Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 4. ѕанцирь: семь сегментов




 

¬ детстве € была очень экспрессивным ребЄнком и, как и большинство других маленьких девочек, которые росли в так называемых Ђнормальныхї семь€х, любила своего папу. ¬ те ранние, формирующие характер годы, папа был главным человеком в моей жизни. »ногда мне очень хотелось, чтобы он обн€л мен€, иногда € т€нулась или прикасалась к нему в простом детском стремлении ощутить тепло, близость и уверенность, которые может дать отец. Ќо большую часть времени Ч а точнее, почти всегда Ч он держал мен€ на некотором рассто€нии. Ёто ощущалось мной как отвержение.

 

я не знаю, почему он так делал. я знаю, что он заботилс€ обо мне и старалс€ быть хорошим отцом. ћожет быть, он бо€лс€, что мо€ мать или сЄстры будут ревновать. Ћибо бо€лс€ собственных эмоций, стесн€лс€ показывать свою любовь, опаса€сь того, что об этом могут подумать другие. ¬озможно, он бо€лс€ почувствовать себ€ сексуальным, ката€ мен€ верхом.

 

“рудно узнать, что происходило у него в уме. ќднако позднее, после той первой сессии с Ёрикой  елли, по мере того как € глубже погружалась в свою собственную терапию и исследовала скрытые части моей психики, € начала вспоминать многие моменты тоски, разочаровани€ и ощущени€ отвергнутости, св€занные с отцом и моим стремлением к близости с ним. я вспомнила также и то, как намеренно запрещала себе испытывать такого рода чувства, чтобы не ощущать боли, чтобы она не показывалась. я нашла способ справл€тьс€ с ними и защититьс€ от боли.

 

‘изически это про€вл€лось как сжатие в горле, будто бы € проглатывала свой собственный голос, а также как попытки сдержать себ€, напр€га€ определЄнные группы мышц в теле, особенно в области диафрагмы и солнечного сплетени€. ¬ этом случае всЄ становилось более контролируемым и управл€емым, € словно придавала выражению своих чувств ту форму, котора€ была приемлема и дл€ мен€, и дл€ моих родителей.

 

 онечно, в то врем€ € не имела представлени€ о том, что € делала. я не знала, что дл€ удушени€ нежелательных чувств могут быть использованы определЄнные группы мышц. я просто делала всЄ, что могла, чтобы защитить себ€, и в результате стала менее выражающей, менее непосредственной Ч менее живой.

 

Ёто та цена, которую мы все платим за то, чтобы защитить себ€.  огда наши мышцы привычно напр€жены и сжаты, объЄм энергии уменьшаетс€, потому что теперь она не может свободно течь через тело. “ак на всю последующую жизнь создаЄтс€ стереотип пониженной жизненной энергии. Ќапример, € в детстве привыкла запрещать себе хотеть от отца чего бы то ни было. —тав взрослой, € перенесла эту привычку в мои любовные взаимоотношени€ с мужчинами. ћне было трудно спонтанно себ€ выражать, свободно и эмоционально реагировать, показывать свою любовь или просить еЄ. » мой ум, и моЄ тело были натренированы преп€тствовать этому.

 

¬заимосв€зь между эмоциональным контролем и напр€жением мышц была впервые обнаружена –айхом в ходе его работы сначала в венской клинике ‘рейда, а затем в его собственных клиниках, которые он открывал всюду, куда приезжал. –айх заметил, что у многих его пациентов отмечалось некоторое омертвение или жЄсткость в физических про€влени€х. ќн наблюдал за их манерами: за тем, как, разговарива€, они не смотрели на него пр€мо, за тем, как они говорили совсем тихо, или, казалось, почти не дышали, или сутулились, или плотно скрещивали на груди руки.

 

ѕостепенно –айх пон€л, что у людей, страдающих неврозами, в теле существуют различные виды сжатий, и начал экспериментировать.  огда пациент разговаривал, лЄжа на кушетке, –айх прикасалс€ к его животу и, обнаружив, что от напр€жени€ тот твЄрд как камень, предлагал пациенту: Ђ“еперь дышите немного глубже сюда, в животї.

 

≈стественно, он столкнулс€ с сопротивлением со стороны пациентов, потому что люди создают в своЄм теле напр€жение дл€ того, чтобы прекратить чувствовать.  огда пациент начинал дышать, одновременно с дыханием в нЄм поднималось беспокойство, а заодно по€вл€лась и злость на –айха, заставл€вшего дышать и чувствовать.

 

Ќо вместо того, чтобы попытатьс€ остановить эти эмоции или как-нибудь перенаправить их, –айх ещЄ больше провоцировал пациента. ѕоддержива€ расширение этой энергии выражени€, он приглашал клиентов сообщать о любых физических напр€жени€х в теле и о любых эмоци€х, всплывающих на поверхность. ќн просил пациентов, чтобы те замечали в себе определЄнные вещи Ч как они не могут произнести те слова, которые хот€т произнести, как их горло сжимаетс€, а дыхание останавливаетс€, возможно, дл€ того, чтобы помешать запрещЄнным словам быть сказанными. » если всЄ-таки слова вырывались наружу, и пациент взрывалс€, –айх предлагал ему наносить удары по кушетке, либо двигатьс€ всем телом, либо кричать и вопить, с тем чтобы высвобождать энергию.

 

ѕосле высвобождени€ он замечал, что дыхание пациента становилось более расслабленным и естественным, напр€жение в некоторых группах мышц ослабевало, и энерги€ с большей лЄгкостью протекала через всЄ тело Ч и особенно через те области, которые ранее были сжаты. Ёто было частью революции –айха: он разработал Ђручнойї подход к терапии, работа€ одновременно с телом, дыханием, эмоци€ми и психологическими проблемами.

 

“акой подход очень сильно отличалс€ от хладнокровного аналитического стил€ его наставника «игмунда ‘рейда. Ћишь представьте: ваш терапевт больше не сидит позади кушетки невидимый дл€ вас, не задаЄт беспристрастным тоном вопросы и не записывает то, что вы говорите. ¬место этого он находитс€ пр€мо перед вами. ќн нажимает на ваше тело, помога€ вам дышать глубже, приглашает вас больше чувствовать, массирует ваши напр€жЄнные мышцы и готовит вас к эмоциональному взрыву. ѕредставить себе такую форму терапии ‘рейд никогда бы не мог. Ќо дл€ –айха она была существенной частью лечени€ невроза и восстановлени€ психического здоровь€. ѕо его мнению, невозможно на глубоком уровне изменить процесс мышлени€, не затрагива€ тело.

 

“аким образом, –айх стал первым, кто вывел психологию за пределы ума и привЄл еЄ к телу.

 

ќдним из его главных открытий было то, что группы мышц работают совместно, поддержива€ выражение энергии. Ќапример, высовывание €зыка Ч это выражение гнева, в которое вовлечены мышцы рта и верхней части горла.  огда человек в испуге отшатываетс€, его грудна€ клетка сжимаетс€, а плечи направл€ютс€ вперЄд и внутрь, защища€ область сердца. Ќеожиданный шок заставл€ет глаза расширитьс€, потому что мышцы вокруг них отт€гиваютс€ назад и сокращаютс€.

 

–айх обнаружил семь сегментов, или групп мышц, которые кольцами окружают тело, подобно кольцам у черв€. ‘актически, он предполагал, что это сегментарное расположение мышц в человеческом теле €вл€етс€ эволюционным наследием, доставшимс€ нам от наших древних предков-червей.

 

я опишу эти семь сегментов, начина€ с верхней части тела, последовательно опуска€сь вниз.

 

1. √лазной (окул€рный) сегмент

 

–асполагаетс€ в верхней части головы. ¬ключает в себ€ глаза, мышцы внутри и вокруг глазниц, лоб, макушку, боковые части головы, а также мышцы под затылочным краем скальпа в задней части головы, там, где череп соедин€етс€ с шеей.

 

2. –отовой (оральный) сегмент

 

¬ключает в себ€ всю область рта: губы, зубы, €зык, челюсть и группу мышц, соедин€ющую нижнюю челюсть с задней частью шеи.

 

3. Ўейный сегмент

 

¬ состав третьего сегмента вход€т все мышцы шеи и горла ¬ райхианской терапии этот сегмент весьма важен, потому что через него проходит очень много энергии.

 

¬ передней части горла располагаютс€ мышцы, св€занные с плачем, с выражением печали и боли; боковые мышцы св€заны с удерживанием или выражением гнева; мышцы в задней части шеи имеют отношение к страху.

 

4. √рудной сегмент

 

√рудной сегмент включает в себ€ грудную клетку, начина€ от грудины до места соединени€ ребер с позвоночником в задней части тела. ¬ него также вход€т все мышцы плеч, рук и кистей.

 

ќчевидно, что этот сегмент глубоко св€зан с нашим дыханием, а также с чувствами сердца.

 

5. ƒиафрагмальный сегмент

 

ѕ€тый сегмент включает в себ€ все мышцы диафрагмы, расположенной под лЄгкими. Ёто куполообразна€ группа мышц, котора€ при вдохе опускаетс€ в брюшную полость, а при выдохе поднимаетс€, помога€ лЄгким выпустить воздух.

 

Ётот сегмент также глубоко св€зан с дыханием и контролем над эмоци€ми.

 

6. Ѕрюшной (абдоминальный) сегмент

 

Ѕрюшной сегмент включает в себ€ все мышцы брюшной полости и по€сницы. ¬ его состав также входит наш кишечник Ч место зарождени€ многих глубоких чувств.

 

7. “азовый сегмент

 

Ётот последний сегмент включает в себ€ мышцы тазового дна, гениталии, анус, €годицы, ноги и стопы. Ёто место св€зи нашего тела с землей.

 

»так, эти семь мышечных сегментов кольцами окружают тело, образу€ подобие трубки, и помогают проходить энергии, что напоминает нам черв€ в движении. “очно так же, как волна движени€ передаЄтс€ по сегментам черв€ и обеспечивает его продвижение в почве, волна энергии проводитс€ через тело благодар€ открытию и закрытию мышечных сегментов, сжимающихс€ в своЄм собственном ритме.  аждый сегмент, или кольцо мышц, действует подобно сфинктеру, например, тому, что располагаетс€ вокруг ануса. »ли подобно другим сфинктерам внутри пищеварительного тракта, которые открываютс€ и закрываютс€, позвол€€ пище и продуктам выделени€ проходить в определЄнные моменты времени. Ёнерги€ Ч особенно эмоциональна€ энерги€ Ч проталкиваетс€ через всЄ тело с помощью пульсации семи мышечных сегментов, и ощущени€ одной области станов€тс€ общим выражением всего организма.

 

¬ теле маленького ребЄнка пока ещЄ не сформировались хронические защитные шаблоны, и общее выражение происходит легко и естественно. ѕредположим, что ребЄнок сердитс€. Ёто чувство может зародитьс€ у него в животе. «атем, благодар€ пульсации мышечных сегментов, оно передаЄтс€ через грудную клетку к горлу, где находит звуковое выражение, и вырываетс€ изо рта в виде €ростного крика или плача. ѕри этом ребЄнок может ещЄ и наносить удары руками, л€гатьс€, вовлечь в тотальную вспышку гнева всЄ тело. ¬се сегменты мышц в теле ребЄнка сотрудничают с этой вспышкой гнева, помога€ энергии двигатьс€, позвол€€ ей выражатьс€, способству€ высвобождению.

 

Ќо если в этот момент ребЄнок слышит от одного из родителей угрожающее Ђ«амолчи!ї, возникает блок: горло, издававшее звуки, немедленно закрываетс€. √руппа мышц в этом сегменте сжимаетс€ и входит в некий паралич, преп€тству€ голосовому выражению. ƒыхание также либо прекращаетс€, либо его глубина и частота значительно уменьшаютс€, чтобы остановить движени€ грудной клетки, благодар€ которым энерги€ проталкивалась в горло. ќдновременно создаЄтс€ напр€жение в диафрагме и других мышцах, регулирующих дыхание ребЄнка.

 

ѕрактикующему райхианскому терапевту очень важно понимать, что эта сдержанна€ остановленна€ энерги€ не раствор€етс€ в воздухе. ќна может частично разр€дитьс€ в виде эмоции другого типа, например, слЄз, которые оказываютс€ более приемлемыми дл€ родителей. Ќо основной энергетический зар€д застывает в самих мышцах в форме напр€жени€, и с повторением таких ситуаций это напр€жение затвердевает и становитс€ хроническим Ч превращаетс€ в часть мускулатуры.

 

¬от почему, прикаса€сь к животу, диафрагме или груди клиента, € ощущаю Ч так же, как до мен€ это ощущал –айх, Ч что некоторые мышцы кажутс€ почти железными. ќни стали твЄрдыми как сталь именно дл€ того, чтобы защитить человека от его окружени€. –айх назвал это отвердение мышц Ђпанциремї. ѕо своей сути, это Ч сохранЄнное напр€жение, заблокированна€ энерги€, подавленные эмоции.

 

Ќе все напр€жени€ в теле €вл€ютс€ панцирем. Ќекоторые св€заны с чисто механическими факторами, например, с неудобной рабочей позой. ≈сли человек целый день сидит за компьютером, согнувшись и ссутулив плечи, то в его шее, плечах, спине и верхней части торса по€вл€етс€ напр€жение.

 

Ќо многие, многие напр€жени€ внутри нас св€заны с эмоци€ми, и мы можем проследить историю этих напр€жений до вызвавшей их детской травмы. ќни составл€ют Ђпанцирьї, который мы несЄм.

 

ћне нравитс€ этот термин, потому что он очень точно отображает то состо€ние, в котором пребывает большинство приход€щих ко мне людей. ѕодобно старинным рыцар€м из средневековых историй, они надели доспехи дл€ битвы, и теперь не могут от них избавитьс€.  онечно, с помощью хорошего набора инструментов Ч гаечных ключей, пил и отвЄрток Ч доспехи могут быть сн€ты, а наход€щийс€ в них человек Ч освобождЄн из своей тюрьмы. Ќо ситуаци€ с мышечным панцирем гораздо сложнее. ќн находитс€ внутри нас, внутри самих мышц; он стал частью всей нашей энергетической системы и еЄ привычных шаблонов.

 

», в отличие от доспехов, мышцы не мЄртвы. ќни всЄ ещЄ живы. —егменты всЄ ещЄ выполн€ют свою работу, пропуска€ энергию, только поток еЄ очень сильно уменьшен. »мпульсы к выражению эмоций всЄ ещЄ присутствуют, но сдерживающее их напр€жение обычно оказываетс€ сильнее. Ёто приводит нас к пониманию одного важного момента: семь сегментов не просто блокируют поток энергии. ѕри некоторых обсто€тельствах они активно толкают еЄ в противоположном направлении. “акое противоположное движение называетс€ Ђконтрпульсациейї.

 

„тобы пон€ть, как она работает, давайте на мгновение вернЄмс€ к образу трубки, образованной кольцевыми сегментами. ѕредставьте, что энерги€ в этой трубке нарастает и ищет возможности дл€ экспрессивного высвобождени€. Ёто могут быть слЄзы, это может быть гнев Ч это может быть также и выражение любви Ч но в любом случае, энерги€ растЄт и движетс€. ¬ естественном, здоровом организме все семь сегментов поддержат этот поток энергии и помогут ему высвободитьс€. Ќо в теле, заключЄнном в панцирь, энерги€, нараста€, встретитс€ со стеной напр€жени€. “ак, в моЄм собственном случае, желание т€нутьс€ за любовью в детстве было остановлено, поэтому сейчас диафрагма и мышцы грудной клетки натренированы его сдерживать.

 

ќ контрпульсации можно говорить, когда хот€ бы одно из мышечных колец, окружающих нашу внутреннюю трубку, вместо ритмических сокращений, помогающих выражению, начинает двигать энергию в противоположном направлении, заталкива€ еЄ обратно. ƒругими словами, это пульсаци€ некой части, работающей против пульсации всего организма. Ќе удивительно, что при этом нарушаетс€ гармоничное течение энергии через тело. ¬место естественного, целостного выражени€ возникает разрыв.

 

Ќа биологическом и энергетическом уровн€х контрпульсаци€ отражает человеческую личность, разделившуюс€ против себ€ самой Ч некое шизофреническое расщепление между естественным импульсом к выражению и заученной реакцией его блокировани€. ¬ результате кольца в верхней части тела могут выражать одно чувство, в то врем€ как нижние сегменты за€вл€ют нечто совершенно противоположное. Ќа уровне личности или мышлени€ мы ощущаем смешанные чувства.

 

Ђя хочу этого, но, с другой стороны, боюсь последствийї.

 

Ђя чувствую, что дл€ мен€ это было бы прекрасно, но мне не следует этого делатьї.

 

“акие двусмысленные послани€ создают двойные зажимы в течении нашей энергии. ћы легко можем почувствовать, что застр€ли, что пойманы между двум€ противоположными импульсами, что мы не способны двигатьс€ или выразить что-либо тотально.

 

Ќа первый взгл€д, контрпульсаци€ выгл€дит как что-то Ђплохоеї, потому что действует против естественного потока энергии. Ќо терапевту важно помнить, что контрпульсаци€ это тоже выражение способности к жизни. ” неЄ есть позитивна€ цель. ѕервоначально она возникла из нашей детской инстинктивной разумности, из стремлени€ лучшим из доступных способов защитить себ€ в критических ситуаци€х Ч например, не плакать, если за это наказывают. ѕрактически, контрпульсаци€ Ч это жизненна€ энерги€, обернувша€с€ против себ€ самой.

 

Ђ–ешениеї сдерживать энергию и эмоции возникает из умени€ оценивать, какое поведение €вл€етс€ приемлемым, а какое Ч нет. ћы учимс€ этому на собственном опыте в детстве и юности, затем сдерживание становитс€ привычным, а со временем и настолько автоматическим, что мы даже не замечаем, что делаем это.

 

ќчевиден тот факт, что у людей панцирь есть, а у животных Ч нет. ∆ивотные не умеют оценивать своЄ поведение. ќни не сдерживают энергию или чувства. — точки зрени€ течени€ энергии, они живут простой, открытой жизнью, действу€, например, в соответствии с самым главным инстинктом: Ђсражайс€ или убегайї. Ћюди же, запутавшись в сложной паутине представлений о том, какие виды выражени€ эмоций социально приемлемы, постепенно наращивают бронированную систему защиты.

 

¬ теле, защищЄнном панцирем, происход€т два взаимосв€занных, но различных процесса. ¬о-первых, в повседневной жизни панцирь уменьшает поток энергии, и это очень характерное €вление дл€ современного общества Ч все наход€тс€ в более или менее одинаковом состо€нии. ¬ы можете жить и функционировать, скажем, на уровне двадцати процентов от своих возможностей. », занима€сь работой и повседневными делами, вы ничего не знаете о живущем в вас хроническом калечащем эффекте. ƒл€ вас двадцать процентов Ч Ђнормальної. Ёто то, как было всегда, по крайней мере, во взрослой жизни.

 

¬о-вторых, панцирю в любой момент может потребоватьс€ Ђперескочить на другую передачуї и создать контрпульсацию. Ќапример, сегодн€ на работе ваш начальник начинает вести себ€ как последний идиот, и неожиданно вы чувствуете в солнечном сплетении жгучий гнев и импульс заорать: Ђƒа пошЄл ты..!ї ќднако ваш проницательный ум немедленно информирует вас о последстви€х, к которым приведЄт следование этому побуждению. ¬еро€тнее всего, вы будете уволены, а пр€мо сейчас это плохой вариант. Ћимит на ваших кредитных картах превышен, вы до сих пор не заплатили за квартиру, день рождени€ вашей подруги уже послезавтра, и вы нуждаетесь в каждом центе, который сможете заработать.

 

» когда поднимающа€с€ энерги€ гнева пробивает себе путь через вашу диафрагму и грудную клетку, стрем€сь быть выраженной, вашу финансовую ситуацию спасает шейный сегмент. ћышцы горла как тиски сжимают ваши голосовые св€зки, удуша€ брань, которой вы готовы были разразитьс€. Ёнергию затолкали обратно в трубку. ¬ы сохранили работу. Ќо вы заплатили суровую цену: ваша жизненна€ сила в очередной раз задушена.

 

¬озможно, здесь мне следует заметить, что, по мнению „арльза  елли, панцирь не всегда представл€ет собой негативное €вление.  елли утверждает, что панцирь может быть творчески использован дл€ достижени€ долгосрочных целей за счЄт отказа от быстро достигаемого удовольстви€.

 

–абота€ с клиентом, € часто наблюдаю контрпульсацию в действии: волна выражени€ энергии начинает двигатьс€ из нижних сегментов, наталкиваетс€ на стену панцир€ и, будучи не в состо€нии двигатьс€ вверх, разворачиваетс€ обратно.

 

—уществуют специальные упражнени€, которые € использую дл€ обучени€ студентов, и которые помогают им увидеть, как происходит контрпульсаци€.

 

ќдно из упражнений выполн€етс€ в парах. ѕартнЄр, играющий роль клиента, ложитс€ на матрас, сгибает колени и всей плоскостью ставит стопы на пол, принима€ основную дыхательную позицию. ƒругой партнЄр, игра€ роль наблюдающего терапевта, садитс€ р€дом.

 

я приглашаю тех, кто лежит, м€гко начать глубокую дыхательную пульсацию, наполн€€ лЄгкие, расшир€€ грудную клетку и вдыха€ воздух полностью до самого живота, а затем полностью его выдыха€.

 

„ерез некоторое врем€ € прошу их добавить движени€ телом в том же самом ритме, что и дыхание.

 

ѕри вдохе спина прогибаетс€, а таз двигаетс€ назад, вдавлива€ копчик в матрас. ƒвижение таза назад создаЄт пространство дл€ энергии, поступающей со вдохом, и позвол€ет ей заполн€ть живот.

 

ѕри выдохе таз делает движение вперЄд и вверх, похожее на сексуальный толчок, так, что копчик отрываетс€ от матраса. —оверша€ движение вперЄд, таз толкает волну энергии и дыхани€ обратно вдоль тела вверх и наружу через рот.

 

≈сли тело разрешает прохождение такого пульсирующего потока, энергетическа€ волна движетс€ и даже усиливаетс€ с увеличением интенсивности дыхани€ и движени€. Ќо в теле, заключЄнном в панцирь, мы обнаружим следующее: по мере накоплени€ зар€да энергии некоторые группы мышц напр€гаютс€ и начинают активно сдерживать слишком большой зар€д. Ќапример, в тот момент, когда таз поворачиваетс€ вперЄд и энерги€ перемещаетс€ по телу вверх, мы можем заметить, что диафрагма начинает сжиматьс€, чтобы помешать энергии выйти через рот. — увеличением зар€да энергии мышцы диафрагмы реагируют, станов€сь всЄ более и более жЄсткими, и скоро вы видите контрпульсацию в действии, работающую в направлении, обратном естественному потоку. ƒиафрагма пытаетс€ затолкать волну обратно в живот.

 

 онтрпульсаци€ напоминает р€бь на тихой поверхности озера. ¬ы бросаете один камешек, и по озЄрной глади начинают разбегатьс€ круги. ¬ы бросаете другой камень на некотором рассто€нии от первого, и по€вл€ютс€ новые круги. ¬ некоторой точке две группы волн встречаютс€, удар€ютс€ друг о друга и посылают контрволну назад. „асть волны при этом продолжает двигатьс€ в первоначальном направлении.

 

“о же самое происходит в организме человека. Ќапример, диафрагма может пропустить некоторую часть энергии, и тогда, чтобы обеспечить блокирование и преп€тствовать выражению, начнЄт сжиматьс€ горло. „асто диафрагма и горло работают в своих шаблонах сдерживани€ вместе, словно одна команда. »ногда дл€ терапевта это выгл€дит так, как если бы вы схватили змею за середину еЄ туловища. ќба конца, голова и хвост, извиваютс€, но в том месте, где вы еЄ держите, зме€ неподвижна. ћожно видеть, как похожим образом в организме человека энерги€ движетс€ ниже и выше места, заключЄнного в панцирь, но в самом месте блока всЄ застыло, как будто схваченное невидимой рукой.

 

я несколько раз упоминала о панцире на диафрагме и горле, потому что именно эти сегменты наиболее сильно контролируют выражение. Ќо это не единственные места, где возникает контрпульсаци€. ќна может происходить где угодно, в любом из сегментов.

 

»ногда во врем€ описанного способа дыхани€ таз автоматически начинает направл€ть энергию в обратную сторону, двига€сь против естественной пульсации. —ам того не замеча€, человек мен€ет пор€док движени€: теперь таз толкает вперЄд на вдохе и поворачиваетс€ назад на выдохе. Ёто €вна€ контрпульсаци€ в тазовом сегменте, который подсознательно говорит Ђнетї энергии и еЄ выражению.

 

Ёто упражнение помогает люд€м, проход€щим обучение, научитьс€ распознавать контрпульсации Ч увидеть их в действии и пон€ть их принцип ещЄ до начала процесса сн€ти€ панцир€. Ёто также хороший способ определить, где находитс€ основна€ часть панцир€, как тело удерживает и блокирует энергию.

 

ќднако, как и в большинстве научных дисциплин, практика сильно отличаетс€ от теории, и € не хочу создавать у вас впечатлени€, что работа с пульсацией дыхани€, формулой оргазма и семью сегментами панцир€ представл€ет собой точную науку.

 

–айхианска€ терапи€ не настолько очевидна и проста, как представл€етс€ благодар€ изложенным концепци€м. ќна в большей степени €вл€етс€ искусством. –абота€ с клиентом, € использую базовые принципы, вынесенные мною из обучени€ и практики, но вместе с тем € действую спонтанно и интуитивно. ” клиента могут наблюдатьс€ несколько различных пульсаций и контрпульсаций, перемещающихс€ по телу Ч € могу заметить сразу несколько разрывов в потоке энергии Ч и тогда вопрос заключаетс€ в том, чтобы пон€ть, с чего начать, как решить эту головоломку, как сн€ть напр€жение, объединить энергию, исцелить организм.

 

Ёто индивидуальный процесс, а не математическое уравнение. —уществуют некоторые сходства, которые не завис€т ни от национальности, ни от культурных, этнических или религиозных предпосылок, но всЄ же каждый человек уникален. ” каждого человеческого организма сво€ конфигураци€ панцир€, у каждого клиента сво€ психологи€, сво€ жизненна€ истори€.

 

я надеюсь, что сейчас уже стало пон€тно, почему в конце предыдущей главы € за€вила, что дл€ возвращени€ человеческого организма в его естественное состо€ние целостности, здоровь€ и счасть€ требуетс€ определЄнное количество интенсивных усилий.

 

Ќам нужно исправить нанесЄнные повреждени€. Ќам нужно распустить панцирь, чтобы наша энерги€ могла течь свободно, чтобы можно было ощущать эмоции, чтобы можно было принимать свою сексуальность и наслаждатьс€ ею. », между прочим, мой тип панцир€, который € до сих пор описывала Ч тот, что образовалс€ как мо€ реакци€ на эмоциональную и физическую дистанцию с моим отцом, Ч это ничто по сравнению с тем, что испытывают многие люди в своЄм детстве. ‘изическое насилие, осуждение сексуальности, отрицание эмоций, сексуальное насилие, жестокость, запугивание, манипул€ци€, издевательства, нехватка любви, пренебрежение, изол€ци€, брошенность... ¬сЄ это оказывает вли€ние на мышечные сегменты и сохран€етс€ в них как напр€жение, заблокированна€ энерги€ и затвердевший панцирь, окружающий тело.

 

—н€тие этого панцир€ Ч многообещающий путь к личному освобождению, но, насколько € знаю, короткой дороги здесь не существует.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 448 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

2071 - | 1823 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.057 с.