Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 


Особенности предмета эстетики




Историческое развитие человека, развертывание его прак­тической деятельности, а также социальные условия формиро­вания эстетического отношения человека к действительности влияют на характер и содержание эстетического сознания обще­ства, класса, личности. Общественное сознание, отражающее общественное бы­тие, складывается из идеологии и общественной психологии,оно выступает в виде обыденного и теоретического систематизиро­ванного сознания, состоит из системы определенных форм. В общественное сознание входят политические и правовые, нрав­ственные и религиозные, научные и философские взгляды и тео­рии. Одной из форм общественного сознания является и эстети­ческая форма сознания, включающая в себя эстетическое чувст­во, эстетические потребности, эстетические вкусы и взгляды, эстетические идеалы.

Эстетическое сознание специфично: в нем особенно боль­шую роль играют эмоциональное отражение действительности, образное и конкретное мышление; оно отчетливо оценочно по своей природе. Психологические стороны эстетического созна­ния занимают большое место в его структуре. Это не значит, что эстетическое сознание отделено от идеологии. Напротив, оно является одной из ее форм, но эстетическое отражение мира всегда обязательно сопряжено с переживаниями, эмоциями. Са­ми эстетические идеи необходимо эмоционально окрашены.

 

Рассмотрим некоторые составные части эстетического созна­ния.

Эстетические чувства и потребности. Эстетическое чувст­во - это способность человека переживать получаемые им эсте­тические впечатления и сами эти переживания; волнение, испы­тываемое человеком при восприятии возвышенного, радость на­слаждения красотой, эмоции, вызываемые трагическим и коми­ческим в жизни и искусстве. Эстетическое чувство выступает как своеобразное чувство качества вещей и явлений. Хотя красо­та воспринимается чувствами как выразительная форма, но предстает перед нами как форма содержательная. Поэтому эс­тетическое чувство, соотнося форму с сущностью, назначением и функцией самого предмета, играет важную роль. Оно действу­ет в «сотрудничестве» с мышлением и раскрывает перед ними некоторые существенные стороны вещей.

Эстетическое чувство порождает и разнообразные эстети­ческие потребности. В потребностях задатки, заложенные в эс­тетическом чувстве, получают свою конкретизацию. Как и вся­кие человеческие потребности, эстетические потребности име­ют объективную основу. Они возникают на почве конкретной человеческой деятельности и в то же время стимулируют ее дальнейшее развитие, являются побудительными причинами. Но выступая как общественная необходимость и определяясь сущностью общества, эстетическая потребность каждого от­дельного человека обуславливается уровнем его личного разви­тия, в том числе и уровнем развития его эстетического чувства, характером его собственного участия в той или иной деятельно­сти. Таким образом, потребность исходит и из того, что уже су­ществует, и из того, чего еще не хватает для большей полноты и многосторонности этого существования. Без эстетического чув­ства нет эстетической потребности, но если эстетическое чувст­во выражает способность личности к эстетическому восприятию и изменению мира, то эстетическая потребность есть шаг к реа­лизации этой способности, она понимается как потребность в определенном эстетическом наслаждении, как осознание необ­ходимости определенных действий в той или иной конкретной сфере труда, общения с природой, взаимоотношения с другими людьми, художественного творчества с целью получения эсте­тической радости, эстетического удовлетворения.

Эстетическое чувство и эстетические потребности тесно связаны в эстетическом сознании с эстетическими вкусами, взглядами и идеалами, в которых находят дальнейшее отраже­ние эстетические стороны действительности и под влиянием которых совершается эстетическая деятельность людей.

Эстетический вкус. Характеризуя эстетические вкусы как составную часть эстетического сознания и относя их к социаль­но-психологической сфере последнего, следует сразу же сделать важную оговорку. И эстетические потребности человека, и эс­тетический вкус, н даже эстетическое чувство в развитом эсте­тическом сознании не просто испытывают на себе влияние идеологической стороны этого сознания, по буквально «прониза­ны» идеями, вырабатываемыми в процессе творческой деятель­ности, и во многом даже обусловлены эстетическими взглядами и теориями, связаны с эстетическим идеалом. В этом смысле ни эстетические потребности, ни эстетические вкусы не принадлежат исключительно социально-психологическому уров­ню общественного сознания. Однако эстетическое чувство, эсте­тические потребности и эстетические вкусы можно рассматри­вать преимущественно как социально-психологические явления прежде всего потому, что они возникают и зарождаются именно на уровне социальной психологии и первоначально являются фактами повседневного, обыденного сознания.

Эстетический вкус по своей сущности выступает как свое­образный регулятор эстетической деятельности и эстетического восприятия мира человеком. В нем воплощается эстетическое отношение общества и индивида к конкретным явлениям приро­ды и общества, к продуктам эстетической деятельности в плане их положительной и отрицательной эстетической оценки. Прав­да, механизм вкуса является не единственным механизмом эсте­тической оценки, но это механизм весьма важный и существен­ный. Его функции в системе эстетического сознания неодно­значны. Вкус выступает и как своеобразное средство отражения эстетических достоинств самых различных предметов действи­тельности, и как воплощение в непосредственно-эмоциональной форме эстетического отношения человека к этим предметам, и как критерий совершенства или несовершенства деятельности по преобразованию мира в соответствии с законами красоты.

Суждения о вкусе содержат оценку тех или иных предме­тов и явлений: красивых или некрасивых, гармоничных или дис­гармоничных, совершенных или несовершенных. Опираясь на эти суждения, человек предпочитает окружать себя нравящими­ся ему вещами, стремится к созерцанию отобранных им для вос­приятия произведений искусства; эстетический вкус влияет на выбор той или иной среды для общения, ландшафтов для прогу­лок, новых стран и городов для путешествий.

Реализуя эстетическое отношение к действительности, эс-тетическнй вкус выступает также и в виде нормы: в нем про­граммируются эстетические оценки новых, ранее неизвестных, только что возникающих явлений как в сфере жизни, так и в сфере искусства. Каждое новое поколение в начале своего духов­ного развития получает в качестве наследства систему опреде­ленных вкусов и руководствуется ими в эстетической оценке жизненных и художественных явлений. Вместе с тем, даже пре­одолевая старые эстетические вкусы и нормы, общество сохра­няет то объективное начало, которое существовало в них, обес­печивая преемственность эстетического развития.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 669 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2315 - | 2225 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.