Согласно ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое налоговым законодательством установлена налоговая ответственность, к которой могут быть привлечены как юридические, так и физические лица. Причем последние могут привлекаться к налоговой ответственности с 16 лет (п. 2 ст. 107 НК РФ). Ответственность по НК РФ наступает в случае, если противоправное деяние физического лица не содержит признаков состава преступления, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством.
Но привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога и пени.
Законом установлено четыре главных признака, при соблюдении которых деяние может квалифицироваться как налоговое правонарушение:
- во-первых, противоправность действия или бездействия, то есть несоблюдение правовой нормы, установленной законодательством о налогах и сборах;
- во-вторых, виновность правонарушителя, то есть наличие у него умысла либо же проявленная им неосторожность;
- в-третьих, наличие причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями;
- в-четвертых, наказуемость деяния. Если за совершение конкретных противоправных деяний законодательством не предусмотрено взыскания, то наступление ответственности исключается.
Пункт 2 ст. 115 НК РФ устанавливает специальное правило истечения срока исковой давности взыскания налоговых штрафов, взыскиваемых в условиях одновременного уголовного преследования в отношении виновного лица. Так, согласно п. 2 ст. 115 НК РФ в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.
Вместе с тем, как указано в п. 38 Постановления Пленума ВАС РФ N 5, то обстоятельство, что в отношении должностного лица организации-налогоплательщика решался вопрос о привлечении к уголовной ответственности, не является основанием для применения специальных правил исчисления срока давности взыскания налоговых санкций с организаций. Подобная позиция подтверждена также в Письме Минфина России от 21.12.2004 N 03-02-07/90.
Таким образом, в отношении виновного - должностного лица будут действовать специальные правила, установленные п. 2 ст. 115 НК РФ, а в отношении самой организации-налогоплательщика будет действовать общий срок исковой давности, исчисляемый со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Понятие длящегося правонарушения представлено в абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.1929 N 23 "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям" (ред. от 14.03.1963). Согласно указанному акту длящиеся правонарушения характеризуются непрерывным осуществлением состава определенного неправомерного деяния. Длящееся правонарушение начинается с какого-либо неправомерного действия или с акта преступного действия. Следовательно, длящееся правонарушение можно определить как действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой преследования.