Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕример 5




¬ ней два коротких звука смен€ют≠с€ одним длинным. “о есть ритм Ч это чередо≠вание и соотношение длительностей звуков и акцентов. ќни могут быть различными.  оли≠чество ритмических вариантов бесконечно вели≠ко, все здесь зависит от фантазии композитора.

 

 

¬ообще ни одна мелоди€ невозможна без ритма. Ќе будь ритма, не было бы и мелодии, а осталс€ бы только набор разных по высоте звуков. ’от€ ритм без мелодии существует. ” многих народов ¬остока есть танцы, которые исполн€ютс€ только под ритм ударных инструментов.

–итм €вл€етс€ сильнейшим выразительным средством. ќт него во многом зависит характер музыки. –овный ритм делает мелодию плавной и м€гкой, прерывистый Ч придает мелодии взволнованность, напр€женность, часто используетс€ в решительной, маршевой музыке. Ѕлагодар€ ритму мы можем сразу же, даже в незнакомом произведении определить: это вальс, это полька, это марш и т. д.

ћетр Ч рисунок равномерного чередовани€ сильных и слабых долей во времени.

ћетр задаЄт координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми рассто€ни€ми между дол€ми. ≈Є можно представить как миллиметровку, на которой сама€ маленька€ клеточка из самых тонких линий Ч минимальна€ длительность в произведении, более толстые линии обозначают доли, ещЄ более толстые Ч относительно сильные доли, а самые толстые Ч сильные доли.

ѕо лини€м этой сетки можно рисовать ритмические фигуры из отрезков разной длины (ноты различной длительности). ‘игуры могут быть совершенно разные, но все они будут опиратьс€ на линии этой сетки.

“акже метр можно сравнить с ударами невидимого метронома, задающего ход времени музыкального произведени€, в который вписываютс€ звуки (ноты).

ћетр Ч пон€тие абстрактное, и в музыкальном произведении метр может быть никак не выражен звуками (нотами) Ч он может существовать лишь в воображении музыканта и слушателей. –итм же, в отличие от метра, не абстрактен, и выражаетс€ отношением длительностей реально звучащих звуков (нот). –итмический рисунок образуетс€ делением долей на равные или неравные части.

¬прочем, довольно часто метр про€вл€етс€ и €вно, то есть, например, метрические акценты часто не воображаемые, а реальные и слышимые, хот€ вообще говор€ это, конечно, частный случай ритма, возможный при данном метре, в общем же случае верно сказанное выше.

—ледует добавить, что метр в нотной записи может быть сравнительно условным, то есть исполнитель может в своей интерпретации допускать некоторое отклонение от формально записанного метра дл€ более тонкого вы€влени€ ритма.

≈ще одно пон€тие, с которым мы встречаемс€ в жизни, тесно св€зано с музыкой - Ћјƒ.

Ћад Ч это согласие, мир, стройность, пор€док Ч так читаем мы в толковом словаре русского €зыка.

ћузыка Ч искусство, в котором звуки располагаютс€ упор€доченно, согласованно. ¬ музыке между звуками существует определенный пор€док, определенна€ система. » слово Ћјƒ означает взаимосв€зь звуков между собой, их согласованность.

 

ƒл€ каждого музыкального произведени€, в зависимости от его характера, композитор выбирает определенный лад. ≈сли вы слышите музыку светлую, жизнерадостную, то чаще всего это произведение написано в ћј∆ќ–≈. ћузыка м€гка€, с оттенком грусти обычно пишетс€ в ћ»Ќќ–≈. »нтересно, что на латинском €зыке мажор обозначаетс€ durus, что значит твердый, а минор Ч mollis Ч м€гкий.

¬ европейской музыке наиболее распространены мажор и минор. Ќо в музыке разных народов есть и другие лады. ¬ообще их в музыке более тридцати. —реди них есть те, что распространены в народной музыке, рожденные многовековым опытом и практикой искусства, которые используютс€ и в профессиональной музыке. —уществуют также лады искусственные, созданные композиторами. Ќапример, в XIX в. ћ. ». √линка дл€ того, чтобы подчеркнуть фантастический характер Ђзлых силї в опере Ђ–услан и Ћюдмилаї, придумал целотонную гамму. «вуки в мажорном ладу располагаютс€ Ч тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. ¬ целотонной гамме рассто€ние между всеми звуками Ч целый тон.

¬ конце XIX в. Ќ. ј. –имский- орсаков, продолжив эту традицию, ввел в практику свою ладовую систему. ƒл€ характеристики фантастических образов в своих произведени€х он создал уменьшенный лад со звукор€дом тон-полутон. Ётот лад получил название Ђгамма –имского- орсаковаї.

÷елотонный лад, в отличие от мажора и минора, состо€щих из семи звуков, включает в себ€ шесть ступеней. —уществует много ладов из другого количества звуков.   примеру, есть цела€ группа ладов, называемых пентатонными (по-гречески pente Ч п€ть, tonos Ч тон) Ч это лады п€тиступенные.

¬ мелодии звуки следуют друг за другом. ≈сли сыграть несколько звуков одновременно, то получитс€ созвучие Ч аккорд.

ѕоследовательность аккордов вместе с мелодией называетс€ √ј–ћќЌ»≈…. Ёто одно из главных средств выразительности. ќна придает музыке красочность, а иногда и несет на себе большую часть смысловой и эмоциональной нагрузки. Ѕлагозвучные аккорды создают гармонию, оставл€ющую впечатление стройности, красоты, наполненности. » иногда она играет даже большую роль, чем мелоди€. ¬ знаменитой ѕрелюдии є 20 ‘. Ўопена практически нет развернутой мелодии. ќбщее настроение создает именно гармони€.

ƒл€ того чтобы разобратьс€ со следующими средствами выразительности - проведем эксперимент.

—ыграем такую мелодию.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 451 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

634 - | 434 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.