывает "внутреннюю сущность нашей духовной природы" (там же, с. 354).

ѕо оценке ¬ыготского Ћ.—. (5, с. 459) теори€ ƒжемса представл€ет собой тип волюнтаристической теории, в которой автору не удалось избежать "вс€ких спиритуалистических и метафизических объ€снений" воли. Ёта оценка, главным образом, касалась тезиса ƒжемса о согласии воли (fiat Ц лат. "да будет!") на доминировании в сознании одного из достаточно слабых мотивов.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 467 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2443 - | 2025 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.