В системе ЭН активно развивается направление экосистемного нормирования, под которым понимается определение комплексных показателей устойчивости экосистем и их численных значений, разработка нормативов и регламентов, ограничивающих негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду возможностями экосистем. Основная цель экосистемного нормирования заключается в обеспечении защиты биоразнообразия и поддержании антропогенного воздействия на уровне, приемлемом для сохранения естественных условий окружающей среды. Задача — разработка показателей устойчивости для выявления и обоснования нормативов предельно допустимой антропогенной нагрузки (ПДАН), которые устанавливаются в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий. Соблюдение нормативов гарантирует устойчивое функционирование есте-ственныхэкологических систем и сохранение биологического разнообразия. Нормативы ПДАН, обеспечивающие обязательные рамки сохранения структуры и функций экосистемы и степень (меру) максимально допустимого вмешательства человека, — ключевое понятие современного экосистемного нормирования. Данный подход в полной мере можно отнести к экоцентрическому нормированию, т. е. нормированию, направленному на защиту природной среды и ее компонентов.
Проблема экосистемного нормирования — центральная в общей системе нормативно-правового и методологического обеспечения и организации охраны окружающей среды, рационального и экологически безопасного природопользования. История становления указанного направления в нашей стране насчитывает не более 20 лет. За этот период изучение данной проблемы развивалось в теоретическом и практическом направлениях.
Теоретические исследования объединили работы по научно-методической унификации способов установления нормативов ПДАН на экосистемы разного уровня (локального, регионального и биосферного) и разработку единых принципов их количественной оценки. Разработано несколько подходов к определению нормы в зависимости от объекта (субъекта) нормирования; среди них необходимо вьщелитьдва: биологический (биоценотический) и ландшафтный (геоэкологический). В первом случае «мишенью» негативного воздействия рассматривается биоценоз, а критерием — качество его состояния. Данное направление формировалось под влиянием трудов B.C. Николаевского, A.M. Степанова, О.Ф. Садыкова и др
Теория и практические вопросы разработки ПДАН на локальном уровне подробно изложены в работе Е.Л. Воробейника и соавторов (1994).
Геоэкологический подход имеет ландшафтно-региональную направленность, ориентированную на регламентацию ГТДАН для сохранения качества состояния биотопа. В основе этого подхода лежит ландшафтно-динамический метод исследований, его объекты — ландшафт и/или природно-территориальный комплекс (ПТК), рассматриваемые как пространственно-временные системы. В центре внимания при обосновании допустимых нагрузок на природные комплексы находится сопряженный анализ антропогенных нагрузок и соответствующих модификаций ПТК. В развитие этого подхода внесли значительный вклад труды Т.Д. Александровой, А.Д. Арманда, ЮЛ. Израэля, А.Г. Исаченко, В.В. Дмитриева и др.
Необходимо признать, что «равноправие» разных подходов к проблеме означает процесс поиска методологических и методических основ разработки и установления нормативов для их дальнейшей стандартизации, т. е. начальный этап развития экосистемного нормирования. Создание нормативов ПДАН — сложная задача, сейчас выполняются предварительные проработки решения. Этотвывод подтверждается содержанием выпущенных в 1998—1999 гг. Министерством природных ресурсов методических указаний по разработке предельно допустимых вредных воздействий (ПДВВ) на подземные (Методические указания..., 1998) и поверхностные (Методические указания..., 1999) водные объекты. Предлагаемые методики, суть которых сводится главным образом к установлению ПДС, пока далеки от совершенства.
Практика экосистемного нормирования складывалась в основном в процессе разработок норм предельно допустимого воздействия на экосистемы в рамках оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при обосновании возможности реализации того или иного вида хозяйственной деятельности. В задачи ОВОС входит выявление максимально допустимого вмешательства человека в экосистемус учетом конкретных видов воздействия и условий функционирования экосистемы на данной территории. Эта задача решается на основе полевых инженерно-экологических изысканий, лабораторных и камеральных исследований, а определяемые параметры предельного воздействия становятся базовыми при реализации проектных решений. Именно поэтому процедура ОВОС, как уже отмечалось, отнесена нами к экосистемному направлению ЭН. Примером практического воплощения экосистемных подходов выступает положительный опыт выполнения программ спасения Рейна и Великих американских озер.
Экосистемное нормирование базируется на нескольких принципах, следует выделить три из них:
1)принцип «слабого звена», вытекающий из представлений о лимитирующих факторах и связях в сложных системах: нагрузки, допустимые для самого уязвимого компонента системы, принимаются как заведомо допустимые для системы в целом;
2) принцип дифференцированности экологических нормативов: пространственная и временная дифференциация нормативов, т. е. региональный или бассейновый подходы;
3) принцип «джиу-джитсу»: учет максимального использования внутри системных сил, способных действовать в желательном направлении и компенсировать техногенное воздействие, т. е. биоценотический подход
Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды устанавливаются в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны ОС, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны ОС, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов. Глубина проработки нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды, как и ширина охвата ими объектов нормирования, явно не соответствует требованиям времени. В большинстве данных нормативов отсутствует также системный подход к обеспечению качества ОС.