Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–азвитие науки о семье и исторические изменени€ семьи и брака




—емье и браку посв€щено множество исследований с древности до наших дней. ≈ще античные мыслители ѕлатон и јристотель обосновывали свои взгл€ды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразовани€.

Ќаука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развити€ общества. »зменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспор€дочных половых св€зей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. —емь€ переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступен€м развити€.

ќпира€сь на этнографические исследовани€, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию.  ажда€ из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.

Ѕольшой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развити€ общества внесли швейцарский историк ». я. Ѕа-хофен, написавший книгу Ђћатеринское правої (1861), и шотландский юрист ƒж.‘.ћак-Ћеннан, автор исследовани€ Ђѕервобытный бракї (1865).

ƒл€ ранних ступеней общественного развити€ была характерна беспор€дочность половых отношений. — по€влением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношени€. √руппы мужчин и женщин жили р€дом и состо€ли в Ђкоммунальном бракеї Ц каждый мужчина считал себ€ мужем всех женщин. ѕостепенно формировалась группова€ семь€, в которой женщина занимала особое положение. „ерез гетеризм {гинекократию) Ц отношени€, основанные на высоком положении женщин в обществе, Ц прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. ƒети находились в женской группе и только повзрослев переходили в группу к мужчинам. ѕервоначально доминировала эндогами€ Ц свободные св€зи внутри рода, затем, в результате возникновени€ социальных Ђтабуї, экзогами€ (от греч. Ђекзої Ц вне и Ђгамосї Ц брак) Ц запрет браков внутри Ђсвоихї родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. –од состо€л из половин, возникающих в ходе соединени€ двух линейных экзогамных племен, или фратрий (дуально-родова€ организаци€), в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. “абу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Ё. ¬естермарк. ќн доказал, что эта мощна€ социальна€ норма укрепл€ла семью. ѕо€вилась кровнородственна€ семь€: брачные группы были разделены по поколени€м, полова€ св€зь между родител€ми и детьми была исключена.

ѕозднее сложилась пуналуальна€ семь€ Ц групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужь€ми. ¬ такой семье исключалась полова€ св€зь между сестрами и брать€ми. –одство определ€лось по материнской линии, отцовство было неизвестно. “акие семьи наблюдал Ћ. ћорган в индейских племенах —еверной јмерики.

«атем сформировалс€ полигамный брак: многоженство, многомужество. ƒикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. ¬ этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

ћногоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во врем€ войн. ћужчин было мало, и они имели нескольких жен.

¬едуща€ роль в семье перешла от женщины {матриархат) к мужчине (патриархат). ѕо своей сути патриархат был св€зан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. «адача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. ќт нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство Ц нет.

¬ кодексе вавилонского цар€ ’аммурапи за несколько тыс€челетий до нашей эры была провозглашена моногами€, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. √осподином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. —остав семьи значительно ограничивалс€, от женщины требовалась строжайша€ супружеска€ верность, а прелюбоде€ние жестоко каралось ћужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. ѕодобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.

ћногие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституци€. ¬ некоторых обществах была распространена так называема€ религиозна€ проституци€: вождь племени, св€щенник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. √осподствовало убеждение, что св€щенник, пользу€сь правом первой ночи, осв€щал супружество. ¬еликой честью дл€ молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовалс€ сам король.

¬ исследовани€х, посв€щенных проблемам семьи, прослеживаютс€ основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений нар€ду с временными (краткими и случайными) моногамическими св€з€ми господствовала широка€ свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развити€ общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

¬заимоотношени€ родителей и детей также трансформировались на прот€жении истории. –азличают шесть стилей отношений к дет€м.

»нфантицидный Ц детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.).

Ѕросающий Ц ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IVЦXVII вв.).

јмбивалентный Ц дети не считаютс€ полноправными членами семьи, им отказывают в самосто€тельности, индивидуальности, Ђлеп€тї по Ђобразу и подобиюї, в случае сопротивлени€ жестоко наказывают (XIVЦXVII вв.).

Ќав€зчивый Ц ребенок становитс€ ближе родител€м, его поведение строго регламентируетс€, внутренний мир контролируетс€ (XVIII в.).

—оциализирующий Ц усили€ родителей направлены на подготовку детей к самосто€тельной жизни, формирование характера; ребенок дл€ них Ц объект воспитани€ и обучени€ (XIX Ц начало XX в.).

ѕомогающий Ц родители стрем€тс€ обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX в. Ц насто€щее врем€).

¬ XIX в. по€вл€ютс€ эмпирические исследовани€ эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы ‘редерика Ће ѕле). —емь€ изучаетс€ как мала€ группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновени€, функционировани€ и распада. ѕредметом исследовани€ станов€тс€ чувства, страсти, умственна€ и нравственна€ жизнь. ¬ исторической динамике развити€ семейных отношений Ће ѕле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.

ƒалее исследовани€ взаимоотношений в семье концентрируютс€ на изучении взаимодействи€, коммуникации, межличностного согласи€, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуаци€х, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы ∆.ѕиаже, «.‘рейда и их последователей).

–азвитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.

Ќациональные особенности семейных отношений

ƒо середины XIX в. семь€ рассматривалась как исходна€ микромодель общества, социальные отношени€ выводились из семейных, само общество трактовалось исследовател€ми как разросша€с€ вширь семь€, причем как патриархальна€ семь€ с соответствующими атрибутами: авторитарностью, собственностью, субординацией и т.п.

¬ этнографии накоплен обширный материал, отражающий национальные особенности отношений в семье. “ак, в ƒревней √реции доминировала моногами€. —емьи были многочисленными. ƒействовало табу инцеста. ќтец был господином своей жены, детей, сожительниц. ћужчины пользовались большими правами. ∆енщины за измену подвергались суровой каре, однако спартанец мог отдать свою жену любому гостю, который его просил об этом. ƒети других мужчин оставались в семье, если это были здоровые мальчики.

¬ ƒревнем –име приветствовалась моногами€, но внебрачные св€зи были широко распространены. —огласно законам римского права, брак существовал исключительно дл€ деторождени€. Ѕольшое значение придавалось свадебной церемонии, чрезвычайно дорогой, расписанной до мелочей. јвторитет отца был исключительным, дети подчин€лись только ему. ∆енщина считалась частью имущества мужа.

Ќаука располагает обширной информацией о вли€нии христианства на институт семьи во многих странах мира. ÷ерковна€ доктрина осв€щала моногамию, сексуальную чистоту, целомудрие, предавала анафеме многоженство и многомужество. ќднако на практике духовенство далеко не всегда следовало церковным канонам. ÷ерковь превозносила девственность, воздержание при вдовстве, добродетельное супружество. Ѕраки христиан с иноверцами считались греховными. Ћиберальное отношение к ним было лишь в период раннего христианства, поскольку считалось, что с помощью брака христианин может обратить в истинную веру еще одного заблудшего.

Ќа раннем этапе христианства супружество считалось частным делом. ¬ дальнейшем закрепилась норма вступлени€ в брак с согласи€ св€щенника. ƒаже вдова не могла снова выйти замуж без его благословени€.

÷ерковь диктовала и правила сексуальных отношений. ¬ 398 г.  арфанесским собором было прин€то решение, по которому девушка должна была хранить девственность три дн€ и три ночи после свадьбы. » только впоследствии было разрешено вступать в половые сношени€ в брачную ночь, но только при условии уплаты церковного сбора.

‘ормально христианство признавало духовное равенство женщины и мужчины. ќднако в действительности положение женщин было приниженным. Ћишь некоторые категории женщин Ц вдовы, девственницы, служащие в монастыр€х и больницах Ц имели авторитет в обществе, находились на привилегированном положении.

—емь€ в –оссии

¬ –оссии семейные отношени€ стали объектом изучени€ лишь в середине XIX в.

»сточниками исследовани€ служили древнерусские летописи и литературные произведени€. »сторики ƒ. Ќ. ƒубакин, ћ. ћ.  овалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в ƒревней –уси. ќсобое внимание удел€лось изучению семейного кодекса Ђƒомостро€ї Ц литературного пам€тника XVI в., изданного в 1849 г.

¬ 20Ц50-е гг. XX столети€ в исследовани€х отражались тенденции развити€ современных семейных отношений. “ак, ѕ. ј. —орокин проанализировал кризисные €влени€ в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детских и родственных св€зей. –одственные чувства стали менее прочной св€зью, чем партийное товарищество. ¬ этот же период по€вились работы, посв€щенные Ђженскому вопросуї. ¬ стать€х ј. ћ.  оллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. ѕсихологи€ и социологи€ семьи были объ€влены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом.

— середины 50-х гг. психологи€ семьи начала возрождатьс€, по€вились теории, объ€сн€ющие функционирование семьи как системы, мотивы вступлени€ в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиватьс€ семейна€ психотерапи€ (ё.ј.јлешина, ј.—.—пиваковска€, Ё.√.Ёйдемил-лер и др.).

јнализ источников позвол€ет проследить динамику развити€ семейных отношений Ђот –уси до –оссииї. Ќа каждом этапе развити€ общества преобладала определенна€ нормативна€ модель семьи, включающа€ членов семьи с определенным статусом, правами и об€занност€ми, нормативным поведением.

Ќормативна€ дохристианска€ модель семьи включала родителей и детей. ќтношени€ между матерью и отцом либо были конфликтными, либо строились по принципу Ђдоминировани€Цподчинени€ї. ƒети находились в подчинении у родителей. Ѕыл характерен конфликт поколений, противосто€ние родителей и детей. –аспределение ролей в семье предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение, женщина же была больше включена во внутреннее пространство семьи, в дом. —татус женатого человека был выше, чем статус одинокого. ∆енщина обладала свободой как до брака, так и в браке, власть мужчин Ц мужа, отца Ц была ограничена. ∆енщина имела право на развод и могла вернутьс€ в семью родителей. Ќеограниченной властью в семье пользовалась Ђболыиухаї Ц жена отца или старшего сына, как правило, наиболее трудоспособна€ и опытна€ женщина. ≈й об€заны были подчин€тьс€ все Ц и женщины, и младшие мужчины в семье.

— возникновением христианской модели семьи (XIIЦXIV вв.) изменились отношени€ между домочадцами. ћужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были об€заны ему подчин€тьс€, он нес ответственность за семью. ¬заимоотношени€ супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. ћуж как глава семьи был об€зан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. ≈й предписывалось заниматьс€ рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. ћать и дит€ были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. Ђ¬оспитывай дит€ в запретахї, Ђлюб€ сына, увеличивай ему раныї Ц написано в Ђƒомостроеї. √лавные об€занности детей Ц абсолютное послушание, любовь к родител€м, забота о них в старости.

¬ сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над рол€ми эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. ∆ена должна была мужу Ђуноровитьї, т.е. действовать в соответствии с его желани€ми.

  семейным удовольстви€м, по Ђƒомостроюї, относ€тс€: уют в доме, вкусна€ пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаютс€ блуд, сквернословие, гнев. ќсуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием дл€ семьи. «ависимость от людского мнени€ Ц основна€ черта национального характера семейных отношений на –уси. —оциальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира Ц дл€ себ€ и дл€ людей.

” русских, как и у всех восточных слав€н, долгое врем€ преобладала больша€ семь€, объедин€вша€ родственников по пр€мой и боковой лини€м. “акие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Ќесколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хоз€йство. –уководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. ” него, как правило, была советница Ц старша€ женщина, котора€ вела хоз€йство, но не имела такой власти в семье, как в XIIЦXIV вв. ѕоложение остальных женщин было и вовсе незавидным Ц они были практически бесправны, не наследовали никакого имущества в случае смерти супруга.

  XVIII в. в –оссии нормативной стала индивидуальна€ семь€ из двух-трех поколений родственников по пр€мой линии.

Ќа рубеже XIXЦXX вв. исследовател€ми был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречи€ми. јвторитарна€ власть мужчины была потер€на. —емь€ утратила функции домашнего производства. Ќормативной моделью стала нуклеарна€ семь€, состо€ща€ из супругов и детей.

¬ восточных и южных национальных окраинах дореволюционной –оссии семейна€ жизнь строилась в соответствии с патриархальными традици€ми, сохран€лось многоженство, неограниченна€ власть отца над детьми. ” некоторых народов существовал обычай брать калым Ц выкуп за невесту. Ќередко родители заключали сделку еще в младенчестве невесты и жениха или даже до их рождени€. Ќар€ду с этим практиковалось похищение невест. ѕохитив или купив жену, муж становилс€ ее полноправным владельцем. ”часть жены была особенно т€жкой, если она попадала в семью, где у мужа уже имелось несколько жен. ¬ мусульманских семь€х среди жен существовала определенна€ иерархи€, порождающа€ соперничество и ревность. ” восточных народов развод был привилегией мужчины, осуществл€лс€ он очень легко: муж просто выгон€л жену.

” многих народностей —ибири, —евера и ƒальнего ¬остока в течение длительного времени сохран€лись пережитки родового стро€ и полигамии. Ћюди находились под сильным вли€нием шаманов.

—овременные исследовани€ семейно-брачных отношений

¬ насто€щее врем€ проблемам супружества Ц родительства Ц родства удел€ют больше внимани€ не только в теории, но и на практике. ¬ работах ё. ».јлешиной, ¬. Ќ.ƒружинина, —. ¬.  овалева, ј. —. —пиваковской, Ё. √. Ёйдемиллера и других ученых подчеркиваетс€, что семь€ пр€мо или косвенно отражает все изменени€, происход€щие в обществе, хот€ и обладает относительной самосто€тельностью, устойчивостью. Ќесмотр€ на все изменени€, потр€сени€, семь€ как социальный институт усто€ла. ¬ последние годы ее св€зи с обществом ослабли, что отрицательно повли€ло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.

ѕсихологи€ семейных отношений развиваетс€ в св€зи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, а также проблемами семейного воспитани€. ¬опросы, рассматриваемые семейной психологией, разнообразны: это проблемы супружеских, родительско-детских отношений, взаимоотношений со старшими поколени€ми в семье, направлени€ развити€, диагностика, семейное консультирование, коррекци€ отношений.

—емь€ €вл€етс€ объектом исследовани€ многих наук Ц социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и др.  ажда€ из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционировани€ и развити€ семьи. Ёкономика Ц потребительские аспекты семьи и участие ее в производстве материальных благ и услуг. Ётнографи€ Ц особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. ƒемографи€ Ц роль семьи в процессе воспроизводства населени€. ѕедагогика Ц ее воспитательные возможности.

»нтеграци€ этих направлений изучени€ семьи позвол€ет получить целостное представление о семье как о социальном €влении, сочетающем в себе черты социального института и малой группы.

ѕсихологи€ семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций вли€ни€ на развитие личности. «нани€ закономерностей позвол€ют проводить практическую работу с семь€ми, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношени€. ќсновные параметры межличностных отношений Ц статусно-ролевые различи€, психологическа€ дистанци€, валентность отношений, динамика, устойчивость.

—емь€ как социальный институт имеет свои тенденции развити€. ¬ наши дни отказ от традиционного требовани€ к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, про-креаци€ (рождение, по€вление на свет) Ц уже не считаетс€ нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношени€ до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).

ћногие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. ќдна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно Ц 36 и 29 %). ѕо€вилась социокультурна€ нормативна€ система Ц прокреативна€ этика: в брак вступать предпочтительно, но необ€зательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномали€; сексуальна€ жизнь вне брака не смертный грех.

Ќовым направлением в развитии психологии семейных отношений €вл€етс€ разработка ее методологических основ, опора на которые позвол€ет избежать фрагментарности, случайности, интуитивности. —огласно основному методологическому принципу системности, семейные отношени€ представл€ют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосв€заны, взаимообусловлены. Ёто супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношени€.

¬ажный методологический принцип Ц синергетический Ц позвол€ет рассматривать динамику семейных отношений с позиций нелинейности, неравновесности, с учетом кризисных периодов.

¬ насто€щее врем€ активно разрабатываетс€ семейна€ психотерапи€, опирающа€с€ на системный, научный подход, интегрирующа€ накопленный опыт, вы€вл€юща€ общие закономерности терапии семей с нарушени€ми взаимоотношений.

¬опросы и задани€

1. Ќазовите этапы развити€ психологии семейных отношений.

2. ќхарактеризуйте семейные отношени€ в древности.

3. ќхарактеризуйте моногамные семьи.

4. Ќазовите направлени€ эволюции семьи.

5. –аскройте динамику отношени€ к дет€м.

5. ¬ чем специфика семейных отношений в –оссии?

“емы рефератов

1. —тановление психологии семейных отношений.

2. Ёволюци€ семейно-брачных отношений в истории развити€ общества.

3. ѕравославные семьи.

4. ¬заимоотношени€ в мусульманских семь€х.

5. ќтношение к дет€м в семь€х от древности до наших дней.

–екомендуема€ литература

јнтонов ј. ». —оциологи€ семьи. Ц ћ., 1996.

јрутюн€н ё. ¬., ƒробижева Ћ, ћ., —усоколов ј. ј. Ётносоциологи€. Ц ћ., 1998.

Ѕахофен ». я. ћатеринское право. Ц ћ., 1861.

¬естермарк Ё. »стори€ брака. Ц ћ., 2001.

¬итек  . ѕроблемы супружеского благополучи€. Ц ћ., 1988.

 овалевский ћ. ћ. ќчерк происхождени€ и развити€ семьи и собственности. - ћ., 1895.

ћак-Ћеннан ƒж. ‘. ѕервобытный брак. Ц ћ., 1861.

ЎнейдерЋ.Ѕ. ѕсихологи€ семейных отношений. Ц ћ., 2000.

Ёнгельс ‘. ѕроисхождение семьи, частной собственности и государства. - ћ., 1972.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 716 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

760 - | 553 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.031 с.