Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќб основной траектории Ђцивилизацииї приема пищи




¬ конце восемнадцатого столети€, незадолго до революции, французский высший слой приближаетс€ к тому стандарту поведени€ за едой (и не только за едой), который в дальнейшем постепенно станет само собой разумеющимс€ дл€ всего Ђцивилизованногої общества. ѕриведенный нами пример Ђћї (1786) весьма показателен в этом отношении. ћы видим, что ранее свойственный лишь придворным обычай употреблени€ салфетки становитс€ обычаем всего цивилизованного буржуазного общества. ƒанный пример свидетельствует о том, что вилка более не используетс€ при еде супа, хот€ ее необходимость становитс€ пон€тной, если иметь в виду, что ранее супы во ‘ранции содержали больше твердой пищи, чем в насто€щее врем€. ќн показывает далее, что демократизированный обычай ломать, а не резать хлеб, стал придворным правилом. “о же самое мы видим по тому, как стали пить кофе.

Ёто лишь несколько примеров формировани€ нашего повседневного ритуала. ≈сли проследить этот р€д до насто€щего времени, то мы замечаем, что изменились только частности; добавились новые требовани€, старые сделались менее жесткими, по€вилось множество национальных и социальных вариаций застольных нравов Ч народные массы, средний класс, рабочие и кресть€не в разной степени следуют единому ритуалу цивилизации и регулировани€ влечений. ќднако основа того, чт о в цивилизованном обществе требуетс€ от людей и что находитс€ под запретом Ч стандартна€ техника еды, способ обращени€ с ножом, вилкой, ложкой, тарелкой, салфеткой и прочими приборами, Ч все это по существу осталось прежним. ƒаже развитие техники поведени€ во всех прочих област€х, включа€ технику приготовлени€ пищи, изменившуюс€ за счет использовани€ новых источников энергии, не привело к существенным трансформаци€м техники еды и прочих форм застоль€. Ћишь очень внимательное наблюдение позвол€ет заметить признаки идущего далее развити€.

ѕродолжает мен€тьс€ техника производства. “ехника потреблени€ развивалась и продвигалась теми общественными формаци€ми, теми сло€ми, которые носили потребительский характер в неизмеримо большей мере, чем все последовавшие за ними. ¬месте с упадком этих слоев прекратилось и интенсивное преобразование того, что сделалось приватной сферой жизни и стало противопоставл€тьс€ сфере профессиональной. ѕоэтому в потреблении вместо быстрых темпов изменений, характерных дл€ придворной фазы развити€ общества, наблюдаетс€ очень медленное движение.

ƒаже формы столовых приборов Ч тарелок, блюд, ножей, вилок, ложек Ч представл€ют собой лишь вариации на темы Ђdix-huitièmeї и предшествующих ему столетий.  онечно, было немало изменений частного характера. ¬ качестве примера можно указать на дифференциацию приборов. ѕри смене блюд по возможности мен€ют не только тарелку, но и весь прибор. ”же недостаточно правила, что брать кушань€ следует не руками, а ножом, вилкой и ложкой. ¬ высших сло€х дл€ каждого рода пищи требуетс€ особый прибор. ѕо одну сторону тарелки кладутс€ супова€ ложка, нож дл€ рыбы и нож дл€ м€са; по другую Ч вилки дл€ закуски, дл€ рыбы, дл€ м€са. ѕеред тарелкой размещаютс€ вилка, ложка или нож (в зависимости от обычаев страны) дл€ сластей.   десерту и фруктам принос€т новый прибор. ¬се эти оруди€ отличаютс€ друг от друга; они делаютс€ то больше, то меньше, получают то округлую, то заостренную форму. Ќо при ближайшем рассмотрении в них нет ничего принципиально нового. Ёто Ч вариации на ту же тему, дифференциаци€ в рамках одного и того же стандарта. Ћишь в отдельных пунктах, прежде всего в употреблении ножей, происход€т постепенные изменени€, выход€щие за пределы достигнутого стандарта.   ним нам еще придетс€ вернутьс€.

¬ известном смысле то же самое можно сказать о периоде до XVв. ѕо совсем иным причинам тогда также был достигнут стандарт техники еды, сформировалось €дро представлений о социально запрещенном и дозволенном по отношению к себе и другим люд€м. Ёто €дро выражаетс€ в запретах и заповед€х, они в главных чертах повсюду одни и те же, и, хот€ прослеживаютс€ воздействие моды, отклонени€, региональные и социальные вариации, можно говорить об их медленном продвижении в определенном направлении.

¬рем€ перехода от одной фазы к другой даже трудно установить. Ѕыстрое движение начинаетс€ где раньше, где позже; повсюду происход€т небольшие подготовительные сдвиги. Ќо рисунок всей кривой развити€ везде один и тот же: сначала идет средневекова€ фаза, достигающа€ вершины во врем€ расцвета рыцарско-придворного мира. ƒл€ этой ступени характерна еда руками. «атем следует фаза сравнительно быстрого движени€ вперед и перемен, охватывающа€ XVI, XVII и XVIII вв., когда импульсы к трансформации поведени€ за едой последовательно продвигают общество к новому стандарту, устанавливающему новые правила и запреты.

ѕосле этого начинаетс€ нова€ фаза, на которой действует достигнутый стандарт, хот€ и наблюдаетс€ небольшое движение в определенном направлении. ѕреобразование повседневного поведени€ еще не вполне утрачивает свое значение в качестве инструмента социальной дифференциации, однако оно уже не играет той роли, что была присуща ему на предшествующей фазе. “еперь в качестве основани€ социальных различий в значительно большей мере выступает богатство, деньги. ƒостижени€ человека, то, что он смог осуществить, его произведени€ Ч все это играет б о льшую роль, чем его манеры.

¬с€совокупность примеров позвол€ет нам отчетливо увидеть, как происходило движение. «апреты средневекового общества, даже рыцарско-придворного, не налагают значительных ограничений на про€влени€ аффектов. —оциальный контроль, если сравнить его с более поздними временами, остаетс€ м€гким. ¬о вс€ком случае, манеры предстают как непринужденные. «а едой не следует чавкать и сопеть; в тарелку нельз€ плевать, а в салфетку Ч сморкатьс€, ибо последн€€ служит дл€ того, чтобы вытирать жирные пальцы; нельз€ сморкатьс€ и с помощью тех пальцев, которыми берут еду с общего блюда.  ак нечто самоочевидное подразумеваетс€, что сид€щие за столом пользуютс€ общим блюдом. Ќе следует только по-свински набрасыватьс€ на это блюдо, макать в общий дл€ всех соус уже надкусанное.

ћногие из предписаний такого рода упоминаютс€ еще Ёразмом и следовавшим ему  альвиаком. ≈сли рассматривать движение в целом, то по изображению нравов того времени его можно пон€ть лучше, чем при разборе этих произведений по отдельности. —толовый прибор по-прежнему невелик. —лева кладут хлеб, справа Ч чашу и нож. ¬от и все. ѕравда, уже упоминаетс€ вилка, но с ограниченной функцией, в качестве инструмента дл€ того, чтобы брать куски с общего блюда. Ќар€ду с носовым платком по€вл€етс€ салфетка, но они, будучи символом перемен, выступают как возможные, но не об€зательные приспособлени€.  ак говорилось в то врем€, если у теб€ есть платок, то лучше сморкатьс€ в него, а не в два пальца. ≈сли тебе предложили салфетку, то положи ее на левое плечо. „ерез сто п€тьдес€т лет и салфетка, и носовой платок, и вилка стали в придворном слое об€зательными дл€ употреблени€.

—ходную траекторию движени€ мы обнаруживаем и в случае других привычек и манер.

–аньше суп часто пили из общей миски или плошки, которыми пользовались многие. ¬ куртуазных сочинени€х предписывалось употребление ложки, но поначалу одной и той же ложкой пользовались несколько человек. —ледующий шаг виден по выписке из сочинени€  альвиака (1560). ќн упоминает о существующем у немцев обычае каждому давать по ложке. «атем мы прослеживаем происшедшие изменени€ по выдержке из ƒе  уртэна (1672). —уп теперь уже не ед€т из общей миски, он наливаетс€ в персональную тарелку, причем каждый делает это собственной ложкой. ќднако уже здесь упоминаютс€ особо деликатные люди, не желающие есть из блюда, в которое другие макали свои ложки. ѕоэтому необходимо обтереть салфеткой свою ложку перед тем, как запускать ее в общее блюдо. »ным и этого мало. ¬ общее блюдо вообще нельз€ лезть той ложкой, уже побывавшей во рту, нужно пользоватьс€ другой.

¬ысказывани€ такого рода показывают не только пришедший в движение весь ритуал застоль€, но и то, что люди ощущали это движение.

Ўаг за шагом устанавливаетс€ способ есть суп, впоследствии ставший само собой разумеющимс€: у каждого имеетс€ сво€ тарелка и сво€ собственна€ ложка. ѕроисходит специализаци€ столового прибора. ѕрин€тие пищи обретает новый стиль, отвечающий новым потребност€м совместного существовани€.

¬ поведении за столом нет ничего само собой разумеющегос€, чего-то производного от Ђестественногої чувства при€тного и непри€тного. Ќи ложка, ни вилка, ни салфетка не были изобретены в один прекрасный день каким-то пытливым индивидом, и их по€вление не похоже на создание технических приспособлений с четко установленной целью и способом применени€. »х функци€ устанавливалась постепенно, их формы совершенствовались и закрепл€лись на прот€жении столетий в процессе социального обращени€. Ћюба€, даже сама€ незначительна€, привычка, любой ритуал формировались бесконечно медленно, даже те поведенческие формы, которые кажутс€ нам совершенно элементарными или Ђразумнымиї,Ч вроде того, что жидкие блюда нужно есть ложкой. —тандартизаци€ способа, каким держали в руке и пользовались ножом, вилкой, ложкой, происходила постепенно. Ќо и сам механизм этой стандартизации виден лишь при обзоре всего р€да примеров. »мелс€ сравнительно ограниченный придворный круг, формировавший модель, отвечавшую поначалу только потребност€м собственной общественной ситуации, с присущими ему социальным положением и душевным строем. Ќо и само строение французского общества, и ero развитие способствовали тому, что прочие слои охотно и жадно перенимали сформированную наверху модель. ќна постепенно распростран€лась по всему обществу, конечно, не без соответствующих изменений.

ѕереход, перетекание моделей из одного социального единства в другие Ч из центра общества на периферию или, скажем, от парижского двора ко дворам других стран, или в рамках одного политического объединени€, во ‘ранции или в —аксонии, сверху вниз или снизу вверх, Ч представл€ет собой важнейшее движение в целостном процессе цивилизации. ¬ приведенных примерах отражен только один момент такого перехода. ќднако сходным образом во ‘ранции моделировались не только манера есть, но также способы мышлени€ и речи, короче говор€, все человеческое поведение, Ч даже если в других поведенческих сферах временные и организационные параметры траектории движени€ в немалой мере отличались от вышеуказанной. ‘ормирование определенного ритуала человеческих отношений в процессе трансформации общественного и душевного состо€ни€ не есть нечто изолированное. ѕросто мы поначалу смогли проследить только одну линию. –ассмотрение того, как происходил процесс Ђцивилизацииї в области речи, поможет напомнить, что наблюдени€ за переменами в манерах позвол€ют увидеть лишь срез общего изменени€ поведени€ в данном обществе, правда, чрезвычайно простой и наиболее доступный дл€ анализа.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 863 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2225 - | 2093 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.