5 стихий | Дерево | Огонь | Почва | Металл | Вода |
6 ци | Ветер | Тепло, огонь | Влажность | Сухость | Холод |
5 сезонов | Весна | Лето | Долгое лето | Осень | Зима |
10 стволов | I, II | III, IV | V, VI | VII, VIII | IX, X |
12 ветвей | (3), (4) | (60, (7) | (5). (11); (2), (8) | (9), (10) | (12), (1) |
Стволы 5-ти вращений | IV, IX | V, X | I, VI | II, VII | III, VIII |
5 времен суток | Рассвет | Середина дня | Конец дня | Закат | Полночь |
5 вкусовых ощущений | Кислое | Горькое | Сладкое | Терпкое | Соленое |
5 прлотных внутренних органов | Печень | Сердце | Селезенка | Легкие | Почки |
6 полых внутренних органов | Желчный пузырь | Три обогревателя, тонкая кишка | Желудок | Толстая кишка | Мочевой пузырь |
12 каналов | Ножные малый ян и инь, в себе (1 ян и 1 инь) | Ручные малая инь, великий ян, инь в себе, малый ян (2 инь и 3 ян; 1 инь и 1 ян) | Ножные янский свет, великая инь (2 ян и 3 инь) | Ручные великая инь, янский свет (3 инь и 2 ян) | Ножные великий ян, малая инь (3 ян и 2 инь) |
Я порождаю | Огонь, жара, огонь-министр | Почва, влажность | Металл, сухость | Холод, вода | Дерево, ветер |
Порождают меня | Холод, вода | Ветер, дерево | Жара, огонь, огонь-министр | Влажность, почва | Сухость, металл |
Я преодолеваю | Влажность, почва | Сухость, металл | Холод, вода | Ветер, дерево | Жара, огонь, огонь-министр |
Преодоле- вают меня | Сухость, металл | Холод, вода | Ветер, дерево | Жара, огонь, огонь-министр | Влажность, почва |
Цвет | Синий (зеленый) | Красный | Желтый | Белый | Черный |
Таблица 9 всего не включает: есть еще 5 сторон. 5 запахов и пр., они могут быть увязаны подобным же образом1, образуя общий порядок, где указано имя, указано место, говорится о болезни. Далее рассмотрим этот общий порядок в приложении к груди и определим зависимости между порожденным мною, порождающим меня, преодолеваемым мною и преодолевающим меня, изменения в болезни можно отсюда увидеть ясно, методы лечения также можно отсюда определить, как о том сказано в «Теории сопоставления ци плотных внутренних органов со временем»: «Вот, вредоносная ци — гость в теле, и победа зависит от превосходства: достигнешь порожденное тобой — выздоровление, достигнешь непобежденное тобой — обострение, достигнешь порожденное тобой — поддержка, сам получаешь свое место и поднимаешься. Необходимо определить меридианы пяти плотных внутренних органов, тогда можно говорить о времени паузы и усиления, о времени смерти и жизни».
Слова «победа зависит от превосходства» относятся к зависимости между избытком и недостатком у пяти вращений и шести ци, между взаимопреодолениями и подавлениями, между использованием случая и пренебрежением. Так, сухость и металл ранят дерево, холод и вода теснят сердце, ветер и дерево используются селезенкой, огонь и жара сжигают легкие, влажность и почва притесняют почки и т.д. Порожденное мной (т.е. взаимопорожденное) называют «рожденное», когда коренная ци сама в расцвете — называют «сам получает свое место». В целом, повернется ли болезнь к улучшению или ухудшению — основной закон гласит: в случае болезни -пустоты при встрече с порождающим меня или при встрече коренной ци во время ее расцвета главенствует благоприятное; при встрече с преодолевающим меня — главенствует угроза; болезнь полноты при встрече с преодолевающим меня или с коренной ци во время ее дряхлости — главенствует благоприятное; при встрече с порождающим меня - главенствует угроза.
Пусть, например, сейчас год VI-12. Если говорить о пяти вращениях, то ствол VI соответствует почве-инь, тогда среднее вращение для этого года — вращение-почва, недостаток. Если говорить о шести ци, то год ветви (12) — инь в себе, ветер, дерево — правление неба; малый ян, огонь-министр — родник; к первой половине года ци ветра и дерева правит делами, во второй половине года ци огня-министра правит делами. В первую половину года ци влажности и почвы самая дряхлая, а ци печени и дерева самая полная, страдает селезенка, больше всего в пустоте печень. Следует уделить внимание тому, чтобы помочь ци-огню породить почву, подавить печень-дерево, чтобы укрепить селезенку, помочь огню поддержать сердце; подавляя печень, следует помочь легким, так как огонь может породить почву, а металл может преодолеть дерево. Так, во второй половине года ци ветра и дерева уже не правят делами, огонь-министр родника в значительно степени помогает селезенке-почве, только не может позволить огню слишком расцвести и препятствует подавлению печени.
Если исходить из сближения гостя и хозяина, то начальная ци перед весенним равноденствием следующая: гостящая ци — янский свет, сухость, металл; главенствующая ци — инь в себе, ветер, дерево. Металл гостящей ци может преодолеть дерево главенствующей ци, однако «победа гостя в подчинении», так что большого вреда не будет. Однако болезни печени перед праздником весеннего равноденствия остаются под действие подавления со стороны металла, и если печень в пустоте, то нужно еще поддержать воду и подавить металл, чтобы помочь почве. Если слаба ци легких, еще подпитывают почву, чтобы породить металл, так как ци почвы данного года недостаточна. Если печень в полноте, то хотя имеет место преодоление сухости и металла, но также следует прослабить печень, чтобы имеющаяся у нес ци правления неба помогла в этом.
Вторая ци, перед праздником малого изобилия, следующая: гостящая ци — великий ян, холод, вода; главенствующая ци — малая инь, огонь-князь. Хотя вода гостящей ци может преодолеть огонь главенствующей ци, все же следует обратить особое внимание поддержке огня, чтобы помочь почве, так как ци ветра, дерева, правления неба все же наличествует. Если болезнь вызвана пустотой селезенки, то трудно противодействовать двум ци: ветра-дерева и холода-воды.
Третья ци, перед большой жарой, следующая: гостящая ци — инь в себе, ветер, дерево; главенствующая ци — малая инь, огонь-министр. Дерево может породить огонь, огонь может породить почву, это очень хорошо для болезней пустоты огня и почвы, но не очень полезно для лечения печени, находящейся в полноте. Дерево и огонь казнят металл, это очень вредно для болезней легких.
Четвертая ци перед осенним равноденствием следующая: гостящая ци — малая инь, огонь-князь, главенствующая ци —великая инь, влажность, почва. Огонь приходит породить почву, что полезно для селезенки в пустоте и не полезно для селезенки в полноте. Если печень в полноте и вредоносность в полноте, то следует прослабить огонь, это полезно и для легких в пустоте, так как почва может породить металл. Однако следует воспрепятствовать ци-огню возвыситься и наполниться, так как период после четвертой ци уже относится к главенствованию огня-министра родника.
Пятая ци перед малыми снегами следующая: гостящая ци — великая инь, влажность, почва, главенствующая ци — янский свет, сухость, металл. Если ци легких в пустоте и потере, то для болезней это очень хорошо. Селезенка-почва в пустоте и слабости — тоже: можно получить поддержку от влажности и почвы гостящей ци. То есть если печень в полноте и вредность в наполнении, то это тоже не препятствие, так как почва порождает металл, металл может подавить дерево. Однако необходимо уделить внимание перекосу к возвышению огня-министра.
Шестая ци, перед большими холодами, следующая: гостящая ци — малая инь, огонь-министр, главенствующая ци — великий ян, холод, вода. Вода главенствующей ци побеждает и подавляет огонь гостящей ци, служа противодействием. Если ци трех обогревателей в пустоте, огонь желчного пузыря дряхлый и трусливый, тогда пользы меньше всего, следует обратить внимание на пополнение первоначального ян, чтобы изменить холод и воду. Ци -огонь терпит поражение — для селезенки-почвы дряхлое и слабое тоже очень не подходит.
Прочес можно вывести по аналогии. Здесь показан основной дух для овладевания вращениями и ци, он заключается в существовании победоносности и одряхления, порождения и преодоления: побеждающий подавляет, дряхлеющий поддерживает, порождающий помогает, преодолевающий выравнивает. В «Великой теории шести первоначальных записей» сказано: «устанавливают у него вращение и ци, не допускают подвергаться вредоносности; ломают его цветущую ци, дают средства его источнику изменении2; легкость и тяжесть холода и жары — большее или меньшее его управление». Это имеет тот же смысл.
Рис. 16
Пентаграмма взаимопорождения и взаимоподавления пяти вкусовых ощущений
Примечания:
1 5 сторон: восток, юг, центр, запад, север.
2 Цветущая ци (юй) здесь — преодоленная, но сплотившаяся и не рассеянная ци. Например: вода побеждает — огонь цветет, огонь побеждает — металл цветет и т.п. Если хотят сломать и рассеять расцветшую ци, нужно подавить побеждающую ее ци. Например, водой подавляют, а огонь цветет и освобождается, огнем подавляют, а металл цветет и освобождается. Источник изменений — это источник, порождающий изменения. Например, дерево может породить огонь; если огонь не взращивают, то дают средства дереву; металл может породить воду, и если теряет взращивание, то даются средства металлу, т.е. из его материнской ци дают средства и вскармливают его. Поэтому Чжан Цзинъюэ говорит: «Ломают его цветущую ци, слабость имеет избыток, дают средства его источнику изменений, пополняют недостаток» /Примечание автора/.