Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблемы соотношения государственной власти и государства 2 страница




Это исключительные личные качества лидеров, руководителей, например героизм, принципиальность, смелость, решительность объединяемые понятием харизмы. Это и «господство «легальности» в силу веры в обязательность легального установления и деловой компетенции, обоснованной рационально созданными правилами, т.е. ориентации на подчинение при выполнении установленных за­конов и иных правил. Законность государственной власти опреде­ляется по признакам ее соответствия принципам рациональной ор­ганизации управления и эффективности права. То, что делается на законных основаниях, рассматривается как легитимное. Отсюда можно вывести следующие типы государственной власти — тради­ционную, харизматическую и правовую.

В большинстве современных подходов к легитимности цен­тральное место занимает идея суверенитета. И это понятно, по­скольку она затрагивает такие ключевые вопросы, как источник и природу государственной власти. Трудно установить источник су­веренитета государства, но тем не менее это реальный феномен. Проблема суверенитета затрагивает не только иерархию властных структур в рамках государства, но и место самого государства в си­стеме мирового сообщества. Когда говорят о суверенитете государства, то подразумевается, что все другие коллективы (общины, семьи, ас­социации, провинции, товарищества и т.д.) занимают подчиненное по отношению к нему положение.

Суверенитет — это юрисдикция государства, распространяемая на всю свою территорию и на всех граждан, людей, проживающих на этой территории. Суверенитет государства обладает правом уста-



II. Проблемы теории государства


2. Проблемы соотношения государственной власти и государства



 


навливать связи с другими государствами, защищать и реализовы-вать свои интересы. Таким образом, суверенное государство пред­ставляет собой территориальное образование, которое контролирует население, а также организации и группы, ассоциируемые с терри­торией. Государственный суверенитет включает в себя такие осно­вополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое-то иностранное государство или внешняя сила безнаказанно нарушает границы государства или за­ставляет его руководителей принять решение, не отвечающее на­циональным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и свои госу­дарственные интересы.

Следует различать внутренний и внешний суверенитет. Внут­ренний суверенитет — это право и полномочия повелевать всеми гражданами, живущими на национальной территории, как гражда­нами данного государства, так и не гражданами. Внешний сувере­нитет призван обеспечить территориальную целостность и невме­шательство во внутренние дела страны со стороны внешней среды (государств). Представляет интерес то, что до появления современного демократического государства власть центра неодинаково контро­лировала все население и все находящиеся в его подчинении терри­тории. То, что внешне казалось единым государственным простран­ством, на самом деле представляло собой множества провинций, княжеств, областей и т.д. Чем дальше они отделялись от центра, тем слабее оказывалась сила центра. Зачастую на окраинах государ­ства обширные территории в правовом отношении пользовались значительной долей самостоятельности.

Исходным элементом международного права является принцип суверенного равенства. Суверенитет представляет собой междуна­родную правовую концепцию, используемую для определения глав­ного субъекта верховной государственной власти в международном сообществе. Верховной государственной властью, или суверените­том, обладает только государство. Оно является единственным или главным носителем прав и обязанностей в системе международного права, единственным законным механизмом применения легитим­ного воздействия. Только государства имеют право формулировать и реализовывать международную политику. Все другие организа­ции, группы или отдельно взятые лица таким правом не обладают.

Концепция суверенного равенства всех государств независимо от их размеров, веса и влияния была выдвинута еще на II Гаагской мирной конференции в 1907 г. Причем она касается вопросов обес­печения безопасности и целостности государства перед лицом всех


внешних угроз. Этот принцип предполагает другой, не менее важ­ный принцип невмешательства одного государства, каким бы мо­гущественным оно ни было, во внутренние дела другого государст­ва, независимо от форм правления, их внутренней политики и т.д. Речь идет о взаимных обязательствах государств друг перед другом.

Можно выделить три принципа, определяющих эти обязательства: 1) независимость, 2) равенство и 3) единогласие. Независимость оз­начает, что каждое государство вправе разрабатывать и осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику самостоятельно, не получая на то разрешения у какой бы то ни было посторонней стороны. Ра­венство предусматривает, что все государства в соответствии с нор­мами международного права равны между собой. Ни одно государ­ство, независимо от его мощи, веса и влияния, не может претендовать на превосходство над другими государствами, какими бы малыми они ни были. Единогласие означает, что любое государ­ство связано нормами международного права лишь в том случае, если оно изъявило свое согласие с этими нормами. Но получив со­гласие с ними, от каждого государства ожидают их соблюдения. Та­ким образом, международное право предусматривает координацию поведения государств, а не подчинение воли одних государств воле других государств.

Суверенитет государства не означает, что оно вправе и способно делать все, что хочет, и может действовать изолированно от других членов мирового сообщества. Суверенитет и взаимосвязанность го­сударств не являются противоречивыми категориями. Суверенитет государства означает лишь то, что оно само решает, как справить­ся со своими внутренними и внешними проблемами, включая по­иск союзников и помощь извне, тем самым ограничивая собствен­ную свободу.

Власть и влияние государства представляют собой базовые харак­теристики любого общества. С этим явлением мы встречаемся почти во всех сферах жизни людей. Речь может идти, например, о власти родителей над детьми в семье, руководителя предприятия — над работниками, президента ассоциации — над ее членами, мэра горо­да — над его жителями, священника — над прихожанами церкви.

Наиболее правильное выражение понятие власти находит в юри­дической сфере. Лишь власть, осуществляемая государством, его ор­ганами и должностными лицами, является политической властью. Она отличается совершенством ее внутренней организации и степе­нью подчинения себе управляемых. Государство — главный и един­ственный носитель государственной власти. Специфическая особен­ность государственной власти состоит в том, что она осуществляется единой системой специальных центральных, или высших, и мест-



II. Проблемы теории государства


2. Проблемы соотношения государственной власти и государства



 


ных, или нижестоящих, органов, взаимосвязанных по вертикали и горизонтали.

Путь к власти лежит в способности ее субъектов контролиро­вать поведение других людей и управлять общественными процес­сами. Под властью подразумевается способность ее субъекта (отдель­ной личности, группы людей, организации, партии, государства) навязать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями насильственными и ненасильственными средствами и ме­тодами. Речь идет о способности того или иного субъекта навязать свое мнение, свою силу другим людям, группам, классам, обществу.

Однако власть нельзя свести к государству, физической силе, или насилию. Но нельзя не учесть того факта, что власть, не опи­рающаяся на силу, не способная добиться реализации своих реше­ний, в том числе силой или угрозой применения насилия, может оказаться просто пожеланием. Власть представляет собой форму выражения силы. Одна из главнейших задач государства — это раз­решение противоречия между необходимостью порядка и разнооб­разием интересов в обществе, сопряженных с конфликтами. Госу­дарство и власть призваны внести порядок и разумную организацию в социально-политический процесс, обуздать энергию человече­ских страстей.

И государство, и власть тесно связаны с насилием. Государство, даже самое демократическое, представляет собой во многих отно­шениях механизм принуждения, насилия над людьми. Но это наси­лие особого рода. Еще Т. Гоббс (продолжая Н. Макиавелли) усмат­ривал главный признак государства в «монополии на принуждение и насилие». Д. Локк считал государственной властью право созда­вать законы, предусматривающие смертную казнь и соответственно все менее строгие меры наказания для регулирования и сохранения собственности, и применить силу общества от нападения извне — и все это только ради общественного блага1. Этот тезис стал общим и для современной, цивилитарной теории государства и права.

Это верно, ибо государство, особенно современное, цивилитар-ное, в котором сочетаются множество разнообразных конфликтую­щих, не совместимых друг с другом интересов, устремлений, уста­новок и т.д., не в состоянии обеспечить выполнение своей главной функции по реализации общей воли своих граждан одними только уговорами, или же полагаясь на их сознательную и добрую волю. Власть является своего рода данью, отдаваемой природе человека, средством, призванным бороться с неправомерными действиями. В современном, цивилитарном государстве сила, насилие и прину-

См.: Локк Д. Соч. Т. 3. С. 263.


ждение облекаются в форму писаных или неписаных законов, раз­ного рода запретов и предписаний, которые в главной своей части строго определены и при необходимости исполняются с использо­ванием силы. Сущность государственной власти как раз и состоит в том, что она фиксируется в рамках закона.

Кроме того, при анализе власти неизбежно возникает вопрос о ее соотношением с политическим влиянием и авторитетом. Авто­ритет и власть всегда были и есть тесно взаимосвязаны, и нередко встречаются трудности при их разграничении. Известно даже, что иногда понятие авторитета используется некоторыми теоретиками государства для обозначения как власти, так и авторитета. На раз­личных этапах исторического развития авторитет, по-видимому, слу­жил одним из немаловажных источников власти. Это могли быть та или иная форма харизмы, авторитет полководца, ученого-мага, жре­ца, священнослужителя, хорошего специалиста в своей области.

Таким образом, с юридических позиций задача власти состоит в реализации целей управления, власть призвана осуществлять от­ношения господства и подчинения между правителями и управляе­мыми. Государство невозможно представить себе без властвования, господства и подчинения. Более того, феномен власти всегда при­сущ обществу. Но вместе с тем власть имеет множество источников и представляет собой сложное явление, различающееся по своим масштабам и направленности. Различаются, в частности, следующие формы проявления и функционирования власти: насилие и принуж­дение, наказание и поощрение, контроль и управление, соперниче­ство и сотрудничество. Она может носить как негативный, так и по­зитивный характер.

Таким образом, государство обладает публичной властью, т.е. пре­рогативами отдавать приказы и принуждать повиноваться этим при­казам, что обеспечивается, в частности, монополией на легитимное насилие. Вместе с тем механизм государственной власти, будучи некоторой целостностью, включает в себя ряд подсистем — право­вую, административно-управленческую, военную и др., в которых как по горизонтали, так и по вертикали, устанавливаются опреде­ленные, характерные для каждой из них отношения. Конституции, кодексы, законы и иные нормативные правовые акты, решения и т.д. являются средствами реализации власти. В то же время власть под­чиняется праву, призванному четко определить властные прерогати­вы и функции государства. Особенность государства состоит в том, что оно обеспечивает реализацию норм права, которые отличаются от социальных и иных норм, на которые государство не может серьезно влиять.

В современном государстве само это государство и государст­венный аппарат отделены от работающих в них чиновников и слу-

L



II. Проблемы теории государства


2. Проблемы соотношения государственной власти и государства



 


жащих, правительство как таковое — от его членов в смысле, что государство и правительство, государственный аппарат не являют­ся собственностью тех, кто обеспечивает их деятельность. Минист­ры, должностные лица государства являются наемными работника­ми, нанятыми для выполнения определенных ролей и функций.

Более того, развитие управления привело к тому, что возникло современное бюрократическое государство. Его монополия над средствами насилия усиливается с помощью средств сбора налогов, реализации внешней политики, фиксирования и осуществления за­кона, контролирования своих граждан. При всех негативных момен­тах, связанных с бюрократией, она превратилась в неотъемлемый элемент всех политических систем. М. Вебер рассматривал бюро­кратию как систему административного управления, характеризую­щуюся следующими признаками: иерархия соподчиненности и ответ­ственности; безличность, т.е. выполнений функций в соответствии с четко фиксированными юридическими и иными правилами; по­стоянство, в соответствии с которым работа выполняется в течение полного рабочего дня на постоянной основе при гарантии служеб­ного места и продвижения по службе; профессионализм. Конечно, не все могут согласиться с такой оценкой, но эти и подобные им признаки отражают сущность современной бюрократии.

Появление и оформление бюрократии были предопределены самими закономерностями становления современного государства. Более того, образование и становление современного государства на Западе ученые часто связывают с формированием бюрократиче­ского аппарата. И сегодня зависимость государства от бюрократии увеличивается по мере его разрастания. Государство, бюрократия и капитализм развивались в тесной зависимости. Именно с помо­щью бюрократического аппарата были преодолены негативные по­следствия классового подхода и передачи государственной власти по наследству (хотя в ряде государств эта наследственность сохра­нилась, например в Северной Корее, Азербайджане).

Один из атрибутов бюрократического аппарата — класс чинов­ников, оплачиваемый из государственного бюджета. Содержание огромной армии таких чиновников, обремененных своими функ­циями, что, в свою очередь, снимает вопрос об их социальном про­исхождении, возможно только в условиях современной рыночной экономики.

Современный аппарат управления, который невозможно пред­ставить без четких, разработанных норм и правил, строгой профес­сионализации работников, что тесно ассоциируется с бюрократией. Его способность состоит в том, что он носит постоянный характер. В отличие от высших органов государственной власти, которые на-


ходятся в зависимости от результатов избирательной борьбы и рас­становки сил в парламентах, государственный аппарат не зависит от этих колебаний и перестановок на вершине механизма государ­ства. Будучи инструментом осуществления властных функций, ар­мия чиновников и служащих продолжает делать свое дело незави­симо от правительственных кризисов, роспуска парламентов, досрочных выборов и т.д. В отличие от глав правительств, минист­ров и администраторов высшего звена, которые, как правило, при­ходят и уходят, основная масса чиновников представляет собой стабильный набор лиц, составляющих костяк системы государст­венно-административного управления.

Чиновники стали влиятельной силой, подчас не зависимой от подлежащих периодической смене правительств и выборных орга­нов власти. Чиновник, занимающий тот или иной пост в структуре государственного аппарата, является экспертом определенного про­филя, в то время как его выборный руководитель, как правило, на­ходится в положении постороннего. Более того, в процессе выпол­нения им своих обязанностей чиновник накапливает большой объем информации, что более усиливает его влияние и позиции. Этому способствуют так называемые кодексы бюрократии, согласно которым важнейшие сферы ее деятельности изъяты из-под контро­ля общественности.

Формально рядовые граждане вправе оспаривать действия бю­рократии. В определенной степени влияние и вес бюрократии можно ограничить и уравновесить с помощью выборных представительных органов. Но под прикрытием конфиденциальности и секретности бюрократия способна противодействовать попыткам выборных ор­ганов получить соответствующую информацию. В результате бюро­кратизм пронизывает все органы государства, и он отвоевывает у них одну позицию за другой. В современном обществе принципы предста­вительной демократии зачастую вступают в противоречие с принципа­ми административной эффективности, с их упором на обеспечение рационального принятия решений и эффективной их реализации. Факторы специализации, профессионализма и компетенции приоб­ретают все более растущую значимость1.

1 См., например: Керимов Д.А. Государствоведение. Актуальные проблемы теории. М., 2003. С. 5—67; Малюшин А.А. Концепция современного правового государ­ства. М., 2005. С. 58—100; Гаджиев К.С. Политическая философия. М., 1999. С 227-286.


Глава


3. Проблема типологии государства



 


ПРОБЛЕМА

ТИПОЛОГИИ

ГОСУДАРСТВА

В

условиях существования социалистических государств и СССР, господства в этих государствах, по существу, одной идеологии — марксистско-ленинской теоретики государства и права редко объ­ективно и глубоко обсуждали концепции типологии или типов го­сударства с точки зрения разных подходов и мерок, ибо считался единственно правильным и верным один подход — марксистско-ленинский формационный, а другие подходы объявлялись антина­учными либо вредными. С распадом революций социалистического лагеря и Советского Союза и кризисом марксизма-ленинизма как идеологии в науке постепенно стали проявлять интерес к исследова­нию проблемы типов государств, их классификации, деления по самым разнообразным критериям, принципам и признакам. Идеологическая зашоренность отступила, и это вполне естественно и нормально с точки зрения свободы научной мысли и демократии. Некоторые ученые, чтобы вообще освободиться от тоталитарного мышления, пошли в своих рассуждениях дальше: начали, с одной стороны, отказы­ваться от понятия «тип, типология государства», а с другой — сме­шивать его с понятием «форма государства», его вид и класс1.

Сегодня нельзя игнорировать либо изымать из научного оборота давно устоявшиеся и общепризнанные понятия «типы государства» и «типология государства». Эти понятия давно прижились в науке, достаточно осмыслены и помогают глубже познать государство как сложное политическое и социальное образование. В то же время в ус­ловиях демократизации общества и государства важно выделять и ис­следовать самые разные подходы к типологии государства и их ор­ганов, причем по самым разным критериям и основаниям. Но вначале необходимо четко определиться, что такое тип государства.

Несмотря на многообразие различных определений, выработан­ных в науке, под типом государства (независимо от подхода) пони­мается совокупность наиболее характерных особенностей и черт го­сударства, выражающих его социальную сущность и соотношение

1 См.: Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 48.


с определенной разновидностью тех или иных обществ, в рамках которых это государство существует. В настоящее время необходи­мо выделять и рассматривать самые разнообразные подходы (на ос­нове различных критериев) к типологии государства.

Первая типология государств (кстати, задолго до появления мар­ксизма-ленинизма) возникла в глубокой древности, когда самые разные люди и лучшие мыслители искренне мечтали о правильном, идеальном государстве. Первой типологией следует считать древ­нюю типологию, т.е. типологию или тип правильного, идеального государства. За критерий типа бралось то государство, которое больше подходило для жизни людей, граждан в условиях существо­вавшего общества. Отрицание марксистами-ленинцами правильно­го, идеального типа государства под тем предлогом, что оно не вы­держивает критики с позиций классового подхода, неравенства, эксплуатации человека человеком и т.д., нельзя признать обосно­ванным. Для того времени, когда люди искренне говорили и верили в идеальное и правильное государство, такой подход был единст­венно верным и правильным, хотя сегодня его можно и подвергать критике и с чем-то не соглашаться.

Известно, что, например, еще Платон разработал свой проект идеального государства, близкий к реальным условиям жизни грече­ских полисов (его труд «Государство»). Рассуждая об идеальном го­сударстве, он утверждал, что это государство лучших людей и что управление им должно находиться в руках людей знающих, постиг­ших самые совершенные идеи, овладевших высотами научного по­знания: «Пока в городах... не будут или философы царствовать или нынешние цари и властители — искренно и удовлетворительно фи­лософствовать, пока государственная сила и философия не совпадут в одно... дотоле ни города, ни человеческий род не жди конца злу...».

Подобно тому, как управление кораблем поручается людям, знающим корабельное дело, управление государством, заявлял Пла­тон, должно поручаться людям, обладающим для этого необходи­мыми знаниями, овладевшим истинной философией. Платон под­вергал сомнению принцип соблюдения законов. Он находил, что философы, когда им будет вручена власть, обладая глубокими зна­ниями, смогут управлять государством, руководствуясь своим ус­мотрением, а не требованиями закона.

Свободное население в идеальном государстве, по его мнению, должно быть разделено на три сословия: 1) философов, правящих государством; 2) стражей и воинов, охраняющих государство; 3) ре­месленников и землевладельцев, доставляющих гражданам потреб­ные им материальные блага. Необходимость такого деления Платон пытался обосновать и оправдать разнообразной аргументацией. Он



II. Проблемы теории государства


3. Проблема типологии государства



 


указывал прежде всего на разделение труда в обществе и говорил, что каждое дело делается лучше, когда кто-либо занимается им спе­циально: каждый лучше всего делает одно, не хватается за многое.

Изобразив устройство своего идеального государства, Платон обращается к рассмотрению государств, отклоняющихся от идеала, так называемых извращенных форм государства. Все государства Платон располагает в порядке возрастающего отклонения от идеа­ла: идеал — это аристократия, государство в котором господствует лучшие (мудрые); за аристократией следует тимократия (господство сильнейших и храбрейших). Еще дальше от идеала отклоняется олигархия, где существует власть немногих богатых; затем следует правление демоса, народа (демократия); наконец худшая из непра­вильных форм — тирания.

Перевороты, влекущие за собой смену форм, происходят, по Платону, от причин общественного порядка, от порчи характера властвующих и подвластных, от того, что правители из «стражей» ста­новятся «волками», или от того, что в обществе появляются и раз­множаются «трутни», от алчности, скупости, властолюбия и т.п. Позднее, разочаровавшись в возможности осуществления на прак­тике идеала, изображенного в своем произведении «Государства», Платон отступает в ряде существенных положений от требований, выдвинутых в этом более раннем труде. Это была попытка мысли­теля путем различного рода уступок приблизить идеал к действи­тельности. Тем не менее проект «Законов» имеет много общего с проектом «Государства».

Дальше Платон отстаивает уже идеал аграрного замкнутого, «самодостаточного» государства. В связи с этим государственный строй у мыслителя предусмотрен аристократический. Правда, в го­сударстве существует народное собрание, в котором могут участво­вать все граждане. Однако граждане двух первых разрядов обязаны посещать народные собрания под угрозой штрафов за непосещение. Для граждан же остальных двух разрядов посещение собраний не обязательно.

Предлагается выборный орган — Совет 360. Во главе государст­ва Платон ставит теперь не философов, а старейших и наиболее рассудительных граждан. Коллегию высших должностных лиц госу­дарства составляют 37 правителей — стражей законов, избранных из 100 заранее намеченных кандидатов. Для занятия должности правителя установлен 50-летний возраст. Срок, на который изби­раются «стражи законов», — 20 лет.

Правители руководствуются в управлении государством не ус­мотрением, как философы по первому проекту, а законами, кото­рые призваны заменить недостающую мудрость правителей. Законы


самым тщательным образом регламентируют все стороны жизни гра­ждан. Их нарушение влечет суровые кары. Стремясь обеспечить со­хранность государственного строя, Платон рекомендует законодате­лю, а также правителям проявлять постоянную заботу об укреплении устоев общества любыми способами.

Не ограничиваясь рассмотрением различных форм государства, Аристотель тоже дает свою характеристику идеального, совершен­ного государства, но он придает более конкретный характер своему идеалу. Его идеал остается целиком в рамках греческого государст­ва-города, «самодовлеющего» коллектива. Государство, по его мне­нию, не должно быть слишком большим или слишком малым по территории и по количеству населения. Государство с очень мало­численным населением не может быть самодостаточным. Ему не обеспечена «автаркия». Но и слишком большое государство не мо­жет получить надлежащую организацию. Население, как и террито­рия государства, должно быть небольшим. Для совершенного госу­дарства необходимы благоприятные климатические условия: климат не слишком холодный, как на севере Европы, но не слишком жар­кий, как в Азии.

В совершенном государстве, по Аристотелю, сохраняются не­справедливость, резкое неравенство и рабство среди свободных. Граждане обеспечены всем необходимым, но не занимаются ни ре­меслом, ни земледелием. Физический труд — дело рабов и ремес­ленников. Последние лично свободны, но не являются гражданами государства. Земельная собственность должна принадлежать только гражданам. Ремесленники и земледельцы не обладают ею.

Что касается политической организации идеального государст­ва, то Аристотель выдвигает принцип поочередного участия всех граждан в осуществлении государственной власти. При этом граж­дане в молодые годы только подчиняются, с достижением же опре­деленного возраста они привлекаются к участию в управлении го­сударством.

Немало интересных суждений о типе идеального правильного государства можно встретить и у Полибия в его «Всеобщей исто­рии», и у Н.Макиавелли в его трактатах, и у И.Фихте. В XX в. наи­более распространенным стал так называемый формационный подход к типологии государства, сторонниками и активными разработчика­ми которого были идеологи марксизма-ленинизма. Отвергнув идею о типе идеального, правильного государства, сторонники этого под­хода стали утверждать, что типология государства связана только со способом производства, а в соответствии со сменой способов про­изводства происходит в истории смена типов государства. Под ти­пом государства они понимали совокупность характерных особен-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 648 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2349 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.