Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ св€тоотеческом богословии




 

ЂУ—в€тые отцы в большинстве случаев не оставили нам системы своего богословствовани€. Ќаша методологи€ была им не известна, и склад их мышлени€ был инойЕ »зучение св€тых отцов в значительной степени сводитс€ к изложению их мыслей в рамках привычной дл€ нас школьной системы. Ётого требует педагогическа€ мудрость. Ќо нельз€ при этом Ђстилизоватьї отцов под наши пон€ти€. Ќельз€, ища привычных методологических приемов нав€зывать отцам наши выводы и ограничивать их нашими предпосылками. ќтцы, если и не знали многого, что стало известно нам, все же были глубже в своих прозрени€х. ћы можем и должны, излага€ отцов, говорить привычным дл€ нас ученым €зыком, но до конца пон€ть глубину отцов мы сможем, только если приобщитс€ к их духовному опыту и будем духовно подвизатьс€ в том же, в чем подвизались и они, а не только схоластически, теоретически их изучатьФ (архимандрит  иприан ( ерн)ї (цит. по 101: 4).

* * *

ЂЕ Ћична€ св€тость далеко не всегда обеспечивает богословскую безупречность суждений того или иного автора. »стори€ ÷еркви знает немало случаев, когда авторы богословских сочинений, причисленных к лику св€тых, высказывали сомнительные или даже ошибочные мнени€. ¬ св€зи с канонизацией сонма новомучеников и исповедников –оссийских јрхиерейский —обор 2000 года даже сделал специальное разъ€снение по данному вопросу, подчеркнув. что сам факт канонизации того или иного новомученика не означает непременного возведени€ всего им написанного и сказанного в ранг св€тоотеческого богослови€.

„то касаетс€ правильности учени€, то здесь, оп€ть же, необходимы уточнени€. ќтцы ÷еркви были выразител€ми церковного ѕредани€, и в этом смысле их писани€ €вл€ютс€ своего рода эталоном, Уточным изложением православной верыФ: на их учение мы ориентируемс€, с ним свер€ем свои взгл€ды и суждени€. ќднако в св€тоотеческих писани€х следует отличать то, что говорилось их авторами от лица ÷еркви и что выражает общецерковное учение, от частных богословских мнений (так называемых теологуменов). „астные мнени€ не должны отсекатьс€ дл€ создани€ некоей упрощенной Усуммы богослови€Ф, дл€ выделени€ некоего Уобщего знаменател€Ф православного догматического учени€. ¬ то же врем€ частное мнение, авторитет которого основываетс€ на имени человека, признанного ÷ерковью в качестве ќтца и учител€, не осв€щено соборной рецепцией церковного разума, а потому не может быть поставлено на один уровень с мнени€ми, такую рецепцию прошедшими. „астное мнение, коль скоро оно выражено ќтцом ÷еркви и не осуждено соборно, входит в границы допустимого и возможного, но не может считатьс€ общеоб€зательным дл€ православных верующихЕ

ѕоражает также смелость св€тых ќтцов, их дерзновение: они не бо€лись ставить самые трудные вопросы и искать на них ответы. ќтцы ÷еркви всегда опирались на своих предшественников, но никогда не ограничивались бездумным повторением того, что унаследовали от прошлых веков. ƒаже если на обсуждение выносилс€ вопрос, уже неоднократно обсуждавшейс€ в прошлом, вопрос, по которому было вынесено соборное суждение ÷еркви, ќтцы были готовы в каждую эпоху рассматривать его по-новому, под другим углом зрени€, и подчас давали на него новый ответ. ћнени€ одних ќтцов уточн€лись другими ќтцами: это был непрерывный творческий процесс, неотъемлемой частью которого €вл€лось богословское дерзновениеї (епископ »лларион (јлфеев) (136: 13-15).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 469 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

2142 - | 1893 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.