Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) "О плане полезащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР" представляет собой грандиозную программу активного изменения природы. Оно направлено на полное преодоление засух.
Для защиты Поволжья, Северного Кавказа и центрально-черноземной области от губительного влияния суховеев создается восемь громадных государственных лесных полос. Предусматривается также насаждение защитных лесных полос на полях колхозов и совхозов, закрепление и облесение песков, введение полевых и кормовых травопольных севооборотов, широкое развитие местного орошения и т.д. Осуществление всех этих мероприятий, несомненно, очень сильно повлияет на природу наших степей. Их климат изменится, свойства почвы улучшатся, и земля будет давать при различной погоде высокие и устойчивые урожаи.
Засухи в южнорусских степях известны издавна. В дореволюционное время они нередко бывали причиной голода. Многие передовые русские ученые, и особенно почвоведы, агрономы и лесоводы, пытались выяснить причины периодических засух и неурожаев, а также разработать мероприятия по борьбе с ними. Среди таких исследователей необходимо прежде всего назвать великого русского ученого — профессора В. В. Докучаева, основателя современной науки о почвах.
В 1892 г., через год после страшной засухи, охватившей почти всю черноземную полосу Европейской России, В. В. Докучаев опубликовал книгу "Наши степи прежде и теперь". В этой книге он просто и понятно изложил содержание публичных лекций и статей, написанных им в связи с неурожаем 1891 г. и посвященных вопросу о причинах степных засух и мерах их предотвращения. В. В. Докучаев видел главную причину засух в хищническом сельском хозяйстве дореволюционной России. Сельское хозяйство в наших степях имело характер "азартной биржевой игры", а высокое природное плодородие черноземных почв вследствие этого непрерывно истощалось.
В. В. Докучаев проанализировал в своей книге сведения об опыте успешной борьбы с засухой в отдельных мелких хозяйствах. Среди таких фактов мы находим наблюдения известного агронома Измаильского о влиянии грунтовых вод на влажность почв; сведения Игнатьева о том, что уровень грунтовых вод в колодце повысился вследствие накопления сугробов снега у опушки березовой рощи; сообщения Васильчикова и Стебута о благотворном воздействии близко расположенных лесных посадок на урожай хлебов и трав и т. п. Обобщив эти разрозненные наблюдения, изучив природные условия и историю развития почв и растительности степей, В. В. Докучаев выработал стройную систему мероприятий, которые могли бы гарантировать сельское хозяйство степной полосы южной России от неурожаев.
В докучаевскую систему вошли:
v регулирование стока больших и малых рек и устройство местных водных бассейнов для орошения прилегающих к ним земель;
v закрепление оврагов при помощи лесных посадок, плетней и изгородей, устройство прудов для задержания снеговых и дождевых вод, с целью орошения нижележащих склонов и дна балок, запрет распашки крутых склонов;
v регулирование с одного хозяйства водораздельных пространств при помощи системы мелких прудов, рядов живых изгородей для накопления снега и задержания весенних и дождевых вод;
v облесение всех песков, бугров и вообще неудобных для пашни участков;
v выработка норм, определяющих относительные площади пашен, лугов, леса и вод, т. е. правильная организация степных территорий;
v применение наиболее благоприятных для использования влаги приемов обработки почвы и приспособление сортов культурных растений к местным почвенным и климатическим условиям.
Энергичная натура В. В. Докучаева не удовлетворилась разработкой научной программы мероприятий по борьбе с засухой. В 1892 г. он организовал особую экспедицию Лесного департамента "по испытанию и учету различных способов и приемов лесного и водного хозяйства в степях России". Эта экспедиция должна была проверить на практике систему мероприятий, разработанных В. В. Докучаевым. Для этой цели докучаевская экспедиция создала три "опытных участка: Хреновской (расположенный в Каменной степи, на водоразделе Волги и Дона), Деркульский (на водоразделе Дона и Донца) и Велико-Анадольский (на водоразделе Дона и Днепра). На всех трех участках были созданы полосные лесные насаждения, заложены разнообразные опыты и начаты тщательные наблюдения над тем, как влияют различные агрономические мероприятия на климат местности, урожайность полей и т. д. Все три опытных участка, заложенные В. В Докучаевым, существуют до сих пор. На месте Хреновского участка была позднее организована Каменностепная станция, преобразованная в 1946 г. в Научно-исследовательский институт земледелия центрально-черноземной полосы имени проф. В. В. Докучаева.
Таким образом, разработав программу борьбы с засухой и организовав три опытных участка для многолетней проверки своих практических предложений, В.В. Докучаев создал основу для того великого плана культурного преобразования природы степей, который проводится в жизнь в настоящее время.
В.В. Докучаев понимал, что предложенная там программа борьбы с засухой — задача общегосударственного порядка. Однако осуществить ее в условиях царской России было, конечно, невозможно. Мечты великого русского ученого В. В. Докучаева о коренном преобразовании природы наших степей могут претвориться в жизнь и действительно осуществляются только теперь, через 50 – 60 лет, в условиях планового социалистического хозяйства, при деятельном участии всего советского народа в общегосударственных мероприятиях.
Крупную роль в разработке научных основ современного плана сыграл также другой замечательный ученый нашей страны, агроном и почвовед академик В.Р. Вильямс. Он в докучаевскую программу внес очень важные уточнения и дополнения, основанные на учении об образовании и развитии почв. В.Р. Вильямс разработал научные основы травопольных севооборотов и объединил весь комплекс лесоводственных, водных и агрономических мероприятий в единую стройную научно обоснованную систему травопольного земледелия. В эту систему входят: посадка защитных лесных полос, облесение и закрепление песков, правильная организация территории с введением травопольных севооборотов, культурная обработка почв и правильный уход за посевами с применением органических и минеральных удобрений. Именно эта система передового социалистического земледелия, детально разработанная советскими учеными, и положена в основу постановления правительства и партии о борьбе с засухой с целью получения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР.
Как же должны повлиять предусмотренные постановлением мероприятия на современную природу наших степей и свойства степных почв?
Влияние защитных лесных полос на прилегающие к ним поля многообразно и весьма плодотворно. Уже довольно давно было выяснено, что сдувание снега в течение зимы — одна из главных причин непроизводительной потери влаги из незащищенных лесом степных почв.
Большая часть снега сносится с водораздельных площадей в овраги и балки. Весной, во время снеготаяния, талые воды не задерживаются в грунте и не только стекают без всякой пользы, но к тому же смывают верхний, плодородный слой почвы, размывают овраги и балки. Происходит это потому, что земля, лишенная большей части снегового покрова, глубоко промерзает. Из-за этого весной даже та влага, которая образуется на водоразделах при стаивании оставшегося снега, стекает по поверхности почвы, слабо в нее впитываясь и усиливая смыв верхнего ее слоя и образование оврагов.
Государственная защитная лесополоса Пенза – Каменск. 2010 г.
Защитные лесные полосы резко снижают скорость ветра вблизи поверхности земли, препятствуют передуванию снега и способствуют образованию на полях более толстого его слоя. Укрытая снежным "покрывалом" почва промерзает значительно меньше, её водопроницаемость весной, в период снеготаяния, повышается и водоснабжение ее улучшается. Кроме того, те массы снега, которые все же переносятся ветром, задерживаются теперь уже не в оврагах и балках, а главным образом около ближайшей лесной защитной полосы. Здесь образуются сугробы высотой в несколько метров. Под такими снежными сугробами, в пределах лесной полосы и около нее, земля совсем не промерзает и полностью сохраняет водопроницаемость. Поэтому весной вся влага, образующаяся при таянии снежных сугробов, проникает в почву лесной полосы. Эта влага обеспечивает потребность в воде самих лесных посадок, которые благодаря этому и могут очень хорошо развиваться даже в засушливых климатических условиях. Кроме того, часть влаги, просочившись через почву, достигает уровня грунтовых вол, улучшая питание колодцев, родников и рек.
Под лесной полосой почва не промерзает, структура ее улучшается. Это также препятствует процессу смыва (эрозии) почв талыми снеговыми и ливневыми водами. Стекая с поля, расположенного, например, на крутом склоне, достигнув лесной полосы, воды полностью впитываются в почву. Лесные полосы как бы "гасят" движение водных ручейков по распаханным склонам и оказывают не только влагорегулирующее, но и почвозащитное действие. Особенно большое значение в этом отношении имеют лесные полосы, насаждаемые по краям оврагов. Поглощая влагу, стекающую по склонам к оврагу, эти полосы препятствуют также и дальнейшему увеличению оврага, "закрепляют" его.
Не менее важное влияние оказывают лесные полосы на климат местности. Сильно снижая скорость ветра над поверхностью почвы, они тем самым понижают испарение влаги из растений и почвы, предотвращают сдувание почвы и возникновение так называемых черных или пыльных бурь, приводящих к уменьшению урожая или иногда даже к гибели посевов. С другой стороны, повышенное количество влаги, испаряемое древесной растительностью в защитных лесных полосах, увеличивает влажность воздуха и смягчает степной климат.
Защитные лесные полосы, окаймляющие речные долины, овраги и балки или пересекающие водораздельные площади, оживляют монотонный вид степей. Они дают приют птицам и другим животным, многие из которых уничтожают различных вредных насекомых. Введение в состав лесных полос плодовых деревьев и кустарников (например, смородины, вишни, груши, абрикоса, яблони, алычи, шиповника и др.) создает дополнительный источник свежих плодов, ягод и фруктов.
Благотворное влияние лесных защитных полос уже доказано многочисленными фактами, и в том числе упоминавшимися выше опытами В. В. Докучаева. В качестве примера можно привести созданный Докучаевым полосный Велико-Анадольский участок, который сейчас находится в ведении Мариупольской лесомелиоративной станции. По сообщению директора станции И. М. Лабунского, в сильно засушливый 1946 год урожай на этом участке достигал 20 центнеров с гектара, против 5 – 6 центнеров с гектара на соседних полях, лишенных полезащитных лесных полос.
Наряду с созданием лесных защитных полос историческое постановление от 24 октября 1948 г. предусматривает и другие важнейшие мероприятия по борьбе с засухой и повышению урожайности. Одним из этих мероприятий является введение полевых и кормовых травопольных севооборотов во всех колхозах и совхозах степной и лесостепной полосы европейской части СССР. Как уже указывалось выше, научные основы этого чрезвычайно важного мероприятия разработаны акад. В. Р. Вильямсом. Хорошо известно, что первоочередная цель посева многолетних трав в травопольном севообороте — восстановить прочную и агрономически ценную структуру почвы, которая утрачивается при длительной распашке. Восстанавливая такую структуру, мы прежде всего значительно повышаем водопроницаемость почвы и улучшаем водный режим. Хорошая структура обеспечивает наилучшее снабжение культурных растений воздухом и питательными веществами и тем самым резко повышает общее плодородие почв. Прочная структура почвы также хорошо предохраняет ее от смыва и раздувания.
Сочетание в травопольной системе земледелия двух согласованных севооборотов — полевого и кормового, кроме того, дает возможность наиболее правильно разрешить кормовой вопрос для животноводства, а также установить рациональное соотношение в севообороте продовольственных и фуражных хлебов, зерно-бобовых, луговых и технических культур и корнеплодов. Таким образом, травопольные севообороты, в сочетании с полезащитными насаждениями, будут основой культурного преобразования природы наших степей и создадут исключительно благоприятные возможности для дальнейшего развития земледелия и животноводства.
Долголетний опыт применения всех основных мероприятий травопольной системы земледелия — лесных полос, травосеяния и правильной обработки почвы — накопил Научно-исследовательский институт земледелия центрально-черноземной полосы имени В.В. Докучаева (б. Каменностепная опытная станция). Вследствие введения указанных мероприятий урожаи зерновых культур здесь за короткий срок удвоены, они достигли в среднем 20—25 ц с гектара. В исключительно засушливый 1946 г. на полях института урожай зерновых культур был в 3—4 раза выше, чем на окружающих колхозных землях. Все это показывает, каких прекрасных результатов можно достигнуть, применяя на практике мероприятия, разработанные В. В. Докучаевым, В. Р. Вильямсом, П. А. Костычевым и др.
Мы не будем останавливаться на других, также очень важных мероприятиях, предусмотренных постановлением, — облесение и закрепление песков, развитие местного орошения путем устройства прудов и водоемов и т.д. Их положительное значение совершенно ясно.
Проведение в жизнь всех этих мероприятий будет замечательным примером научной переделки природы степей, которой до сих пор еще не знало человечество. Только советская власть и советский народ, крепко сплоченный вокруг своей большевистской партии и правительства, могут ставить и успешно разрешать такие грандиозные научно-производственные задачи всемирно-исторического значения. О подобных задачах не приходится и мечтать в капиталистических странах, где царит анархия производства. Мелкие крестьянские хозяйства там обречены на обнищание и разорение, а природные богатства — на хищническое использование и быстрое истощение в корыстных интересах крупных землевладельцев, в их погоне за наивысшими прибылями.
Весь обширный план лесопосадок, введение и освоение травопольных севооборотов, развитие местного орошения в степных и лесостепных районах европейской части СССР будут претворены в жизнь на протяжении 1949—1965 гг. По всем мероприятиям уже накоплен значительный практический опыт. Его надо тщательно изучать для того, чтобы наиболее успешно провести предусмотренные правительством и партией мероприятия и полностью избежать ошибок и неудач. Опыт показывает, что такие неудачи могут быть, если различные природные условия недостаточно учитываются, а также при плохом уходе за посадками.
Самый ответственный период в развитии полезащитной лесной полосы — первые годы ее существования. Сеянцы и молодые саженцы требуют очень внимательного ухода. При отсутствии ухода сорняки могут затруднить рост молодых деревьев, отнять у них влагу. Поэтому вначале, пока лесопосадки молоды, обычно нужно уничтожать сорняки и рыхлить почву. Если первые годы существования лесной полосы, особенно на юге и юго-востоке, будут засушливыми, то может понадобиться и искусственный полив молодых насаждений. Но, конечно, как только деревья подрастут, окрепнут и начнут накапливать снег, так сейчас же условия их водоснабжения начнут сами по себе быстро улучшаться. Особенно прочно насаждения "встанут на ноги" после того, как кроны деревьев сомкнутся и в полосе создастся затенение, свой местный климат, условия почвообразования и т.д.
При создании полосных лесонасаждений особенно важно правильно учесть почвенные условия. Об этом прямо говорится в постановлении правительства, где указываются различные древесно-кустарниковые породы для различных почвенно-климатических зон и районов (черноземов выщелоченных, тучных и мощных, обыкновенных, южных, а также темно- и светло-каштановых почв и каштаново-солонцовых комплексов). Кроме общих почвенно-климатических условий, при создании лесной полосы необходимо также тщательно учитывать рельеф местности, состав почвообразующих пород и уровень залегания почвенно-грунтовых вод. При близком залегании почвенно-грунтовых вод обычно обеспечивается хорошее водоснабжение лесных посадок. Но на юге в степной полосе грунтовые воды нередко содержат вредные для растений соли. В этих случаях необходимо подбирать древесные породы, которые лучше выносят присутствие солей.
Черноземы и особенно каштановые почвы нередко являются солонцеватыми. При солонцеватости почва приобретает плохие физические свойства и в ней содержатся небольшие количества вредной для древесных пород соды. Такие почвы можно улучшить и сделать вполне пригодными для лесопосадок – их необходимо особо выделять и учитывать. При посадке деревьев на смытых почвах крутых склонов, например, по склонам оврагов, можно встретиться с другой трудностью — такие почвы часто имеют плохую структуру, содержат мало питательных веществ (особенно азота) или питательные вещества находятся в формах, трудно доступных для растений. В этих случаях также необходимо применять различные способы улучшения почв, повышения их плодородия и, в частности, вносить органические и минеральные удобрения.
Все трудности, возникающие при лесопосадках и при проведении других мероприятий, вполне преодолимы. Серьезную роль в преодолении этих трудностей призваны сыграть научные работники — лесоводы, агрономы, почвоведы, географы, гидрологи и др. Все наши научные учреждения — Академия Наук СССР, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина, Академия Наук УССР, многочисленные исследовательские институты министерств, местные научные учреждения, высшие учебные заведения, опытные станции и огромная армия научных работников различных специальностей — должны напрячь все свои силы для того, чтобы в кратчайшие сроки и наилучшим образом претворить в действительность историческое постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б), направленное на борьбу с засухой и обеспечение высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР.
Источник: "Наука и жизнь", 1949, № 2. С. 8 – 12.
Профессор Г.Р. ЭЙТИНГЕН, доктор сельскохозяйственных наук