Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


∆енщина внутри: анима




—ложные и деликатные вопросы возникают не только из-за де€тельности “ени. „асто их поднимает другой "внутренний персонаж". ¬ снах мужчин он олицетвор€етс€ в подсознании образом женщины, а в снах женщин - наоборот, образом мужчины. „асто этот второй символический персонаж действует за спиной “ени, создава€ дополнительные и специфические проблемы. ёнг назвал его "анимус" в мужской и "анима" в женской ипостаси.

јнима - это олицетворение всех про€влений женственного в психике мужчины: таких как смутные чувства и настроени€, пророческие озарени€, восприимчивость к иррациональному, способность любить, т€га к природе и - последнее по пор€дку, но не по значению - способность контакта с подсознанием. Ќе случайно в древности дл€ разгадывани€ воли богов и установлени€ св€зи с ними использовались именно жрицы (подобно греческой —ивилле). ќсобенно нагл€дный пример воспри€ти€ анимы как внутреннего персонажа мужской психики мы обнаруживаем у знахарей и прорицателей (шаманов) эскимосов и других северных племен. Ќекоторые из них даже нос€т женскую одежду, либо изображают на своей одежде женские груди, чтобы показать женскую сторону своей природы, позвол€ющую св€зыватьс€ со "страной духов" (то есть, с подсознанием).

¬ одном из дошедших до нас случаев молодой человек проходил обр€д посв€щени€ под руководством старшего шамана, в ходе чего был закопан в снежную €му. ќн впал в состо€ние дремоты и полного опустошени€. ¬ этом состо€нии, подобном коме, он внезапно увидел излучающую свет женщину. ќна научила его всему, что требовалось, и, став позднее его духом-хранителем, помогала ему, св€зыва€ его с силами потустороннего мира. «десь анима предстает как олицетворение мужского подсознани€.

»ндивидуальные про€влени€ мужской анимы складываютс€, как правило, под воздействием материнских черт. ≈сли мать человека оказывает отрицательное вли€ние, то его анима чаще всего будет про€вл€тьс€ в раздраженных, подавленных настроени€х, состо€нии неуверенности, тревоги и повышенной возбудимости. (ќднако преодоление подобных негативных воздействий лишь помогает упрочить мужественность). ¬ душе такого мужчины отрицательный образ матери - анима - бесконечно повтор€ет "я никчемен. ¬се бессмысленно. ” других все иначе, чем у мен€. Ќичто мен€ не радует". “акие настроени€ вызывают хандру, страх заболеть, стать импотентом или жертвой несчастного случа€. ¬с€ жизнь видитс€ т€гостной и печальной. Ёто может даже довести человека до самоубийства; анима тогда становитс€ демоном смерти. ¬ такой роли она по€вл€етс€ в кинофильме  окто "ќрфей".

‘ранцузы называют дам, подобных аниме, роковыми женщинами, (Ётот мрачный типаж несколько см€гчен в образе ÷арицы Ќочи в опере ћоцарта "¬олшебна€ флейта"). √реческие сирены или немецкие лорелеи олицетвор€ют другой опасный аспект анимы - склонность предаватьс€ разрушительным иллюзи€м. ѕриводима€ ниже сибирска€ сказка иллюстрирует поведение такой разрушительной анимы:

"ќднажды одинокий охотник повстречал в лесной чаще у реки красивую женщину. ќна помахала ему с другого берега и запела:

ѕриди ко мне, добрый молодец, приди в тишь закатную.

»ди же скорей, извелась € теб€ ожидаючи.

ƒай обн€ть мне теб€, дай обн€ть скорей.

ћое гнездышко уже ждет теб€, ждет теб€ мое гнездышко.

ѕриди же ко мне, добрый молодец, сей же миг в тишь закатную.

ќхотник разделс€ и переплыл через реку, но тут женщина обернулась совой и

улетела сме€сь.  огда же он поплыл обратно за одеждой, то утонул в лед€ной

стремнине".

¬ этой сказке анима символизирует неосуществимую мечту о любви, счастье и материнском тепле ("гнездышко") - мечту, увод€щую далеко в сторону от реальности. ќхотник тонет, потому что погналс€ за обольстительной, но не реализуемой фантазией.  роме того, негативный образ анимы может про€витьс€ у мужчин в форме острых, €звительных, оскорбительных реплик, обесценивающих все и вс€. ќни всегда в чем-то упрощают истину, искажа€ ее до неузнаваемости, и потому несут разрушительный зар€д

¬о всем мире распространены сказани€, в которых действует дева-отравительница. Ёто красавица, в одеждах которой обычно таитс€ оружие или смертоносный €д. »ми она убивает своих любовников в первую же ночь. ¬ этом обличье анима так же холодна и своенравна, как и некоторые необъ€снимые аспекты самой природы ¬ ≈вропе она и по сей день даст о себе знать верой в ведьм.

— другой стороны, когда воспри€тие матери у мужчины позитивно, это тоже может повли€ть на аниму характерным образом. ћужчина либо становитс€ женоподобным, либо его начинают вс€чески превозносить женщины, что никак не способствует преодолению трудностей жизни. “акого рода анима может превратить мужчину в сентименталиста или сделать его обидчивым, как стара€ дева, или чувствительным, как принцесса на горошине (ощущавша€ помеху, как известно, под тридцать перин).

¬стречаютс€ и более тонкие про€влени€ негативной анимы. ¬ некоторых сказках они заключены в образе принцессы, загадывающей претендентам на ее руку и сердце загадки или предлагающей им сыграть в пр€тки. Ќе угадавшего или найденного казн€т - принцесса всегда одерживает победу. јнима в таком обличье вовлекает мужчин в деструктивную интеллектуальную игру. ћы можем заметить, что в результате хитрости анимы диалог с ней получаетс€ неврастенического псевдоинтеллектуального толка и лишь отрывает мужчин от реальной жизни с се проблемами. »збыточность размышлений о жизни приводит к отрыву от нее и утрате непосредственности воспри€ти€ и самовыражени€.

„аще всего анима про€вл€етс€ как эротическа€ фантази€. “аковые обычна возникают у мужчин после просмотра соответствующих кинофильмов, посещени€ стриптиз-шоу или разгл€дывани€ порнографических журналов. Ёто грубый, примитивный аспект анимы, который становитс€ нав€зчивым, когда мужчине не хватает нормальных чувственных отношений, то есть когда его воспри€тие жизни остаетс€ инфантильным.

¬о всех этих про€влени€х анима, так же как и “ень, обладает свойством проекции, вызывающим у мужчин впечатление, будто речь идет о качествах какой-то определенной женщины. »менно присутствие анимы заставл€ет мужчину внезапно влюбитьс€, когда, впервые увидев женщину, он сразу видит, что это - "она". ћужчина чувствует, будто давным-давно знает эту женщину, и влюбл€етс€ в нее так безнадежно, что дл€ посторонних это выгл€дит полным сумасшествием. ∆енщины, обладающие "сказочным характером", особенно прит€гивают к себе такие проекции анимы, потому что мужчины могут приписать почти все что угодно созданию столь чарующе неопределенному, что люба€ фантази€ его не покажетс€ слишком неверо€тной.

ѕроецирование анимы в такой внезапной и бурной форме, как влюбленность, может нарушить семейную жизнь, породив так называемый "любовный треугольник" с его очевидными проблемами. ѕриемлемое решение такой ситуации можно найти, только распознав аниму как внутреннюю силу. “айна€ цель подсознани€ в создании таких трудностей заключаетс€ в том, чтобы подтолкнуть личность к развитию и большей зрелости путем формировани€ цельности сначала в подсознании, а затем переведени€ ее в область сознательного.

Ќо € уже достаточно сказала о негативных аспектах анимы. ѕора поговорить и о позитивных сторонах, которых ничуть не меньше.

Ќапример, благодар€ аниме возможен верный выбор супруги. Ќе менее важной €вл€етс€ и друга€ функци€: когда логическое мышление человека не способно различить скрытые в подсознании факты, анима помогает раскрыть их. ≈ще серьезнее роль анимы в настраивании разума на одну волну с внутренними ценност€ми. “ем самым открываетс€ путь к потайным глубинам внутреннего "€". Ёто выгл€дит, как будто на внутреннем "радиоприемнике" найдена та волна, что позвол€ет без помех слышать голос ¬еликого человека. ¬ установлении этой св€зи анима берет на себ€ роль проводника или посредника по отношению к внутреннему миру —амости. »менно эту роль она исполн€ет в приведенном выше примере шаманского ритуала посв€щени€, такова же роль Ѕеатриче в "Ѕожественной комедии" ƒанте, как и богини »сиды, €вл€ющейс€ во сне јпулею, знаменитому автору "«олотого осла", чтобы подготовить его к более духовной жизни.

—новидение сорокап€тилетнего психотерапевта может помочь у€снить, каким образом анима может стать внутренним проводником.  огда этот человек ложилс€ спать, то подумал, что в одиночку, без поддержки церкви, трудно идти по жизни. ќн почувствовал, что завидует люд€м, о которых по-матерински заботитс€ кака€-нибудь община. (ќн родилс€ в протестантской семье, но с тех пор утратил религиозные убеждени€). ј потом ему приснилс€ сон:

"я нахожусь в приделе старой церкви, заполненном людьми. ¬месте с матерью и женой € сижу в конце придела, будто бы на дополнительных местах. ѕодобно св€щеннику € должен отслужить мессу, и в руках у мен€ большой требник, а может, молитвенник. я очень волнуюсь. Ёта книга незнакома мне, и € не могу найти нужный текст. я волнуюсь, потому что мне скоро начинать, а тут еще мать с женой отвлекают болтовней о вс€ких пуст€ках. ќрганна€ музыка стихает, все уже ждут мен€; € решительно встаю и прошу одну из монахинь, сто€щих коленопреклоненно впереди, подать мне ее требник и указать в нем нужное место, что она послушно исполн€ет. ¬ этот момент та же сама€ монахин€, подобно служке, ведет мен€ к алтарю, который находитс€ где-то позади и левее мен€. “акое впечатление, что мы приближаемс€ к нему из бокового нефа. “ребник похож на лист с рисунками из твердой и толстой бумаги трех футов в длину и фут в ширину, на которой колонки текста чередуютс€ со старинными рисунками. ѕрежде чем начну €, часть литургии должна прочесть монахин€, а € все еще не могу найти нужное место. ћонахин€ сказала мне, что это п€тнадцатый абзац, но цифры нечетки и € не могу найти его. “ем не менее € с решимостью поворачиваюсь к прихожанам и все-таки нахожу п€тнадцатый абзац (предпоследний на листе), хот€ не уверен, смогу ли разобрать слова. Ќо все равно хочу попытатьс€. “ут € просыпаюсь".

Ётот сон означает символический ответ подсознани€ на мысли, посетившие сновидца накануне вечером. ‘актически сон говорит ему: '“ы сам можешь стать св€щенником твоей собственной внутренней церкви - церкви твоей души". “аким образом, сон показывает, что сновидец пользуетс€ помощью и поддержкой церкви, но не внешней, а обитающей в его собственной душе.

Ќаход€щиес€ в церкви люди (то есть качества его психики) хот€т, чтобы он действовал как св€щенник и отслужил мессу. ѕри этом не имеетс€ в виду насто€ща€ служба, так как фигурирующий во сне требник сильно отличаетс€ от насто€щего. —оздаетс€ впечатление, что иде€ мессы использована как символ, означающий акт жертвоприношени€ в присутствии божества, с которым человек может войти в контакт. “ака€ трактовка этого символа, конечно, не €вл€етс€ общеприменимой, а представл€ет лишь частный случай. ’арактерно, что эта трактовка встретилась во сне протестанта, потому что активно верующие католики обычно воспринимают аниму в образе самой церкви, св€щенные символы которой дл€ них - символы подсознани€.

” нашего сновидца не было такой духовной практики, поэтому ему приходитс€ идти собственным путем. ј сон подсказывает ему, что надо делать. ѕодсказывает вот как '“во€ прив€занность к матери и открытость миру (представленна€ во сне супругой - экстравертом) отвлекают теб€ и всел€ют неуверенность, а бессмысленна€ болтовн€ мешает тебе отслужить внутреннюю мессу. Ќо если ты последуешь за монахиней (интровертна€ анима), она поможет тебе и как слуга, и как св€щенник. ” нее необычный требник, состо€щий из шестнадцати древних рисунков (четыре раза по четыре). “во€ месса заключаетс€ в созерцании этих шестнадцати психических образов, открываемых твоей религиозной анимой".

ƒругими словами, если сновидец преодолеет внутреннюю неуверенность, вызванную материнским комплексом, он поймет, что призван служить Ѕогу и что сосредоточенное обдумывание смысла символических образов его души приведет его к реализации этого призвани€. ¬ этом сновидении анима по€вл€етс€, наконец, в своей истинной позитивной роли: в качестве посредника между Ёго и —амостью. –асположение текста и картинок по четыре указывает на то, что служба этой внутренней мессы исполн€етс€ ради целостности.  ак показал ёнг, €дро психики (—амость) обычно выражает себ€ в виде четырехуровневой структуры „исло "четыре" также св€зано с анимой, поскольку ее развитие, как отметил ёнг, проходит через четыре стадии. ѕервую стадию лучше всего символизирует образ ≈вы: чисто инстинктивные и биологические св€зи. ¬торую стадию можно наблюдать в образе ≈лены в "‘аусте". ќна олицетвор€ет романтический и эстетический уровень, которому еще присущи черты сексуальности. “реть€ стади€ представлена ƒевой ћарией - образом, поднимающим любовь (эрос) до вершин духовной преданности. „етвертый тип символизирует —апиенци€ - высша€ мудрость, превосход€ща€ высшие св€тость и чистоту. ƒругим символом этого уровн€ €вл€етс€ образ —уламифи в ѕесне ѕесней —оломона. (ѕсихическое развитие современного человека очень редко позвол€ет достичь этой стадии. ќчень близка к такой премудрой аниме ћона Ћиза).

Ќа этом этапе мы ограничимс€ констатацией того, что концепци€ четверичности (или "кватерности") часто встречаетс€ в определенных типах символического материала. ƒалее мы вернемс€ к этому вопросу и рассмотрим его более обсто€тельно.

„то же означает на практике роль анимы как проводника по внутреннему миру? Ёта позитивна€ функци€ возникает, когда человек относитс€ серьезно к сновидени€м, настроени€м, ожидани€м и фантази€м, посылаемым его анимой, и фиксирует их в той или иной форме, например в письменных произведени€х, картинах, скульптурах, музыкальных композици€х или танцах. ѕричем, если он работает над этим терпеливо и не спеша, то из недр психики каждый раз по€вл€ютс€ новые, более глубокие идеи и впечатлени€, развивающие и дополн€ющие предыдущий материал. ѕосле того как предмет фантазии был так или иначе зафиксирован, его надо подвергнуть проверке разумом и совестью. ѕри этом важно рассматривать его как абсолютно реальную вещь: не должно быть никаких, даже смутных сомнений в серьезности происход€щего или подозрений, что это лишь плод вашего воображени€. ≈сли такой подход усердно практиковать в течение длительного времени, то процесс индивидуации постепенно станет единственной реальностью и сможет развиватьс€ в его истинной форме.

¬о многих литературных произведени€х анима изображаетс€ как проводник и посредник на пути к внутреннему миру: "√ипноэротомахи€" ‘ранческо  олонны, "ќна" –айдера ’аггарда, или как "бессмертна€ женщина" в "‘аусте" √ете. ¬ одном средневековом мистическом тексте анима разъ€сн€ет свою сущность следующим образом: "я полевой цветок и лили€ долин. я мать совершенной любви и страха, знани€ и св€той надежды... я миротворец среди элементов, примир€ю их друг с другом; теплое € превращаю в холодное и наоборот, сухое - в мокрое и наоборот, а твердое разм€гчаю... ¬ св€щеннике € - завет, в предсказателе - слово, в мудреце - совет. я убью и оживлю, и никто не уйдет от мен€".

¬ средние века в духовной сфере произошло заметное обособление религиозного от поэтического и других направлений культуры; поэтому фантастический мир подсознани€ стал осознаватьс€ четче, чем прежде. ¬о врем€ этого периода рыцарский культ дамы ознаменовал попытку выделить в мужском характере женское начало - как в его про€влени€х по отношению к окружающим женщинам, так и в его вли€нии на внутренний мир личности.

ƒама, служению которой рыцарь посв€щал себ€ и дл€ которой совершал героические поступки, олицетвор€ла, естественно, аниму. »м€ носительницы „аши √раал€ в версии легенды, написанной ¬ольфрамом фон Ёшенбахом, особенно значимо - Conduir-amour (ѕутеводительница в любви). ќна учила геро€ тому, что чувства к женщине и обращение с ней не об€зательно совпадают. ѕозднее, однако, стремление к развитию индивидуальных св€зей с анимой было оставлено, ибо воплощаемое в ней возвышенное начало слилось с образом ƒевы ћарии, ставшей всеобщим объектом безграничного почитани€ и преклонени€.  огда анима, как и ƒева ћари€, считалась исключительно положительным созданием, ее негативные аспекты находили отражение в вере в ведьм.

¬  итае образом, аналогичным образу ћарии, €вл€етс€ богин€ √уань »нь. Ѕолее попул€рным воплощением анимы в  итае €вл€етс€ "ƒама Ћуны", надел€юща€ своих любимцев даром поэзии или музицировани€, а иногда даже и бессмертием. Ётот же самый архетип в »ндии представлен богин€ми Ўакти, ѕарвати, –ати и многими другими; у мусульман - это ‘атима, дочь ћагомета.

ѕоклонение аниме как общепризнанному символу приносит серьезное неудобство, выражающеес€ в том, что она тер€ет свои индивидуальные черты. — другой стороны, если рассматривать ее как €вление исключительно личностное, существует опасность, что, спроецировав ее во внешний мир, вы не сможете обнаружить ее у себ€. ¬ последнем случае человека может охватить невыносима€ тревога, и он станет жертвой своих эротических фантазий или полностью зависимым от какой-то конкретной женщины.

Ќа этой стадии только мучительное (хот€ в сущности простое) решение серьезно отнестись к игре своего воображени€ и к своим чувствам может предотвратить полную остановку внутреннего процесса индивидуации, поскольку лишь таким путем можно пон€ть, что же означает рассмотренный образ внутренней реальности. “аким образом анима снова становитс€ первоначальной "женщиной внутри", передающей жизненно важные послани€ —амости.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 350 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

2021 - | 1985 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.023 с.