Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—амость: символы целостности




≈сли индивидуум достаточно серьезно и долго боролс€ с проблемой анимы (или анимуса) и добилс€ прекращени€ отождествлени€ с ними части своей личности, подсознание вновь измен€ет характер своего вли€ни€ и выступает в новой символической форме, представл€ющей —амость-глубочайшее €дро психики. ¬ сновидени€х женщин этот центр обычно олицетвор€етс€ верховным женским образом - св€щеннослужительницей, волшебницей, матерью-землей или богиней природы и любви. ” мужчин он про€вл€етс€ как человек, посв€щающий в тайные образы или их хранитель (индийский гуру), мудрый старец, дух природы и т. д. ѕриведем два народных сказани€, иллюстрирующие роль, в которой может выступать подобный персонаж. ѕервое из них - австрийска€ легенда:

" ороль приказал солдатам расставить в церкви ночной караул р€дом с телом черной принцессы, умершей в результате колдовства.  аждую полночь она встает и убивает часового. Ќаконец один солдат, которому пришел черед охран€ть, испугалс€ и убежал в лес. “ам он встретил старика-барда, а на самом деле - √оспода Ѕога. ћузыкант рассказал ему, где спр€татьс€ в церкви и как себ€ вести, чтобы черна€ принцесса не смогла поймать его. Ѕлагодар€ волшебной помощи, солдату удаетс€ спасти принцессу от закл€ть€ и женитьс€ на ней",

ясно, что "старик-бард, а на самом деле - √осподь Ѕог" представл€ет собой, выража€сь психологическими терминами, символическое олицетворение —амости. — его помощью Ёго избегает уничтожени€ и становитс€ способно преодолеть очень опасный аспект анимы, и даже добитьс€ его полного перерождени€.

 ак отмечалось выше, в женской психике —амость воплощаетс€ в женских образах. Ёто иллюстрирует следующа€ притча эскимосского происхождени€:

"ќдинока€ девушка, разочаровавша€с€ в любви, встретила колдуна, путешествующего на медной лодке. Ёто "ƒух луны", создавший всех животных и надел€ющий удачей охотников. ќн насильно уносит девушку на небеса. ќднажды, когда Ћунный ƒух куда-то отбыл, девушка пошла в избушку около его дома и встретила там женщину-лилипутку, одетую в пленку от кишок бородатого тюлен€, котора€ предупредила гостью, что ƒух луны намереваетс€ убить ее, (ќказалось, он убивает женщин, как —ин€€ Ѕорода). Ћилипутка сплела длинную веревку, по которой девушка может спуститьс€ с зав€занными глазами на землю в новолуние, когда силы ƒуха луны ослабевают, а лилипутка может усилить эту слабость. ƒевушка спустилась по веревке вниз, но, ступив на землю, забыла открыть сразу же глаза, как ее учила лилипутка, и поэтому навсегда превратилась в паука".

 ак уже отмечалось выше, бог-музыкант из первой истории представл€ет "мудрого старца" - типичное олицетворение —амости. Ётот образ напоминает легендарного волшебника ћерлина или древнегреческого бога √ермеса.  рошка-лилипутка в своем странном пленочном оде€нии €вл€етс€ прообразом —амости в женской психике. —тарый музыкант спасает геро€ от разрушительной анимы, а лилипутка защищает девушку от эскимосского —иней Ѕороды (фактически это ее анимус в роли ƒуха луны). ѕоследний случай, однако, плохо кончаетс€, но к этому € вернусь позже.

—амость не всегда выступает в облике старца-мудреца или старухи-вещуньи. Ёти парадоксальные образы представл€ют собой нечто универсальное как дл€ молодости, так и дл€ старости. ¬ другом сновидении, приснившемс€ мужчине средних лет, —амость по€вл€етс€ в облике молодого человека:

"— улицы в наш сад въехал юный всадник. (—ад не был огорожен кустами или забором, как обычно, и проникнуть туда мог любой). я пон€ти€ не имел, прибыл ли он с какой-то целью или его привела сюда лошадь. я сто€л на дорожке, идущей в мастерскую, и наблюдал за ним с большим удовольствием. ¬ид юноши на прекрасном скакуне произвел на мен€ сильное впечатление. Ћошадь была небольшой, дикой, сильной и очень подвижной. ќна напоминала кабана из-за покрывающей ее толстой серой шерсти, отливающей серебром. ёноша проехал мимо мен€, между мастерской и домом. —прыгнув с лошади, он осторожно отвел ее в сторону, чтобы не затоптать цветочную клумбу с дивными багр€ными и алыми тюльпанами.  лумбу переделала и посадила на ней цветы мо€ жена".

ёноша здесь символизирует —амость, а также обновление жизни, созидательную жизненную силу и новую духовную ориентацию, благодар€ которой все оживает и активизируетс€. ≈сли человек будет следовать указани€м своего подсознани€, оно наделит его таким даром, и жизнь, бывша€ серой и скучной, внезапно превратитс€ в восхитительное и не прекращающеес€ приключение, полное творческих возможностей.

¬ женской психике такое же юное воплощение —амости может прин€ть облик сверхъестественно одаренной девушки. ќб этом дает представление следующий сон одной п€тидес€тилетней женщины:

"я мыла тротуар перед церковью. «атем, как раз в тот момент, когда учеников школы отпустили домой, € побежала вниз по улице и подошла к зацветшей реке, через которую была положена доска или ствол дерева. Ќо когда € попыталась перейти реку, один озорной школьник прыгнул на доску так, что она треснула, и € чуть не упала в воду. "»диот!" - закричала €. Ќа другом берегу реки играли три маленькие девочки. ќдна из них прот€нула мне руку, чтобы помочь. я подумала, что ее маленька€ ручка недостаточно сильна, но, когда € ухватилась за нес, девочка без малейшего усили€ вытащила мен€ на берег".

—новидица - верующа€ (протестантка), но, как показывает ее сон, она не может больше оставатьс€ таковой. ѕохоже, что она утратила возможность вернутьс€ в церковь, хот€ и пытаетс€ поддерживать, по мере возможности, чистоту у входа. —он показывает, что она должна пересечь реку со сто€чей водой. Ёто означает, что ход жизни замедлилс€ из-за нерешенной религиозной проблемы. (ѕереправа через реку - это часто встречающийс€ символ коренных перемен в поведении). ѕриснившийс€ школьник был истолкован самой сновидицей как олицетворение ранее вынашиваемой мысли о том, что она могла бы удовлетворить свои духовные потребности, посеща€ колледж. ясно, что сновидение не очень-то воплощает это намерение.  огда она отваживаетс€ пересечь реку в одиночку, олицетворение —амости - маленька€, но сверхъестественно сильна€ девочка помогает ей.

ќднако человеческое обличье, будь то молодой или пожилой человек, €вл€етс€ далеко не единственным, в котором может по€витьс€ —амость в снах или видени€х. –азличные возрасты, в которых она €вл€етс€, указывают не только на то, что —амость пребывает с нами на прот€жении всей жизни, но и на то, что она существует за пределами осознаваемого потока жизни, в котором мы воспринимаем течение времени.

—амость не только не умещаетс€ в рамки осознаваемого нами потока времени (то есть в наше пространственно-временное измерение), но €вл€етс€ вездесущей. Ѕолее того, она часто принимает облик, указывающий на вездесущность особого рода, а именно - облик исполинского человека, охватывающего и содержащего в себе весь космос.  огда такой образ по€вл€етс€ в сновидении индивидуума, можно наде€тьс€, что его проблемы будут творчески разрешены, ибо активизировалс€ жизненно важный психический центр (то есть вс€ личность собралась в единое целое дл€ преодолени€ возникших трудностей).

Ќеудивительно, что этот образ  осмического „еловека по€вл€етс€ во многих мифах и религиозных учени€х. ќбычно он описываетс€ как несущий помощь и добро. ќн по€вл€етс€ в образе јдама, персидского √айомарта или в образе индийского ѕуруши. »ногда его даже описывают как первооснову мира. ƒревние китайцы, например, думали, что все сущее началось с гигантского богочеловека ѕань-гу, сотворившего небо и землю. ≈го слезы образовали ∆елтую реку и реку янцзы, его дыхание стало ветром, его голос - громом, его взгл€д метал молнии. ’орошее настроение ѕань-гу вызывало прекрасную погоду, печальное - пасмурную. ѕосле смерти из его рухнувшего тела образовались п€ть св€щенных гор  ита€. ≈го голова стала горой “айшань на востоке, туловище - горой —уншань в центре  ита€, права€ рука - горой ’эншань на севере, а лева€ - горой ’эншань на юге, ноги - горой ’уашань на западе. √лаза же превратились в солнце и луну.

ћы уже видели, что символические структуры, имеющие отношение к процессу индивидуации, т€готеют к числу "четыре" - как четыре функции сознани€ или четыре стадии развити€ анимы или анимуса. „етверка вновь возникает здесь в космическом образе ѕань-гу. ƒругие же сочетани€ чисел по€вл€ютс€ в психическом материале только в особых случа€х. ≈стественные, беспреп€тственные про€влени€ психического центра характеризуютс€ четырехуровневостью, то есть наличием четырех измерений или другой структуры, исход€щей из числового р€да: 4, 8, 16 и т.д „исло "шестнадцать" играет особо важную роль, поскольку состоит из четырех четверок.

¬ нашей «ападной цивилизации аналогичные идеи космического человека ув€зывались с образом јдама - родоначальника человечества. —уществует раввинское предание о том, что, создава€ јдама, Ѕог использовал красную, черную, белую и желтую пыль со всех уголков мира. “аким образом тело јдама "простиралось от одного конца света до другого".  огда он наклон€лс€ вниз, его голова была на востоке, а ноги на западе. —огласно другой иудейской традиции, в јдаме с самого начала заключалось все человечество, то есть души всех, кому суждено когда-либо по€витьс€ на свет. —ледовательно, душа јдама была "подобна фитилю лампы, состо€щему из бесчисленных нитей". ¬ этом символе отчетливо выражена иде€ всеохватывающего единства человечества и всех его отдельных частиц,

¬ ƒревней ѕерсии ѕервочеловек по имени √айомарт изображалс€ в виде огромной фигуры, излучающей си€ние.  огда он умер, его тело превратилось в различные металлы, а душа - в золото. ≈го сем€ упало на землю, и из него по€вилась перва€ человеческа€ пара в виде двух кусков ревен€. Ћюбопытно, что китайский ѕань-гу также изображалс€ весь в листь€х, как растение. ћожет быть, это потому, что первого человека представл€ли как самобытную, живую частицу, существующую саму по себе и не имеющую каких-либо животных про€влений или силы воли. — другой стороны, до сих пор на берегах “игра јдама почитают как скрытую "сверхдушу" или мистического "духа-хранител€" всей человеческой расы. ∆ители этого региона считают, что он произошел из ветви финиковой пальмы (очередное повторение растительного мотива).

Ќа ¬остоке и в некоторых гностических кругах «апада люди быстро разобрались, что  осмический „еловек был скорее внутренним психическим образом, нежели конкретной внешней реальностью. —огласно индийской традиции, например, он есть что-то, что живет внутри каждого индивида, €вл€€сь его единственной бессмертной частью. Ётот внутренний "¬еликий человек" вознаграждает индивидуума, вывод€ его из мира со всеми страдани€ми, в который он попадает с рождени€, обратно к первоначально вечному состо€нию. Ќо он может сделать это только в том случае, если человек признает его и пробудитс€ ото сна, дабы быть ведомым. ¬ символических мифах ƒревней »ндии этот образ известен под именем ѕуруша, что означает просто "человек" или "личность". ѕуруша живет в душе каждого индивидуума и в то же самое врем€ заполн€ет собой весь космос. —огласно свидетельству многих мифов.  осмический „еловек €вл€етс€ не только началом, но и конечной целью всей жизни - всего мироздани€. "¬се злаки по сути - пшеница, все сокровища по сути - золото, все поколени€ - человек", - писал средневековый мудрец ћейстер Ёкхарт. — психологической точки зрени€ это действительно так. ¬с€ внутренн€€ психическа€ реальность каждого индивидуума в конечном счете ориентирована на этот архетипический символ —амости.

Ќа практике это означает, что существование человека невозможно объ€снить, отталкива€сь исключительно от инстинктов или действий, продиктованных голодом, жаждой власти, сексом, стремлением выжить или продолжить род и т. д. “о есть главна€ цель человека заключаетс€ не в том, чтобы есть, пить и т.д., а в том, чтобы быть человеком. —верх и помимо этих влечений наша внутренн€€ психическа€ реальность служит дл€ выражени€ живой тайны, которую можно передать только в символической форме. ƒл€ се выражени€ подсознание часто выбирает мощный образ  осмического „еловека.

¬ нашей «ападной цивилизации  осмический „еловек отождествл€лс€ главным образом с ’ристом, а на ¬остоке-с  ришной или Ѕуддой. ¬ ¬етхом завете этот же образ предстает в качестве —ына человеческого, а позднее, в еврейской каббале, он назван јдамом  адмоном. Ќекоторые религиозные движени€ позднего античного периода называли его просто јнтропосом (по-гречески - "человек"). ѕодобно всем символам, указывающим на нераскрытую тайну, этот указывает на не познаваемую до конца тайну - сокровенную тайну о смысле человеческого существовани€.

 ак мы уже отметили, некоторые традиции утверждают, что  осмический „еловек €вл€етс€ целью мироздани€, но достижение этой цели невозможно пон€ть как внешнее событие. — точки зрени€ индусов, например, дело не в том, что внешний мир однажды растворитс€ в первоначальном ¬еликом человеке, а в том, что экстравертна€

ориентаци€ Ёго на внешний мир исчезнет, уступив путь  осмическому „еловеку. Ёто произойдет, когда Ёго сольетс€ с —амостью. Ўирокий поток про€влений Ёго (идущий от одной мысли к другой) и его желаний (которые бегут от одного объекта к другому) затихнет в момент, когда внутри будет обретен ¬еликий человек. ƒействительно, мы никогда не должны забывать, что внешн€€ реальность дл€ нас существует лишь до тех пор, пока мы ее сознательно воспринимаем, и что мы не можем доказать ее существовани€ "в себе и самой по себе".

ћногие примеры из различных цивилизаций и различных эпох показывают универсальность символа ¬еликого человека. ≈го образ присутствует в сознании человека как своего рода цель или выражение сокровенной тайны нашей жизни. ќбознача€ идеал цельности и завершенности, этот символ часто представл€етс€ как бисексуальное существо. ¬ этой форме символ примир€ет одну из самых важных пар психологических антиподов: мужское и женское начала. Ётот союз также часто про€вл€етс€ в сновидени€х в виде божественной королевской или другой знатной четы. ѕриводимый ниже сон сорокасемилетнего мужчины €вл€ет этот аспект —амости в драматической форме:

"я нахожусь на смотровой площадке, внизу вижу большую черную красивую медведицу с грубой, но лосн€щейс€ шерстью. ќна стоит на задних лапах на каменной плите и полируст плоский овальный черный камень, который становитс€ сильно си€ющим. Ќедалеко оттуда тем же занимаетс€ львица и ее детеныш. Ќо камни, которые они полируют, больше по величине и более округлы. „ерез некоторое врем€ медведица превращаетс€ в толстую обнаженную женщину с черными волосами и темными сверкающими глазами. я своими действи€ми возбуждаю в ней вожделение, и внезапно она подходит ближе, чтобы схватить мен€. я пугаюсь и пр€чусь на лесах здани€, где был раньше. ѕозднее € оказываюсь среди множества женщин, половина из которых дикарки с густыми черными волосами (словно они превратились в людей из животных); а друга€ половина - "наши" женщины (той же национальности, что и сновидец.- ћ. -Ћ. фон ‘ранц)), блондинки и шатенки. «вонкие и переливчатые голоса дикарок вывод€т прот€жный и печальный мотив. «атем на ландо подъезжает молодой человек, голову которого венчает золота€ королевска€ корона, украшенна€ сверкающими рубинами. ¬се это выгл€дит очень красиво. –€дом с ним сидит молода€ женщина-блондинка, веро€тно его жена, но без короны.  ажетс€, будто львица и ее детеныш превратились в эту супружескую пару, возглавл€ющую дикарское плем€. «атем все женщины (и дикие, и современные) начинают вместе петь что-то торжественное, а королевский экипаж медленно катитс€ к горизонту".

«десь внутреннее €дро психики сновидца €вл€етс€ на короткий срок в образе королевской четы, пришедшей из глубин животной части его натуры и первобытных слоев подсознани€. ћедведица в начале сновидени€ представл€ет собой разновидность богини-матери. (јртемида, например, почиталась в √реции как медведица). “емный овальный камень, который она шлифует, означает, суд€ во всему, сокровенную сущность личности сновидца. Ўлифовка и полировка камней - это одно из древнейших зан€тий человека. ¬ ≈вропе неоднократно находили "св€тые камни", завернутые в кору и спр€танные в пещерах - их, веро€тно, хранили там люди каменного века в качестве вместилищ божественных сил. » по сей день некоторые австралийские аборигены вер€т, что их мертвые предки продолжают существовать в камн€х как добрые духи и что, шлифу€ эти камни, можно зар€дить их силой, увеличив ее и у предков, и у потомков.

ћужчина, чье сновидение мы рассматриваем, отказалс€ раньше вступить в брак. ≈го бо€знь св€зать себ€ брачными узами побудила его в сновидении убежать от медведицы на смотровую площадку, откуда он мог пассивно наблюдать за событи€ми, не участву€ в них. „ерез мотив шлифовки камн€ медведицей подсознание стремитс€ показать ему, что он должен войти в контакт с этой стороной жизни; именно через трени€ супружеской жизни может быть сформировано и отполировано его внутреннее бытие.

 огда камень отполирован до блеска, он превращаетс€ в зеркало, и медведица может посмотретьс€ в него. Ёто означает, что только принима€ земные проблемы и страдани€, человеческа€ душа может стать зеркалом, в котором божественные силы могут увидеть себ€. Ќо сновидец убегает на возвышенное место, то есть погружаетс€ в отвлеченные мысли, с помощью которых может уклонитьс€ от поступков, диктуемых жизнью. «атем сон внушает ему, что если все врем€ уходить от жизни, то часть его души (анима) останетс€ невостребованной. Ёто символизирует группа женщин - диких и цивилизованных.

ѕо€вл€ющиес€ затем львица и львенок олицетвор€ют таинственное побуждение к индивидуации, что показывает их работа по шлифовке круглых камней. ( руглый камень - это символ —амости). Ћьвы и королевска€ чета сами по себе €вл€ютс€ символом целостности. ¬ средневековой символике "философский камень" (выдающийс€ символ мужской цельности) изображалс€ в виде двух львов или в виде оседлавших их мужчины и женщины. Ётим передавалось, что побуждение к индивидуации про€вл€етс€ зачастую в завуалированной форме, скрыва€сь за всепоглощающей страстью к другому человеку. (¬ действительности страсть, выход€ща€ за рамки естественных потребностей любви, направлена в конечном счете на таинство соединени€ в одно целое. ¬от почему страстно влюбленный чувствует, что сли€ние в единое целое с любимым человеком €вл€етс€ единственной достойной целью человеческой жизни).

ƒо тех пор пока иде€ всеобщности передавалась во сне образом львиной пары, она означала не более чем всеохватывающую страсть. Ќо когда лев и львица превратились в корол€ и королеву, побуждение к индивидуации достигло уровн€ осознавани€ и теперь может быть восприн€то Ёго как реальна€ цель жизни. ƒо превращени€ львов в людей пели только первобытные женщины, и пели очень печально. ƒругими словами, чувства сновидца оставались на примитивном уровне с преобладанием тоски. Ќо хвалебный гимн в честь очеловечившихс€ львов исполн€ют уже и дикие, и современные женщины. “о, что они сообща высказывают свои чувства, показывает, что внутренний раскол анимы пройден и трансформировалс€ в гармонию.

ƒругое воплощение —амости €вилось одной женщине, занимавшейс€ так называемым "активным фантазированием". (јктивное фантазирование - это вид медитации с использованием игры воображени€, с помощью которого можно преднамеренно войти в контакт с подсознанием и установить осознанную св€зь с психической сферой. јктивное фантазирование €вл€етс€ одним из наиболее важных открытий ёнга. ¬ определенном смысле оно сопоставимо с восточными техниками медитации, такими как в дзен-буддизме или тантра-йоге, а также с такими западными техниками, как "ƒуховные упражнени€" у иезуитов. —ущественна€ особенность метода ёнга в том, что медитирующий не имеет какой-либо осознанной цели или программы. “ем самым медитаци€ становитс€ изолированным экспериментом свободного индивидуума, что €вл€етс€ противоположностью целенаправленных усилий подчинить себе подсознание. Ќо сейчас мы не будем детальнее останавливатьс€ на активном фантазировании. „итатель может найти более подробное его описание в работе ёнга "‘ункци€ трансценденции".)

¬ медитации упом€нутым методом —амость €вилась женщине в образе олен€, который обраща€сь к ее Ёго, сказал: "я твой ребенок и мать. ћен€ называют животным-медиумом, потому что € св€зываю людей, животных и даже камни один с другим, вход€ в них. я тво€ судьба или твое "объективное я".  огда € по€вл€юсь, € освобождаю от бессмысленных опасностей жизни. ќгонь, гор€щий внутри мен€, горит и во всей вселенной. ≈сли человек тер€ет его, он становитс€ Ёгоцентричным, одиноким, дезориентированным и слабым".

—амость часто принимает облик животных, представл€€ нашу инстинктивную природу и ее св€зь с окружением человека. (¬от почему в мифах и сказках так много животных - союзников человека). Ёта св€зь —амости со всей окружающей природой и даже космосом, веро€тно, проистекает из того факта, что у каждого человека его психическое €дро каким-то образом переплетаетс€ со всем миром, как внешним, так и внутренним. ¬се высшие про€влени€ жизни тем или иным образом подстраиваютс€ под окружающий пространственно-временной континуум. Ћюбому животному, например, свойственно питатьс€ особой пищей, использовать определенные материалы дл€ строительства жиль€, жить в среде, на которую в точности настроены его инстинктивные стереотипы. ¬ременные ритмы также играют свою роль. ƒостаточно вспомнить, что большинство траво€дных животных рождает молодн€к как раз в такое врем€ года, когда трава наиболее сочна и обильна. »менно это имел в виду один известный зоолог, сказав, что внутренн€€ сущность каждого животного простираетс€ далеко за пределы его тела в окружающий мир, "одухотвор€€" врем€ и пространство.

 аким-то абсолютно неизвестным дл€ нас образом наше подсознание также настроено на окружающую среду - на наш круг или общество в целом и, кроме того, на пространственно-временной континуум и всю природу. ¬спомним о ¬еликом человеке индейцев наскапи: он не только помогает открыть и пон€ть внутренний мир, но и подсказывает, где и когда охотитьс€. »з своих сновидений охотники наскапи вынос€т также слова и мелодии волшебных песен, которыми привлекают животных.

Ќо така€ специфическа€ помощь со стороны подсознани€ дана не только первобытному человеку. ёнг открыл, что сновидени€ могут помочь и современным люд€м обрести свой путь постижени€ внутренней и внешней жизни и преодолени€ преподносимых ими трудностей. ƒействительно, многие из наших сновидений касаютс€ деталей нашей внешней жизни и окружени€. ќбъекты вроде дерева под окном, велосипеда или автомобил€, камн€, найденного во врем€ прогулки, могут подн€тьс€ до уровн€ символа в той жизни, которую мы проживаем в сновидени€х, и приобрести другое значение. ≈сли удел€ть внимание снам, то помимо жизни в холодном обезличенном мире, произвольно управл€емым провидением, перед нами может приподн€тьс€ завеса, скрывающа€ наш собственный мир, наполненный важными и тайно упор€доченными событи€ми.

Ќаши сновидени€, однако, удел€ют обычно первоочередное внимание вовсе не адаптации к внешней жизни. ¬ нашем цивилизованном мире они, как правило, стараютс€ развить (посредством Ёго) должное отношение к —амости, потому что современные образ мышлени€ и манеры поведени€ значительно ослабл€ют св€зь с ней. Ёта св€зь была хорошо развита у первобытных людей, полагавшихс€ главным образом на указани€ своего внутреннего центра. ј мы с нашим перевернутым сознанием настолько запутаны внешними, совершенно чуждыми делами, что послани€м —амости очень трудно прорватьс€ к нам. Ќаше рассудочное мышление так часто создает иллюзию четко очерченного "реального" внешнего мира, что во многом блокирует способность к воспри€тию. ќднако через нашу подсознательную природу мы необъ€снимым образом улавливаем то, что окружает нас в психическом и физическом мире.

я уже упоминала, что —амость особенно часто €вл€етс€ в виде камн€, драгоценного или обычного. ¬спомним про камень, который полировали медведица и львы. ¬о многих сновидени€х €дро психики. —амость, также предстает в образе кристалла. ћатематически точна€ структура кристалла вызывает у нас интуитивное понимание того, что даже в так называемой "мертвой" материи действует как бы духовно упор€дочивающий принцип. “аким образом, кристалл зачастую символизирует единство противоположностей - материи и духа.

¬еро€тно, кристаллы и камни €вл€ютс€ особенно подход€щими дл€ обозначени€ —амости ввиду естественности их природы. ћногие люди не могут удержатьс€ от собирани€ и хранени€ камешков несколько необычного цвета или формы, не зна€, зачем они это делают. Ѕудто в камн€х скрыта кака€-то жива€ тайна, очаровывающа€ людей. Ћюди с незапам€тных времен собирали камни и, веро€тно, почитали некоторые из них обителью жизненной силы, окруженной загадочностью. ƒревние германцы, например, верили, что души умерших продолжают жить в их надгроби€х. Ќе исключено, что обычай класть камни на могилы отчасти исходит из символической идеи о том, что от умершего должно остатьс€ нечто вечное, дл€ чего более всего подходит именно камень. ƒело в том, что, хот€ человек не имеет ничего общего с камнем, глубочайший центр человеческой психики странным и особым образом похож на него (веро€тно, потому, что камень символизирует просто существование в максимальном удалении от эмоций, чувств, фантазий и неугомонного в своих поисках самосознани€). ¬ этом смысле камень передает, возможно, простейшее и одновременно глубочайшее ощущение-ощущение вечности, возникающее в моменты, когда человек чувствует себ€ бессмертным и неизменным.

ќбнаруживаемое практически у всех цивилизаций стремление воздвигать пам€тники из камн€ знаменитым люд€м или по случаю важных событий обусловлено, веро€тно, этим его символическим значением.  амень, который »аков положил на место, где увидел свой знаменитый сон, или особые камни, оставленные людьми на могилах местных св€тых или героев, раскрывают природу человеческого стремлени€ выразить ощущение, не передаваемое иначе, чем посредством каменного символа. Ќеудивительно, что многие религиозные культы используют камень дл€ обозначени€ божества или места поклонени€ ему. Ќаиболее почитаема€ св€тын€ исламского мира  ааба - это черный камень в ћекке, к которому стрем€тс€ совершить паломничество все набожные мусульмане.

¬ христианской духовной символике ’ристос обозначаетс€ "камнем, который отвергли строители" и который стал "главою угла" (Ћук. XX: 17). ¬ другом контексте он назван "духовным камнем, из которого проистекает духовное питие" ( ор. ’:4). —редневековые алхимики, которые исследовали околонаучными пут€ми тайну материи, наде€сь обнаружить в ней бога или, по меньшей мере, его печать, верили, что секрет спр€тан в знаменитом "философском камне". ќднако некоторые из них смутно понимали, что предмет их исканий лишь символ чего-то, что может быть найдено только в душе человека. ƒревнеарабский

алхимик ћориенус говорил: "Ёта вещь (философский камень) извлекаетс€ из нас: мы - минерал, в котором он вырастает, внутри нас его можно найти; или, €снее говор€, они (алхимики) берут его у нас. ≈сли осознать это, любовь и одобрение камн€ взойдут внутри. «найте, это несомненна€ истина".

 амень алхимиков (л€пис) символизирует нечто не исчезающее и не измен€ющеес€, нечто вечное. Ќекоторые алхимики сравнивали это с мистическим ощущением присутстви€ бога в собственной душе. ќбычно требуетс€ длительное страдание, чтобы избавитьс€ от поверхностных психических наслоений, скрывающих символический камень. Ќо в той или иной форме у большинства людей случаетс€ глубокое переживание —амости - по крайней мере раз в жизни. — психологической точки зрени€, подлинно религиозное мировоззрение заключаетс€ в стремлении обнаружить это уникальное ощущение и постепенно настроитьс€ на него (уместно отметить, что камень сам по себе €вл€етс€ чем-то вечным) таким образом, чтобы внимание было посто€нно направлено на диалог с —амостью.

“от факт, что этот высочайший и наиболее часто встречающийс€ символ —амости €вл€етс€ неорганическим объектом, указывает на еще одну область поиска и раздумий, а именно на все еще неизведанную взаимосв€зь между тем, что мы называем бессознательной психикой, и тем, что называем "материей" - это тайна, которую стремитс€ разгадать психосоматическа€ медицина. »зуча€ эту еще не определенную и не объ€сненную св€зь (может статьс€, что "дух" и "матери€" на самом деле - одно и то же €вление, только одно наблюдаемое "изнутри", а другое - "снаружи"), д-р ёнг ввел в оборот новое пон€тие, названное им "синхронностью". Ётот термин означает "смысловое совпадение" внешних и внутренних событий, которые сами по себе причинно не св€заны. јкцент в этом пон€тии делаетс€ на слове "смысловое". ≈сли, когда вы сморкаетесь, на ваших глазах разбиваетс€ самолет, это просто совпадение двух событий, не имеющее смысла. “акие случайные совпадени€ происход€т посто€нно. Ќо если вы купили синий костюм, а магазин доставил по ошибке черный, причем в тот день, когда умер один из ваших ближайших родственников, это будет смысловым совпадением. Ёти два событи€ причинно не св€заны, но они св€заны тем символическим значением, которое придаетс€ у нас черному цвету.

 аждый раз, когда ёнг замечал такие смысловые совпадени€ в жизни пациента, создавалось впечатление (и сны пациента это подтверждали), что в его подсознании заработал соответствующий архетип. ѕроиллюстрируем это на примере с черным костюмом. „еловек, получивший черный костюм, также мог видеть сон о смерти. “огда соответствующий архетип про€вилс€ бы одновременно во внутреннем и внешнем событи€х, несущих одно и то же символическое послание - в данном случае послание о смерти.  оль скоро мы заметим, что определенным типам событий "нравитс€" соедин€тьс€ вместе в определенное врем€, мы начнем понимать позицию китайцев, чьи теории медицины, философии и даже строительства основаны на "науке" смысловых совпадений.  лассический китайский текст исходит не из причин и следствий, а скорее из "прит€жени€" одних событий к другим. “а же сама€ тема проходит красной нитью в астрологии, причем в значении, близком у многих народов к предзнаменовани€м и консультаци€м с оракулами. ¬се это попытки объ€снить совпадени€ иначе, чем пр€молинейным причинно-следственным путем.

—оздава€ концепцию синхронности, д-р ёнг наметил путь, следу€ которым мы сможем глубже постичь взаимосв€зь духа и материи.  ак раз на эту св€зь, по всей видимости, указывает символическое значение камн€. Ќо это еще совершенно открыта€ и недостаточно исследованна€ проблема, с которой придетс€ иметь дело будущим поколени€м психологов и психиатров.

ћожет показатьс€, что мои рассуждени€ о синхронности увели нас от основной темы, но € думаю, что по меньшей мере краткое вводное описание этого пон€ти€ необходимо, поскольку не исключено, что эту юнгианскую гипотезу ждут в будущем широкие возможности в плане исследовани€ и практического применени€. Ѕолее того, синхронные событи€ почти неизменно сопровождают критические фазы процесса индивидуации. Ќо очень часто они проход€т незамеченными, потому что мы не научились следить за такими совпадени€ми и распознавать их смысловую св€зь с образами наших снов.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 385 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

2002 - | 1969 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.026 с.