Наши желания лежат в пределах наших барьеров. У каждого из нас есть разнообразные желания и мечты, цели и планы. Нам всем чего-то не хватает, мы чего-то жаждем. Мы все хотим удовлетворить свое «я». Так почему же вокруг так мало удовлетворенных «я»?
Частично эта проблема объясняется недостатком структурированных барьеров в рамках нашей личности. Мы не можем определить, кто же такой этот настоящий «я» и чего же он в самом деле желает. Многие неистинные желания выдают себя за нечто реальное. На самом деле это похоть, которая является следствием нашего отказа быть хозяевами своих настоящих желаний. Например, многие сексуально распущенные люди ищут все новых и новых сексуальных переживаний, а на самом деле они хотят любви и нежности.
Иаков обращается к этой проблеме. Он говорит как раз о необходимости стать хозяевами своих желаний. Нам чадо знать, чего мы на самом деле хотим и с чистыми мотивами стремиться к осуществлению своих настоящих желаний. «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите; просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:2-3).
Зачастую мы не просим Бога, чтобы Он помог нам удовлетворить наши желания. И часто наши желания смешаны с тем, что на самом деле нам не нужно. Бога искренне интересуют наши желания. Задумайтесь над следующим отрывком: «Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул. Ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота» (Пс. 20:3-4). «Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего» (Пс. 36:4). «Желание боящихся Его Он исполняет» (Пс. 144:19).
Бог любит дарить Своим детям подарки, но Он мудрый Отец. Сначала Он должен убедиться, что мы созрели для Его даров. Для того чтобы знать, чего просить, мы должны иметь ясное представление о самих себе и своих реальных мотивах. Если мы хотим что-то получить ради того, чтобы ублажить свою гордыню или превознести и без того превознесенное «эго», то я сомневаюсь, что Бог сочтет возможным дать это нам. Но если Его дар пойдет нам на пользу, то Он с радостью удовлетворит нашу просьбу.
Нам также сказано, что если мы чего-то хотим, то должны не просто просить, а активно содействовать исполнению желаемого (Флп. 2:12-13; Екк. 11:9; Мф. 7:7-11). Мы должны быть хозяевами своих желаний и добиваться их исполнения, чтобы чувствовать удовлетворение в жизни. «Желание исполнившееся — приятно для души» (Прит. 13:19). Но, безусловно, тут требуется большая работа.
Любовь
Способность дарить любовь и откликаться на нее — это величайший из всех даров. Сердце, которое Бог сотворил по Своему образу, — это центр нашего существа. Способность сердца открываться, чтобы любить и позволять любви изливаться из него, играет решающую роль в нашей жизни.
Многие люди с трудом могут любить и принимать любовь. Делать это им мешают боль и страх. А закрыв свое сердце для других, они чувствуют пустоту и бессмысленность своего существования. В Библии ясно показаны эти две функции сердца: принятие благодати и любви и излияние любви.
Послушайте, как Библия советует нам любить: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею ду-шею твоею, и всем разумением твоим... Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37,39). А вот как надо принимать любовь: «Уста наши отверсты к вам, коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас, но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие — говорю, как детям, — распространитесь и вы» (2 Кор. 6:11-13).
Сердце нашей любви, как и наше физическое тело, нуждается в притоке и оттоке крови. Подобно своему физическому двойнику, это мышца отдана в наше распоряжение. Ее надо использовать и упражнять; если она ранена, то ослабеет и станет действовать медленнее.
Мы должны нести ответственность за эту Богом данную нам функцию и любить. Если мы отказываем кому-то в любви или затаиваем ее в сердце, то эта неотданная любовь может погубить нас.
Многие люди отказываются признавать тот факт, что они противятся любви. Вокруг них много любви, и они не осознают, что их одиночество является результатом их собственной неспособности воспринимать любовь. Часто они говорят: «Любовь других людей не может пробиться внутрь». Подобными высказываниями они отрицают, что должны откликаться на любовь. Мы очень тонко маневрируем, чтобы избежать ответственности в любви; нам надо провозгласить свое сердце нашей личной «территорией», нашей собственностью, а затем работать над этой слабостью. Благодаря этому двери жизни окажутся перед нами открытыми.
Итак, мы должны принять на себя ответственность за все названные выше сферы нашей жизни. Они лежат в пределах наших барьеров. Но заботиться об этой территории — задача нелегкая. В равной степени не просто предоставить другим людям право самим заботиться о том, что находится в пределах их собственных барьеров. Установление барьеров и поддержание их целостности — тяжелая работа. Как вы сможете убедиться при чтении следующей главы, личностные проблемы, связанные с нечетко установленными барьерами, легко распознать.