В этом параграфе речь пойдет не о формальностях: партийной программе, уставе, прядке приема и тому подобное – а о принципиальных моментах, без учета которых создаваемая партия (движение) органически не способны играть роль эффективной избирательной машины.
В России на сегодняшний день уже накоплен примерно десятилетний опыт создания самых разнообразных политических организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В основном этот опыт носит негативный характер: стремительно возникающие новые структуры с такой же стремительностью исчезают с политической сцены. В принципе в этом нет ничего неожиданного: партстроительство еще более конкурентная область, чем избирательные кампании, и здесь выживает только сильнейший.
Но как стать этим «сильнейшим»?
Сильнейшими в России накануне выборов 1993 г. официально был объявлен «Выбор России», в 1995 г. – НДР; в 1999 г. – ОВР. Все три раза выборы для «сильнейшего» заканчивались весьма прискорбно. В результате «Выбор России» вынужден был постоянно перестраиваться и входить в блоки с другими организациями («Демвыбор» в 1995 г., СПС в 1999 г.), НДР практически сошел с политической сцены. Похожая судьба ждет, судя по всему, и ОВР. Куда же делись их «всенародная поддержка» и «могучие политические структуры»? Да и были ли эти структуры вообще?
А что случилось с первыми демократическими партиями, созданными в начале 1990-х: Демократической партией (ДПР), Республиканской партией (РПР), Социал-демократической партией? Что случилось с массовой «Демократической Россией»? Они обладали передовыми партийными программами, действительно имели структуры в регионах, активно поддерживались широкой общественностью. Однако уже к 1993 г. деятельность этих организаций свелась в основном к внутренней борьбе. На выборах 1993 г. уцелела лишь ДПР, но и она практически распалась к 1995 г. Как юридические лица перечисленные партии продолжают существовать, но на деле они превратились в чисто салонные организации, занимающиеся мелким политическим бизнесом.
Можно привести еще более разительные примеры: новая партия выдвигает, казалось бы, самые актуальные и правильные идеи, имеет прекрасную прессу – и не способна даже создать структуры в регионах: в нее просто никто не вступает, кроме функционеров, направляемых по разнарядке. Так было, например, с «Блоком Ивана Рыбкина»; с разными «центристскими» объединениями, создававшимися на интервале 1995–99 гг.
Наконец, даже вроде бы с состоявшимися партиями – такими, как ЛДПР и «Яблоко» тоже далеко не все благополучно, если посмотреть на их региональную структуру. Численность местных отделений практически не растет, многие из них пребывают в состоянии перманентных внутренних конфликтов. Лишь небольшая часть из них способна проводить избирательные кампании на надлежащем уровне. Типичная для России картина: кандидат баллотируется от известной федеральной партии и вынужден нанимать профессиональную команду для своей кампании. И не только специалистов по рекламе (что вполне естественно), но именно команду для осуществления непосредственной работы с избирателями. Какая же это партия, если ее структуры не способны обеспечить своим кандидатам даже оргмассовое направление избирательной кампании?
Все перечисленное является классической болезнью роста; типичными трудностями становления политической системы и проблемами нарождающегося в стране гражданского общества. Однако правильный диагноз – еще не лекарство. Вопрос состоит в том, что необходимо делать, чтобы вновь создаваемая политическая структура с самого начала была максимально эффективна как избирательная машина.
Практика показывает, что при создании новой партии в обязательном порядке следует учесть ряд принципиальных моментов, без которых избирательной машины из партии не получится ни при каких обстоятельствах. Речь идет о следующих необходимых составляющих:
– партийной идеологии, выделяющей потенциальных членов партии среди остальной массы граждан и побуждающей их (членов) добровольно и сознательно присоединиться к партии и участвовать в ее деятельности;
– хорошо поставленной постоянной работы с партийным активом и потенциальными сторонниками партии;
– правильной последовательность шагов при создании партии;
– обеспечение устойчивости партийных структур по отношению к внутренним конфликтам;
– обеспечение партстроительства ресурсами и их оптимальное распределение.
Дальнейшее изложение будет посвящено анализу каждой из перечисленных составляющих. В заключение же данного параграфа мы хотим подчеркнуть, что, к сожалению, даже самая правильная и профессиональная их отработка не гарантирует успеха в партстроительстве. Здесь очень многое зависит от чисто внешних факторов: общей социально-экономической обстановки, конкретной политической культуры и т.д.; наконец, просто от везения. Зато на 100% можно гарантировать, что непонимание общих принципов партстроительства и неумение применить их на практике с неизбежностью приведет к неудаче.