Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ведение. —пециализаци€ психики. —огласно  .ћарксу, человек ?




—пециализаци€ психики. —огласно  .ћарксу, человек? это его отношени€ с другими людьми. ¬ данной работе речь пойдет о тех отношени€х, который определ€ютс€ Lтипностью¶ человеческого интеллекта. “ипность? результат существовани€ шестнадцати способов воспри€ти€ и переработки получаемой человеком информации. ѕсихика существ, наход€щихс€ на низких ступен€х развити€, отражает весь окружающий мир. √лубина человеческого мышлени€ достигаетс€ за счет его специализации, то есть за счет сужени€ отражени€ мира. Ёто образно, но не совсем точно. “очнее? отдельные части окружающего мира отражаютс€ психикой человека с разной степенью осознанности. “о есть каждый индивид глубоко и осознанно отражает лишь какую-то из сторон внешнего мира. Ћичность, если даже это гениальна€ личность,? лишь часть интегрального интеллекта.

 од »ћ. ƒавно известно, что особенности личности определ€ютс€ врожденными и приобретенными факторами. »сходной точкой соционики €вл€етс€ иде€ о третьем классе факторов, занимающем место между первыми двум€. Ёто механизм селекции воспринимаемых сигналов. ≈го можно назвать кодом информационного метаболизма (»ћ), то есть правилами €зыка, с помощью которого передаетс€ информаци€. ≈го нельз€ назвать врожденным, так как он возникает уже после рождени€ и лишь при условии, что ребенок растет среди людей. Ќо его трудно назвать и приобретенным, так как это не столько следствие индивидуального человеческого опыта, сколько этим опытом пробужденное повторение истории развити€ психики.  ак на стадии развити€ зародыша под воздействием материнского организма повтор€етс€ биологическа€ истори€ человека как вида, так в раннем возрасте под воздействием чаще всего той же матери повтор€етс€ истори€ развити€ психики, истори€ становлени€ человека как индивида. “олько после этого начинаетс€ истори€ личности и ее индивидуального опыта.

»нтертипность и интратипность. ¬ психологии известны пон€ти€ интраиндивидуальных и интериндивидуальных различий. »итериндивидуальные различи€? это различи€ между индивидами, интраиндивидуальные? это различи€ в выраженности какой-либо черты у одного и того же индивида в разные периоды его жизни.

»нтертипные различи€ определим как различи€ между людьми, относ€щимис€ к разным типам »ћ. »нтратипные? различи€ в насыщенности одной и той же черты у индивидов, принадлежащих к одному и тому же типу »ћ.

 ак по€вл€ютс€ интертипные различи€? ѕредположительно это происходит так. ѕсихика ребенка в возрасте до п€ти лет проходит три этапа? по степени дифференциации получаемой информации. ћеханизм селекции сигналов, или код »ћ, трижды трансформируетс€ с последовательным сужением диапазона и увеличением степени сознательности активно воспринимаемых сигналов. Ќа каждом из этих трех этапов происходит разделение людей? Lдвузуба€ вилка¶, пока не образуетс€ код »ћ взрослого человека: 1х2х2х2=8.

ќднако типов »ћ не восемь, а шестнадцать, так как шизотимность или циклотимность но Ё.  речмеру (рациональность или иррациональность по  . ёнгу) €вл€ютс€ врожденными*.  аждый шизотим, как и каждый циклотим, приобретает один из доступных ему восьми кодов »ћ, а 8+8=16.

 од »ћ ребенка, то есть тип его личности, формируетс€ до п€тилетнего возраста под вли€нием взаимодействи€ кодов »ћ близких ребенку людей.

¬ дальнейшем наличие р€дом людей с совместимыми или конфликтующими кодами »ћ формирует личность индивида как сильную или слабую, здоровую или нездоровую, хорошо или плохо социализированную, то есть складываютс€ интратипные различи€.

÷ель данной работы? краткий обзор основных форм информационных отношений между людьми с различными кодами »ћ. Ѕолее подробно мы останавливаемс€ лишь на отношени€х, которые нам показались особо значимыми в личной или общественной жизни человека.

ќбмен информацией. ќбщественна€ значимость личности определ€етс€ особенност€ми ее психики, ее дифференцированностью. ќдин человек? лишь носитель одного из шестнадцати равноценных и равноправных типов »ћ, лишь одна из составл€ющих социального интеллекта. ѕоэтому большую часть необходимой дл€ существовани€ информации индивид получает не путем своих личных наблюдений и выводов, а от людей с теми или иными типами »ћ.

Ћюди обмениваютс€ приобретенной информацией. ќтношени€ между двум€ типами »ћ? отношени€ информационные. ƒл€ жизни вне общества человеку не хватило бы скорее психических, чем физических сил.

≈сли интеллект интегрален, то роль отдельного индивида в обществе, особенно в малой группе, его социальную функцию определ€ет не только и не столько уровень интеллекта, образование, специальность, сколько его тип. ¬полне определенно можно говорить о социальной функции каждого типа интеллекта. ѕроблема реализации типа интеллекта не менее важна, чем проблема реализации его уровн€.  аждому необходимо чувствовать, что в окружение, в котором он живет, он вносит определ€емый типом своего интеллекта индивидуальный, общественно необходимый элемент. Ѕез такой реализации человек не чувствует органической св€зи с обществом, отчуждаетс€.

ѕространство и поле. ј.  емпинский заметил, что одно и то же пространство дл€ человека может казатьс€ большим и малым, то есть что чувство достаточного или недостаточного пространства определ€етс€ не количеством людей на единицу пространства. Ћюди одних типов »ћ стесн€ют нас больше и пространство уменьшают больше, чем люди других типов.

ѕространство с такими свойствами можно называть психологическим пространством, то есть пространством, которое формируетс€ другими людьми и при этом? в соответствии с их типами »ћ.

”читыва€ асимметричность психики отдельного человека, приходитс€ допустить, что не дуализированному индивиду необходимо гораздо большее пространство, чтобы он не чувствовал притеснени€ со стороны других людей. ≈го психологическое пространство при приближении любого случайного человека резко Lискривл€етс€¶, он посто€нно напр€жен или растер€н. Ёто делает человека беспомощным или злобным, склон€ет к затворничеству. ѕри наличии партнера с дополн€ющим типом »ћ положение мен€етс€. ƒело, по-видимому, и в том, что биопол€ людей с дополн€ющими психиками сливаютс€, образу€ симметрическое, более обеспеченное иммунитетом от вли€ни€ других лиц биополе диады. ќно защищает людей от опасных дл€ них информационных сигналов-раздражителей и увеличивает психическую жизнеспособность.

¬идимо, поле диады? физическое €вление. Ќо при насто€щем уровне развити€ точных наук провер€етс€ оно только сенситивами? людьми с повышенной чувствительностью к биополю. „то касаетс€ непосредственного и моментального изменени€ самочувстви€ и поведени€ индивидов, допустим, изменени€ тембра голоса при по€влении партнера с дополн€ющим типом »ћ, то это мы наблюдаем повседневно как закономерность. —амочувствие и поведение мен€ютс€ даже в тех случа€х, когда такими партнерами €вл€ютс€ до этого незнакомые, ничего общего между собой не имевшие люди.

—ама€ обыденна€ физическа€ закономерность требует, чтобы пол€м с определенными свойствами (разные типы »ћ) были присущи определенные отношени€ и дистанции. ѕоэтому в группе с по€влением нового человека происходит изменение отношений между всеми ее членами. ћен€етс€ их положение в пространстве группы. Ёто обусловливает улучшение или ухудшение их функционировани€.  онкретным содержанием или конкретным последствием нарушени€ функционировани€ биопол€ отдельного индивида €вл€етс€ улучшение или ухудшение обмена информацией с окружением.

Ёто? одна из причин, почему человеку небезразлично, на каком рассто€нии от него наход€тс€ определенные люди. — одними в интересах своего психического равновеси€ нужно общатьс€ непосредственно, с другими?- через посредников. ѕространство, в котором типы »ћ расположены правильно, кажетс€ свободным. ѕри неправильной расстановке партнеры чувствуют себ€ зажатыми, притесненными, станов€тс€ агрессивными или испытывают депрессию.

—оприкосновение с природой большинству из нас кажетс€ благотворным не только из-за ощущени€ непосредственного вли€ни€ природных благ..на Lчистый воздух¶, но и из-за того, что на лоне природы естественно увеличиваютс€ рассто€ни€ между людьми, уменьшаетс€ искривл€емость психологического пространства.

‘ормальные и неформальные группы. ¬ сравнительно небольших формальных коллективах можно ограничить количество типов интеллекта (в неформальных, как правило, оно ограничиваетс€ само собой), а вместе с тем и количество форм трансакций. — точки зрени€ сто€щих перед коллективом задач такое ограничение может сыграть положительную роль. Ќо при этом нельз€ забывать, что в такой группе положение отдельных ее членов не будет одинаковым. Ќапример, в группе из 17 человек, в которой присутствуют все 16 типов »ћ, в лучших услови€х дл€ реализации своего типа интеллекта окажетс€ человек, у которого будут два партнера с дополн€ющим типом »ћ.

Ѕегущий от свободы. »стоки человеческой культуры, как и духовных терзаний, сомнений, переживаний, борьбы с собой и другими,? в диффереицированности личности отдельного индивида. ¬ этом же причина и социального прогресса. “олько интегрированность интеллекта превращает звер€, не знающего социальных уз, в Lбегущего от свободы¶ (по Ёриху ‘рому) члена общества.

ќдновременно с интеграцией по€вилась опасность дезинтеграции. Ёто касаетс€ как психики отдельного человека, когда дезинтеграци€ про€вл€етс€ в нервно-психических нарушени€х, так и Lпсихики общества¶, когда она про€вл€етс€ в засто€х и социальных смутах и прочих Lболезн€х¶ социума.

”равновешенность психики. ѕсихика каждого человека отличаетс€ большей или меньшей уравновешенностью. Ёто не божий дар и не заслуга человека, а результат лучше или хуже налаженного обмена информацией, то есть следствие информационных свойств психологического пространства, в котором человек формировалс€ и в котором находитс€ в насто€щее врем€.

Ѕлагопри€тными услови€ми формировани€ психики €вл€ютс€ такие, когда в окружении человека достаточное число партнеров с дополн€ющим типом »ћ, необходимых дл€ адаптации и социализации личности в обществе, а также партнеров с тождественным психологическим типом? дл€ идентификации. »ли если со временем индивид сам обеспечит себ€ такими партнерами. “акой индивид отличаетс€ спокойным, уравновешенным характером, без признаков неврозов и психопатий, по€вл€ющихс€ при хронических нарушени€х обмена информацией. ќн сумеет выдержать необходимое безопасное рассто€ние в общении и защитить себ€ (и других) от негативных стрессов.

”ровень интеллекта, культура. ¬ своих дальнейших рассуждени€х мы совершенно абстрагируемс€ от уровн€ интеллекта и культуры человека. Ѕудем говорить о разных типах »ћ Lпри прочих равных услови€х¶. ’от€ уровень интеллекта и культура человека имеют большое значение, в межчеловеческих отношени€х тип »ћ €вл€етс€ более первичным и поэтому более важным. ќсновным условием удачного или неудачного кооперировани€ между людьми, возникновени€ симпатии или антипатии €вл€етс€ тип »ћ. ћнение человека об интеллекте и культуре других людей очень субъективно. ѕри проверке, как правило, оказываетс€, что оно определ€етс€ интертипными отношени€ми.

Ёто отнюдь не уменьшает значени€ уровн€ интеллекта, который при кооперации обеспечивает коэффициент реализации интеллекта партнера.

ѕри выборе спутника жизни на это обращают гораздо больше внимани€. ќбразование престижно. Ёто не стало бы бедой, если бы молодые люди имели достаточно возможностей дл€ общени€, если само общество начало бы интересоватьс€ расширением круга знакомств молодежи. ћало сказать? нужно выбирать по себе. ј где встретить достойного?  онкретного ответа нет.  руг знакомств? даже у студента? слишком узок.

–елиги€. Ќаука о шестнадцатитипной природе человека дает возможность по-другому подойти к такому вопросу, как по€вление религии. — точки зрени€ соционики, бог был необходим не дл€ объ€снени€ непон€тных €влений природы, а дл€ поиска мирного способа сосуществовани€ с себе подобными, мотиваци€ поведени€ которых при определенных соотношени€х типов становитс€ совершенно непон€тной и неизменно приводит к вражде. –елиги€? объедин€ющее начало, сила, сто€ща€ над конфликтной типной природой человека. Ќи один тип не отличалс€ преимуществами перед другими и не мог пользоватьс€ большим, чем другие, уважением. ¬ таких услови€х при отсутствии какой-либо общей объедин€ющей идеи трудно было объединитьс€ под началом кого-либо одного, если за ним не сто€ла сила, представл€юща€ все способы мышлени€ и понимани€ мира. ѕеред ней все типы чувствовали свое равноправие, чего нельз€ было сказать об отношении к вожд€м, у которых всегда были Lлюбимцы¶ среди подход€щих дл€ них типов. » которые неподход€щим несомненно казались очень и очень несправедливыми.

—оционика дает нам в руки ключ: шестнадцатитипность человеческого интеллекта, объ€сн€ющую многое из того, на что до сих пор можно было отвечать лишь общими рассуждени€ми. Ѕлагодар€ этому ключу молодые могут пон€ть то, к чему раньше приходили лишь умудренные опытом старцы. Ёнерги€ каждого может быть направлена на реальный поиск более совершенных форм интеграции многотипного интеллекта. “аким образом соционика позвол€ет избегать накоплени€ недовольства и агрессивности, может сделать общество более управл€емым. ќднако первое, что нужно решать на данном пути, сама€ важна€ дл€ дальнейшего спокойного и быстрого развити€ общества предпосылка? создание организационных форм, облегчающих молодым люд€м правильный выбор партнера. ƒл€ управл€емости общества, роста его культуры и психосоматического здоровь€ это самое главное.

Ёлементы »ћ. “еори€ информационного метаболизма предполагает, что психика человека окружающую действительность расчлен€ет на восемь составных частей. (Ёто то, что  . √. ёнг называл функци€ми.)  ак и на каком основании это происходит?

¬о-первых, матери€ образована из тел и полей. ѕоэтому сигналы-раздражители, которые живому существу принос€т информацию об объективном материальном мире, можно делить на те, которые принос€т информацию о телах, и на те, которые принос€т информацию о пол€х, то есть? отношени€х между телами. Ќа этом основании можно говорить о двух видах ощущении:

  • ощущени€, которые формируютс€ в воспри€ти€ и принос€т информацию о качествах и состо€нии тел,
  • ощущени€, который формируютс€ в чувства и принос€т информацию о взаимодействии полей или об отношени€х между телами.

 роме того, можно говорить о четырех этапах состо€ни€ тела и четырех этапах состо€ни€ нол€. ѕервые будем называть телотактами, вторые? полетактами. „то они собой представл€ют? “о есть какие же параметры с нашей точки зрени€ имеет каждое тело и каждое поле?

 аждое тело имеет форму, содержание (структуру), €вл€етс€ способным двигатьс€ или быть иным, то есть мен€ть свое положение относительно других тел; внутри каждого тела происходит какое-либо движение: химическое, органическое, атомное, эмоциональное и т. п.  ороче? каждому телу присущи форма, содержание, внешн€€ и внутренн€€ динамика.

Ќа первый взгл€д может показатьс€, что человек больше всего информации получает о форме тела и его внешних движени€х. ќднако это верно лишь дл€ некоторых типов »ћ. ƒругие же типы людей лучше разбираютс€ в том, какие потенциальные силы скрыты в объекте или какие процессы в нем происход€т.

 аждое поле тоже имеет четыре аспекта или четыре параметра. “о есть четыре полетакта. ¬о-первых, это пространство, которое объедин€ет объекты и благодар€ которому один объект отражаетс€ в другом объекте, а один процесс в другом процессе. Ёто отражение определ€ет самочувствие живых существ. ѕространство можно назвать просто отношением между процессами, происход€щими в одно и то же врем€. ¬о-вторых, это врем€ как отношение между друг за другом следующими процессами или между составными част€ми одного и того же процесса. “ретий полетакт? это отношение между теми качествами объектов, изменение которых может привести тела к движению, к внешней динамике. Ќапример, на одни объекты, объекты с определенными качествами, человек совершенно не реагирует, от других спасаетс€ бегством. „етвертый полетакт? отношение между теми качествами объектов, изменение которых приводит к увеличению или уменьшению внутренней динамики тела (химические реакции, эмоциональные состо€ни€, эмоциональное возбуждение и т.п.).

“ело- и полетакты €вл€ютс€ лишь полутактами энергетического и информационного метаболизма, полный такт образован из одного телотакта и одного полетакта. “акие полутакты называем однородными.

ƒл€ обозначени€ тело и полетактов пользуемс€ графическими символами:





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 536 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2497 - | 2089 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.