Эдвард покачал головой.
— Что-то было не так, — сказал он. — Мои родственники всегда были очень добры ко мне, заботились обо мне всей душой. У нас с ними были такие прекрасные, близкие взаимоотношения. А затем... — он сделал паузу, пытаясь подобрать слова, — затем я встретил Джуди и мы поженились. И это было прекрасно. Мы виделись с моими родственниками каждую неделю, а иногда и чаще. Затем появились дети. Все шло просто чудесно. Пока я не получил работу в другом конце страны. Это была должность, о которой я мечтал. Джуди тоже радовалась за меня.
Но стоило мне рассказать родителям об этом предложении, как все переменилось. Они стали все чаше и чаще говорить о здоровье папы (я никогда не думал, что он так плох). О мамином одиночестве, о том, что мы для нее — единственная радость. И обо всех тех жертвах, которые мои родители принесли ради меня.
Что же мне делать? Они правы... они отдали мне свою жизнь. Как я могу оставить их после всего этого?
Эдвард не одинок в своей дилемме. Одним из главных препятствий к установлению барьеров с окружающими служит чувство, что «я обязан (ему, ей, им)». В этом случае человек не говорит «нет» тем, кто был добр к нему, чтобы избежать чувства вины. Такие люди никогда, по сути, не покидают своего дома. Они никогда не меняют ни школы, ни церкви. Всегда остаются на той же самой работе. Дружат с одними и теми же людьми, редко заводят новые знакомства. Они стараются ничего не менять в своей жизни даже в том случае, если это действительно необходимо.
Нам иногда кажется, что если мы что-то получили — значит мы что-то должны и отдать. Налицо проблема несуществующего долга. Любовь, которую мы получили, или деньги, или время, одним словом, все, что может заставить нас чувствовать себя обязанными, следует воспринимать как дар.
«Дар» подразумевает, что никто никому ничего не должен. Все, что на самом деле нужно, — это благодарность. У дарящего нет даже мысли, что за подарком последует плата. Он подарил что-то только потому, что любит этого человека и хочет ей или ему сделать приятное. Точка.
Именно так Бог смотрит на Свой дар спасения. Этот дар стоил Ему Сына. И когда Он дарил, то был движим любовью к нам. А нам следует принять этот дар и быть благодарными. Почему благодарность настолько важна? Потому что Бог знает, что наша благодарность за Его дар заставит нас любить других: «Будучи укоренены и утверждены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением» (Кол. 2:7).
Чем мы обязаны людям, проявившим к нам доброту, искренне заботящимся о нас? Мы обязаны сказать им «спасибо» и с благодарным сердцем пойти и помочь другим.
Надо научиться различать тех, кто «дает, чтобы получить», и тех, кто действительно дарит от чистого сердца. Обычно разница распознается довольно легко. Если искренняя благодарность задевает дающего или вызывает в нем гнев, то, скорее всего, подарок на самом деле является заемом. А если благодарности оказывается достаточно, то вы получили настоящий подарок, без «нагрузки» в виде чувства вины.
Бог учит нас, что благодарность и барьеры — вещи разные. В Откровении, в послании семи церквам, говорится по отдельности о трех церквах (эфесской, пергамской и фиатирской):
1. Он хвалит их за их достижения (благодарность).
2. Затем Он говорит, что даже при всем этом, Он «имеет против них» нечто (2:4,14,20).
3. И наконец, Он упрекает их за безответственность (отсутствие барьеров).
Он не допускает, чтобы эти два вопроса — благодарность и отсутствие барьеров — смешивались. Не следует этого делать и нам.