Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–елигиозные воззрени€ самураев




 

ќдновременно с расцветом €понского феодализма и выделением сослови€ самураев в японии начало распростран€тьс€ учение одной из наиболее вли€тельных и попул€рных впоследствии сект буддизма - Ђдзэнї. ¬ переводе с €понского Ђдзэнї означает Ђпогружение в молчаливое созерцаниеї, овладение внешними и духовными силами дл€ достижени€ Ђпросветлени€ї.

ѕрин€тие дзэн сословием воинов было закономерным. ƒо становлени€ системы сЄгуната воины практиковали поклонение будде јмида. »де€ амидаизма была крайне проста. —уть ее заключалась в посто€нном повторении имени јмида. Ћюбому человеку дл€ Ђспасени€ї (дл€ Ђбудущего рождени€ї) достаточно было только без конца повтор€ть эту молитву. ќднако с превращением самурайства в политическую силу в период  амакура и началом его развити€ как сослови€ феодального общества простое взывание к будде јмида, не развивавшее в воине ничего, кроме безволи€ и пассивности, стало недостаточным. —амурай должен был настойчиво воспитывать волю, акцентировать внимание на самообладании и хладнокровии.

¬от в это врем€ и вышли на сцену проповедники дзэн, которые доказывали, что посто€нна€ работа над собой, умение выделить суть любой проблемы и сосредоточитьс€ на ней, невзира€ ни на что идти к цели имеют большое практическое значение не только в монашеской, но и в мирской жизни. — этого времени дзэн-буддизм стал духовной основой сослови€ воинов.

ќдной из основных причин, привлекавших самураев к учению дзэн, была его простота. —амураю совершенно не требовалось от€гощать свой ум изучением религиозной литературы. ƒзэн-буддизм импонировал самура€м выработкой у них самообладани€, хладнокрови€, воли - качеств, столь необходимых дл€ воина-профессионала.

¬ сочетании и св€зи с самодисциплиной находилось и другое качество, прививаемое воинам дзэн, Ч беспрекословное повиновение господину и военачальнику. ќчень велико было также значение дзэн в военно-спортивной подготовке самураев. –ешающа€ роль при фехтовании, стрельбе из лука, борьбе без оружи€, плавании и т. д. отводилась €понцами не физическому, а духовному состо€нию человека. ѕсихическа€ уравновешенность и самообладание, выработанные дзэн, €вл€лись здесь превалирующими.

ќсновным методом (путем к познанию истины) в обучении по системе дзэн была медитаци€ - созерцание в положении сид€, в совершенно спокойной позе со скрещенными ногами, без каких-либо мыслей. ¬ XIVЧXVI вв. дзэн достигла наивысшего расцвета и стала наиболее вли€тельной буддийской сектой, поддерживаемой правительством сЄгунов. ¬ то врем€ дзэн-буддизм оказал значительное воздействие на развитие всех областей культуры японии. —амо собой разумеетс€, что в первую очередь эту культуру восприн€л сам господствующий класс средневековой японии, в том числе и сословие самураев, которое пользовалось культурными ценност€ми, создаваемыми в стране. ќднако, в св€зи с развитием дзэн, самурайство несколько изменило свои воззрени€ на жизнь и смерть, культуру и ее воспри€тие.

“ем не менее классические положени€ дзэн идеалистического плана все больше расходились с мировоззрением, выработанным самура€ми на основе дзэновских Ђискусствї. –азвитие науки и св€занной с ней военной техники, металлургии, горного дела и т. п. расширило круг интересов самурайства. Ќовинки вооружени€ и военного искусства показывали, что одной воли дл€ сражени€ недостаточно, необходимы знани€, основанные на книгах, логическое мышление, которое не может рассматриватьс€ как продукт созерцани€ по системе дзэн, достаточное дл€ своего времени и сослови€ образование. ¬се это в какой-то мере мен€ло догмы дзэн в соответствии с духом эпохи.

ѕосле окончани€ периода междоусобных войн противоречи€ между дзэн и воспитанием воина по системе дзэн стали еще заметнее. —амураи, переставшие участвовать в военных действи€х, получили больше времени дл€ образовани€ вообще. ћногие буси в силу различных обсто€тельств оставл€ли свою профессию и становились учител€ми, художниками, поэтами.

Ќесмотр€ на то что подавл€ющее большинство самураев были преемниками идей дзэнсю, имелись и такие представители сослови€ воинов, которые следовали учени€м других сект буддизма. ѕрежде всего это нужно сказать о секте Ђнитирэнї, возникшей в середине XIII в. и проповедовавшей положение о непременном превращении через определенный срок всех существ и вещей в Ѕудду, так как он заключен во всем, будь то человек, животное или какой-либо неодушевленный предмет.ћногие самураи, будучи сторонниками догм секты Ђнитирэнї, €вл€лись ее членами, однако большинство приверженцев Ђнитирэнї составл€ли все же деклассированное самурайство Ч ронины, кресть€нство и другие эксплуатируемые слои общества.

¬ажное место в религиозном мировоззрении самураев занимал древний культ синто, который мирно сосуществовал с буддизмом. ќсновной чертой этой религии €понцев было почитание сил природы, местных божеств, предков. ¬ качестве одной из трех главных синтоистских св€тынь €понцами рассматривалс€ св€щенный меч - символ самурайства и душа €понского воина.

—инто требовало от самураев об€зательного почитани€ умерших предков и поклонени€ душам убитых в бою воинов, военачальников, обожествленных героев и императоров. —амураи верили в божественную предопределенность и ставили свою волю в полную зависимость от воли богов. —инто, €вл€€сь исконной религией €понцев, однако, редко присутствовал в чистом виде в религиозной жизни самураев.

Ѕуддизм, проникший в середине VI в. в японию, был более развитой (при этомЧмировой) религией, нежели примитивный синтоизм. ѕоэтому он был сразу же прин€т прав€щими кругами страны и использован в их интересах. “ем не менее синтоистские св€щеннослужители не желали отказыватьс€ от своих привилегий и опирались на народные массы, продолжавшие исповедовать традиционную религию. Ёто заставило буддийское духовенство и правителей древней японии идти по пути сотрудничества двух религий, что со временем привело практически к синкретизму синтоизма и буддизма.

—ли€ние синто и буддизма отразилось на духовной жизни самурайства. Ќередко €понские воины перед военными походами или решающей битвой одновременно поклон€лись духам синто и божествам буддизма. ¬ результате подобного сосуществовани€ многие боги синто стали надел€тьс€ особенност€ми буддийских бодхисаттв, в то врем€ как пантеон буддизма пополн€лс€ прин€тыми в него божествами синтоизма.

»з догм конфуцианства самураи почерпнули принципы почитани€ старших, уважени€ господина и верности ему. Ќо верность господину могла выражатьс€ не только в посто€нном слежении ему, готовности в любой момент пасть за него. ¬ассал про€вл€л свою верность так же тем, что следовал за своим господином по пути смерти, выражавшемс€ в Ђсамоубийстве вследї, которое стало к 14 веку распространенной формой исполнени€ долга.

“аким образом, религиозное мировоззрение самураев слагалось из догм буддизма и конфуцианства, привнесенных в японию из  ита€, и элементов верований и обычаев местной, национальной религии Ч синто, котора€ вошла с ними в тесное соприкосновение. —о временем элементы этих трех религий переплелись и составили как бы единое целое. ƒругие большие религии и религиозные течени€ оказали на сословие воинов менее существенное вли€ние.


«аключение.

≈динственной же неизменной вещью на прот€жении существовани€ человеческого общества остаетс€ его психологи€: моральные нормы, этические принципы в отношени€х между людьми. ќдним из следствий образовани€ сослови€ воинов было оформление специфического мировоззрени€ самураев - бусидо - неписаного кодекса поведени€ самура€ в обществе, представл€вшего собой свод правил и норм "истинного", "идеального" воина. Ѕусидо €вл€етс€ основным стержнем мировоззрени€ самурайства.

—амурайска€ мораль сформировалась в общих чертах одновременно с системой сЄгуната, однако основы еЄ существовали задолго до этого времени. Ќитобэ »надзо выдел€л в качестве основных источников бусидо буддизм и синто, а также учени€  онфуци€ и ћэн-цзы. » действительно, буддизм и конфуцианство, пришедшие в японию из  ита€ вместе с его культурой, имели большой успех у аристократии и быстро распространились среди самурайства. “о, чего не доставало самура€м в канонах буддизма и конфуцианства, в изобилии давало воинам синто. ѕри этом попул€рнейшей сектой буддизма была "дзен", монахи которой внесли значительный вклад в дело развити€ бусидо.

“аким образом, на формирование идеологии самурайства, очень большое воздействие оказали их религиозные взгл€ды. ¬ числе главных принципов самурайской морали выдел€лись: верность господину; вежливость; мужество; правдивость; простоту и воздержанность; презрение к личной выгоде и деньгам.

Ќо все эти принципы втекали из основной идеи Ц идеи отношени€ к смерти. Ђ≈сли у теб€ есть два пути, то выбирай тот, который ведет к смертиї Ц гласит кодекс самураев. » именно благодар€ этой приории самураю удавалось саблюдать весь конгломерат ценностей. »деологи€ самурайства, прочно легла на менталитет нации и остаетс€ актуальной до сих пор.

—писок используемой литературы:

 

1. —ветлов √. ≈. —тарые новые боги японии. ћ.: Ќаука, 2001.

2. ј. јйны Ц Ќароды ¬осточной јзии. ћ.-Ћ.,2005.

3. Ѕедн€кова ќ. Ђяпони€ сегодн€ї. ћ., 2000.

4. ¬оробьев ћ. ¬. япони€ в 3-7 вв.: Ётнос, общество, культура и окружающий мир. ћ.: Ќаука, 2000.

5. ямамото ÷унетомо Ђ нига самура€ї 2009

6. ямамото ÷унетомо Ђ’агакурэї 2007

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 706 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

2100 - | 1910 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.