Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ социогенезе миннезанга и куртуазных форм общени€




¬ процессе феодализации можно различить две фазы: фазу крайней дезинтеграции (о ней шла речь выше) и идущую за ней фазу начала обратного движени€, когда по€вл€ютс€ первые, еще относительно слабые попытки реинтеграции. ≈сли вз€ть в качестве исходного пункта состо€ние крайней дезинтеграции, то за ним начинаетс€ длительный исторический процесс, в ходе которого устанавливаетс€ взаимозависимость все больших территорий и все больших множеств людей и в итоге возникают хорошо организованные интегрированные общности.

Ђ¬ X в. и еще в XI в. продолжаетс€ распад государства.  ажетс€, что уже никому не удастс€ удержать в своих руках удел, который был бы достаточно велик дл€ сколько-нибудь значимого действи€. Ћены, поместь€, права дел€тс€ все дальше и дальше... —верху вниз, по всей иерархической лестнице, люба€ власть находитс€ на пути ко все большей дезинтеграции.

Ќо затем, уже в XI и особенно в XII в., последовала реакци€. ћы встречаемс€ с феноменом, в различных формах не раз повтор€вшемс€ в истории. «емлевладельцы, наход€щиес€ в лучшем положении и имеющие б о льшие шансы, получают контроль над феодальным движением. ќни придают феодальному праву, фиксаци€ которого начинаетс€ в это врем€, иную направленность, ущемл€€ интересы своих вассалов. »х устремлени€м способствовали определенные исторические обсто€тельства... Ёта реакци€ поначалу происходила в виде консолидации людей, некогда достигших определенных социальных позицийї50.

¬месте с постепенным переходом рыцарского общества от мобильной фазы подъема и экспансии с относительно большими возможност€ми дл€ индивидов к фазе с Ђзакрытыми позици€миї, когда каждый стремитс€ прежде всего удерживать и укрепл€ть уже имеющиес€ владени€, вновь нарушаетс€ равновесие, существовавшее между рыцар€ми, сидевшими по своим замкам как своего рода царьки, Ђreguliї: небольшое число богатых, крупных землевладельцев набирают социальную силу, резко возвыша€сь над множеством мелких феодалов.

Ќам еще придетс€ более подробно говорить о механизме действи€ монополии, начавшем при этом свою работу. ”кажем пока только на один действующий здесь фактор, благодар€ коему преимущества немногих крупных землевладельцев резко возрастали. –ечь идет о той роли, что играла постепенно набиравша€ силу коммерциализаци€ общества. —плетение взаимозависимостей, механизм взаимодействи€ спроса и предложени€ и на землю, и на защиту, и на службу в менее дифференцированном обществе X и даже XI в. еще находились в процессе формировани€. ћедленно на прот€жении XI в., намного быстрее в XII в. эта сеть усложн€етс€. ѕри нынешнем состо€нии исторических исследований трудно в точности определить, насколько выросла торговл€ и увеличилось количество денег в обращении. ј только располага€ этими данными, можно было бы дать серьезный анализ реальных изменений, происшедших в соотношении социальных сил. Ќам достаточно констатации того, что вместе с дифференциацией труда в обществе происходили рост рыночного сектора и интенсификаци€ денежного обращени€, даже если натуральна€ форма хоз€йства еще долгое врем€ оставалась господствующей. Ётот рост торгового оборота и денежного обращени€ шел скорее на пользу небольшого числа крупных и богатых землевладельцев, а не огромной массе мелких рыцарей. ѕоследние в основном продолжали жить так же, как и раньше, получа€ пропитание со своих поместий. ќни потребл€ли произведенное непосредственно в их поместь€х, и их включение в сеть торговли и обмена оставалось минимальным.  рупные землевладельцы, напротив, входили в эту сеть, причем не только за счет продажи избытков продукции, получаемых с их земель. –астущие поселени€ ремесленников и торговцев, города, чаще всего примыкали к крепост€м и центрам управлени€ больших уделов. ѕри всех колебани€х, характерных дл€ отношений между крупными феодалами и коммунами, входившими в их уделы, при всем недоверии, вражде и открытой борьбе, завершавшейс€ непрочным миром, в конечном счете крупные феодалы получали от коммун подати, что усиливало их позиции по отношению к мелким рыцар€м. ” крупных феодалов возникли шансы на выход из порочного круга, когда предоставление лена за службу влекло за собой утрату власти над отданными вассалам земл€ми. ” них по€вилс€ шанс противосто€ть центробежным силам. ѕри дворах крупных землевладельцев накапливаютс€ богатства, которых нет у большинства мелких помещиков, Ч благодар€ пр€мому или косвенному участию в сети торговых отношений. Ѕогатства выступают то в натуральном виде, то в виде драгоценных металлов, слитков или отчеканенных монет. Ёти процессы развертываютс€ на фоне увеличивающегос€ Ђспроса на шансыї, растущего предложени€ своей службы со стороны обедневших рыцарей и прочих отчужденных от земли лиц. „ем меньше становилось возможностей дл€ экспансии, тем быстрее во всех сло€х, не исключа€ и высшего, росла резервна€ арми€ служилых людей. ќчень многие представители знати уже довольствовались тем, что находили хоть какое-то место при дворе крупного феодала, получа€ у него пристанище, одежду и стол. ≈сли же им каким-то образом удавалось по милости господина получить в лен клочок земли, то это считалось особой удачей. ’орошо известна€ в √ермании судьба ¬альтера фон дер ‘огельвейде в этом отношении вполне типична дл€ многих людей во ‘ранции. ”читыва€ данный социальный механизм, можно хот€ бы отчасти пон€ть все те унижени€, мольбы, разочаровани€, что сто€т за ликующим криком ¬альтера: Ђ” мен€ есть свой лен!ї.

ƒворы крупных феодалов Ч королей, герцогов, графов, верхушки баронов, короче говор€, территориальных властителей Ч уже в силу имеющихс€ там шансов привлекали к себе все растущее число людей. јналогичный процесс вновь повторитс€ через сто лет на более высокой ступени интеграции Ч при дворах абсолютных монархов, королей и великих кн€зей. “огда социальна€ сеть и развитое торгово-денежное обращение станут столь значительными, что размер налогов, собираемых по всей территории, и регул€рное войско из сыновей кресть€н и бюргеров с офицерами-двор€нами, которое станет возможным содержать за счет этих доходов, позвол€т абсолютному монарху полностью справитьс€ с центробежными силами и окончательно обуздать прит€зани€ феодалов на самовластие. ¬ XII в. интеграци€ еще не так велика, транспорт еще не развит, торговл€ еще не простираетс€ столь далеко. ƒостигнуть долгосрочной победы над центробежными силами на территории всего королевства еще невозможно; даже в пределах герцогства или графства требуетс€ ожесточенна€ борьба, чтобы не позволить вассалам захватить отданные им в лен земли. ѕрирост социальной силы крупных феодалов происходит прежде всего за счет увеличени€ размеров их собственного удела, не розданного ленникам. Ќосители королевского титула в этом отношении мало чем отличаютс€ от прочих крупных землевладельцев. ѕо€вившиес€ у них благодар€ земельной собственности и торгово-денежному обращению шансы дают им превосходство (в том числе и военное) над мелкими феодалами, независимыми рыцар€ми, Ч поначалу в пределах лишь одной местности, одной территории, поскольку даже при плохих дорогах того времени здесь не так сложно осуществл€ть централизованную власть. ¬се это вместе вз€тое обеспечивает феодалам, владеющим средними по размерам уделами (меньшими, чем королевство или Ђгосударствої в позднейшем смысле слова, но большими, чем у основной массы рыцарей), особое социальное положение.

Ёто еще не означает, что на указанной фазе развити€ становитс€ возможным достичь стабильности власти и действи€ единого аппарата управлени€ на всей территории. ¬заимозависимость земель еще не столь велика, а обращение денег еще не столь развито, чтобы даже самые крупные и богатые феодалы могли в денежной форме (целиком или хот€ бы отчасти) оплачивать работу чиновников. ј только это позволило бы установить строго централизованную власть. „тобы герцоги, короли, графы смогли добитьс€ признани€ своей социальной силы хот€ бы на собственной территории, им потребовалось вести долгую борьбу.  ак бы она ни заканчивалась, в любом случае за вассалами Ч мелкими и средними рыцар€ми Ч сохран€лось право на их поместь€, где они по-прежнему оставались маленькими корол€ми. Ќо если дворы крупных феодалов разрастались, их палаты и подвалы наполн€лись всевозможными товарами, то большинство мелких рыцарей вынуждены были сами себ€ обеспечивать и зачастую влачили весьма жалкое существование. ќни получали от кресть€н то, что можно было от них получить; они могли прокормить пару слуг и многочисленных сыновей и дочерей; они посто€нно враждовали друг с другом, а единственным способом добыть что-нибудь сверх продуктов с собственных полей было опустошение чужих земель или ограбление аббатств и монастырей.  огда интенсифицировалось денежное обращение и, соответственно, возрос спрос на деньги, к этому добавились налеты на города, нападени€ на торговые караваны, захват пленников с целью получени€ выкупа. Ќасилие Ч война, разбой, грабеж Ч вот обычна€, и иногда и единственна€, форма дохода рыцарей, живущих в услови€х натурального хоз€йства; чем беднее они были, тем больше зависели от участи€ в разбое.

ѕостепенно коммерциализаци€ хоз€йства и рост денежного обращени€ привели к тому, что немногие крупные феодалы оказались в значительно лучшем положении по сравнению с массой мелких рыцарей. ќднако превосходство королей, герцогов, графов было еще далеко не столь значительным, как в более поздние времена абсолютизма.

 ак уже говорилось ранее, подобные смещени€ равновеси€ часто встречаютс€ в истории. Ќаблюдателю ’’ в. легче всего проследить подобную трансформацию на примере усилившейс€ дифференциации между крупной и мелкой буржуазией. «десь также вслед за фазой свободной конкуренции с относительно большими шансами на подъем по социальной лестнице и обогащение (в том числе существовавшими и дл€ мелких и средних собственников) равновесие постепенно смещаетс€ в пользу экономически сильных групп, практически лиша€ вс€ких шансов экономически более слабых. ¬ладельцам мелкой и средней собственности все труднее накопить значительное состо€ние Ч исключением может выступать де€тельность в немногочисленных новых отрасл€х. –астет пр€ма€ или косвенна€ зависимость мелких и средних собственников от крупных буржуа, причем сужение пол€ возможностей дл€ первых означает почти автоматическое его расширение дл€ вторых.

ѕроцессы в западнофранкском рыцарском обществе конца XI Ч XII в. протекали аналогично. ¬ аграрном секторе с преобладанием натурального хоз€йства возможности экспансии были практически исчерпаны. –азделение труда находилось на первых стади€х развити€, торговый сектор общества только начинал расти. Ѕольшинство помещиков-рыцарей почти ничего не получили от этого роста, его результатами воспользовались немногие крупные феодалы. ¬ самом обществе феодалов началась дифференциаци€, повлекша€ за собой изменение уклада и стил€ жизни.

¬ своем превосходном исследовании, посв€щенном временам ‘илиппа јвгуста, Ћюшер пишет: Ђ‘еодальное общество в целом, за исключением его элиты, вр€д ли изменило своим обыча€м и нравам IX в. ѕочти повсюду владелец замка оставалс€ жестоким во€кой-разбойником; он воевал, сражалс€ на турнирах, проводил мирное врем€ за охотой, разор€лс€ из-за своей расточительности, угнетал кресть€н, теснил соседей и грабил церковные владени€ї51.

—лои, св€занные с растущим разделением труда и денежным обращением, пришли в движение; остальные упорно сопротивл€лись ходу событий, в кои они вовлекались.  онечно, ни об одном социальном слое нельз€ сказать, что он оставалс€ Ђвне историиї. ќднако вполне можно констатировать, что жизненный уклад помещиков-рыцарей мен€лс€ чрезвычайно медленно. ќни не принимали непосредственного и активного участи€ в том ускорившемс€ социальном движении, которое было порождено усилением обмена и растущим денежным обращением.  огда они стали ощущать на себе неблагопри€тное воздействие этого движени€, их реакци€ почти всегда приобретала невыгодную дл€ них самих форму. ћелкие землевладельцы просто мешали переменам, смысла которых по большей части не понимали ни они сами, ни их кресть€не; чаще всего эти перемены рождали в них лишь ненависть.  огда их начинали теснить с земли слои, принимавшие участие в происходившем движении, они отвечали насилием. ћелкие феодалы кормились со своих земель, довольству€сь тем, что давали собственный хлев и труд крепостных. ¬ этом отношении ничто не изменилось.  огда произведенных в их владени€х продуктов недоставало (либо они желали большего), помещики прибегали к насилию, к разбою и грабежу. “аким было их простое и незамысловатое независимое существование Ч как рыцари, так и кресть€не долгое врем€ оставались людьми, всецело прив€занными к земле. Ќалоги, торговл€, деньги, рост и падение рыночных цен Ч все это было чуждыми, а то и враждебными им €влени€ми из иного мира.

—ектор натурального хоз€йства, на который и в —редневековье, и много позже приходилась подавл€юща€ часть экономики общества, конечно, уже в те ранние времена был затронут социально-историческим движением. Ќо в сравнении с переменами, происходившими в других секторах, и вопреки всем потр€сени€м темпы существенных изменений здесь были крайне низки. » хот€ этот сектор не пребывал Ђвне историиї, он служил ареалом, где дл€ огромного числа людей воспроизводились одни и те же жизненные услови€ и на прот€жении —редневековь€, и позже, в Ќовое врем€, когда это число, остава€сь весьма значительным, все же постепенно уменьшалось. ¬се произведенное в рамках одной хоз€йственной единицы потребл€лось на месте; взаимосв€зь с другими районами и секторами общества стала ощутимой лишь позже, причем эта св€зь не была пр€мой. ѕроцессы разделени€ труда и изменени€ техники шли здесь гораздо медленнее, чем в динамичном коммерциализованном секторе.

— большим запозданием про€вились и те силы принуждени€, те способы регул€ции и сдерживани€ влечений, что стали формировать человеческую психику в мире, где господствуют деньги, в обществе с растущей функциональной дифференциацией, с увеличивающимс€ числом €вных и не€вных зависимостей. ¬лечени€ и поведение здесь труднее и медленнее покор€лись цивилизации.

 ак уже было сказано, на прот€жении всего —редневековь€ и даже долгое врем€ спуст€ к аграрному сектору Ч характеризуемому преобладанием натурального хоз€йства, слабым разделением труда, меньшим числом св€зей, выходивших за пределы данной местности, и огромной инерцией, Ч принадлежала больша€ часть населени€. „тобы действительно пон€ть процесс цивилизации, нужно иметь в виду эту полифонию истории Ч замедленные изменени€ в одних сло€х, быстрые в других, их пропорциональное соотношение. –ыцари, занимавшие господствующие позиции в этом огромном и малоподвижном секторе средневекового мира, в большинстве своем почти не были включены Ч если рассматривать их поведение и влечени€ Ч в цепочки денежного обмена. ќни не знали иного помощника в добыче пропитани€, чем свой меч, а потому не зависели непосредственно от чего-либо иного. “олько опасность со стороны человека, обладающего большей физической силой, военна€ угроза, исход€ща€ от более могущественных властителей, чем они сами, могли принудить их к сдержанности. ¬ остальном игра аффектов, жизнь со всеми ее ужасами и радост€ми ни от чего не зависела и ничем не подавл€лась. “о, как они распор€жались своим временем, Ч а врем€, как и деньги, есть функци€ социальной взаимозависимости, Ч лишь в малой степени зависело от других людей или подчин€лось внешним регул€тивам. “о же самое можно сказать и о влечени€х: они были дикими, необузданными, сиюминутными, мгновенно вспыхивающими по воле случа€. –ыцари могли себе это позволить. ћало что заставл€ло их принуждать самих себ€ к сдержанности; мало что способствовало образованию у них сильного и стабильного Ђ—верх-яї, €вл€ющегос€ функцией принуждени€ извне и внешней зависимости, превратившихс€ в самопринуждение.

  исходу —редневековь€ уже значительна€ часть рыцарей попадают в сферу вли€ни€ крупных феодальных дворов. ѕриведенные нами примеры, характеризующие образ жизни рыцарства (см. первый том насто€щего издани€), относ€тс€ именно к придворным кругам. ќднако большинство рыцарей и в это врем€ жили почти так же, как и в IXЧX вв. Ѕолее того, и много позже сходную жизнь вели помещики, число которых, правда, неуклонно сокращалось. ≈сли верить писательнице ∆орж «анд (сама она настаивает на исторической достоверности рассказанного), то и незадолго до революции в провинциальных уголках ‘ранции оставались такие неистовые феодалы, только они были еще более дикими и озлобленными в силу своего положени€ аутсайдеров. ќна описывает жизнь в одном из замков, где ничего не изменилось с достопам€тных времен; более того, этот замок Ч на фоне происшедших перемен в общественной жизни Ч превратилс€ в некое подобие разбойничьего вертепа. ¬от что она пишет в новелле Ђћопраї: ЂMon grand-père, Ч говорит герой этого рассказа, Ч était dès lors avec ses huit fils le dernier débris que notre province eût conservé de cette race de petits tyrans féodaux dont la France avait été couverte et infestée pendant tant de siècles. La civilisation, qui marchait rapidement vers la grande convulsion révolutionnaire, effaçait de plus en plus ces exactions et ces brigandages organisés. Les lumières de lТéducation, une sorte de bon goût, reflèt lointain dТune cour galante, et peutêtre le pressentiment dТun réveil prochain et terrible du peuple pénétraient dans les chateaux et jusque dans le manoir à demi-rustique des gentillâtres4)ї.

—ледовало бы привести целые отрывки из этого рассказа, чтобы показать, что способы поведени€, характерные дл€ большей части высшего сло€ в XIЧXII вв., в силу сходных условий жизни сохранились у отдельных аутсайдеров более поздних времен. —держивание и регулирование влечений им по-прежнему неизвестны. »х влечени€ все еще не трансформировались в набор многообразных более изысканных потребностей в наслаждении, которые теперь известны окружающему обществу. ∆енщины вызывают презрение, поскольку представл€ют собой лишь объект, способный удовлетворить желание. –адость доставл€ют разбой и изнасилование. Ќе жела€ никого признавать своим господином, такие господа угнетают кресть€н, трудом которых живут, причем делают это одной лишь силой, с помощью оружи€. ќбремененность долгами, узость и бедность жизни контрастируют с их прит€зани€ми. ƒеньги вызывают недоверие и у господ, и у кресть€нин: Mauprat ne demandait pas dТargent. Les valeurs monétaires sont ce que le paysan de ces contrées réalise avec le plus de peine, ce dont il se dessaisit avec le plus de répugnance. ЂLТargent est cherї est un de ses proverbes, parce que lТargent représente pour lui autre chose quТun travail physique. CТest un commerce avec les choses et les hommes du dehors, un effort de prévoyance ou de circonspection, un marché, une sorte de lutte intellectuelle qui lТenlève à ses habitudes dТincurie, en un mot un travail de lТesprit; et pour lui cТest le plus pénible et le plus inquiétant5)ї.

ѕодобные анклавы натурального хоз€йства вкраплены в широкое экономическое поле, где всецело господствуют торговые отношени€ и разделение труда. Ќо даже в этих анклавах не удаетс€ полностью уберечьс€ от вли€ни€ денежного обращени€. Ќужно платить налоги, нужно покупать то, что не произведено в своем поместье. ќднако все то, что требуетс€ от вовлеченных в денежные отношени€ людей, Ч незримое регулирование влечений, учет возможных последствий, сдерживание своих стремлений во им€ необходимой физической работы, Ч все это в подобных провинциальных уголках ненавид€т как непон€тное и совершенно неприемлемое принуждение.

ѕриведенна€ цитата относитс€ к помещикам и кресть€нам конца восемнадцатого столети€. Ётого пока достаточно дл€ иллюстрации того, насколько медленно происходили перемены в данном секторе общества и в психике принадлежавших к нему людей.

¬ услови€х этого широко распространенного натурального хоз€йства во ‘ранции с ее бесчисленными замками и множеством мелких и крупных поместий начинают формироватьс€ Ч медленно в XI в. и более быстро в XII в. Ч два новых социальных органа. ¬озникают две формы поселени€ и интеграции, в которых по€вл€ютс€ признаки разделени€ труда и взаимозависимости между людьми: дворы крупных феодалов и городские поселени€. ќба эти института по своему социогенезу тесно св€заны друг с другом Ч при всей непри€зни и всей вражде, что питали друг к другу насел€вшие их люди.

«десь требуетс€ по€снение. ¬озникновение дифференцированного сектора в форме городского поселени€, где достаточно большое число людей могло кормитьс€ за счет разделени€ труда и обмена продуктами производства, произошло не в единый миг. —начала на пути продуктов от натурального состо€ни€ до потреблени€ крайне медленно начинают по€вл€тьс€ новые, хоз€йственно независимые инстанции. Ўаг за шагом из мелких поместий вырастают города и крупные феодальные дворы. Ќи городские поселени€, ни феодальные дворы в XII в. (и даже долгое врем€ спуст€) еще не были так изолированы от областей с натуральным хоз€йством, как города позднейшей эпохи, скажем, XIX в. Ќапротив, городское и сельское производства здесь еще теснейшим образом св€заны друг с другом. ’от€ немногие крупные феодальные дворы подключаютс€ к сети торговых и рыночных операций Ч это стимулируетс€ большой потребностью в предметах роскоши и становитс€ возможным благодар€ накоплению средств за счет сбора податей и продажи избытков продуктов, Ч значительна€ часть повседневных потребностей по-прежнему в основном покрываетс€ произведенным в собственном домене. ¬ этом смысле они остаютс€ дворами с преобладанием натурального хоз€йства. Ќо именно в силу величины домена в его пределах происходит дифференциаци€ производства. ¬ этом отношении такие феодальные владени€ напоминают крупные рабовладельческие хоз€йства античности, продукци€ которых отчасти шла на рынок, а отчасти Ч на непосредственное удовлетворение потребностей хоз€йского дома и о которых в этом смысле можно говорить как о дифференцированной форме дорыночного хоз€йства. ¬ определенной степени это справедливо также и по отношению как к простейшим работам, выполн€емым в рамках феодального поместь€, так и, прежде всего, к организации производства. ƒомен крупного феодала почти никогда не представл€л собой единого комплекса, ограничивающегос€ лишь сельскохоз€йственной де€тельностью. –азными пут€ми Ч благодар€ трофе€м, получению наследства, даров или приданого Ч в него проникали различные товары. Ёти ценности были рассредоточены по всей площади домена, а потому их нельз€ было обозреть так же легко, как содержимое подвала какого-нибудь мелкого поместь€. “ребовалс€ центральный аппарат, люди, учитывающие поступление и расходование ценностей, ведущие счет, сколь примитивным он бы ни был в то врем€. Ёти люди не только вели учет, но также были зан€ты территориальным управлением. Ђћалый феодальный двор в интеллектуальном плане был рудиментарным органом, в особенности там, где его хоз€ин сам не умел читать и писатьї52. ƒворы крупных и богатых феодалов привлекали дл€ управлени€ целые штабы из ученых клириков. Ќо поскольку новые возможности превращали таких феодалов в самых богатых и могущественных людей всей округи, они могли удовлетворить возникшую потребность в том, чтобы их двор блистал, свидетельству€ об их высоком положении. ќни превосходили богатством не только прочих рыцарей, но и любого городского жител€. ѕоэтому феодальные дворы имели в то врем€ и большее культурное значение, чем города. ¬ конкурентной борьбе местных владык их дворы должны были репрезентировать богатство и могущество. ѕоэтому эти феодалы привлекали образованных людей в качестве не только управленцев, но также и историков, призванных запечатлеть их де€ни€ и судьбы. ќни приглашали к себе менестрелей, которые должны были воспевать их самих и их дам. Ѕольшие дворы становились Ђпотенциальными центрами литературного патронажаї, Ђпотенциальными центрами исторических писанийї53. ¬ те времена еще не было книжного рынка, а потому тот, кто в мирском обществе специализируетс€ в области сочинительства и хочет жить за счет этого зан€ти€ (будь он сам клириком или нет), должен искать покровительства при дворе Ч такова единственна€ форма патронажа, дающа€ средства существовани€54.

 ак и повсюду в истории, более высокие и изысканные формы литературного творчества возникают из более простых, и это происходит вместе с дифференциацией общества, с возникновением круга богатых людей с утонченным вкусом. ѕоэт здесь еще не самосто€тельный индивид, выступающий перед анонимной публикой и знакомый в лучшем случае только с несколькими слушател€ми. ќн творит на глазах хорошо ему известных лиц и обращаетс€ к тем, кого видит чуть ли не ежедневно. ќн выражает атмосферу этого общественного круга, его стихи несут на себе отпечаток отношений и форм общени€, прин€тых в этом кругу, свидетельствуют о его собственном социальном положении.

ћенестрели переходили от одного замка к другому. ќни выступали в них как певцы, но часто и как шуты, дураки в простейшем смысле этого слова. ¬ качестве таковых они могли жить и в замке мелкого рыцар€. Ќо они заход€т в такие замки ненадолго: здесь мало места и не интересно, нет и средств, позвол€ющих длительное врем€ кормить или содержать менестрел€. ¬се это имеетс€ только при больших дворах. ѕоэтому и функции менестрелей простираютс€ от роли шута и дурака до положени€ миннезингера и трубадура. ‘ункци€ дифференцируетс€ в зависимости от публики. Ќаиболее богатые и могущественные феодалы (и, соответственно, занимающие высшие ступени в феодальной иерархии) имели возможность привлекать к своим дворам лучшие силы. «десь собиралось больше людей; здесь возникала возможность изысканного общени€, умной беседы. —оответственно, более утонченной становилась и поэзи€. ¬ ту эпоху часто говорилось: Ђ„ем выше господин и госпожа, тем выше и лучше певецї55. Ёто считалось чем-то само собой разумеющимс€. „асто при большом феодальном дворе жили даже не один, а несколько менестрелей. Ђ„ем выше были личные качества и ранг кн€гини, чем больше блистал ее двор, тем больше певших хвалебные песни оказывалось у нее при двореї56. ¬оенное соперничество между крупными феодалами сопровождалось и посто€нной борьбой за престиж. » поэт, и хронист были инструментами такой борьбы. ѕоэтому переход миннезингера от одного сеньора на службу к другому очень часто означал и смену политических убеждений певца57. ќ песн€х миннезингеров можно с полным основанием сказать: Ђѕо своему смыслу и по своей цели за формой воспевани€ лиц сто€л политический панегирикї58.

¬згл€ду историков миннезанг чаще всего представал как характерна€ форма, в которой наход€т отражение обычаи рыцарского общества. ѕривычка истолковывать его таким образом подкрепл€лась и усиливалась за счет того, что вместе с отмиранием рыцарской функции, вместе с увеличением зависимости двор€нства в эпоху подъема абсолютизма образ свободного и независимого рыцарского общества приобрел ностальгические оттенки. ќднако трудно себе представить, что миннезанг со своими нежными тональност€ми (а имелись не только нежные) имел своим источником те же грубые и неотесанные формы жизни, что были свойственны большинству рыцарей. Ќе раз подчеркивалось, что миннезанг Ђсильно противоречит рыцарскому духуї59. „тобы разрешить это противоречие и пон€ть, кака€ социальна€ позици€ нашла выражение в лирике трубадуров, следует учитывать всю картину начавшейс€ дифференциации общества.

¬ XIЧXII вв. можно выделить три основные, хот€ зачастую переходившие друг в друга формы жизни рыцарей. ¬о-первых, существовали мелкие помещики, владевшие одной-двум€ деревеньками; во-вторых, имелось незначительное число крупных землевладельцев, богатых рыцарей, удельных кн€зей; и, наконец, в-третьих, были безземельные или малоземельные рыцари, состо€вшие на службе у крупных феодалов или зависимые от них. Ѕлагородные миннезингеры происходили в основном (хот€ и не исключительно) из последней группы. «ан€тие пением и сочинительством на службе у крупного феодала и его жены было одним из путей, открытых как дл€ вытесненных с земли двор€н, так и дл€ представителей низших слоев, горожан и кресть€н. ¬ыходцы из обоих слоев выполн€ли эту функцию при дворах удельных кн€зей в качестве трубадуров. ƒаже если врем€ от времени кто-то из богатых и знатных феодалов сам сочин€л стихи и музыку, в целом лирика трубадуров несет на себе отпечаток того положени€, в котором находились социально зависимые люди, оказавшиес€ в кругу более состо€тельных людей и общавшиес€ с ними в соответствии с определенными правилами.  онечно, эти отношени€ и формы принуждени€ еще не были столь строго регулируемыми и прочно закрепленными, как при дворах абсолютных монархов, где поведение в значительно большей степени определ€лось денежными отношени€ми. Ќо и здесь уже заметно довольно строгое регулирование влечений. ¬ узком кругу придворных, а также в присутствии хоз€йки дома стало об€зательным общение в менее агрессивной форме.  онечно, не следует преувеличивать: миролюбивое настроение еще не нашло такого большого распространени€, как впоследствии, когда абсолютные монархи запретили даже дуэли. ¬ это врем€ рыцари еще хватаютс€ за меч по любому поводу, обычаи военного противосто€ни€ и мести сохран€ют свою силу, но при общении в придворном кругу уже отчетливо заметны подавление возбуждени€ и сублимаци€ влечений. ѕевцы Ч независимо от того, рыцари они или простолюдины по происхождению, Ч ведут зависимое существование. »х творчество, состо€ние их аффектов и влечений социально обусловлены их положением, а именно тем, что они состо€т на службе.

Ђ≈сли придворный певец хотел привлечь внимание к своему искусству и добитьс€ почтени€ к себе, то он мог возвыситьс€ над странствующим музыкантом только тогда, когда его принимали на службу кн€зь или кн€гин€. ѕесни любви, обращенные к еще незнакомой госпоже, предназначались прежде всего дл€ выражени€ готовности служить при ее дворе. “ака€ служба оставалась целью всех тех, кто хотел своим искусством добывать себе средства дл€ существовани€, иначе говор€, дл€ людей низкого происхождени€ или дл€ сыновей из благородных домов, не обладавших правом первородства, а потому лишенных наследства...ї.

ЂЅлагодар€ исследованию  онрада Ѕурдаха мы можем рассмотреть в качестве типичного примера судьбу ¬альтера фон дер ‘огельвейде.  ороль ‘илипп Ђвз€л его к себеї, т.е. поэт был прин€т в Ђfamiliaї Ч обычное выражение дл€ обозначени€ человека, получившего пост. Ёто была служба без бенефици€, дливша€с€ от четырех недель до одного года.  огда срок ее завершалс€, можно было оставить свой пост, чтобы искать милости у другого господина. ¬альтер не получил лена от ‘илиппа, равно как и от ƒитриха ћейсенского, ќттона IV или √ермана “юрингского, к чел€ди которых он некогда принадлежал. —лужба у епископа ¬ольгара Ёлленберхтскирхского также была временной. Ќаконец, ему даровал бенефиций ‘ридрих II, слывший знатоком поэзии и сам писавший стихи. ѕолучить за службу Ђhonosї, вотчину или лен (а много позже и деньги), было высшей честью в феодальную эпоху с ее натуральным хоз€йством; это было высшей целью и верхом устремлений служилых людей. Ётого редко добивались придворные певцы во ‘ранции и в √ермании. ѕо большей части они довольствовались тем, что развлекали придворное общество за приют и питание, а особой честью считалось... получение еще и соответствующего придворной службе оде€ни€ и необходимых дл€ нее инструментовї60.

ќсобое состо€ние аффектов, получившее свое выражение в миннезанге, неразрывно св€зано с социальным положением миннезингеров. –ыцари IXЧX вв. (как, впрочем, и подавл€ющее их большинство в более поздние времена) не отличались особой нежностью в общении с женщинами Ч как с собственными женами, так и с дамами, занимавшими более низкое положение. ¬ замках женщины всегда были доступны дл€ мужчин, обладавших большей физической силой. ќни могли защищатьс€, прибега€ к различным уловкам, но мужчина был их господином. ќтношени€ между полами, как и в любом обществе воинов, где господствуют мужчины, регулировались только силой, все решала €вна€ или не€вна€ борьба всех против всех.

»ногда встречаютс€ упоминани€ и о женщинах, по своему темпераменту и склонност€м мало чем отличавшихс€ от мужчин. ¬ таком случае хоз€йка замка представл€ла собой Ђмужеподобную бабуї, наделенную большим темпераментом и бурными страст€ми, с юных лет занимающуюс€ телесными упражнени€ми и предающуюс€ всем удовольстви€м чреватой многими опасност€ми рыцарской жизни61. Ќо нередки свидетельства и о том, что воин, будь он королем или простым сеньором, бьет свою жену. Ёто было привычным делом: рыцарь пришел в €рость и прибил жену, так ударил ее кулаком, что у той кровь из носу пошла:ЂLе roi lТentend et la colère lui monte au visage: il lève le poing et la frappe sur le nez, si bien quТil en fit sortir quattre gouttes de sang. Et la fame dit: Bien grand merci. Quand il vous plaira, vous pourrez recommencer6Тї.

Ђћожно привести другие сцены в том же духе, Ч замечает Ћюшер62, Ч повсюду будет удар кулаком по носуї. „асто мы видим, что рыцари не желают слушать советов своих жен.  ак говорит один из них, Ђdame, allez vous mettre à lТombre, et, par dedans vos chambres peintes et dorées, allez avec vos suivantes manger et boire, occupez-vous de teindre la soie: CТest votre métier. Le mien est de frapper de lТépée dТacier7)ї.

Ђћожно прийти к выводу, Ч продолжает Ћюшер, Ч что и в эпоху ‘илиппа јвгуста более куртуазное, более любезное отношение к женщинам в феодальных кругах можно было встретить только в виде исключени€. ¬ подавл€ющем большинстве поместий и замков все еще господствовал древний обычай жестокого и крайне непочтительного обращени€ с ними, что в преувеличенном виде передают большинство Ђchansons de gesteї. Ќе следует питать иллюзий, возникающих при ознакомлении с теори€ми любви провансальских трубадуров или некоторых Ђтруверовї из ‘ландрии и Ўампани: выраженные ими чувства были, сдаетс€, чувствами элиты, крайне незначительного меньшинства...ї63.

ƒифференциаци€, отделивша€ большинство мелких и средних рыцарских поместий от небольшого числа дворов крупных землевладельцев, в большей мере включенных в растушую сеть торговли и денежного обращени€, влечет за собой и соответствующую дифференциацию поведени€ феодалов.  онечно, расхождени€ были еще не так уж и велики, имелись переходные формы, нередки свидетельства взаимовли€ний различных форм общени€. Ќо в целом мы можем сказать, что мирное общение придворных, группирующихс€ вокруг хоз€йки дома, встречалось только в поместь€х крупных рыцарей. “олько здесь у миннезингера по€вл€лс€ шанс получить службу, только здесь возникало то своеобразное положение, которое нашло свое выражение в лирике миннезанга, Ч положение мужчины на службе у хоз€йки дома.

–азница между манерами и чувствами, нашедшими выражение в миннезанге, и другими, более брутальными, доминировавшими в Ђchansons de gesteї (им не счесть примеров и в исторических свидетельствах), восходит к двум различным типам отношений между мужчинами и женщинами. Ёти типы отношений соответствуют двум сло€м феодального общества, по€вившимс€ в результате того смещени€ равновеси€, о котором мы говорили ранее. ¬ одном слое, в среде провинциального двор€нства, сидевшего в своих замках и поместь€х, раскиданных по всей стране, мужчины в целом господствовали над женщинами, и власть мужчин была более или менее €вной. “ам, где слой воинов или провинциальных двор€н оказывает сильное воздействие на общество в целом, наблюдаютс€ про€влени€ мужского господства, как и формы чисто мужского товарищества со специфической эротикой, а также в известной мере и изол€ци€ женщин.

“акого рода отношени€ преобладали в средневековом обществе воинов. ƒл€ него характерно своеобразное недоверие, цар€щее между полами. Ёто недоверие выражает огромное различие жизненных форм или жизненного пространства обоих полов Ч они душевно чужды друг другу. ѕока женщина исключена из основной сферы жизнеде€тельности мужчины Ч в данном случае из воинской, а позже из профессиональной сферы де€тельности Ч мужчины провод€т б о льшую часть жизни в общении друг с другом. ѕревосходство над женщинами сочетаетс€ с презрением к ним: Ђ—тупай в свою изысканно украшенную комнату, наше дело Ч войнаї. Ёти слова типичны, женщина должна сидеть в горнице. “акое отношение сохран€лось долгое врем€, пока не изменилось строение самой жизни, тот социальный базис, который его порождает. —леды подобного отношени€ во французской литературе прослеживаютс€ вплоть до XVI в., т.е. до тех пор, пока высший слой состоит в основном из рыцарского провинциального двор€нства64. «атем оно исчезает из литературы, поскольку во ‘ранции сочинительство контролируетс€ и моделируетс€ придворными, хот€ не уходит из жизни провинциального двор€нства.

¬ европейской истории большие дворы эпохи абсолютизма были тем местом, где возникло невиданное ранее равенство мужчин и женщин в основной жизненной сфере, что определило и формы поведени€ обоих полов. Ќам пришлось бы далеко отойти от нашей темы, чтобы рассмотреть вопрос о том, почему уже в XII в. крупные феодальные дворы (а затем, еще в большей мере и более €вной форме, дворы абсолютных монархий) дали женщинам шанс преодолеть мужское господство и позволили им зан€ть равное с мужчинами положение. ¬ литературе обращалось внимание на то, что на юге ‘ранции женщина и в более ранние времена могла обладать собственностью, наследовать лен, участвовать в политической жизни. ¬ысказывалось предположение, что эти обсто€тельства способствовали развитию миннезанга65. ѕравда, этот тезис оспаривалс€ теми, кто указывал, что Ђнаследование трона дочерью было возможно лишь в том случае, если ее родственники-мужчины, ленники и соседи признавали ее наследницей и не преп€тствовали ее вступлению в праваї66. ƒаже в тонком слое крупных феодалов всегда про€вл€лось то превосходство мужчин над женщинами, что восходило к оценке человека по его способности выполн€ть воинские функции. ¬ жизненном пространстве больших феодальных дворов эта воинска€ функци€ мужчин в известной мере отошла на второй план. «десь по€вл€етс€ светское общество, в котором посто€нно живут тесно св€занные друг с другом люди, занимающие различные ступени на иерархической лестнице. ќни образуют сеть, сконцентрированную вокруг главной персоны Ч удельного кн€з€. ”же это принуждает всех зависимых лиц к определенной сдержанности, иначе им просто не удастс€ справитьс€ с далекой от военного дела управленческой работой. ¬се это создает более или менее мирную атмосферу. ѕовсюду, где мужчины принуждены отказыватьс€ от физического насили€, наблюдаетс€ рост социального веса женщин. «десь, в рамках большого феодального двора, возникает общее жизненное пространство, в котором происходит общение мужчин и женщин.

 онечно, в отличие от дворов абсолютных монархий, мужское господство еще не было поколеблено. ƒл€ хоз€ина дома доминирующее значение еще имела функци€ рыцар€ и военного вожд€; он воспитывалс€ прежде всего как воин, который должен был хорошо владеть оружием. »менно поэтому сфера миролюбивого общени€ оставалась за женщинами.  ак это нередко случалось в западной истории, не мужчины, а женщины высшего сослови€ первыми обратились к чтению и стали удел€ть внимание образованию вообще. Ѕольшой двор предоставл€л женщинам и возможности, и свободное врем€ дл€ удовлетворени€ такого рода потребностей. ќни привлекали поэтов, певцов, ученых клириков. ¬ результате женщины способствовали возникновению круга людей, зан€тых мирной духовной де€тельностью. Ђ¬ высших кругах на прот€жении XII в. у женщин образование было в среднем более утонченным, чем у мужчинї67. –азумеетс€, оно было таковым только по сравнению с мужчинами того же сло€, например с их мужь€ми. ќтношени€ супругов в целом не слишком отличались от тех, что были обычными дл€ рыцарского общества. ќни стали чуть менее грубыми, несколько более утонченными, чем у мелких рыцарей, но и здесь мужь€ в отношени€х со своими женами не испытывали сколько-нибудь значительного воздействи€, принуждающего их к сдержанности. ћужчина по-прежнему €вно и недвусмысленно обладал всей полнотой власти.

ќднако в основании лирики трубадуров и миннезингеров лежит не эта форма человеческих отношений: отношение не одного супруга к другому, а мужчины, сто€щего на более низкой социальной ступени, к вышесто€щей женщине. “олько в этом слое, только при дворах, которые были достаточно богаты и могущественны, чтобы пестовать такие отношени€, стал возможным миннезанг. –ечь идет, таким образом, не обо всем рыцарском обществе, но об узком его слое, об Ђэлитеї.

—в€зь между социальной основой этого отношени€ и структурой влечений €вл€етс€ совершенно очевидной. ¬ феодальном обществе в целом, где мужчина властвовал безраздельно и зависимость женщин от мужчин была €вной и почти неограниченной, мужчине не было нужды в сдерживании себ€, в самопринуждении. ќ Ђлюбвиї в этом обществе почти ничего не говоритс€. ¬озникает даже впечатление, что влюбленный вызывает у рыцарей лишь насмешку. ∆енщины кажутс€ им второразр€дными существами Ч их кругом предостаточно, и они служат дл€ удовлетворени€ влечени€ в его простейшей форме. ∆енщины даны мужчине Ђpour sa nécessité et délectation8Тї. “ак не раз говорилось и впоследствии, и это в точности соответствует поведению рыцарей тех времен. ќт женщин мужчине нужно только физическое наслаждение, а в остальном Ђil nТest guère hommes qui pour avoir patience, endurent leurs femmes968.

¬лечени€ женщин подвергались гораздо большим ограничени€м, чем влечени€ равных им по рождению мужчин. Ёто характерно дл€ всей западной истории Ч и в более ранние времена, и впоследствии. »сключение составл€ли лишь дворы эпохи абсолютной монархии. “о, что женщина, занимавша€ в этом воинском обществе высокое положение, а потому располагавша€ известной свободой, была более склонна преодолевать, сублимировать и трансформировать свои аффекты, чем равный ей по рождению мужчина, могло быть следствием посто€нной привычки, выработанной ранним Ђкондиционированиемї. ѕо сравнению с социально равным ей мужчиной она была человеком, занимающим более низкое положение в обществе.

¬се это способствовало тому, что сдерживание, обуздание, а тем самым и преобразование влечений в данном воинском обществе требовались прежде всего от нижесто€щего и зависимого мужчины в его отношени€х со сто€щей на более высокой социальной ступени женщиной. Ќельз€ считать случайным, что именно в этой ситуации возникает социальный (а не только индивидуальный) феномен, получивший название Ђлирикиї. ј вместе с ним по€вл€етс€ и другой социальный феномен: то преобразование желани€, те оттенки чувства, та сублимаци€ аффектов, которые называютс€ нами Ђлюбовьюї. «десь по€вл€ютс€ Ч уже не в виде исключени€, но с опорой на определенный социальный институт Ч контакты между мужчиной и женщиной, не позвол€ющие мужчине овладевать женщиной, как только у него по€вилось к тому влечение. Ќедоступность или труднодоступность женщины, обусловленные ее более высоким положением, делают ее еще более желанной. “акова ситуаци€ и таковы аффекты, нашедшие свое выражение в миннезанге, Ч в дальнейшем, на прот€жении столетий их вновь и вновь будут испытывать влюбленные.

Ѕезусловно, песни трубадуров и миннезингеров выражали условности феодального двора, были украшением свободного врем€препровождени€ и инструментом в социальной игре. ћогло существовать сколько угодно трубадуров, не столь уж сильно влюбленных в воспеваемую ими даму и без труда пользовавшихс€ услугами более доступных женщин. Ќо ни сами эти условности, ни их лирическое выражение не были бы возможны без подлинного опыта и переживаний такого рода. »х €дром служили насто€щие, действительные переживани€. Ќельз€ просто изобрести или придумать подобные оттенки чувства. Ѕыли те, кто любил и имел талант выразить эту любовь при помощи слова. Ќе так уж трудно отличить стихи, отражающие подлинные чувства, от тех, в которых мы имеем дело с условност€ми. ѕоэтам, начавшим играть словами и звуками и сделавшим это зан€тие условностью, должны были предшествовать те, кто творил, опира€сь на собственные переживани€. Ђ’орошие поэты примешивали к поэзии любовного опь€нени€ истину собственных чувств: матери€ их песен приходила из полноты их жизниї69.

„асто возникал вопрос о литературных источниках и образцах миннезанга. Ќе без оснований указывалось на родство миннезанга с религиозной лирикой и латинской поэзией вагантов70.

ќднако мы не поймем сущности миннезанга, если будем отталкиватьс€ от его литературных предшественников. ¬ лирике вагантов и стихах, обращенных к ƒеве ћарии, были скрыты многие возможности дальнейшего развити€. Ќо почему изменилс€ способ выражени€ человеческих чувств? »ли Ч если задать этот вопрос в более простой форме, Ч почему оба предшествовавших варианта лирики не остались формами экспрессии, доминирующими в обществе? ѕочему заимствованные из них формальные и эмоциональные элементы вошли в состав чего-то вновь возникшего? » почему это последнее приобрело именно такой облик, получив им€ Ђминнезангаї? »стори€ не знает разрывов, и новым поколени€м приходитс€ использовать то, что уже имеетс€ в наличии, и сознательно или бессознательно его развивать. Ќо какова динамика этого движени€, каковы формирующие силы исторических перемен? Ётот вопрос относитс€ и к данному случаю. ѕоиск источников и антецедентов, конечно, имеет определенное Ч иногда большее, иногда меньшее Ч значение дл€ понимани€ миннезанга, но без социогенетического и психогенетического исследовани€ процесс его возникновени€ остаетс€ не про€сненным. ћы не сможем пон€ть миннезанг как сверхиндивидуальный феномен, не у€сним его социальную функцию Ч а именно, его функцию в феодальном обществе в целом, Ч равно как и специфику его формы и типичность в его содержании, если не обратимс€ к исследованию нашедших в нем свое выражение особенностей межчеловеческих отношений и актуальной ситуации людей, Ч тех людей, которые и не ведали об этом генезисе. ƒл€ отдельного решени€ данной проблемы нам потребовалось бы значительно больше места, чем необходимо дл€ ее рассмотрени€ исключительно в св€зи с общим развитием общества. Ќо уже на примере одного этого €влени€, миннезанга, мы можем уточнить направление социогенетического и психогенетического исследовани€ данного движени€ в целом.

—ерьезные исторические изменени€ строго закономерны. —егодн€ мы часто встречаемс€ с мнением, будто отдельные социальные образовани€ случайно следуют друг за другом в истории, словно образы одного облака в голове ѕер √юнта: то ему видитс€ лошадь, то медведь. “ак и общество оказываетс€ то романским, то готическим, то барочным.

ћы в насто€щем исследовании наметили несколько линий исторического развити€, которые вели к формированию общества как Ђфеодальной системыї и тех отношений, что нашли свое выражение в миннезанге. ћы говорили об ускорившемс€ росте населени€ в период, последовавший за великим переселением народов, о взаимовли€нии этого процесса и укрепл€вшихс€ отношений собственности, об образовании избыточного числа представителей двор€нского сослови€, равно как и представителей сло€ несвободных и полусвободных людей, о необходимости дл€ безземельных искать службу у более могущественных господ.

¬ св€зи с этим мы упоминали также о постепенном формировании промежуточных инстанций на пути от производства товаров к их потреблению, о росте спроса на единые средства платежа, о смещении равновеси€ в феодальном обществе, обеспечившим преимущество сравнительно небольшого числа крупных рыцарей перед подавл€ющим большинством феодалов. –ечь шла о формировании дворов крупных феодалов, об их превращении в удельные центры, где феодально-рыцарские черты образа жизни уже сочетались с придворными, а также о том, что в обществе в целом черты натурального хоз€йства сочетались с денежными отношени€ми.

ќдной из таких линий развити€ €вл€етс€ также рост потребности крупных феодалов, находившихс€ друг с другом в отношени€х военной или бескровной конкурентной борьбы, в утверждении своего престижа, в репрезентации своего могущества. Ёти властители стремились продемонстрировать свое отличие от мелких рыцарей, вследствие чего более или менее прочным институтом стало присутствие при дворе поэтов и певцов, прославл€вших господина и госпожу, выражавших политические интересы и позиции господина, находивших слова дл€ восхвалени€ вкуса и красоты хоз€йки дома.

  этому добавл€етс€ Ч пусть только в тончайшем высшем слое рыцарского общества Ч возникновение первой формы эмансипации, увеличение степени свободы женщин.  онечно, эта свобода была крайне незначительной в сравнении с той, что утвердилась при больших дворах эпохи абсолютизма. Ќо уже здесь мы находим посто€нные контакты между дамой Ч женщиной, занимающей высокую социальную позицию, Ч и трубадуром, нижесто€щим и зависимым мужчиной, независимо от того, был он рыцарем или нет. Ќедоступность или труднодоступность желанной женщины, принудительное сдерживание влечений у социально зависимого мужчины, об€зательные дл€ него регулирование и сублимаци€ влечений ведут к тому, что трудноосуществимые желани€ начинают обретать выражение в сновидческом €зыке поэзии.

 расота одних стихов и пуста€ условность других, величие одних миннезингеров и ничтожность других Ч все это в данном случае второстепенно. ћы говорим о миннезанге исключительно как о социальном институте, в рамках которого возникает пространство дл€ развити€ индивида. » этот институт непосредственно формируетс€ в ходе взаимовли€ни€ социальных процессов.

»менно в ситуации большого рыцарского двора происход€т формирование прочно установленных конвенций общени€, определенное обуздание аффектов и регулирование манер. Ётому стандарту манер, этим конвенци€м, этой изысканности поведени€ сами люди того времени дали им€ Ђкуртуазностиї. ≈сли соединить сказанное ранее о куртуазном поведении с тем, что здесь говорилось о феодальном дворе, то мы получим общую картину, способствующую пониманию и того, и другого.

ѕредписани€ куртуазного общества выше были представлены в виде р€дов примеров, призванных проиллюстрировать ход процесса цивилизации в сфере поведени€. —оциогенез крупных рыцарских дворов €вл€етс€ одновременно социогенезом куртуазного поведени€.  ак форма поведени€, Ђкуртуазностьї формировалась прежде всего у социально зависимых лиц, вращающихс€ в кругу этого рыцарско-придворного высшего сло€71.  онечно, куртуазный стандарт поведени€ никоим образом не был Ђначальным этапомї. ќн не может служить примером такого поведени€, при котором аффекты вообще не завис€т от отношений между людьми, ничем не св€заны и Ђестественныї. “акого состо€ни€ абсолютного отсутстви€ сдерживани€ влечений, или Ђначального этапаї, вообще не существует. ќтносительно небольшое сдерживание влечений в куртуазном высшем слое (меньшее по сравнению с тем, что было характерно дл€ верхушки мир€н западного мира в более поздние времена) в точности соответствовало форме интеграции, существующей в обществе, уровню и способу взаимозависимости между людьми.

ѕо сравнению с той фазой, когда формируетс€ более жесткий аппарат власти абсолютной монархии, разделение труда было незначительным; торговые св€зи были также менее развиты, меньшим было и число людей, находивших себе пропитание в каждом отдельно вз€том месте. «ависимость индивида всегда формируетс€ социальной сетью его зависимостей от других людей, а здесь эта сеть была не столь плотной, как в обществах с более развитым разделением труда, где человеку приходитс€ жить в тесном взаимодействии с другими людьми и подчин€тьс€ строго установленному пор€дку. ѕоэтому регулирование и сдерживание влечений здесь также были менее об€зательными и строгими, нельз€ было бы утверждать, что такое поведение было в равной мере присуще всем сло€м данного общества. Ќо при дворах крупных феодалов сдерживание влечений происходило уже в значительно большей мере, чем в мелких поместь€х и в рыцарском обществе в целом, где взаимозависимость людей была небольшой и менее дифференцированной, сеть отношений Чнезначительной, а функциональна€ зависимость людей друг от друга про€вл€лась преимущественно во врем€ войны. ¬ сравнении с поведением и аффектами, обычными дл€ данного общества, Ђкуртуазностьї уже представл€ла собой нечто более утонченное и выступала как отличительный признак поведени€ высших слоев. ѕредписани€, почти без изменений переходившие из одних средневековых книг о хороших манерах в другие (Ђне делай того или этогої), непосредственно свидетельствуют о формах поведени€ большей части рыцарства, которые начина€ с IX-X вв. и приблизительно до XVI в. мен€лись так же медленно, как и порождающие их услови€ жизни воинов-землевладельцев.

ѕри современном уровне знаний мы не располагаем терминологией, подход€щей дл€ адекватной передачи всей совокупности данных процессов. ѕриходитс€ пользоватьс€ неточными и приблизительными описани€ми, вроде того, что ограничени€, накладываемые на поведение людей и их влечени€, стали Ђбольшеї, интеграци€ Ч Ђтеснееї, взаимозависимость Ч Ђсильнееї. “очно так же нам не удаетс€ приблизитьс€ к социально-исторической реальности, когда мы говорим о Ђнатуральном хоз€йствеї и Ђденежном хоз€йствеї, либо, следу€ данной пон€тийной форме, за€вл€ем о том, что Ђсектор денежных отношений выросї. Ќасколько он Ђвыросї, какими были этапы этого роста?  ак могут ограничени€ стать Ђбольшеї, интеграци€ Ђтеснееї, взаимозависимость Ђсильнееї? Ќаши пон€ти€ недостаточно дифференцированны, они слишком часто прив€заны к описани€м матермальных субстанций. ¬едь речь здесь идет не только об изменении степени, о Ђбольшеї или Ђменьшеї. Ћюбое употребление слова Ђсильнееї по отношению к ограничени€м и зависимост€м означает, что взаимозависимости между людьми станов€тс€ иными, качественно другими; это подразумеваетс€ и в том случае, когда мы говорим о различи€х в социальной структуре. ¬ динамической сети зависимостей, в которую включен человек, измен€ютс€ и получают иной вид влечени€ и способы поведени€ людей. Ёто подразумеваетс€ в тех случа€х, когда речь идет о различи€х в душевном строении или в стандарте поведени€. ћы можем сопоставл€ть различные фазы развити€ общества и употребл€ть сравнительные формы потому, что качественные изменени€ Ч при всех своих отклонени€х, случающихс€ на прот€жении значительных отрезков времени, Ч идут в одном и том же направлении, т.е. что мы имеем дело с однонаправленными процессами, а не со случайными переменами. Ёто вовсе не означает, что данные процессы представл€ют собой развитие к лучшему, Ђпрогрессї, либо движение к худшему, Ђрегрессї. Ќо в то же врем€ было бы неправильным считать, что мы имеем дело только с количественными изменени€ми. «десь речь идет о нередко встречающихс€ в истории структурных изменени€х, которые проще рассматривать с количественной стороны. Ќо это Ђпрощеї означает также и Ђболее поверхностної.

ћы наблюдаем определенное развитие ситуации: сначала замок противостоит замку, затем удел Ч уделу, а потом государство Ч государству; по прошествии же веков, в наши дни, на горизонте истории по€вл€ютс€ первые признаки борьбы за еще более высокую степень интеграции регионов и человеческих масс. ћожно предположить, что постепенно возникнут интегрированные общности еще более высокого пор€дка со стабильным аппаратом господства, способствующим достижению в них внутреннего мира. ќни будут вести вооруженную борьбу с единицами того же уровн€, пока дальнейший рост взаимосв€зей и развитие коммуникации не приведут к установлению мира на всей планете. Ётот процесс может длитьс€ столети€ми или тыс€челети€ми, но в любом случае увеличение размера общностей, выступающих в качестве единиц интеграции и ареала единой власти, одновременно €вл€етс€ выражением структурных изменений в строении общества, в самих человеческих отношени€х. ¬с€кий раз, как равновесие смещаетс€ в пользу интегрированных общностей более высокого пор€дка, Ч обеспечива€ преимущество сначала крупных феодалов перед мелкими, затем королей перед крупными феодалами и удельными кн€зь€ми, Ч подобна€ трансформаци€ предполагает возникновение иной, более сильной дифференциации функций, удлинение цепочек взаимодействий в социальной организации, независимо от того, идет ли речь о военной или хоз€йственной организации общества. ¬с€кий раз это означает, что сеть зависимостей, в которую вовлечен индивид, расшир€етс€ и структурно измен€етс€. ѕри этом вместе с трансформацией строени€ данной сети зависимостей соответствующие изменени€ происход€т и в моделировании поведени€ и эмоциональной жизни индивида, во всей его психической организации. ћы имеем дело с двум€ сторонами одного и того же процесса: с одной стороны, это Ч процесс Ђцивилизацииї, в котором мен€ютс€ формы поведени€ и влечени€, с другой, с точки зрени€ человеческих отношений, Ч процесс прогрессирующей взаимозависимости, роста дифференциации социальных функций, ведущий к образованию все б о льших интегрированных единиц. »ндивид Ч неважно, осознает он это или нет, Ч пребывает в зависимости от состо€ни€ и изменени€ таких общностей.

ћы попытались представить общую картину самой ранней и наиболее простой фазы данного процесса, подбира€ дл€ этого самые нагл€дные факты. Ќам еще придетс€ вернутьс€ к рассмотрению дальнейшего хода этого движени€ и его механизмов. ѕока что мы у€снили причину того, что на этой ранней фазе, характеризуемой преобладанием натурального хоз€йства, интеграци€ и установление стабильного аппарата власти в рамках всей империи были маловеро€тны.  ороли-завоеватели могли захватывать огромные территории и какое-то врем€ удерживать их с помощью военной силы. Ќо само строение общества еще не позвол€ло им создать стабильную организацию власти, способную на прот€жении длительного периода обеспечивать единство завоеванного царства в мирное врем€ и мирными средствами. Ќам еще нужно будет показать, какие социальные процессы ведут к образованию такого стабильного аппарата власти, делающего возможным и иной способ взаимосв€зи индивидов.

ћы видели, как уменьшение внешней угрозы в IXЧX вв. Ч по крайней мере, в царстве западных франков, Ч равно как слаба€ экономическа€ взаимозависимость, привели к чрезвычайно сильной дезинтеграции властных функций. Ћюбое мелкое поместье превращаетс€ в Ђгосударствої, управл€емое властью его хоз€ина, вс€кий мелкий рыцарь Ч в независимого господина и повелител€. Ќа социальном ландшафте мы видим только множество разбросанных тут и там хоз€йственных и политических единиц; кажда€ из них представл€ет собой автаркию, она почти не св€зана с другими. »сключени€ми служат небольшие анклавы, участвующие в заморской торговле, а также монастыри и аббатства, поддерживающие св€зи, выход€щие за границы данной местности. ƒл€ господского сло€ мир€н главными формами взаимосв€зи €вл€ютс€ нападение и защита. ћало что может принудить людей этого сло€ к регул€рному сдерживанию влечений. “аково Ђобществої в широком смысле этого слова, подход€щем дл€ обозначени€ любой формы человеческой интеграции. Ќо оно еще не €вл€етс€ Ђобществомї в более узком смысле слова, указывающем на посто€нную, сравнительно тесную и равномерную интеграцию людей, принуждаемых избегать насили€ хот€ бы в рамках данной конкретной единицы. –анн€€ форма такого Ђобществаї в узком смысле слова постепенно образуетс€ при дворах крупных рыцарей. ¬еличина поместь€ и подключение к торговой сети выступают в качестве факторов, способствующих притоку богатств, а потому сюда устремл€етс€ все больше людей, ищущих службу и пропитание. ¬ед€ совместное существование на прот€жении долгого времени, они оказываютс€ вынуждены мирно общатьс€ друг с другом. ј это Ч прежде всего в св€зи с присутствием вышесто€щих женщин Ч требует известной сдержанности, регулировани€ поведени€, моделировани€ аффектов и форм общени€.

Ёта сдержанность далеко не всегда была столь велика, как в случае миннезанга с его условност€ми, определ€ющими отношени€ между певцом и его госпожой.  уртуазные предписани€ относительно манер поведени€ показывают повседневный стандарт, точно формулиру€ существовавшие требовани€. ¬ этих предписани€х речь идет и об отношении рыцар€ к женщинам, что позвол€ет лучше пон€ть и отношение к даме барда.

¬озьмем, например, так называемый ЂSpruch von den mannenї, где говоритс€:

ЂVor allen Dingen hüete dich

daz du mit frowen zühtelich

schallest, daz stât dir wol

............................................

ist aber daz ez коте dar zuo

daz dich ir einiu sitzen tuo

zuo ir, des bis gemant

und sitz ir niht ûf ir gewant

ouch niht ze nâch, daz rât ich dir

wiltu iht (je) reden heimlich zir,

begrîf sie mit den armen niht

swaz dir ze reden mit ir geschiht10)ї72.

— точки зрени€ стандарта мелкого рыцарства, даже така€ форма внимани€ к женщинам требовала от мужчин немалых усилий, хот€ куртуазные предписани€ крайне мало ограничивали их поведение по сравнению с той сдержанностью, что стала привычной, скажем, дл€ придворных кавалеров времен Ћюдовика XIV. ¬ то же самое врем€ здесь хорошо заметны различи€ в сети взаимозависимостей, в каждом случае определ€вшие вырабатывавшиес€ привычки. ќднако куртуазность уже была шагом на пути, ведущем к нашему способу моделировани€ влечений, шагом на пути к Ђцивилизацииї.

—лабо интегрированный высший слой рыцарей-мир€н, символом которого может служить замок, возвышающийс€ в центре поместь€-автаркии, образует один полюс. ƒругим €вл€етс€ более интегрированный слой светских вельмож, собранных при дворе абсолютного монарха, выступающем в качестве центрального органа управлени€ королевства. „тобы подойти к рассмотрению социогенеза цивилизационной трансформации, нам нужно было вычленить из широкого и продолжительного процесса развити€ данное проблемное поле.

ћы разобрали некоторые стороны процесса, в ходе которого над социальным ландшафтом, характеризуемым множеством замков, постепенно стали выдел€тьс€ дворы возвысившихс€ крупных феодалов. “еперь перед нами стоит следующа€ задача: показать тот механизм, благодар€ которому один из этих феодалов, король, добилс€ преимущества перед всеми прочими, смог создать стабильный аппарат власти, распростран€ющейс€ на всю территорию, скрепив ее в Ђгосударствої. Ётот же путь одновременно вел от стандарта поведени€, называемого Ђcourtoisieї, к стандарту, получившему им€ Ђcivilitéї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1077 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

621 - | 605 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.08 с.