Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Взаимоотношения с Османской Турцией




Нашествия войск тюрка-сельджука Буги, жестокости Тамерлана, свирепствования крымских ханов, получающих на то дозволение Порты, на долгие годы создали у осетин негативное отношение к тюркскому миру в целом. Только во второй половине XIX века опасения потери собственного влияния и могущества заставила представителей высших осетинских сословий искать со своими подданными убежища в Османской империи.

Отрицательные последствия от связей с турками для Грузии и Кавказа в целом отмечала «Картлис цховреба». В частности, в грузинской летописи говорилось о том, что близкое соседство с Османской империей принесло грузинскому народу немало бед: «Османы... нравственно растлили часть крепостников, научив их торговать соотечественниками. Ослепленные жаждой наживы, светские и церковные князья продавали в туретчину беглых или провинившихся крестьян, называя их пленными...».126

Современный осетинский исследователь В. Дзидзоев в своих работах по истории Осетии отмечает, что торговля людьми была особо распространена между представителями высших сословий Осетии, Кабарды и Балкарии.127 Невольничий рынок существовал на границе Осетии с Кабардой в районе Татартупа. Крупные сделки совершались на «Ясырь-базаре» в Кизляре, где пленников продавали за деньги, либо обменивали на различные товары. Дальнейший их путь лежал в Турцию.

В XVI—XVII веках торговля людьми между Кавказом и Турцией приобрела грандиозный размах. Охотники за «живым товаром» выслеживали свои жертвы в лесу и поле, нападали на них и, связав, прятали в тайных местах. Переждав некоторое время, чтобы поиски несчастных стали менее интенсивными, их гнали к портовым городам. Вдоль Черноморского побережья в поисках партнеров по «бизнесу» сновали турецкие купцы. Они скупали женщин, детей, мужчин. Мужчин старшего возраста брали в качестве прислуги для богатых османов, юноши набирались для формирования особых воинских подразделений, женщины и девушки поступали в гаремы наложницами.

Даже в XIX веке гарем турецкого султана в основе своей комплектовался исключительно дочерьми кавказских народов. Описывая торговлю женщинами в Турции, в русских газетах и журналах говорилось о том, что «в гарем не может попасть турчанка. Это было бы противно религии: султан считается отцом всех турок, а поэтому не может иметь наложницей турчанку-дочь».128 Для их приобретения в Закавказье и на Северный Кавказ направлялся доверенный человек султана. Переезжая из аула в аул, он выбирал красивых девушек и покупал их у родителей и родственников. Некоторые из родственников шли на такой шаг по религиозным мотивам, но в основном, чтобы получить крупную по тем временам сумму денег — от 100 до 300 лир, а иногда и больше. Купленные девушки под специальной охраной доставлялись в Константинополь.

В день прибытия «товара» в гареме царило необычайное волнение — многие из ранее купленных наложниц ожидали, что в партии вновь прибывших могут оказаться их землячки, которые привезут новости с родины. Султан интересовался своими приобретениями, и если отмечал в партии «интересные экземпляры», то награждал выполнившего эту работу приближенного ценными дарами и повышением в чине. Другим источником для пополнения гарема становились подношения султану девушек министрами и сановниками. Они специально покупали с этой целью девушек, руководимые зачастую мыслью, что подарок придется по вкусу, и султан запомнит это благодеяние, а понравившаяся наложница может даже оказать чиновнику дальнейшую протекцию при дворе.

Особо отличились традицией приобретения рабов среди северокавказских народов крымские ханы. При каждом новом назначении хана в Крым, которые производила Блистательная Порта, кабардинцы в виде подарка обязаны были присылать 300 человек ясыря (рабов). В 1707 году, при назначении в Крым Каплан-Гирея, он не удовлетворился таким числом и потребовал «Меньше трех тысяч я не беру!» Кабардинцы отвечали на это: «Хотя и такое количество ясыря отдавать водилось у нас в обычае, но только ведь до сих пор в 15–20 лет один хан был сменяем, теперь же каждый год новый хан, чьих детей мы будем отдавать?..»129 Возмущало кабардинцев и то, что на рабство обрекаются единоверки турок и крымцев — мусульмане. В письме к Каплан Гирею они писали: «...Большинство народа черкесского освящены благодатью ислама, в каждом селе строятся соборные и приходские мечети и школы, исправно совершается пятикратная молитва и идет обучение юношества. Дозволено ли в Священном законе полонить целое полчище народа мухамедданского, подобно воюющим гяурам и отсылать к вашему присутствию?»130

Конфронтация по линии Россия-Турция, усилившаяся в связи с Большой Кавказской войной XIX века, стала способствовать тому, что кабардинские князья, а вслед за ними и осетинские владельцы, стали делиться на сторонников Османской Империи и приверженцев России. Именно тогда постепенно усиливающая свое влияние в регионе Турция (в противовес ослабевающему Ирану) взяла на себя роль осуществления мусульманской миссии среди народов Кавказа. И кабардинцы, и осетины стали все чаще выезжать для обучения в медресе, расположенные в разных вилайетах Османской Империи. Получившие мусульманское образование выходцы из Кавказа нередко оставались на продолжительный срок жить в Египте, Сирии, Анатолии. А те, кто возвращался и организовывал деятельность мусульманских медресе, приносили знания о правильном исполнении мусульманских обрядов, в том числе и об истинном смысле хаджа. И опять же, горцы-мусульмане тянулись к священным городам Мекке и Медине, входившим в состав османских вилайетов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1543 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2464 - | 2390 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.