Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“очность понимани€ друг друга




—ейчас € хочу предложить несколько упражнений, которые помогут углубить ваши представлени€ друг о друге. ’орошие отношени€ между людьми завис€т от того, насколько точно они воспринимают информацию, передаваемую друг другу. ѕоскольку наш мозг работает гораздо быстрее, чем €зык, мы часто используем сокращенные выражени€, нечто вроде жаргона, смысл которого может быть совершенно разным дл€ того, кто гово≠рит, и дл€ того, кто слушает.

»ногда нам кажетс€, что мы понимаем друг друга, в то врем€ как каждый домысливает себе слова собеседника как ему взду≠маетс€. ƒавайте проделаем следующее упражнение.

—ообщите вашему партнеру утверждени€, которые вы счи≠таете истинными. ќн должен повторить сказанное вами, стара€сь подражать вашему голосу, тону, интонации, выражению лица, позе. ѕроверьте, насколько точно все было повторено, и если ваш собеседник не ошибс€, сообщите ему об этом. Ѕудьте искренними и открытыми, не превращайте это важное упражнение в игру-угадайку. «атем помен€йтесь рол€ми и выполните то же самое упражнение.

ќно поможет вам сфокусировать внимание на подлинном слу≠шании и видении другого человека. ј это требует полной концент≠рации внимани€. ¬ обычной жизни мы очень дорого платим за то, что слушаем других невнимательно и смотрим на окружающих рассе€нно, обычно это кончаетс€ тем, что мы очень быстро начинаем делать свои собственные, нередко ошибочные заключени€ и принимаем их за истину в последней инстанции.

ќтноситьс€ к собеседнику можно внимательно или невнима≠тельно. “от, кто говорит, может и не подозревать, что его не слуша≠ют. ј тот, кто €кобы слушает, на самом деле ориентируетс€ только на собственные умозаключени€. ≈сли он облечен какой-то вла≠стью, например €вл€етс€ родителем, учителем или администрато≠ром, то может принести немало страданий своему партнеру, отно≠с€сь к тому, что тот говорит, более чем безразлично.

ƒавайте теперь обратимс€ к роли, которую играют в нашей жизни слова.  огда кто-то говорит с вами, осмыслены ли дл€ вас его слова? ¬ерите ли вы своему собеседнику? Ќе кажутс€ ли вам его слова странными или бессмысленными? „то вы чувствуете по отношению к нему и к самому себе? Ќе ощущаете ли вы себ€ бес≠толковым, не понима€ смысла слов своего собеседника? »ли заин≠тригованным? ≈сли это так, то можете ли в этом признатьс€ и задать уточн€ющие вопросы? ≈сли нет, может быть, вы просто пытаетесь угадать? »ли не задаете вопросов потому, что боитесь показатьс€ глупым, а в результате оказываетесь в дураках? ј что вы думаете о расхожем представлении, что нужно быть сдержан≠ным и не задавать лишних вопросов?

ѕодобные вопросы мы нередко задаем себе сами. ќднако если мы начинаем думать обо всем этом, когда разговариваем со своим собеседником, то фактически перестаем его слушать. я могу выра≠зить это следующими словами: Ђ„ем больше € сосредоточен на своем внутреннем диалоге, тем меньше слушаю своего партнераї.

≈сли вы решили действительно слушать другого человека, то должны учитывать, по крайней мере, три уровн€ общени€. ¬ы слышите звуки голоса говор€щего, переживаете прошлые и буду≠щие событи€, касающиес€ вас обоих, все больше осознаете свое право выразить то, что вы в данный момент чувствуете. ¬се это в итоге требует от вас больше усилий, чтобы сконцентрировать свое внимание на подлинном смысле того, что вам говорит другой человек. Ёто Ч сложна€ внутренн€€ работа, определ€юща€ харак≠тер общени€ одного человека с другим.

ƒавайте вернемс€ к нашим упражнени€м. ћожете ли вы теперь почувствовать, что значит дл€ вас полностью погрузитьс€ в смысл высказываний другого человека? «наете ли вы, что слова и их смысл не всегда совпадают? ѕон€ли ли вы разницу между сосредоточенным слушанием и слушанием вполуха? ¬ы уже пон€ли, что, когда только имитируете слушание, ваше внимание рассе≠иваетс€ и вы начинаете плохо понимать собеседника?

я надеюсь, что вы можете научитьс€ быть внимательным слушателем. »ли, по крайней мере, если вы не можете или не хотите этого, вы перестанете притвор€тьс€ и делать вид, что слушаете, а скажете пр€мо: Ђћне сейчас не до теб€, € не могу сосредоточить≠с€ї. ¬ этом случае вы поступите гораздо честнее. Ёто правило справедливо абсолютно дл€ всех коммуникаций, однако особое значение оно приобретает при общении взрослых с детьми. ѕолно≠ценное слушание требует соблюдени€ следующих условий.

1. —лушающий полностью сосредоточивает свое внимание на говор€щем.

2. —лушающий отказываетс€ от любых предубеждений в отно≠шении к говор€щему.

3. —лушающий никогда не пользуетс€ чужими и предвз€тыми оценками.

4. —лушающий абсолютно свободен от какого бы то ни было смущени€ и может задавать любые вопросы.

5. —лушающий показывает говор€щему, что тот услышан и смысл сказанного пон€т.

ј теперь перейдем к следующей серии наших упражнений —€дьте лицом к лицу с вашим партнером, как в прошлом упраж≠нении. —ейчас один из вас будет произносить какие-то утвержде≠ни€, которые кажутс€ ему верными. “от, кто слушает, будет выра≠жать свою реакцию на них фразой, начинающейс€ словами: Ђ“ы имеешь в виду, что...ї, и дальше повтор€ть высказывание говор€≠щего, чтобы дать ему пон€ть, что смысл произнесенного высказы≠вани€ пон€т. ¬аша цель Ч трижды добитьс€ согласи€.

Ќапример:

Ђћне кажетс€, здесь жаркої.

Ђ“ы имеешь в виду, что тебе здесь дискомфортно?ї

Ђƒаї.

Ђ“ы имеешь в виду, что мне тоже должно быть жарко?ї

ЂЌетї.

Ђ“ы имеешь в виду, что хотел бы, чтобы € принес тебе стакан воды?ї

ЂЌетї.

Ђ“ы имеешь в виду, что ты просто хочешь сообщить мне, что тебе здесь не вполне удобно?ї

Ђƒаї.

Ђ“ы имеешь в виду, что ты хотел бы, чтобы € что-нибудь изме≠нил?ї

Ђƒаї.

—лушающий должен в конце концов получить три положитель≠ных ответа. Ёто будет означать, что он в конце концов пон€л смысл высказывани€ говор€щего. ≈сли задающий вопросы не смо≠жет получить достаточного числа утвердительных ответов, отве≠чающий должен объ€снить ему, какой именно смысл он вложил в те или иные слова.

ѕопробуйте проделать упражнени€ с одной и той же фразой с разными партнерами. ѕотом попробуйте задавать вопросы. ѕомните, что вы хотите только про€снить их смысл, а не получить ответы на них.

»так, когда вы делали эти упражнени€, удалось ли вам заме≠тить, насколько возросло ваше доверие и симпати€ к партнеру, по мере того как вы старались лучше его пон€ть? —ейчас вам, наверное, стало €сно, что люди могут вкладывать в одни и те же слова разный смысл. ќсознание этих разных смыслов и означает пони≠мание собеседниками друг друга.

ј вы хорошо понимаете своих близких? Ќапример, вы прихо≠дите домой вечером. ќдин из вас говорит: ЂЌу, как прошел день?ї ƒругой отвечает: ЂЌичего особенногої.

 акой смысл может содержатьс€ в обмене этими репликами? ќдна женщина, котора€ посто€нно изо дн€ в день слышала и произносила эти фразы, считала, что таким образом муж отчу≠ждаетс€. ≈е муж сказал мне, что это она с помощью подобных слов демонстрирует полное невнимание к нему.

»так, слова Ђ ак прошел день?ї могут означать: Ђ” мен€ был т€желый день, и € рад, что ты здесь, р€дом со мной. Ќадеюсь, теперь все будет хорошої.

“о же самое высказывание может означать: Ђ¬ечно ты в пло≠хом настроении. ќп€ть ты ворчишьї.

»ли: Ђћне действительно небезразлично, что с тобой сегодн€ произошло. –асскажи мне что-нибудь интересное из того, что сегодн€ былої.

—казанное в ответ: ЂЌичего особенногої Ч может означать: ЂЌеужели тебе действительно интересно? ¬от здорової.

»ли: ЂЌу что ты мне хочешь еще сказать? я сам знаю, как житьї.

ј какие аналогичные примеры из жизни вашей семьи можете привести вы?

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 986 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2313 - | 2154 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.