Сведения о поведении — более или менее конкретно — могут быть собраны по телефону (блиц-опрос о просмотре какой-то определенной передачи или о самом факте просмотра в данный момент). В свое время, пишет американский социолог К. Бартлет, «телефонный звонок, совпадающий с передачей, стал исследовательским символом определения размеров аудитории»1. Другой способ— интервью «по памяти», когда у вас спрашивают, что именно смотрели вы вчера на протяжении всего дня.
Эту же задачу решают личные интервью, когда интервьюер посещает вас дома, но с тем же вопросом, что вы смотрели накануне. Иногда в таких случаях используют бланки с отпечатанными вчерашними телевизионными программами, где вы фиксируете те, которые действительно смотрели. В этом случае интервьюер может двумя-тремя вопросами удостовериться, так ли это на самом деле.
Более обширную информацию можно собрать с помощью «дневника (радио-)телепотребителя».
В последнем случае исследователь обращается в семью (принципы отбора семьи являются профессиональным знанием и будут обсуждаться далее) с просьбой как можно более тщательно фиксировать все случаи контактов с источником информации в течение суток и всеми членами семьи (иногда включая гостей). Для этого на бланке дневника представлена «табличка»: в колонку слева расписана день за днем неделя (дневник, как правило, сброшюрован в небольшую книжечку,
362 Часть III. Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса
где на один день отведена страница) по временным интервалам в пятнадцать минут. Телезрителю остается только пометить, кто из членов семьи какую передачу смотрел в это время, при этом необходимо вписать номер (название) телеканала и название передачи. В дневнике фиксируются также определенные социально-демографические характеристики каждого члена семьи.
При этом исследователь должен максимально облегчить систему записи информации респондентом, поскольку и перед последним стоит задача не менее сложная, чем та, которую в свое время решала сороконожка, когда у нее спросили, с какой ноги она начинает ходить. Поставьте себя на место одного из членов семьи — жизнь не покажется вам раем, особенно если у вас под рукой не три, а тридцать три канала, а домочадцы имеют разные вкусы. Вам приходится то и дело переключаться с канала на канал и при этом не забывать фиксировать свой выбор в дневнике...
Именно поэтому дневник не оставляют в «испытуемой» семье более чем на две недели. Чистота эксперимента при такой нагрузке в течение более длительного времени будет под вопросом. Субъективные качества членов семьи могут испортить дело — элементарная забывчивость, непонимание инструкции, а то и просто недобросовестность.
Но в последнее время с ростом технологических трансформаций под вопрос попадает сама методика — речь идет о дистанционном управлении своим телепросмотром. Сам факт наличия пульта дистанционного управления весьма модифицирует наше поведение: во время рекламных пауз некоторые успевают обежать весь доступный эфир. Кроме того, для ряда стран стала актуальной проблема наличия спутниковых каналов, которые весьма затруднительно — при их обилии — идентифицировать.
Укажем также, что повсеместно распространяется такой способ использования телевизора, как запись с эфира сигнала, а затем неоднократный его просмотр, видеоигры и т. п. Когда же эти проблемы для страны неактуальны, дневник остается достаточно распространенным способом фиксировать чисто количественные параметры Аудитории, как в целом, так и по разным группам.
Заметим, если эти параметры интересуют нас с определенной степенью обобщения, годится даже традиционный опрос: спрашивая о привычных для индивида способах общения с информационным источником, мы получаем достаточно надежную информацию. Так, когда в ходе опроса Фонда «Общественное мнение» речь шла о телепросмотре в пределах часовых интервалов, полученная картинка ничем
Глава 11. Социологические исследования Аудитории СМК ___________ 363
не уступала по конфигурации самым изощренным графическим выводам с компьютера, подсоединенного к телевизору1.