Архивное дело в странах Балканского полуострова развивалось в крайне неблагоприятных условиях. Многовековое господство феодальной Турции в этих землях задерживало экономическое и культурное их развитие. Само турецкое правительство не только не заботилось о сохранении письменных памятников угнетенных балканских народов, но даже не принимало никаких мер к упорядочению архивов своего собственного административного аппарата. На территории самой Турции архивы находились в запущенном состоянии. До XIX в. в турецком языке не существовало даже понятия "архив". Употреблялось слово "магазин", что значит "склад". В Константинополе было 2 таких склада, где сложены были старые бумаги ликвидированных и отчасти действующих учреждений. Научного использования этих бумаг не производилось. В действующих учреждениях документы хранились до тех пор, пока они представляли практическую ценность. Ненужные с точки зрения чиновников бумаги уничтожались, причем это уничтожение не регулировалось никаким законодательством и происходило стихийно, без всякого контроля. Таким образом, погибла масса источников по истории самой Турции и порабощенных ею народов. В лучшем состоянии были архивы церковных учреждений и крупных учебных заведений. Хранившиеся в них документы представляли собой религиозные сочинения, произведения литературы, а также документы по истории мусульманской церкви и по управлению духовными земельными владениями (вакуфами).
С именем министра реформатора Решида-паши связана первая попытка принять меры к упорядочению хотя бы важнейших документов путем создания государственного архива. Однако и на этот раз архив не был создан. В годы младотурецкой революции некоторые документы, хранившиеся во дворце султана в глубокой тайне, были извлечены и опубликованы в печати. Тогда же предпринимались некоторые шаги к изучению турецких архивов.
Архивы Греции. В средние века в огне пожарищ и под грудами развалин погибли некогда богатые архивы древней Греции, в том числе и афинский Метроон, существовавший еще в первые века нашей эры, как известное всем хранилище памятников греческой истории и культуры. Погибли и многочисленные византийские архивы, они были разгромлены в период турецкого завоевания, лишь немногие захваченные турецкими властями документы сохранились в турецких дворцах и мечетях.
Роль хранителей и собирателей письменных памятников играли в средние века греческие монастыри. Особенно славился своими рукописными собраниями Афонский монастырь, существовавший с XI в. Среди этих рукописей преобладали памятники церковной истории, но были и материалы общеисторического и историко-литературного значения. Когда в 1829 г. Греция в результате национально-освободительной борьбы и благодаря поражению Турции в войне с Россией, превратилась в независимое государство, стоявший у власти А. Каподистрия, среди других мер по организации государственного аппарата, предусмотрел и создание государственного архива под названием Депо архивов. В Депо поставлялись материалы в основном из двух источников: I) бумаги, оставшиеся от бывших турецких властей, преимущественно финансового, административного и судебногохарактера и 2) некоторые материалы историко-культурного содержания из монастырей. Но эта работа была вскоре прервана. В 1837 г. в Греции произошел государственный переворот, инспирированный западными державами. Каподистрия погиб, сраженный рукой убийцы, и в Греции установилась монархия во главе с королем Отгоном I Баварским. Это правительство, чуждоенациональным интересам греческого народа свело на нет достигнутые ранее результаты в области архивного дела. Депо архивов было уничтожено, и собранные им и материалы распылены. Документы, собранные из монастырей были переданы министерству просвещения, а материалы б. турецких властей – министерству финансов. Оба министерства небрежно отнеслись к хранению полученных материалов. Часть их даже оказалась распыленной по частным рукам. Наконец в 1914 г. был поднят вопрос о создании центрального государственного архива, но военные обстоятельства задержали реализацию этого проекта. К этому времени содержание архивов Греции расширилось. В 60-х гг. Греция получила Ионические острова. История этих островов, когда-то принадлежавших Венеции и игравших важную роль в политике держав на Средиземном море, нашла отражение в документах богатого архива сената Ионических островов. В нем, между прочим, есть материалы о действиях в районе островов эскадры адмирала Ф.Ф. Ушакова. За XIX и начало XX вв. значительные архивы накопились при учреждениях греческого государства.
Архивы в Сербии и Болгарии. При турецком владычестве положение архивов на территории этих стран было ещеболее тяжелым, чем в Греции. Вчастности, в более трудных условиях протекала собирательская деятельность монастырей, в меньшей степени пользовавшихся льготами, чем греческие монастыри. В результате национально-освободительного движения южно-славянских народов и победы русского оружия и русской дипломатии в русско-турецких войнах Сербия и Болгария в начале XIX в. получают внутреннюю автономию, превращаюсь в вассальные по отношению к Турции государства, во второй половине века становятся независимыми королевствами. С начала XIX в. возникают в них национальные правительственные учреждения, при которых рождаются архивы. Но правительства обоих государств не проявили заботы об архивном деле, которое развивалось стихийно, на ведомственных началах. В частности, не было принято мер к удержанию и упорядочению документальных материалов турецких властей. Поэтому турки большую часть своих архивов успели уничтожить или вывезти. Те же архивные материалы, что остались на местах, также не были организованы и постепенно таяли, распылялись. Основную роль в собирании, спасении и сохранении памятников национальной истории Сербии и Болгарии играла собирательская деятельность передовых представителей интеллигенции - писателей, учителей, общественных деятелей, образованных чиновников. Собранные имиматериалы обычно включались в коллекции различных ученых обществ и учреждений. Сами эти общества также иногда выступали в роли активных собирателей.
В Сербии рано развилась собирательская деятельность Сербской Матицы, старейшего культурно-просветительного общества, действовавшего главным образом на территории Войводины. При нем уже в 1826 г. был основан архив, в котором собирались различные документы, большинство их касалось развития сербской национальной культуры и литературы, развития общественной мысли и национально-освободительного движения в XIX в. Очень богатое собрание, как древних документов, так и материалов XVIII-XIX вв. содержал в себе основанный в 1842 г. архив Сербского ученого общества, впоследствии Академии наук. Он располагал коллекцией древних грамот, восходивших к XIII в., а также обширными материалами нового времени, в числе прочих там находились личные фонды, мемуары и переписка писателей, ученых и общественных деятелей, документы о сербском восстании 1804 г. и другие. Национальная библиотека в Белграде много сделала для сохранения и приведения в порядок старого городского архива, представлявшего значительный интерес для изучения социально-экономической истории.
Наконец, собиранием архивных материалов занималось и Общество сербской словесности. Собранные им материалы перешли в собственность государства, и на их основе в 1898 г. был создан первый государственный архив Сербии в Белграде, начавший свою деятельность в 1900 г. В этом архиве находились фонды центральных учреждений Сербии с начала XIX в. Его первым директором был известный сербский историк Михайло Гаврилович. Ценными документами обладали также некоторые муниципальные и церковные архивы.
Деятелями науки Сербии в 19-20 вв. предпринимались отдельные работы по изучению и публикации исторических источников, хранившихся как в коллекциях самой Сербии, так и за ее границами, прежде всего в южно-славянских землях, находившихся под владычеством Австро-Венгрии - в богатых древностями архивах Хорватии и Далмации; особенное внимание привлекал архив Дубровника. Велись некоторые изыскания в архивах Италии и Турции. Эти работы имели большое значение для изучения истории южных славян, однако они не носили систематического характера и велись в узких рамках частной инициативы, не встречая широкой поддержки государственных органов.
В Болгарии государственные власти устранились от выполнения задач собирания, сохранения и разработки исторических источников. Эта работа велась, главным образом, научной общественностью страны. Научные учреждения явились центрами, где собирались и изучались документальные материалы. Особенное значение имеет деятельность Национальной библиотеки в Софии. Это был один из тех культурных центров, вокруг которых группировалась патриотически-настроенная интеллигенция, кровно заинтересованная в сохранении памятников национальной истории и культуры. В рукописном отделе библиотеки собирались в первую очередь источники литературного характера, материалы по истории общественной мысли и политической борьбы. В частности, сюда передавались некоторые личные фонды писателей и других деятелей культуры. В составе библиотеки оформился также Восточный отдел, куда в 1900 г. была передана министерством просвещения коллекция документов бывших турецких властей, созданный усилиями отдельных энтузиастов любителей.
В 1904 г. создан был так называемый «Архив Возрождения», хранившийся вначале при этнографическом музее. Он представлял собой собрание чрезвычайно ценных документов, отражавших вопросы национально-освободительной борьбы болгарского народа, освобождение Болгарии от турецкого ига, создание нового Болгарского государства, материалы по экономической и культурной истории. По происхождению это были главным образом личные фонды и документы, отложившиеся в деятельности общественных организаций.
Академия наук Болгарии также являлась центром, где собирались документальные материалы. В ее архиве находились личные фонды ученых и некоторых других лиц, носивших звание "почетных членов" Академии, среди которых были государственные деятели, крупные коммерсанты и т.п. Собиранием рукописных памятников занимался и Синод болгарской церкви. В архиве при нем находились главным образом документы по церковной истории. Очень ценным приобретением был полученный из Стамбула фонд Болгарского экзархата (высшего органа духовного управления православной церкви в Болгарии в пору турецкого владычества).
Архивное дело в Румынии. В Румынии при турецком владычестве архивное дело также не могло развиваться, этому препятствовало политическое, экономическое и культурное положение населения. Первые меры по организации хранения документальных материалов относятся к тому времени, когда дунайские княжества получили автономию и превратились в вассальные государства под протекторатом России. "Органический регламент" 1831 г. - основной документ, определивший форму управления и систему гос. учреждений для Молдавии и Валахии, предусматривал и создание государственного архива. Такой архив был создан в Бухаресте, а в 1832 г. - в Яссах. Однако благодаря реакционной политике правительства буржуазно-помещичьей Румынии этот архив не получил дальнейшего развития и не играл заметной роли. Архивное дело развивалось на ведомственном начале, результатом чего были распыленность, бесконтрольность, недоступность и беспорядок в архивах.
Главная роль в собирании исторических рукописных памятников в Румынии принадлежала музейным учреждениям. Особенно ценные собрания древних актов представлял собой рукописный отдел Национального музея древностей, основанного в 1867 г. Первым его организатором был видный научный деятель А.0добеску, передавший в музей свою личную богатую коллекцию рукописей. Впоследствии стали поступать и другие коллекции путем дарения или покупок. Министерство просвещения передало туда ценные документы из архивов бывших монастырей. К 1905 г. там числилось 37 500 рукописей и документов, среди которых были и славянские. Над этими материалами много работали как румынские, так и русские ученые. Значительные рукописные собрания имели также библиотеки Ясского университета, Ясской духовной семинарии и другие культурные учреждения. Был известен ряд значительных частных коллекций, некоторые из них впоследствии попадали в Национальный музей.