Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—ћ  как Ђчетверта€ї власть




ћы уже говорили атом, что —ћ  выступает в двуединой роли: как институт, участвующий в процессе формировани€ целей развити€ общества, и как механизм их актуализации. Ётим институт ничем не отличаетс€ от других социальных институтов, возьмем ли мы религию или искусство, исторически вытесненных первым из зоны оперативной информации. “ермин Ђоперативна€ информаци€ї использован нами лишь дл€ того, чтобы оттенить ее содержание на фоне Ђбазиснойї, мировоззренческой, которую мультиплицируют все средства коммуникации.  огда мы говорим: ЂЅогу богово, кесарю кесаревої, мы афористично передаем суть этой оппозиции. ѕрактически и религи€, и искусство, и —ћ  могут быть рассмотрены в парадигме механизмов, обеспечивающих социуму стабильность существовани€ и в то же врем€ возможность развити€. ≈сли человечество к началу периода модернизации обзавелось механизмами, обеспечивающими стабильность, информационно обеспечивать тенденцию к развитию пришлось уже новым Ч и исторически, и функционально Ч формам общени€.

√лава 5. —осуществование государства и средств массовой коммуникации 109

ѕочему имеет смысл в данном случае говорить о функциональном размежевании социальных институтов? ”стойчивость социального организма исторически поддерживалась сочетанием регулируемых обществом правил (писаных и неписаных законов), которые предусматривают, что можно делать и чего делать нельз€. ѕока эти модели были традиционны, малоизменчивы, с ними Ђсправл€лисьї традиционные механизмы (миф, авторитет, социальный остракизм, социальна€ изол€ци€, церковна€ анафема, канонизаци€). Ќа историческом пути развити€, когда разнообразие моделей поведени€, мышлени€, мнени€ стало прирастать лавинообразно, Ђпропускна€ способностьї традиционных институтов (каналов, употребл€€ современный технический термин) стала бы тормозом, если бы к этому времени человеческое сообщество не приступило к созданию системы —ћ . ѕрактически мы проследили исторические корни сущностной характеристики этой системы Ч мультиплицирование вариантов социальной практики и Ч на уровне отдельного индивида Ч социального поведени€, мнени€, отношени€ и т. д.

—ледует обратить внимание еще на один аспект де€тельности —ћ  в обществе, генетически восход€щий к той инструментальной составл€ющей, которую мы находим в самых древних системах обмена информацией между социальными субъектами. –ечь идет о механизме адаптации, которую предоставл€ет эта система индивидуальному сознанию дл€ существовани€ в социальных координатах.

“аким образом, особенности существовани€ —ћ  в модернизирующихс€ социальных системах таковы, что они, нар€ду с другими социальными институтами, не отлича€сь от них своими функциональными признаками, о которых мы говорили выше, репрезентируют своей јудитории альтернативы социально-экономического развити€.  онтинуум представленных обществу точек зрени€ зависит от конкретных форм политической организации общества. ≈стественно, что по массовости воздействи€, по оперативности, по возможност€м предоставлени€ трибуны разным точкам зрени€ —ћ  выдел€ютс€ среди всех остальных социальных институтов. ѕредоставл€€ трибуну разным точкам зрени€, —ћ  актуализируют последние, не востребованные законодательной и исполнительной властью. »менно в этом факте сочетани€ участи€ —ћ  в разработке стратегии и тактики социального развити€ и того обсто€тельства, что дл€ общественных сил, не вошедших в актуальный состав законодательной и исполнительной власти, они выступают как средство актуализации воззрений, кроетс€ объ€снение, почему —ћ  называют Ђчетвертой властьюї.

110 „асть II ƒе€тельность —ћ  как реализаци€ интересов социальных субъектов

Ќо пресса участвует в разработке стратегии и тактики общественного развити€ не только реализацией тех социальных интересов, которые впр€мую не востребованы сегодн€шней властью, но и опосредованным образом, выступа€ в качестве своеобразного контрол€, критики текущей политики исполнительных и законодательных структур, когда государство оказываетс€ предметом журналистского расследовани€. ѕоследнее обсто€тельство чаще других отмечаетс€ как признак Ђвластнойї принадлежности —ћ .

ѕо сути дела, мы устанавливаем тут некоторую параллель с классическим определением власти, предложенным ћ. ¬ебером: Ђ¬ласть Ч это возможность одного из участников социального отношени€ осуществить свою волю, несмотр€ на сопротивлениеї1.

ќ том же пишет известный исследователь прессы ≈. ѕрохоров: Ђ¬озможность успешного "хождени€ во власть" средств массовой информации лежит в самой природе журналистики. ¬едь она, как врач, держит руку на пульсе жизни, ставит диагноз, определ€ет стратегию и тактику "лечени€"... необходимого дл€ восстановлени€ и поддержани€ общественного "здоровь€". —ћ» с позиций представл€емых ими общественных сил оценивают состо€ние дел в тех или иных секторах социальной жизни, предлагают советы, а то и выдвигают требовани€ к тем, кто вправе принимать об€зательные властные решени€ї 2. ѕрохоров отмечает и такую характеристику журналистской де€тельности, как взаимосв€зь с общественным мнением: ЂЌельз€ забывать, что возможностью осуществл€ть власть в обществе, то есть проводить свою волю, оказывать воздействие на поведение различных субъектов социальной жизни обладают не только различные ветви государственной власти. »меютс€ также Ч что особенно важно дл€ журналистики Ч неинституализированные формы социального могущества, способные кардинально вли€ть на ход общественной жизни. “аковы "сила слова", "сила знани€", "авторитет лидера"... ¬ этом р€ду и "власть общественного мнени€".

¬от в этой сфере журналистика не имеет себе равных. ¬едь сама природа журналистики "выводит" каждое событие в эпицентр общественного мнени€. ∆урналистика аккумулирует общественное мнение,

√лава 5. —осуществование государства и средств массовой коммуникации 111

концентрирует и уплотн€ет его, служит трибуной, информирует, а стало быть, и формирует его, выступает от его имени. —ила журналистики Ч в мощи сформированного и сто€щего за ней общественного мнени€ї1.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 558 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

516 - | 494 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.