Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“еатральной музыки




ѕриступа€ к музыкальному оформлению, режиссер, музыкант должны понимать и чувствовать не только, что и как должно звучать, но и какими средствами можно достигнуть требуемого звучани€.

ѕривлекаема€ к постановке музыка лишь тогда смо≠жет эмоционально и с полной силой воздействовать на зрител€, когда до конца будут раскрыты в гармониче≠ском целом выразительные и изобразительные стороны всех ее элементов: мелодии, ритма, динамики, тембра.

¬ыразительные возможности музыки неисчерпаемы. ¬ музыке могут быть отражены образы жизни и смерти, героическа€ борьба, грезы, мечтани€, тревожные предчувстви€, сцены народного весель€, шестви€, сражени€, молитвы, радости, жалобы, шутки, гнев, ласки, грации и т. д. и т. п.

” музыки нет средств, чтобы передать внешний вид предмета. ќднако музыкальный образ воздействует не только на чувства и мышление зрител€, а также на его соображение, то есть может как бы изобразительно конкретизировать те €влени€ действительности, которые по≠родили эти чувства и мысли.

–оль музыкальной изобразительности различна в раз≠ных жанрах музыки. ќсобенно значительна эта роль в музыке театра и кино.

Ќельз€, например, с помощью звуков Ђнарисоватьї поезд, однако посредством музыки можно передать уско≠р€ющеес€ движение, стук колес, звук гудка. «вуки чере≠дуютс€ в разном темпе, с различной громкостью. » если они будут вначале следовать друг за другом спокойно, а затем темп будет ускор€тьс€ и вдобавок одним инстру≠ментом будет изображен стук колес, другим Ч нарастающий или удал€ющийс€ звук гудка, то, даже не вид€ пред≠мет, зритель поймет, что музыкой и звуками передано движение поезда. Ќо, кроме движени€, музыка передает обычно и чувство, которое испытывает при этом герои пьесы, то есть музыка поезда будет созвучна настроению данной сцены.

ћелоди€ €вл€етс€ важнейшим элементом музыкаль≠ного искусства. ѕривлека€ музыку к спектаклю, сужде≠ние о ней следует начинать с оценки ее мелодии.

ћелоди€, как и музыка в целом, имеет интонацион≠ную природу, то есть через интонацию выражаетс€ спо≠собность мелодии художественно воплощать чувства и мысли человека, его душевное состо€ние. ћелоди€ Ч богатейший источник самой разнообразной музыкальной выразительности. Ѕогатство мелодий неисчерпаемо. ќни могут носить самый различный характер: быть нежными, страстными, шутливыми, энергичными, мужественными и т. д. и т. п.

ќтдельные мелодии способны воссоздать тончайшие оттенки разнообразных эмоциональных состо€ний: радо≠сти, гор€, волевых порывов и стремлений. ¬ спектакле эти факторы очень важны дл€ передачи мыслей, чувств геро€, его переживаний.

ћелоди€ состоит из звуков, различающихс€ как по высоте, так и по своему значению (устойчивые и неустой≠чивые). —оотношение, св€зь между собой устойчивых и неустойчивых звуков называетс€ ладом Ч словом, рав≠нозначным пон€ти€м пор€док, система. Ћады отличаютс€ друг от друга споим характером, выразительными воз≠можност€ми,

¬ современной ладовой системе самыми распростра≠нен ими €вл€ютс€ мажор и минор.

—уществуют мнени€, что мажор в самом себе несет, бодрый энергичный, €ркий характер, а минор ассоциируетс€ с печалью, страданием, затененностью, мато≠востью.

Ќередко режиссер просит музыканта подобрать к од≠ной из сцен мажорную музыку, к другой Ч минорную. » это обычно единственное, что он может сказать определено о будущей музыке к своему спектаклю. Ќо нельз€ закрепить за ладами определенное образное смысловое значение, так как наибольшую выразительность приобретает произведение при сочетании мажора и минора.

— ладовой стороной часто св€заны черты националь≠ною своеобрази€ мелодии. ћузыкант, работающий над музыкальным оформлением спектакл€, дл€ отражени€ в музыке национального колорита об€зательно учитывает ладовую сторону. “ак, например, дл€ русской народной мелодии (песни, танцы) примен€ютс€ сопоставлени€ мажора и минора.

 аждый лад может звучать выше или ниже, и звуковой состав его в зависимости от этого мен€етс€. ¬ысотное положение мажорного и минорного лада образует тональность.“е или иные произведени€ в зависимости от своей тональности могут обладать €рким, светлым, даже блест€щим колоритом, другие же Ч сумрачным, приглу≠шенным, иногда мрачным и зловещим.

ѕри подборе музыки к спектаклю следует найти ту тональность ее звучани€, котора€ соответствует характеру сценического действи€.

–итм в музыке Ч это организаци€ звука музыкального произведени€ во времени.

¬ыразительное значение ритма в музыке трудно переоценить. –итм не меньше, чем мелоди€, тесно св€зывает содержание музыки с окружающей действительно≠стью. „ерез ритмы передаетс€ духовна€ жизнь человека, интенсивность его эмоционального мира, чувств, кото≠рыми он живет.

–итм воспринимаетс€ слушателем гораздо легче, чем некоторые другие элементы музыкальной выразитель≠ности.

ѕо утверждению —таниславского, музыка с ее ритмом и мелодией способна самым пр€мым путем вли€ть на чувства зрител€ и непосредственно вызывать и закрепл€ть на сцене необходимое актеру самочувствие.

»ногда ритм отождествл€етс€ с равномерностью, периодичностью. “акой смысл придаетс€ выражению Ђрит≠мический пульсї, Ђритмичное дыханиеї. ћузыка, св€зан≠на€ с танцем, моторным движением, внешним действием, подчин€етс€ одним законам ритмической организации, а музыка певуча€ требует иного размаха ритмического пульса.

¬ пон€тие музыкального ритма входит метр Ч пор€≠док чередовани€ равных по длительности долей в музыке.

ƒругими словами, метр есть музыкальна€ мера вре≠мени, в которой протекает процесс музыкального разви≠ти€. ћетр служит основой ритма и придает ему качест≠венную определенность. Ѕез метра нет отчетливого ощущени€, воспри€ти€. »менно благодар€ метру музыка приобретает стройность и размеренность.

—ценическое воплощение метра встречаетс€ довольно часто: актер может действовать, подчеркива€ метриче≠ское начало музыки, или режиссер может потребовать, чтобы под музыку медленно переставл€лись предметы, декорации, точен был приход и уход актеров со сцены и т. д.

— ритмом тесно св€зан темп, степень скорости испол≠нени€ и характер движени€ музыкального произведени€. ¬ыразительность ритмического рисунка любой по дли≠тельности музыкальной мысли всегда про€вл€етс€ в оп≠ределенном темпе.

—уществует три основных вида темпа: быстрый, уме≠ренный и медленный; каждый из них имеет много разно≠видностей. ѕри неправильно выбранном темпе музыкаль≠ного произведени€ (чрезмерно быстром или необоснован≠но замедленном) характер сценического действи€ может существенно изменитьс€ и даже исказитьс€.

ѕодчас логична€, точно выраженна€ градаци€ темпа в музыке становитс€ основной из всех элементов музы≠кальной выразительности в понимании и раскрытии дра≠матургии спектакл€, в раскрытии образа действующего лица.

ћузыкально-ритмическа€ сторона спектакл€ требует особого понимани€. «адача режиссера и музыканта Чнайти дл€ музыкального оформлени€ спектакл€ тот ритм, Ђверный темпї каждой сцены, который вытекает из ос≠новного жизненного положени€ и основной идеи пьесы.

Ѕольшое значение дл€ выразительности любого музыкального звучани€ имеет тембр, то есть окраска звука, которой обладают каждый певчЄский голос и музыкаль≠ный инструмент.

ѕри музыкальном оформлении спектакл€ широко используютс€ разнообразные выразительные возможности тембра. Ёто одно из самых сильных и в то же врем€ тон≠ких средств вы€влени€ и передачи образов, мыслей и чувств в музыке.  аждое чувство требует соответствую≠щей окраски звука дл€ своего выражени€.

ƒл€ того чтобы в спектакле выразить музыкальную мысль глубоко и верно, надо подобрать наиболее свой≠ственные характеру данной сцены тембры: более свет≠лые или более темные, Ђтеплыеї или Ђхолодныеї, сочные или более прозрачные.

“ембр может служить и психологически правдивым €зыком дл€ передачи подтекста музыкального образа. ѕравильно найденный тембр позвол€ет свободно разли≠чать внутренний смысл роли, воплощаемой актером, ча≠сто не зависимый от смысла произносимой фразы. “огда окраска звука становитс€ тембро-мыслью или тембро-чувством, полнее и тоньше передава€ внутреннюю жизнь образа.

“ембр как дополнительный элемент характеристики образа и закрепленный за ним называют лейттембром.

’арактерные тембры музыкальных инструментов очень широко используютс€ в музыке в изобразительных цел€х. ¬оспроизвод€ в музыке индивидуальный тембр какого-либо реального звучани€, можно вызвать у зри≠тел€ ассоциацию, представлени€ о том €влении, которое характеризуетс€ этим звучанием в самой жизни.

¬ерно почувствовать музыкальную мысль Ч значит верно прочувствовать звучащие краски, выражающие ее сущность.

ƒинамикой музыкального произведени€ прин€то на≠зывать процесс изменени€ громкости, протекающий во времени и св€занный с музыкальным развитием. Ётот процесс включает в себ€ как постепенное усиление громкости (крещендо) и уменьшение громкости (диминуэндо), так и контрастные, внезапные сопоставлени€ различных степеней громкости,

ƒинамика, как и все остальные элементы музыкаль≠ного €зыка, служит цел€м создани€ художественных об≠разов в музыкальном произведении. »сполненное без ди≠намической нюансировки, музыкальное произведение во многом утрачивает свою выразительную силу.

Ўироко в музыкальном оформлении спектакл€ используютс€ динамические изменени€, как изобразительные (если надо изобразить приближение шестви€ или нарастание бури Ч звучность постепенно усиливаетс€), так и выразительные. Ќапример, нарастание душевного волнени€ Ч постепенное увеличение громкости Ч крещендо.

√ромкие звуки при прочих равных услови€х сильнее воздействуют на нервную систему, возбуждают, раздра≠жают больше, чем тихие.

ќднако тихие звуки, таинственные шорохи настора≠живают, а воспри€тие еле слышных звуков требует на≠пр€женного внимани€.

ѕодъем, нарастание, как правило, способны более захватить внимание зрител€, держать его в состо€нии напр€жени€, чем спад, успокоение.

 ульминационный момент спектакл€ часто св€зан с музыкой. »ногда по замыслу режиссера кульминаци€ спектакл€ выдел€етс€ динамикой музыкального отрывка не через форте, а, наоборот, через пиано, что придает сцене особый характер.

“ак как динамика играет огромную роль в непосред≠ственном воздействии на зрител€, то ее эффекты должны учитыватьс€ режиссером и музыкантом так, чтобы на≠растание звука и вообще изменение динамики соответ≠ствовало развитию образа и его трактовке.

ƒинамику необходимо учитывать и при воспроизве≠дении музыкальной фонограммы в сценическом действии. ћузыку можно воспроизвести тихо или громко, постепен≠но измен€€ или уменьша€ силу звучани€.

”мение пользоватьс€ динамическими оттенками, тон≠ко и гибко передавать звук различной силы при воспро≠изведении музыки в спектакле позвол€ет правдиво, выра≠зительнее подчеркнуть характер сценического действи€.

¬се основные музыкальные элементы можно сопоста≠вить с элементами сценической выразительности. —рав≠нива€ характеристику какого-либо музыкального произ≠ведени€ с характеристикой сценического действи€, можно пользоватьс€ одним и тем же €зыком.

“ак, говор€ о спектакле, мы говорим о драматизме сюжета или о его лиричности, жизнерадостности и этими же определени€ми характеризуем музыкальное произве≠дение. ћожно проводить параллели также и между со≠ставными част€ми драматического представлени€ и му≠зыкального произведени€. Ћюба€ роль, любое сцениче≠ское действие могут рассматриватьс€ с музыкально-рит≠мической стороны, так как содержат в себе движение, ритм.

—таниславский говорил о том, что не только темпо-ритм музыки, но и все ее составные элементы могут под≠сказать характер сценического действи€.

ѕри слушании музыки у —таниславского рождались конкретные действенные образы... Ђрисует ли музыка чувства, образы природы, содержание ее всегда воздей≠ствует на эмоциональную сферу зрител€ и вызывает у од≠ного расплывчатые, а у другого Ч более рельефные ощу≠щени€ї.

≈сли систематически внимательно слушать музыку, можно научитьс€ различать в ней рассмотренные выше выразительные средства. “огда постепенно выработаетс€ способность оценивать оттенки применени€ всех элемен≠тов, их смысл и характер. Ёто приведет к более глубо≠кому постижению содержани€ музыки и более точному включению ее в спектакль.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 565 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

314 - | 277 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.