Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсознание тени




Ќезависимо от того, в какой форме впервые про€витс€ подсознание: как проблеск познани€ или как горькое откровение - через некоторое врем€ обычно возникает необходимость скорректировать осознанное поведение в соответствии с полученной информацией, то есть прин€ть "критику" подсознани€. „ерез сновидени€ человек знакомитс€ с теми аспектами своей личности, на которые он предпочитал по различным причинам смотреть сквозь пальцы. Ётот процесс ёнг назвал осознанием “ени (он использовал слово "тень" дл€ обозначени€ этой части подсознани€, потому что она довольно часто по€вл€етс€ в сновидени€х в образе человека).

Ќо “ень не представл€ет из себ€ подсознание целиком, а только неизвестные или мало известные свойства и признаки Ёго - те его аспекты, которые большей частью принадлежат к личностной сфере и вполне могли бы быть осознанными. ќтдельные качества, присущие “ени, могут также складыватьс€ из коллективных вли€ний, приход€щих из источников, лежащих за пределами личной жизни индивидуума.

ѕри попытке увидеть свою “ень человек начинает замечать у себ€ (к своему стыду) те качества и импульсы, наличие которых он обычно отрицает, хот€ и различает у других: Ёгоизм, леность ума и небрежность мысли, прожектерство, безответственность и трусость, чрезмерна€ страсть к деньгам и вещам - одним словом, все те грешки, о которых раньше он думал: "≈рунда, никто этого не заметит и, вообще, кто не без греха".

≈сли при попытке при€тел€ обвинить вас в допущенной ошибке, вы чувствуете, что выходите из себ€, знайте, что это про€вл€етс€ часть вашей “ени, которую вы не осознаете.  онечно, естественно испытывать раздражение, когда другие люди, ничуть не лучше вас, критикуют за свойственные “ени недостатки. Ќо что остаетс€ делать, когда вас упрекают ваши собственные сновидени€ - ваш внутренний судь€? ¬от тогда-то Ёго и оказываетс€ в ловушке и ему остаетс€ только смущенно замолчать. «атем начинаетс€ болезненна€ и длительна€ работа по самовоспитанию, психологическую сложность которой можно сравнить с трудами √еркулеса. ¬ы помните, что первой задачей бедн€ги было очистить за день јвгиевы конюшни, в которых за многие дес€тилети€ скопилось столько навоза от сотен голов скота, что обыкновенный смертный впал бы в уныние от одной мысли об этом.

“ень про€вл€етс€ не только в том, чего мы не делаем, но и в спонтанных, ненамеренных действи€х. Ќе успеешь подумать, а колкость прозвучала, интрига готова, неправильное решение прин€то - и вот результаты, которых никто не хотел и не замышл€л. Ѕолее того, “ень в гораздо большей степени подвержена тлетворному коллективному вли€нию, чем сознание ее владельца. Ќапример, когда человек один, он чувствует себ€ относительно в пор€дке. Ќо как только кто-то вокруг начинает заниматьс€ дурными делами, его так и т€нет к ним присоединитьс€ из опасени€, что в противном случае его сочтут за дурака. ¬ итоге он дает волю импульсам вовсе ему не свойственным. ’арактерно, что при контактах с людьми одного пола на “ень каждого из нас как бы накладываютс€ “ени присутствующих, усилива€ общие недостатки. ј “ень у лиц противоположного пола нас почти не раздражает, и мы легко прощаем им ее присутствие.

¬от почему в сновидени€х “ень по€вл€етс€ в образе личности, пол которой совпадает с полом сновидца. ѕримером может послужить следующий сон, приснившийс€ мужчине сорока восьми лет, который старалс€ жить главным образом дл€ себ€ и ни от кого не зависеть, усердно работал на службе и над самим собой, при этом подавл€л в себе т€гу к удовольстви€м и спонтанным поступкам в гораздо большей мере, чем подходило бы его истинной природе:

"” мен€ был очень большой дом в городе, но €, хот€ и жил в нем, еще не изучил его как следует. ƒл€ лучшего знакомства € прошелс€ по дому и обнаружил несколько комнат, главным образом в подвале, о которых ничего не знал. “ам были двери, ведущие в другие подвалы и даже на подземные улицы. я почувствовал беспокойство, обнаружив, что несколько из них не закрыты, а на некоторых не было и замков. ¬едь кругом работали люди, которые могли проникнуть в дом. ѕодн€вшись на первый этаж, € прошел на задний двор, где тоже обнаружил выходы на улицу или в другие дома. “олько € начал осматриватьс€, как ко мне подошел громко смеющийс€ мужчина и за€вил, что мы с ним старые школьные друзь€. я тоже его вспомнил, и пока он рассказывал мне о своей жизни, мы направились к выходу, а затем пошли бродить по улицам.

¬оздух был залит странным полусветом. ћы шли по огромной, идущей по кругу улице, огибающей сквер, когда мимо нас внезапно пробежали галопом три лошади. Ёто были красивые сильные животные, дикие, но хорошо ухоженные, хот€ и без наездников (может быть, они сбежали от военных?)".

Ћабиринт странных коридоров, залов и незапертых выходов в подвале воссоздает древнеегипетские представлени€ о загробном мире и €вл€етс€ хорошо известным символом, означающим подсознание с его неизведанными возможност€ми. ќн знаменует также "открытость" вли€нию как подсознательной “ени, так и сверхъестественных и чуждых человеку сил. ћожно сказать, что подвал означает основу психики сновидца. Ќа заднем дворе (символизирующем еще не раскрытый душевный потенциал психики) внезапно по€вл€етс€ старый школьный друг. ќн €вно олицетвор€ет другой аспект самого сновидца - бывший составной частью его жизни в детстве, но давно утраченный и забытый. „асто случаетс€, что качества, присущие человеку в детские годы, например веселость, вспыльчивость или, может быть, доверчивость, внезапно исчезают, и не пон€тно, куда и каким образом они ушли. »менно така€ утраченна€ часть характера сновидца теперь возвращаетс€ (с заднего двора) и вновь стараетс€ зав€зать дружбу. Ётот образ €вл€етс€, веро€тно, отражением утраченной способности сновидца наслаждатьс€ жизнью, а также его “ени, обращенной во внешний мир.

ћы вскоре поймем, почему сновидец ощутил "беспокойство" как раз перед встречей с этим внешне безобидным старым другом.  огда он гул€ет с ним по улице, выскакивают лошади. —новидец думает, что они, возможно, сбежали из воинской части (иначе говор€, сбежали от сознательной дисциплины, характеризовавшей до сих пор его жизнь). “от факт, что лошади были без наездников, показывает, что инстинктивные влечени€ могут выйти из-под контрол€ сознани€. ¬ образах старого друга и лошадей вновь по€вл€етс€ та до сих пор отсутствовавша€ позитивна€ сила, в которой так остро нуждалс€ сновидец.

Ёта проблема часто возникает, когда человек сталкиваетс€ с "другой стороной" самого себ€. “ень обычно содержит ценности, в которых нуждаетс€ сознание, но форма, в которую они облечены, затрудн€ет их использование.  оридоры и большой дом в этом сне означают также, что сновидец еще не знает собственных духовных масштабов и не способен пока реализовать их. “ень в этом сновидении типична дл€ личности интроверта (человека, стрем€щегос€ отойти как можно дальше от внешней жизни). ” человека открытой натуры - экстраверта, более обращенного к внешним объектам и окружающей его жизни, “ень будет выгл€деть совершенно иначе.

ќдин молодой человек, облада€ очень живым темпераментом, неоднократно осуществл€л то один, то другой проект в бизнесе, и каждый раз успешно; в то же врем€ его сновидени€ настаивали, чтобы он довел до конца начатый им личный творческий замысел. ѕриведем один из его снов:

"Ќа диване, нат€нув на голову покрывало, лежит мужчина. Ёто головорез, по национальности француз, готовый на любое преступление. ¬низ по лестнице мен€ сопровождает чиновник, и € знаю, что против мен€ задуман заговор: француз должен как бы неча€нно убить мен€. (“ак это должно выгл€деть со стороны).  огда мы подошли к выходу, злодей действительно подкралс€ ко мне сзади, но € был начеку. ¬ысокий дородный господин (весьма богатый и вли€тельный) внезапно прислон€етс€ к стене позади мен€, почувствовав себ€ плохо. ¬оспользовавшись случаем, € моментально убиваю чиновника, всадив нож ему в сердце. «вучит реплика: "ѕо€вилась вод€ниста€ капелька". “еперь € в безопасности. ‘ранцуз не нападет на мен€, поскольку его босс мертв. („иновник и удачливый дородный господин оказываютс€ одним и тем же лицом, причем последний каким-то образом встает на место первого)".

√оловорез представл€ет не€вную сторону сновидца - его внутренний мир, достигший совершенно жалкого состо€ни€. ќн лежит на диване (то есть пассивен) и нат€гивает на лицо покрывало, жела€, чтобы его оставили в покое. — другой стороны, чиновник и процветающий дородный господин (каким-то образом составл€ющие одно лицо) олицетвор€ют внешне успешную де€тельность сновидца. ¬незапна€ болезнь дородного мужчины св€зана с тем фактом, что сновидец действительно несколько раз болел, когда позвол€л своей динамичности и энергии слишком мощно про€витьс€ во внешней жизни. Ќо этот удачливый господин не имел крови в жилах - там была лишь вод€ниста€ жидкость, означающа€, что внешн€€ амбициозна€ де€тельность сновидца безжизненна и бескровна, как у автомата. “аким образом, если дородный муж будет убит, это не будет насто€щей потерей. ѕод конец сна француз как-то просветл€етс€. ќн €вно представл€ет положительную теневую фигуру, обернувшуюс€ отрицательным и опасным персонажем лишь потому, что сознание сновидца не согласилось с этим.

ѕриведенный сон показывает нам, что “ень может состо€ть из многих различных элементов: например, из неосознанной амбиции (удачливый дородный муж) и сосредоточенности на внутреннем мире (француз). Ѕолее того, на сеансе психоанализа упоминание о французах вызвало у пациента ассоциацию с их прекрасным умением флиртовать и заводить романы. —ледовательно, две теневые фигуры представл€ют еще и две хорошо известные побудительные силы - власть и секс. ¬ластный мотив по€вл€етс€ одновременно под двум€ личинами - чиновника и преуспевающего господина. „иновник или государственный служащий символизирует адаптацию к коллективу, тогда как преуспевающий мужчина олицетвор€ет амбициозность, хот€ пон€тно, что и то, и другое служит силе власти.  огда сновидцу удаетс€ остановить эту опасную внутреннюю силу, француз внезапно перестает казатьс€ опасным. — другой стороны, секс - не менее опасна€ управл€юща€ нами сила - также отступает.

ясно, что проблема “ени играет большую роль во всех политических конфликтах. ≈сли человек, видевший этот сон, не отнесс€ бы внимательно к проблеме своей “ени, он мог бы легко отождествить отча€нного француза с коммунистической "угрозой", а чиновника и процветающего господина - с "падкими до денег капиталистами". ѕри таком подходе он не заметил бы, что внутри его имеютс€ столь противоположные по значению элементы. ѕро€влени€ наших подсознательных устремлений у других людей называютс€ "проекцией" или "вли€нием". “акие вли€ни€ можно в большом количестве обнаружить в идеологии и пропаганде любой страны, как, впрочем, и в "кухонных дискусси€х". ¬севозможные вли€ни€ затрудн€ют наше воспри€тие друзей, лиша€ его объективности и подрыва€ таким образом возможность подлинно человеческих взаимоотношений.

»меетс€ еще одна отрицательна€ сторона проецировани€ вовне нашей “ени. ѕри отождествлении ее, например, с коммунистами или капиталистами, часть нашей личности переходит туда, покида€ нас. ¬ результате мы будем посто€нно (хот€ и непроизвольно) действовать в ущерб себе, поддержива€ тем самым другую сторону и неосознанно помога€ врагу. » наоборот, если мы осознаем вли€ние “ени и можем обсуждать с людьми, на которых это вли€ние проецируетс€, любые проблемы без страха и враждебности, но с вниманием, тогда по€витс€ шанс взаимопонимани€ или, по крайней мере, примирени€.

—танет ли “ень нашим другом или врагом, зависит главным образом от нас самих.  ак показывают оба выше рассмотренных сновидени€, “ень вовсе не об€зательно находитс€ в оппозиции. Ќа деле она в точности подобна любому человеку, ради сосуществовани€ с которым приходитс€ то в чем-то уступить, то в чем-то пойти наперекор, а то и что-то полюбить - в зависимости от ситуации. “ень становитс€ враждебной, только когда ее игнорируют или недопонимают.

¬ отдельных случа€х индивидуум ощущает потребность про€вить худшую сторону своего характера, подавл€€ лучшую. ¬ таких случа€х “ень €вл€етс€ в его снах в образе положительного геро€. Ќо человеку, эмоции и чувства которого ближе к естеству, “ень может €витьс€ в образе холодного и непри€тного интеллектуала, который в этом случае олицетвор€ет скрываемые колкости и непри€тные мысли. “аким образом, функци€ “ени (независимо от принимаемой формы) состоит в олицетворении противоположной стороны Ёго и тех качеств, которые больше всего не нрав€тс€ ее носителю в других люд€х.

Ѕыло бы слишком просто, если можно было бы сделать “ень частью своей осознаваемой личности лишь через честность с самим собой и саморефлексию.   сожалению, такие попытки не всегда срабатывают. ¬нутри теневой части психики каждого из нас существуют такие страстные эмоции, с которыми доводы рассудка могут и не справитьс€. ¬ этом плане приход€щий извне горький опыт может иногда оказатьс€ полезным. ”словно говор€, чтобы остановить порывы и побуждени€ “ени, надо, чтобы вам на голову упал кирпич. »ногда, чтобы обуздать их, требуетс€ героическое сверхчеловеческое усилие, но такое возможно обычно лишь при поддержке со стороны ¬еликого человека внутри нас (—амости).

“от факт, что “ень содержит всеохватывающую силу непреодолимого влечени€, не означает, однако, что ее во всех случа€х следует героически подавл€ть. »ногда “ень €вл€етс€ сильной, потому что побуждение —амости действует в том же направлении. ¬ этом случае трудно разобратьс€, что же стоит за внутренним давлением - —амость или “ень. ¬ том, что касаетс€ подсознани€, человек, к сожалению, находитс€ в такой же ситуации, как на местности, освещенной лунным светом: все предметы расплывчаты, сливаютс€ друг с другом, и никогда не разберешь, что где находитс€ или где начало, а где конец. (Ёто состо€ние известно под термином "загр€знение" содержимого подсознани€).

Ќазыва€ один из элементов подсознательного “енью, ёнг соотносил это с достаточно определенным фактором. Ќо бывает, что все неизвестное дл€ Ёго перемешиваетс€ с “енью, включа€ и в высшей степени ценные и значительные силы.  то, например, мог бы поручитьс€, был ли француз-головорез из приведенного выше сна опустившимс€ брод€гой или достойным уважени€ интровертом. »ли несущиес€ скакуны из другого сновидени€: следовало ли позвол€ть им бежать без узды. ≈сли само сновидение не раскрывает ситуацию, решение должен прин€ть тот, кому оно €вилось.

≈сли приснившийс€ персонаж воплощает достойные, жизненно важные силы, их следует включить в личный опыт, а не подавл€ть. “ут Ёго решает, откажетс€ ли оно от гордыни и самодовольства, чтобы пережить нечто с виду весьма мрачное, но в действительности не €вл€ющеес€ таковым. ƒл€ этого могут потребоватьс€ такие же жертвы и решимость, как и при укрощении непреодолимого влечени€, но в противоположном смысле.

Ётические трудности, возникающие при столкновении человека со своей “енью, хорошо описаны в 18-й книге  орана, повествующей о встрече ћусы в пустыне с ’адиром ("«еленым" или "первым рабом Ѕога"). ќни продолжают свой путь вместе, при этом ’адир выражает опасение, что ћуса не сможет смотреть на его де€ни€ без возмущени€, и предупреждает, что расстанетс€ с ним, если ћуса не примет его поступков и не поверит ему.

¬скоре после этого разговора ’адир топит рыбацкую лодку бедных сел€н. «атем на глазах у ћусы убивает симпатичного юношу и, наконец, восстанавливает рухнувшую стену города неверных. ћуса не может не выразить своего возмущени€, и ’адир вынужден покинуть его. Ќо перед расставанием он объ€сн€ет мотивы своих действий. ”топив лодку, он в действительности спас ее дл€ владельца, потому что пираты собирались украсть ее. ¬едь рыбаки могут достать лодку со дна. —импатичный юноша готовилс€ совершить преступление; убив его, ’адир спас его набожных родителей от бесчесть€. ¬осстановив обрушившуюс€ стену, он спас от разорени€ двух набожных молодых людей, спр€тавших под ней свои богатства. Ћишь тогда ћуса, возмущение которого было безгранично, пон€л (правда, слишком поздно), что поспешил с выводами. ѕоступки ’адира выгл€дели абсолютным злом, но это не соответствовало действительности.

ѕри наивном воспри€тии этой притчи можно подумать, что ’адир €вл€етс€ непокорной, капризной, злой “енью набожного и законопослушного ћусы. Ќо это не так. ¬ гораздо большей степени ’адир олицетвор€ет некие тайные богодухновенные действи€ (аналогию можно найти в известном индийском сюжете, лежащем в основе романа " ороль и труп" √енри ÷иммера). я не случайно сослалась не на сон, чтобы проиллюстрировать эту щекотливую проблему, а выбрала известную притчу из  орана - потому что она дает такое полное обобщение жизненного опыта, которое редко встретишь в чьем-то индивидуальном сне.

 огда в наших сновидени€х по€вл€ютс€ темные личности, будто желающие чего-то от нас, мы не можем с уверенностью сказать, олицетвор€ют ли они лишь теневую сторону нас самих или нашу —амость, или то и другое одновременно. ”гадать наперед, символизирует ли отрицательный персонаж недостаток, который мы должны побороть, или же полную значени€ часть жизни, которую следует прин€ть, - это одна из труднейших проблем на пути к индивидуации. Ѕолее того, образы, встречающиес€ во сне, часто настолько хрупки и сложны, что нельз€ быть уверенным в точности их истолковани€. “огда все, что остаетс€, - это смиритьс€ с дискомфортом этических сомнений и продолжать смотреть сны, не принима€ окончательных решений или об€зательств. Ёто напоминает ситуацию, в которой оказалась «олушка, когда мачеха разбросала перед ней горсть хороших и испорченных горошин, потребовав разделить их. » хот€ дело казалось совершенно безнадежным. «олушка с усердием прин€лась за сортировку - тут ей и пришли на помощь голуби (а в некоторых верси€х муравьи). Ёти помощники символизируют та€щиес€ глубоко в подсознании импульсы, ощутимые только в трудных ситуаци€х и подсказывающие выход из них.

ќбычно где-то в самой глубине своего существа человек обычно прекрасно понимает, куда он должен направитьс€ и что сделать. Ќо иногда случаетс€, что па€ц, которого мы зовем "€", так сбивает нас с толку, что внутренний голос не может достучатьс€ до сознани€. ѕорой все попытки пон€ть намеки подсознани€ оканчиваютс€ неудачей. » остаетс€ одно: набратьс€ храбрости и поступить по наитию, будучи при этом готовым к смене курса, если вдруг подсознание подскажет другой путь. ћожет статьс€ (и это типично), что человек скорее предпочтет сопротивл€тьс€ побуждению подсознани€, несмотр€ на ощущение противоестественности своих действий, чем поставить под вопрос то человеческое, что в нем есть. (“ак происходит с теми, кто ощущает предрасположенность к преступлению и кому надо его совершить, чтобы почувствовать себ€ самим собою).

—ила и внутренн€€ €сность, необходимые дл€ того, чтобы прин€ть решение, тайно исход€т от ¬еликого человека, не желающего слишком раскрыватьс€. ћожет быть, —амость хочет, чтобы Ёго сделало самосто€тельный выбор. ј может, она нуждаетс€ в помощи сознани€, чтобы про€вить себ€.  огда заходит речь о сложных этических проблемах, никому не дано разобратьс€ в поступках других людей.  аждый сам должен изучить свои проблемы и попытатьс€ определить, какое решение будет дл€ него правильным.  ак сказал один много переживший дзен-буддистский наставник, мы должны следовать примеру пастуха, "с кнутом в руках след€щего за тем, чтобы его стадо не паслось на чужих лугах".

Ёти новые открыти€ глубин психологии не могут не привести к некоторым изменени€м в наших коллективных этических воззрени€х, поскольку теперь мы будем вынуждены использовать дл€ оценки любых человеческих действий более индивидуальный и утонченный подход. ќткрытие подсознани€ €вл€етс€ одним из самых далеко идущих открытий последнего времени. Ќо тот факт, что признание реальности подсознательного сопр€жено с необходимостью честного самоизучени€ и переустройства своей жизни, побуждает многих вести себ€ так, словно ровным счетом ничего не случилось. „тобы воспринимать подсознание всерьез и битьс€ над задачами, которые оно ставит, требуетс€ большое мужество. Ѕольшинство людей слишком праздны, чтобы серьезно задуматьс€ даже об известных им огрехах в своей нравственности, и, тем паче, чересчур ленивы дл€ анализа вли€ний подсознательного.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 437 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

833 - | 653 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.022 с.