Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбратна€ сторона принципов бусидо




Ќа первый взгл€д, многие из принципов бусидо могут показатьс€ сами по себе положительными, однако мораль сослови€ самураев служила только сословию данного класса, она была действительна только в среде военно-служилого двор€нства и не распростран€лась на отношени€ буси с низшими сло€ми, находившимис€ вне законов самурайской морали. јнализ отношений между самура€ми и низшими социальными сло€ми феодальной общности японии - кресть€нами, ремесленниками, пари€ми и др. показывает, что моральные принципы бусидо были не равнозначными дл€ господствующего класса и простонародь€. ≈сли скромность предписывала самураю вести себ€ с господином подчЄркнуто вежливо и скромно, быть терпеливым, то в отношени€х с простолюдином буси, наоборот, держалс€ надменно и заносчиво. «десь ни о какой вежливости не могло быть и речи. —амообладание, предписывавшее воину необходимость в совершенстве владеть собой, также было неприемлемо в отношении самура€ к простонародью. “о же можно сказать и о воспитании благосклонности, занимавшей в самурайской морали одно из важных мест. ¬оины-профессионалы, привыкшие к жестокости, были далеки от милосерди€, сострадани€, чувства жалости и симпатии к люд€м.

ћногочисленные войны, длившиес€ несколько веков вплоть до объединени€ страны под властью сЄгуна “окугава в начале XVII в., велись при непосредственном участии самураев, которым было чуждо сознание ценности человеческой жизни, так как они совершали самые жестокие поступки, не останавлива€сь перед убийством, и развивали в себе черты, противные человечности.

 аждое новое убийство на поле брани должно было стимулировать личную храбрость самура€ - таким образом, враг приобретал свойства некоего пассивного стимула отваги. ќтсюда берЄт начало и людоедский обычай кимо-тори. ѕо синтоистским поверь€м, источником смелости в теле человека служит печень (кимо). —читалось, что, съев сырую печень поверженного противника, получаешь новый зар€д смелости. Ќаиболее кровожадные самураи рассекали врага надвое от левого плеча до правого бока приЄмом кэса-гири ("монашеский плащ") и тут же, выхватив из живого тела трепещущую печень, пожирали еЄ.

ƒобродетель, в понимании самура€, была сложным конгломератом моральных установок.

 

 

1.8. –оль личности в системе моральных приорий и еЄ философские основы.

японские исследователи склон€ютс€ к тому, что базой всей традиционной этики €понского народа служит иде€ "он" - "отплаты за благоде€ни€". ќтсюда берут начало иерархические св€зи и отношени€ между людьми. ¬ космогонических воззрени€х всех племЄн дальневосточного региона (ареала культурного вли€ни€ древнего  ита€) ¬селенна€ предстаЄт как гигантский единый организм, продукт животворной биоэнергии (кит. - ци, или €п. - ки), бесконечно член€щийс€ на несметное количество частей, которые образуют всевозможные органические и неорганические соединени€. „еловек, будучи одним из таких соединений, не может пребывать вне соединени€ высшего пор€дка, каким €вл€етс€ коллектив - семь€, род, клан, государство - и далее соответственно јзи€, ћир, ¬селенна€. „еловек €вл€етс€ порождением всех соединений высшего пор€дка и порождающим дл€ своих потомков дл€ своих потомков и подчинЄнных. “аковыми €вл€ютс€ постулаты, общие дл€ синтоизма, буддизма и конфуцианства.

”частник подобного миропор€дка должен был испытывать чувство благодарности ко всем "порождающим" и про€вл€ть уважение к ним. —интоистска€ доктрина "государства как единого тела" (кокутай), главой которого €вл€етс€ император, прекрасно дополн€лась конфуцианским учением о "мировой семье", где классическа€ триада - Ќебо и «емл€, порождающие человека, - соподчин€ла по убывающей все звень€ социальной структуры.

ѕрактическим путЄм к осуществлению "долга благодарности" дл€ самура€ было следование п€ти классическим "посто€нствам ": гуманности, справедливости, благонравию, мудрости и правдивости. ¬се эти добродетельные свойства, как известно, по конфуцианскому канону, призваны были регламентировать нормы важнейших отношений (го рин): между господином и слугой, отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим и между друзь€ми.

—амурайска€ мораль предъ€вл€ла к буси серьЄзные требовани€ дл€ исполнени€ "он", развивающие абстрактные этические положени€ в стройную практическую систему. ѕрежде всего воин должен был воспитать в себе отрешЄнность от личного блага. ƒалее следовало претворить эту отрешЄнность в дух сознательного самопожертвовани€ ради интересов долга. Ћичность, проникнута€ духом самопожертвовани€ и усвоивша€ закон чести, вместе с законом гуманности должна была направить все силы на достижение всеобщего блага в рамках своего рода, клана и т.д. «десь вступал в действие принцип взаимной защиты и поддержки.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 471 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

495 - | 460 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.